Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:19, курсовая работа
В современной рыночной экономике наиболее распространенным в крупном бизнесе по изготовлению технически сложной продукции, в том числе и в химической промышленности, является олигополистический тип рынка. Его появление и расширение обусловлено дифференциацией (отличающейся от других) продукции, концентрацией производства и эффектом масштаба, т.е. снижением долгосрочных средних издержек при увеличении объемов производства конкретных видов продукции до определенного уровня. Минимальный эффективный масштаб в каждой отрасли имеет свою величину. Минимальный эффективный размер предприятия в большинстве отраслей химической промышленности соответствует 4 - 6% от общего объёма спроса. С повышением технической сложности изготовления продукции минимальный эффективный размер предприятия возрастает, трудности вхождения в рынок данной отрасли увеличиваются.
Введение
Глава 1. Теоретические особенности олигополистического рынка
1.1 Понятие олигополии и особенности олигополистического рынка
1.2 Моделирование олигополистического рынка
1.3 Олигополистическое ценообразование
Глава 2. Специфические особенности олигополистического поведения в химической промышленности
2.1 Специфика ценового сговора и ценовых войн крупнейших нефтехимических корпораций РФ
2.2 Активизация научно-технического прогресса, как одна из особенностей олигополистического поведения химической промышленности РФ
Заключение
Список литературы
Министерство
Образования и Науки РФ
Казанский Государственный
Технологический Университет
Кафедра Экономики
Курсовая работа
по курсу:
Экономика химической
отрасли
на тему:
Специфика олигополистического
поведения в химической промышленности
Казань
2006
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические
особенности
1.1 Понятие олигополии
и особенности
1.2 Моделирование
олигополистического рынка
1.3 Олигополистическое
ценообразование
Глава 2. Специфические
особенности олигополистического поведения
в химической промышленности
2.1 Специфика
ценового сговора и ценовых
войн крупнейших
2.2 Активизация
научно-технического прогресса,
Заключение
Список литературы
Введение
В современной
рыночной экономике наиболее распространенным
в крупном бизнесе по изготовлению
технически сложной продукции, в
том числе и в химической промышленности,
является олигополистический тип рынка.
Его появление и расширение обусловлено
дифференциацией (отличающейся от других)
продукции, концентрацией производства
и эффектом масштаба, т.е. снижением долгосрочных
средних издержек при увеличении объемов
производства конкретных видов продукции
до определенного уровня. Минимальный
эффективный масштаб в каждой отрасли
имеет свою величину. Минимальный эффективный
размер предприятия в большинстве отраслей
химической промышленности соответствует
4 - 6% от общего объёма спроса. С повышением
технической сложности изготовления продукции
минимальный эффективный размер предприятия
возрастает, трудности вхождения в рынок
данной отрасли увеличиваются.
Если минимальный
эффективный масштаб достаточно
велик относительно общего объёма спроса,
то, возможно, в отрасли для эффективного
производства есть место только нескольким
крупным предприятиям. Такие отрасли характеризуются
как естественные олигополии. Этим объясняется
объединение даже крупных предприятий
в глобальные структуры, что характерно
для химической промышленности.
Химическая промышленность
является бюджетообразующей отраслью
в Российской Федерации. Она дает
около 30% доходов в бюджет страны,
около 40% валютных поступлений, в ней
задействовано около 12% трудового
населения и около 20% основных производственных
фондов.
По мнению многих
экспертов, Россия до сих пор остаётся
страной с сырьевой экономикой, т.е.
государством экспортирующим сырьё, и
соответственно, сильно зависимым от
мировых цен на нефть. Но прибыли
от экспорта готовой продукции в 7 - 10 раз
превышают прибыль от экспорта сырья.
Нетрудно понять, что развивая химическую
и нефтехимическую промышленность мы
можем увеличивать свои доходы в бюджет.
Отсюда можно сделать вывод, что экономика
России так же напрямую зависит и от успешной
работы крупнейших корпораций, господствующих
в химической отрасли.
Учитывая все
эти условия, актуальность взаимодействия
предприятий - олигополистов и специфики
олигополистического поведения
в химической промышленности очевидна.
Целью моей курсовой
работы является анализ специфики олигополистического
поведения в химической промышленности.
Для раскрытия
этой цели мною были поставлены следующие
задачи:
1. Определить
понятие олигополии и причины
её становления;
2. Выявить основные
особенности моделирования и ценообразования
на олигополистическом рынке;
3. Рассмотреть
особенности поведения
При написании
работы я использовала учебную литературу,
материалы с сайтов агентства
internet, статьи различных журналов и газет.
Структура курсовой
работы представлена в виде 2-х глав,
где в первой главе я рассмотрела
понятие олигополии, причины её становления,
особенности моделирования
Глава 1. Теоретические
особенности
1.1 Понятие олигополии,
причины её становления и
Олигополия - один
из наиболее интересных и наименее
предсказуемых видов
Немногочисленность
и крупные размеры фирм. Наиболее
заметная черта олигополии состоит
в немногочисленности действующих
на рынке фирм. Не следует, впрочем, думать,
что компании можно в буквальном смысле
пересчитать по пальцам. В олигополистической
отрасли, как и при монопольной конкуренции,
наряду с крупными часто действует немало
мелких фирм. Однако на несколько ведущих
компаний приходится столь большая часть
суммарного оборота отрасли, что именно
их деятельность определяет развитие
событий.
Формально к
олигополистическим обычно относят
те отрасли, где несколько крупнейших
фирм (в разных странах за точку
отсчета принято от 3 до 8 фирм) производят
более половины всей выпускаемой продукции.
Если же концентрация производства оказывается
ниже, то отрасль считают действующей
в условиях монополистической конкуренции.
Конечно установление
количественной границы между олигополией
и монополистической конкуренцией во
многом условно. Ведь два названных типа
рынка имеют и качественные отличия друг
от друга.
По концентрации
продавцов на одном и том же
рынке олигополии подразделяются на
плотные и разряженные. К плотным
олигополиям условно относят такие отраслевые
структуры, которые на рынке представлены
2-8 продавцами. Структуры рынка, которые
включают более 8 хозяйствующих объектов,
относят к разряженным олигополиям. Подобного
рода градация позволяет по-разному оценивать
поведение предприятий в условиях плотной
и разряженной олигополии. В первом случае
в силу весьма ограниченного числа продавцов
возможны различного рода сговоры в отношении
согласованного их поведения на рынке,
тогда как во втором случае это практически
невозможно.
Исходя из характера
предлагаемой продукции, олигополии можно
подразделить на ординарные и дифференцированные.
Ординарная олигополия связана с
производством и предложением стандартных
продуктов. Многие стандартные продукты
выпускаются в условиях олигополии
- это сталь, цветные металлы, строительные
материалы. Дифференцированные олигополии
формируются на основе выпуска продуктов
многообразного ассортимента. Они характерны
для тех отраслей, в которых имеется возможность
разнообразить производство предлагаемых
товаров и услуг.
Уровень плотности
олигополистической структуры рынка
измеряется количеством предприятий
в той или иной отрасли и
их долей в совокупных продажах отрасли
в рамках национальной экономики. Таким
образом, варьируя количеством предприятий
можно определить степень концентрации
производства, а, следовательно, и предложения
в исследуемой отрасли общественного
производства.
В то же время
следует подчеркнуть, что было бы
неосмотрительно
Становление олигополии
В основе исторической
тенденции образования
Процессы поглощения
и слияния позволяют
Другим существенным фактором формирования олигополистических структур рынка является стремление предприятий реализовать эффект масштаба производства. В процессе совершенствования техники и появления новых технологий оптимальные размеры производства достигли таких масштабов, которые стали существенным препятствием для вхождения в отрасль новых предприятий. Эти препятствия связаны как с ограниченностью финансов, достижением низких издержек производства, так и более рациональным использованием ресурсов несколькими хозяйствующими объектами, нежели многими конкурентами с незначительными объемами производства [4, с.335-338] .
1.2 Моделирование олигополистического рынка
Для олигополии характерны небольшое число фирм - конкурентов и, вследствие этого, их всеобщая взаимосвязь. Фирма - олигополист находится в активном рыночном окружении. Таким образом, олигополистическая отрасль существует только тогда, когда число фирм в ней настолько мало, что каждая при формировании целей своей деятельности, определении сбытовой и ценовой политики должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.
То, что олигополия включает многообразие особых рыночных ситуаций, существенно мешает выработке обобщенной модели установления равновесия на рынке и определения рыночной цены. Четко проявляются две взаимосвязанные черты олигополистического ценового поведения. С одной стороны, олигополистические цены имеют тенденцию быть негибкими, а с другой - при изменении олигополистических цен существует большая вероятность того, что фирмы будут изменять свои цены согласованно.
Олигополистическое рыночное поведение предприятий является предметом исследования уже довольно длительное время. В основе современных концепций олигополистического взаимодействия лежит классическая теория дуополии (когда на рынке присутствуют только две фирмы), которая впервые была описана в середине XIX века французским ученым Антуаном Курно при изучении взаимодействия объема производства, цены и прибыли на рынке двух фирм.
Модель Курно базируется на двух основных предположениях о поведении фирмы в условиях дуополии (олигополии): во-первых, каждая фирма нацелена на максимизацию получаемой прибыли; во-вторых, каждая из фирм предполагает, что при изменении собственного объема выпуска другая фирма сохранит свой объем выпуска на существующем уровне. Тогда процесс достижения равновесия на рынке будет выглядеть следующим образом: одно из предприятий выбирает объем выпуска продукции, максимизирующий его собственную прибыль. Затем второе предприятие, предполагая, что уровень выпуска продукции первого остается неизменным, определяет собственный объем выпуска, максимизирующий прибыль. Этот процесс приспособления на рынке проходит через несколько стадий «действия и ответа» до того момента, пока фирмы не достигнут состояния равновесия, когда ни одна из фирм не будет стремиться к изменению собственного объема выпуска продукции.
При описании состояния рыночного равновесия теория Курно не предполагает, что фирмы выберут именно эти объемы выпуска. Предполагается только, что если фирмы выберут такие объемы производства, то рынок будет находиться в состоянии равновесия.
В теории Курно
фирмы рассматриваются как
Информация о работе Специфика олигополистического поведения в химической промышленности