Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2014 в 17:42, курсовая работа
В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его изученности были бы настолько несопоставимы. Эта проблема теневой экономики, которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества.
Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет; это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить, т.к. практически вся информация, которую удается получить ученому-экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Основные понятия теневой экономики
1.1 Понятие теневой экономики……………………………………………..4
1.2 Структура и институционализация теневой экономики……………….9
Глава 2. Особенности теневой экономики
2.1 Теневая экономика: причины и последствия………………………….12
2.2 Плюсы и минусы теневой экономики………………………………….14
2.3 Масштабы теневой экономики…………………………………………16
2.4 Регулирование теневой экономики…………………………………….19
Глава 3. Создание правовых экономических условий по сокращению теневой экономики
3.1 Проблема легализации теневого капитала……………………………22
3.2 Борьба с теневой экономикой как механизм обеспечения
экономической безопасности страны……………………………………..24
Заключение…………………………………………………………………..30
Список литературы………………………………………………………....33
В странах с развитой рыночной экономикой отмечается постоянный рост масштабов теневого сектора. Наибольших масштабов достиг теневой сектор экономики в развивающихся странах.
Так, теневая экономика в Нигерии достигает 76% от официального ВВП. Значительный масштаб теневого сектора отмечается также в Таиланде (71%), Египте (68%), Боливии (66%) и Панаме (62%). Фактически в большинстве развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки можно говорить скорее о существовании "параллельной", или "второй" экономики, ненамного уступающей по масштабу экономике официальной.
Если в странах Запада в теневом секторе работают в основном небольшие фирмы, а заработки от деятельности используются как дополнительный источник дохода, в развивающихся странах ситуация иная. Мигранты из сельской местности неспособны найти работу в легальном секторе и вынуждено добывать основные средства в теневой экономике. Повсеместная коррупция и изъяны в законодательстве способствуют тому, что значительная часть хозяйственной деятельности оказывается неучтенной официальными властями.
Постсоциалистические страны8. Согласно различным исследованиям, наибольшее значение теневой сектор имел в экономике Грузии (43-51% официального ВВП), Азербайджана (34-41%) и России (27-46%). Для всех постсоветских стран характерна одна тенденция: теневая экономика активно растет, в среднем с 26%. Многие компании на постсоветском пространстве (даже крупные, с участием государственного капитала) прибегают к теневым операциям наряду с вполне легальной деятельностью в официальной экономике.
В Восточной Европе наибольший масштаб теневая экономика приобрела в балканских странах - Македонии, Хорватии и Болгарии (около 40% ВВП). В Албании экономика практически полностью функционирует в теневой сфере. В Албании, где среднегодовой доход гражданина составляет всего 70 долларов, сегодня только по официальной статистике на 3,2 млн населения насчитывается 500 тысяч автомобилей, причем 60% из них - это "мерседесы".
Теневая экономика в России неравномерно представлена в различных отраслях. Так, по оценкам российского Госкомстата, если в строительстве на теневой сектор приходится около 8% деятельности, то в торговле этот показатель превышает 63%.
Еще одной чертой новой теневой экономики в России стало широкое распространение скрытой занятости. Согласно недавним исследованиям, 27% трудоспособных россиян (а это 21 млн человек) имеют официально не учтенную вторую работу, причем около половины из них заняты в "посреднической деятельности", треть - в розничной торговле, а оставшиеся - в челночном бизнесе.
2.4 Регулирование теневой экономики
Под государственным регулированием (воздействием) теневой экономики необходимо понимать систему мер законодательного, исполнительного и контрольного характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями, нацеленная на повышение эффективности деятельности субъектов предпринимательства в официальном секторе экономики и снижение уровня их теневой деятельности.
В хозяйственной системе на самом деле существовала не одна, а две параллельные теневые экономики- рыночная (нелегальное производство дефицитных товаров) и командная (получение нелегальных личных привилегий благодаря личным связям). Эти две системы представляли собой, по существу, две стороны одной монеты, поскольку общим правилом было совмещение ролей. «Цеховик» мог заниматься своим бизнесом только при личной благосклонности к нему местного (лучше - не только местного) начальства. Умение производить качественную продукцию с низкими издержками имело при этом гораздо меньшее значение, нежели умение давать «барашка в бумажке».
Концепция двойного дуализма позволяет сформулировать более взвешенный ответ на вопрос о том, в какой степени теневую экономику советских времен можно считать «инкубатором» рыночных институтов. Теневые отношения клиентализма приучали всех и каждого глядеть на официальные правила и законы как на пустые формальности, вкладывать свой человеческий капитал не в совершенствование трудовой квалификации, а в налаживание личных отношений с «нужными людьми». Таким образом, отечественная теневая экономика одновременно и ускоряла, и тормозила формирование «нормальных» рыночных институтов. Точнее говоря, она облегчала начало перехода от советской командной экономики к постсоветскому рыночному хозяйству, но затрудняет завершение этого перехода.
Если для появления институциональных инноваций теневая экономика полезна, то для их «укоренения» она, наоборот, опасна. Чтобы новые «правила игры» стали массовыми, они должны потерять привкус криминальности и стать закрепленными в формальном праве и в массовом сознании. Однако теневая экономическая жизнедеятельность порождает многие нормы, которые облегчают «жизнь в тени», но препятствуют «перелету из тени в свет». Поэтому превращение бывших неформальных «правил игры» в легальные вовсе не отменяет необходимости борьбы за «очищение» новых институциональных практик от теневого «наследия».
Пока новые «правила игры» имеют нелегальный статус, для их участников - энергичных авантюристов - просто необходимо умение идти на нарушение закона (или иных общепринятых норм) с легким сердцем. Однако это «наплевательское» отношение к закону в принципе не может на долгое время стать общепринятым. Любая деловая культура держится на уважении закона (не обязательно чисто юридического), в противном случае бизнес превращается в «игру без правил» и саморазрушается. Поэтому легализация каких-либо теневых отношений не должна категорически означать легализацию беззакония.
Другим элементом «теневого» наследия является обязательное наличие в теневых отношениях элементов того социально-экономического строя, в недрах которого они развиваются. Когда теневые экономические отношения легализируются, эти элементы становятся элементом торможения общественного развития и должны быть отброшены.
Та двойственность функций теневой экономики в развитии экономических систем, которую мы наблюдаем на примере нашей страны, является, видимо, универсальной закономерностью: теневые отношения намечают пути институциональных инноваций, но в процессе их массового внедрения начинают «тянуть назад». Именно так было в процессе генезиса капитализма, который начался со своей «криминальной революции», а завершился торжеством правового общества. Нечто аналогичное ожидает и нас : переходный период завершится, когда предпринимательство избавится от криминального имиджа.
3. Создание правовых
3.1 Проблема легализации теневого капитала
Легализация (отмывание) денежных средств – это одна из самых популярных отраслей теневой экономики. Взяточничество, подкуп, пользование, владение и распоряжение доходами, полученными заведомо незаконным путем – это лишь малая часть направлений этого сектора. Правоохранительными органами ведется интенсивная борьба с легализацией денежных средств, но желающих заработать таким легким способом меньше не становится.
Как представляется, проблема легализации теневого капитала должна базироваться на следующих принципах:
- благоприятные
для бизнеса изменения
- четкое
разграничение капиталов
- формирование
нового отношения к
- укрепление
доверия к власти, предполагающего
в качестве одной из мер
демонстрацию эффективной
- Установление общественного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля. Механизм такого контроля должен быть основан на данных о правонарушениях в сфере экономики, что облегчает выбор партнера в деловых отношениях.
Отмывание “грязных” денег и легализация теневых капиталов - это отнюдь не одинаковые процессы, хотя криминалисты зачастую их отождествляют, понимая под криминальным доходом любую экономическую выгоду, полученную в результате нарушений. “Грязный” бизнес захлестнул российскую экономику. Свыше трех тысяч организованных преступных группировок специализируются на “отмывании” доходов, половина из них организовала для этого собственные легальные хозяйственные структуры. В этих целях путем насилия и шантажа установлен контроль над десятками тысяч субъектов рынка. Современные теневики получают доходы не только от преступной деятельности, но и в результате совершения хозяйственных, финансовых, таможенных нарушений.
Теневой капитал следует рассматривать как потенциальный инвестиционный ресурс России. Вовлечение его в экономический оборот будет способствовать преодолению кризиса в инвестиционной сфере, а в перспективе – выходу всей экономики из кризисного состояния. Думается, что попытки экспроприации теневого капитала не дадут желаемого результата по двум причинам.
Во-первых, это потребует значительных усилий и затрат, связанных с приведением внутреннего законодательства в соответствие с международными требованиями, точным установлением местонахождения активов, оформлением доказательственной базы, подтверждающей противозаконный характер происхождения капитала.
Во-вторых, при размещении теневых капиталов их владельцы предприняли соответствующие меры предосторожности (прежде всего юридического характера), обеспечивающие сохранность активов.
Наиболее приемлемое решение проблемы легализации теневого капитала многие исследователи видят в объявлении экономической амнистии. Проводя её, государство не должно выдвигать никаких встречных требований финансового характера, поскольку в перспективе оно рассчитывает получить гораздо больший эффект от работы легализованного капитала.
Учитывая разнородный характер теневой экономики и различные источники происхождения теневого капитала, амнистия не должна распространяться на доходы, полученные в криминальном секторе теневой экономики. В противном случае это лишь укрепило бы экономическую базу организованной преступности.
Наибольший положительный эффект может быть достигнут в том случае, если меры по легализации капиталов теневиков-хозяйственников будут сопровождаться усилением репрессий в отношении криминальной составляющей теневой экономики.
Легализация теневого капитала сужает финансовую базу теневой экономики и способствует уменьшению её масштабов, создавая необходимые условия для активации борьбы с отмыванием доходов, полученных в результате последующей теневой деятельности (в первую очередь – криминальной).
3.2 Борьба с теневой экономикой как механизм обеспечения экономической безопасности страны.
В государственных властных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем «теневой» экономики.
Первый — радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991 — начала 1992г. и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Печальные итоги воплощения данного подхода, на лицо: отмеченные выше критические масштабы «теневой» составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, — с другой. Не случайно у некоторых политиков стали появляться идеи относительно того, чтобы «провести полную легализацию всей «теневой» экономики и начать жизнь с чистого листа». Вряд ли такие веяния получат общественную поддержку, в том числе со стороны «теневиков» - хозяйственников, испытавших все «прелести» сотрудничества с организованными преступными сообществами и желающих «начать жизнь с чистого листа» без угрозы быть застреленными, снова подвергаться налетам рэкетиров и т.п.
Второй — репрессивный — подход возник как своеобразная реакция на социальные негативы описанного либерального. Он предполагает: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов РФ; улучшение взаимодействия спецслужб в рассматриваемом отношении, формирование системы тотального контроля и доносительства: общее ужесточение законодательства, направленного против «теневой» экономики, усиление мер наказания. В качестве одной из попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать принятие Государственной Думой в первом чтении представленного Минфином РФ законопроекта «О государственном контроле за соответствием крупных расходов, на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам». Идея проекта, казалось бы, естественна: поскольку государству не удается зарегистрировать доходы, следует поставить под контроль расходы граждан (от 500 до 1000 минимальных окладов в течение года) и подобным путем, во-первых, выявить действительные доходные параметры состоятельных групп населения, во-вторых, принудить их раскрыть источники сокрытых средств, в-третьих, собрать недовыплаченные налоги. Однако для достоверного прогнозирования последствий проектируемых действий необходимо вернуться к причинам разбухания теневой части экономики. Их много, но главные замыкаются на сложившиеся общие условия хозяйствования. Последние подавляют отечественное производство, вынуждают предпринимателей укрывать доходы от неподъемных налогов и выводить капитал из производства в финансовую сферу и за границу, криминализируют общество. Не только богатый мировой опыт (в том числе примеры латиноамериканских стран), но и практика преобразований в России свидетельствуют: «теневая» экономика есть реакция хозяйствующих субъектов и граждан на систему, которая поставила их в положение жертв правового и экономического беспредела (чего стоит недавнее публичное признание председателем Верховного суда РФ того, что судебные решения исполняют криминальные структуры).
Информация о работе Создание правовых экономических условий по сокращению теневой экономики