Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2014 в 17:42, курсовая работа
В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его изученности были бы настолько несопоставимы. Эта проблема теневой экономики, которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества.
Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет; это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить, т.к. практически вся информация, которую удается получить ученому-экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Основные понятия теневой экономики
1.1 Понятие теневой экономики……………………………………………..4
1.2 Структура и институционализация теневой экономики……………….9
Глава 2. Особенности теневой экономики
2.1 Теневая экономика: причины и последствия………………………….12
2.2 Плюсы и минусы теневой экономики………………………………….14
2.3 Масштабы теневой экономики…………………………………………16
2.4 Регулирование теневой экономики…………………………………….19
Глава 3. Создание правовых экономических условий по сокращению теневой экономики
3.1 Проблема легализации теневого капитала……………………………22
3.2 Борьба с теневой экономикой как механизм обеспечения
экономической безопасности страны……………………………………..24
Заключение…………………………………………………………………..30
Список литературы………………………………………………………....33
Серый рынок (зона полулегальных операций) - это рынок, который функционирует на основе деятельности ряда полутеневых предприятий, организаций и оказывает им содействие представителей федеральных и региональных органов власти. Государство жестко диктует цены, ограниченный доступ покупателя, зависящий от платежеспособности и личных знакомств. Цель - ограничение спроса на товары, вредные для государства и общества.
Другая составляющая серого рынка - это достигшее огромных размеров присвоение (хищение) государственной собственности (феномен «несунов»). Процветали и приписки на производстве, с одной стороны, позволяющие фиктивно выполнять спускаемые сверху нереальные планы, а с другой стороны - скрывать воровство материалов и оборудования, которые затем перепродавались на черном рынке.
Розовый рынок (своего рода «VIP»-зона) включает деятельность уполномоченных властными структурами фирм, наделенных «статусом наибольшего благоприятствования», который дает возможность получать льготы, дешевые кредиты, работать с особо ликвидными товарами и т.д. Розовый рынок функционирует как на федеральном, так и на региональных уровнях и имеет сквозной характер. Причем значительная часть этого рынка находится в полной тени. Общим правилом для его «игроков» является увод активов в зарубежные оффшоры.4
Институционализация теневой экономики - это закрепление теневого экономического поведения (например, «обналичивание» денег, теневой вывоз капитала) в те или иные организационно устойчивые формы, признаваемые всеми участниками данной деятельности и транслируемые следующими поколениями занятых ею субъектов. Из данного определения ясно, что пройдя стадию институционализации, теневая экономика претерпевает качественные изменения: из хаотических и случайных, никак не оформленных взаимодействий экономических субъектов, поведение которых не ограничено какими-либо жесткими правилами, она превращается в структурированную и самовоспроизводящуюся социальную систему, которая не только скрыта от прямого государственного контроля и наблюдения, но и имеет внутреннюю организацию.
Произошедшая институционализация теневой экономики сделала ее неотъемлемым элементом российской модели капитализма. Теневая экономика стала привычным для большинства населения явлением-люди каждый день сталкиваются с теневой деятельностью, и она не вызывает практически никакого осуждения общества. Это породило парадокс - теневая экономика в какой-то мере перестала быть «теневой», т.е. скрытой от общества и неизвестной ему.
2. Особенности теневой экономики
2.1 Теневая экономика: причины и последствия
Одним из основных двигателей теневой экономики в советском государстве было врожденное свойство командно-распределительной системы - дефицит5. Отсюда всем известная торговля «из-под прилавка». Система хоть и жестоко наказывала тех, кто пытался наживаться на постоянной нехватке чего-нибудь очень нужного для полноценной жизни, но не могла победить частную инициативу, видимо, органически присущую людям. Скорее наоборот: частная инициатива в какой-то момент добила прогнившую советскую машину.
Предприниматели изначально не отождествляли себя с государством. Поскольку раньше их деятельность была запрещена, они привыкли жить с ним в разных мирах и совсем не привыкли платить налоги и соблюдать законы. Зачем, если можно спокойно жить, используя хорошо, наработанные в советское время навыки: воровство, связи и знакомства, откаты и взятки.
Современная теневая экономика возникла не только в результате попыток ограничить свободу рынка, но и в силу природы самих рыночных отношений. Рыночное хозяйство построено на фетишизации прибыли, обожествлении дохода. «Протестантская этика» и прочие виды социального самоограничения могут приглушить эту жажду наживы, но не устранить. Поэтому когда возникает возможность «сорвать куш», отдельные лица (или группы людей) часто отбрасывают в сторону долгосрочные общественные интересы ради сиюминутной своекорыстной выгоды.
Впрочем, похоже, что государство и по сей день устраивает такое состояние теневой экономики. Как еще прокормить полчища чиновников? К тому же государство не может обеспечить ни достойных пенсий, ни нормального здравоохранения, ни достойного образования: за все приходится платить из собственного кармана - пусть уже не платят всех налогов. Такую модель практикуют развивающиеся страны - по молчаливому уговору государство снимает с себя некоторую ответственность, но и не требует с общества уплаты всех налогов. И это работает. По мнению многих экономистов, из-за скрытой занятости средний уровень жизни в нашей стране намного выше, чем свидетельствует официальная статистика.
Поскольку всякое государство изымает часть доходов граждан в свой бюджет и запрещает отдельные виды предпринимательства, то некоторые люди стремятся скрыть источники своего обогащения, не платить налоги.
Основными последствиями развития теневой экономики стали развал, кризис экономики народного хозяйства, потеря управляемости, разрушение хозяйственных связей, спад производства, рост экономической преступности и ряд других аспектов. В социальной сфере теневая экономика привела к резкой дифференциации, расслоению общества на бедных и богатых, потерявших моральные и нравственные ориентиры; к ориентации значительной части общества, в том числе интеллигенции, на получение дохода любыми средствами: с использованием служебного положения, взяточничества, спекуляции, воровства и др.
Существует и другая точка зрения, заключающая в том, что последствия теневой экономической деятельности нельзя оценивать однозначно. Многие виды теневой экономики (особенно скрытая и неформальная) объективно помогают развитию официальной экономики, чем препятствуют ему.
Таким образом, теневая экономика выступает как реальная угроза экономической безопасности и возникает из-за пренебрежения со стороны государственной экономики реальными экономическими интересами населения. Полезные виды деятельности в свое время были загнаны в подполье политикой командно-административной системы — политикой принудительного огосударствления. Если государство не в силах обеспечить насыщение соответствующими благами сферы потребления, а общество не может без них обойтись, неизбежно возникает подпольная экономическая деятельность, и борьба с ней не может увенчаться успехом.
2.2 Плюсы и минусы теневой экономики
Если рассматривать социально-экономические последствия теневой экономики, то можно заметить, что они в большей степени негативные, чем позитивные.
Главный минус теневой экономики - это коррупция6. Если убрать коррупционную ренту, которая примерно сопоставима с уровнем налоговой нагрузки на бизнес, составляющей 20-22%, то это серьезно изменит ситуацию с уплатой налогов, в целом улучшится бизнес-климат.
Существует также точка зрения, что к коррупции допустимо терпимое отношение. Согласно одному аргументу, в истории развития многих стран (Индонезии, Таиланда, Кореи) были периоды, когда экономика и коррупция росли одновременно. Согласно другому аргументу, взяточничество есть лишь реализация рыночных принципов в деятельности государственных и муниципальных структур. Таким образом, терпимое отношение к коррупции допустимо в условиях экономического бума либо пока она не затрагивает эффективность рынка в целом.
К
плюсам теневой экономики
Все, наверное, единодушны в том, что теневая экономика в целом - это негативное явление и чем ее доля в экономике (в ВВП, в доходах населения или в занятости) выше, тем хуже для экономики в целом и для общества. В то же время столь однозначная оценка неформального сектора вряд ли будет справедлива. Неформальный сектор имеет свои плюсы и минусы, баланс которых не столь однозначен и зависит от многих обстоятельств. В целом, можно предположить, что по мере увеличения его доли в экономике (сверх определенного порога), минусы могут доминировать над плюсами.
Конечно, значительная по масштабам занятость в неформальном секторе7 порождает ряд социальных и экономических проблем. Доходы от деятельности здесь не облагаются налогами, поэтому бюджеты и социальные фонды лишаются значительных средств. Поскольку этот сектор малопроизводителен (в силу низкой капиталоемкости и преобладания примитивных технологий), его развитие может сдерживать экономический рост в целом, представляя собой нерациональное отвлечение ресурсов. Развитие неформальной занятости, как правило, усиливает и без того чрезмерное неравенство доходов. Трудовые права работающих в этом секторе граждан никак не защищены законом. Занятые здесь оказываются в очень уязвимом и незащищенном положении, лишенные многих трудовых прав и всех социальных льгот. Как и любые теневые доходы, наличные средства, обращающиеся в этом секторе, могут питать коррупцию и преступность. Не имея возможности создавать свои лоббистские организации или отстаивать свои политико-экономические интересы, работники неформального сектора оказываются выключенными из политического процесса. Чем значительнее масштабы этого сектора, тем сильнее могут проявляться его негативные последствия.
Однако неформальный сектор, если он не чрезмерен, имеет и свои несомненные позитивные стороны для развивающейся или переходной экономики. В условиях глубокой или затяжной рецессии в странах, в которых государство не способно обеспечить эффективную защиту от безработицы, именно этот сектор предоставляет определенную социальную поддержку потенциальным безработным. В частности, он позволяет потерявшим работу,иметь заработок и избежать скатывания в беспросветную нищету, а государству, испытывающему сильное давление на бюджет, экономить на пособиях по безработице. В конце концов, доходы субъектов неформального сектора составляют элемент совокупного спроса в экономике и расходуются в основном в рамках формального.
Неформальный сектор служит также своего рода инкубатором предпринимательства, обеспечивая вход в него и первичное обучение. В условиях, когда вход в малый бизнес обставлен массой административных и прочих барьеров, именно неформальный сектор позволяет их обойти или минимизировать издержки. В более широком смысле, открывая доступ к новым профессиям и позволяя относительно "дешево" приобретать новые навыки, он является важным механизмом социальной, трудовой и профессиональной мобильности. Укрепившись, такое предпринимательство и самозанятость могут впоследствии формализоваться и выйти на свет.
Поскольку неформальный сектор неоднороден, а его различные элементы выполняют различные функции и влекут неоднозначные социальные и экономические последствия, для подведения более точного баланса плюсов и минусов необходимо заглянуть "внутрь" этого черного ящика.
2.3 Масштабы теневой экономики
Масштабы теневой экономики во многом зависят от типа экономической системы, но эта зависимость носит неоднозначный характер. Очевидно, что теневой экономики нет (точнее, она минимальна) при абсолютно огосударствленной и при абсолютно разгосударствленной экономике: в первом случае государство запрещает всякую теневую активность и имеет средства этот запрет реализовать, а во втором случае нет запретов и контроля, следовательно, нет и нужды «скрываться в тени». Теневая активность будет увеличиваться в «пограничной зоне» между централизованным и децентрализованным хозяйством: с одной стороны, в слабеющей централизованно управляемой экономике уменьшаются возможности контроля; с другой стороны, в подвергающемся огосударствлению рыночном хозяйстве множатся меры контроля, далеко не всегда эффективного.
Следует учитывать, что оценка масштабов теневой экономики, которая по определению уклоняется от «учета и контроля», сама по себе является довольно сложной проблемой. Поскольку расчеты в теневой экономике производятся почти исключительно наличными, а в официальной экономике – безналичными деньгами, то хорошим индикатором динамики теневых сделок является изменение количества наличных денег в обращении. Другой часто используемый метод – это анализ расходов электричества (оно является таким производственным ресурсом, который необходим при многих видах скрываемого производства, но при этом скрыть его расход почти невозможно). Нетрудно заметить, что оба этих метода в принципе не могут охватить многих видов теневой деятельности (например, распространенное в России огородничество для самообеспечения) и дают заниженные оценки.
Чтобы упрочить свои позиции, дельцы нелегальной экономики пользуются услугами преступного мира и подкупают государственных чиновников, вследствие чего возникают различные виды организованной преступности, в том числе мафиозные образования. Поскольку теневая экономика имеет скрытый характер, то нельзя достаточно точно и достоверно подсчитать величину создаваемых в ней и перераспределяемых с ее помощью доходов.
Рассмотрим современное состояние и масштабы теневой экономики в различных странах, используя результаты исследований австрийского экономиста Фридриха Шнайдера.
Всего в мире в теневом секторе создается как минимум 8 трлн долларов добавленной стоимости ежегодно, не попадая в бухгалтерские отчеты предприятий и в официальную статистику как отдельных государств, так и международных организаций. Таким образом, по своим размерам глобальная теневая экономика сопоставима с экономикой США - страны, имеющей самый крупный ВВП в мире.
Информация о работе Создание правовых экономических условий по сокращению теневой экономики