Современный взгляд на развитие международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 03:08, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность рассмотрения темы определяется двумя основными факторами : Во-первых, для большинства современных государств (в т.ч. и для Украины) характерно экономическое развитие, ориентированное на все более глубокую интеграцию в мировое хозяйство. Эта тенденция стала неотъемлемым элементом мировой экономики, международного рынка товаров, услуг, технологий и капиталов. Во-вторых, внешнеэкономические связи являют собой одну из наиболее сложных сфер экономики любой страны. Они представляют собой целый комплекс различных направлений, форм, методов и средств перемещения материальных, финансовых и инновационных ресурсов между странами.

Оглавление

Введение
1.Макроэкономические закономерности развития международной торговли
1.1История становления международной торговли
1.2Особенности развития международной торговли в современных условиях
1.3Характеристика международной торговли в Украине
2.Систематизация исследований теорий международной торговли
2.1Теории международной торговли французских физиократов и английских классиков
2.2Новая теория Пола Кругмана
2.3Теории распределения доходов от внешней торговли
3Современный взгляд на развитие международной торговли
3.1Формы международной торговли
3.2Анализ развития украинского экспорта металлопродукции
3.3Проблемы международной торговли на современном этапе
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая макро 2010.docx

— 153.65 Кб (Скачать)

        Использование  Кругманом   модели монополистической конкуренции позволило все разрешить и найти решение в явном виде с минимумом предложений. Далее рассматривается экономика производящая большое количество товаров с использованием одного фактора- труда. При свободном входе фирм в равновесии достигается нулевая прибыль фирмы монополиста. Такая ситуация называется- монополистической конкуренцией. С одной стороны каждый производитель монополист, С другой он получает нулевую прибыль. В экономике большего размера в равновесии ниже подушевое потребление каждого товара и выше заработная  плата. Можно оценивать последствия международной торговли для каждой страны по аналогии с ростом числа потребителей в каждой экономике.

       Таким образом  при либерализации торговли вырастает оббьем производства отдельной фирмы, растет реальная заработная плата и ассортимент товаров, доступных для потребителя.

        Принципиально важным моментом является то, что в рамках данной модели нельзя предсказать каким именно образом произойдет специализация в условиях свободной торговли. В силу предложенной модели каждая страна будет производить только уникальные товары, то есть пересечение ассортиментов товаров, производимых в разных странах, не будет. Однако внутри отдельно взятой страны количество производимых в равновесии со свободной торговлей товаров, а следовательно и число фирм сократится по сравнению со случаем закрытой экономики. Это необходимое условие роста производства на оставшихся фирмах, благодаря чему и растет эффективность производства в силу экономии от масштаба.

Пользуясь моделей Пола Кругмана ничего нельзя сказать относительно того, какие фирмы уйдут с рынка, высвободив ресурсы для развития оставшихся фирм. Важный результата модели- возникновение торговли между абсолютно одинаковыми странами, которую можно трактовать как внутриотраслевую, поскольку предложение о функции полезности указывает на свойство близкой замещаемости рассматриваемых в модели товаров.

       Таким образом, на десяти страницах статьи Кругман сумел очень доступно продемонстрировать и объяснить механизм и причины роста внутриотраслевой торговли в первую очередь между схожими странами. Такая постановка вопроса задала тон последующим исследованиям в области как теоретического так и эмпирического анализа международной торговли, тем самым заложив основы направления, получившие  название новая теория международной торговли.

      Стоит отметить, что сугубо теоретические работы Кругмана породили большое количество эмпирических исследований, в которых верифицировались выводы модели и исследовались другие, вытекающие из моделей гипотезы. Тем самым появились эффекты торговли которые ранее вообще не исследовались, придав тем самым новое дыхание теории международной торговли.

2.3Теории  распределения доходов

          Внешняя торговля в разной степени затрагивает интересы отдельных групп населения. Помимо деления на потребителей и производителей существует и другое, связанное с тем, какими факторами производства владеют экономические агенты и в каких отраслях заняты эти факторы.

      Развитие внешней торговли сопровождается специализацией стран на выпуск тех видов товаров, по которым они имеют относительные преимущества, следовательно претерпевает изменения структура производства в торгующих странах, а значит и структура спроса на факторы производства.

      Отрасль, производящая экспортную продукцию, будет расширяться, цена товара будет расти до уровня мировой цены. Соответственно, увеличится спрос на факторы производства, занятые в этой отрасли, а следовательно и цены на них. В период времени после войны в экономической литературе всего мира, появился целый ряд новых подходов, которые объясняют всесторонние аспекты внешней торговли. Все исследования велись на примере развития классической теории Смита – Риккардо - Милля, и рассматривался факторный анализ теории Хекшера - Олина. Основной проблемой, которая рассматривалась, являлась проблема распределения прибыли, как внутри государства, так и вне его. В теориях относительных и абсолютных преимуществ, а также в теории международной стоимости, эти вопросы не рассматривались, так как считалось, что торговля не оказывает никакого влияния на распределения доходов внутри государства. Но в каждом государстве имели как сторонники так и противники свободной торговли. То есть можно сделать вывод, что одни группы людей были в выигрыше от торговли, в то время как другие- несли убытки.  В то время появились новые теории:

а) теорему (теорию) Столпера—Самуэльсона;

б) теорему (теорию) Рыбчинского;

в) теорию специфических факторов производства

      Теорема Столпера- Самуэльсона показывала как изменяются цены на товары и сами доходы под воздействием факторов производства. В построенной модели имели место предпосылки. К примеру, в государстве производятся два товара, соответственно при помощи двух факторов производства, на рынках имела место быть совершенная конкуренция как самих товаров, так и факторов производства. Один товар более трудоемкий, а чтобы произвести другой, используется земля. Цены на товар равносильны производственным издержкам, из-за международной торговли, цена на товар, который экспортируется возрастает. Таким образом Столпер и Самуэльсон сделали вывод, что при наличии внешней торговли, и установлении торговых связей, обмен товаром ведет к вознаграждению фактора, который используется для производства товара. Иными словами внешняя торговля снизит доход на редкий фактор- фактор производства. Можно сделать вывод, что ограничение внешней торговли приведет к росту дохода.

     В 1955 году, появляется теорема Т. Рыбчинского- английского экономиста, родом из Польши. В своей теореме он рассматривал такие же предпосылки, что и Столпер- Самуэльсон. Он выявил то, как влияют предложения факторов на прибыль. Возник вопрос, что же произойдет, если предложение одного из двух факторов увеличится, скажем, например, труда?

     Согласно предпосылкам, увеличение предложения труда, приведет к тому, что в целом трудо-интенсивное производство повысится, а так же произойдет перераспределение второго фактора производства. В конечном итоге производство трудоемкого капитала возрастет, а капиталоемкого уменьшится. Теорема Т. Рыбчинского показывает, что экспортное производство приведет к стагнации производства в других областях производства. Эти отрасли будут нуждаться в импортных товарах.

     Можно сделать вывод, что теорема Т. Рыбчинского позволяет нам предвидеть расширения в экспортных секторах. Причем это расширение может привести к падению импортного производства. Теория специфических факторов рассматривают экономику, в которой одни факторы мобильны, а другие специфические только для определенной отрасли. Авторами этой теории являются П. Самуэльсон и Р. Джонс. Например, можно предположить, что два государства производят два товара, например, зерно и машины. Для этого используются три фактора производства: труд, капитал и земля. Мобильный фактор- это труд, а земля и капитал. Если затраты специфических факторов не растут, то производство будет увеличиваться в убывающей прогрессии, а это означает, что производительность труда будет снижаться.   Благодаря развитию внешней торговли, специфические факторы экспортного сектора будут развиваться, а для импортного сектора сокращаться.

     Из теории Самуэльсона- Джона можно сделать вывод: сторонниками свободной внешней торговли могут быть не все владельцы относительно избыточных факторов производства, как утверждали Э. Хекшер и Б. Олин, а только те. кто владеет фактором специфическим для экспортных отраслей.

     Следовательно можно сделать  вывод, что дальнейшие исследования  проблемы влияния внешней торговли  на распределение доходов между  владельцами факторов производства  позволило выявить определенную  закономерность. Чем больше какой  –либо фактор специализирован  в экспортном производстве, тем  больше он выигрывает в результате  внешней торговли. И наоборот, чем   выше доля фактора в производстве  конкурирующей с импортом продукцией, тем больше он теряет после  установления торговых отношений.

 

      

      3.Современный  взгляд на развитие  международной торговли

      3.1 Формы международной торговли и их особенности на современном этапе

      Оптовая торговля :Основная организационная форма в оптовой торговле стран с развитой рыночной экономикой – независимые фирмы, занятые собственно торговлей. Но с проникновением в оптовую торговлю промышленных фирм ими создавался собственный торговый аппарат. Таковы в США оптовые филиалы промышленных фирм: оптовые конторы, занятые информационным обслуживанием различных клиентов, и оптовые базы. У крупных фирм ФРГ имеются собственные отделы поставок, специальные бюро или отделения сбыта, оптовые склады. Промышленные компании создают дочерние общества для сбыта своей продукции фирмам и могут иметь свою оптовую сеть.

     Важный параметр в оптовой торговле – соотношение универсальных и специализированных оптовых фирм. Всеобщей можно считать тенденцию к специализации: в специализированных фирмах производительность труда значительно выше, чем в универсальных. Специализация идет товарному и функциональному (т.е. ограничение функций, выполняемых оптовой фирмой) признаку.

     Особое место в оптовой торговле занимают товарные биржи. Они похожи на торговые дома, где торгуют различными товарами, причем как оптом, так и в розницу. В основном товарные биржи имеют свою специализацию. Публичная биржевая торговля основана на принципах двойного аукциона, когда увеличивающиеся предложения покупателей встречаются со снижающимися предложениями продавцов. При совпадении цен предложений покупателя и продавца заключается сделка. Каждый заключенный контракт публично регистрируется и доводится до сведенья публики через каналы связи. Изменение цен определяется количеством продавцов, желающих продать товар при данном уровне цен и покупателей, готовых приобрести данный товар при этом уровне цены. Особенность современной биржевой торговли при высокой ликвидности является то, что разница между ценами предложений на продажу и на покупку составляет 0,1% уровня цены и ниже, тогда как на фондовых биржах этот показатель достигает 0,5% цены акций и облигаций, а на рынках недвижимости - 10% и более.

     В развитых странах бирж реального товара почти не осталось. Но в отдельные периоды при отсутствии других форм организации рынка, биржи реального товара могут играть заметную роль. Институт биржи не потерял своего значения для международной торговли, в связи с превращением из биржи реального товара в рынок прав на товар, или в так называемую фьючерсную биржу.

     Фондовые биржи:  Торговля ценными бумагами ведется на международных денежных рынках, то есть на биржах таких крупных финансовых центров, как Нью-Йорк, Лондон, Париж, Франкфурт-на-Майне, Токио, Цюрих. Торговля ценными бумагами производится в присутственные часы на бирже, или так называемое биржевое время. В качестве продавцов и покупателей на биржах могут выступать лишь брокеры (маклеры), которые выполняют заказы своих клиентов, и за это получают определенный процент с оборота. Для торговли ценными бумагами – акциями и облигациями – существуют так называемые брокерские фирмы, или маклерские конторы.  В данное время торговля ценными бумагами как на внутреннем, так и на внешнем рынке приобретает огромное значение для развития мировой торговли в целом. Объёмы оборота в рамках этой формы международной торговли неуклонно возрастают, хотя она и подвержена сильному влиянию внешнеполитических факторов.

     Ярмарки: Одним из наилучших путей поиска контакта между производителем и потребителем являются ярмарки и выставки. На тематических ярмарках производители выставляют на выставочных площадях свои товары, а потребитель имеет возможность выбрать, купить или заказать необходимый ему товар прямо на месте. Ярмарка представляет собой обширную выставку, где стенды с товарами и услугами распределены согласно тематике, отрасли, назначения и т. п. Во Франции многочисленные отраслевые выставки организуются устроительными обществами, в большинстве случаев не располагающими своими ярмарочными территориями, принадлежащими торгово-промышленной палате.

    В ярмарочном хозяйстве Италии крупнейшей ярмарочной компанией является Миланская ярмарка, не имеющая конкурентов по своему годовому обороту, который составляет 200-250 миллионов евро. Она главным образом сдает в аренду выставочные павильоны, но выступает и в качестве устроителя.

    На ярмарках Великобритании выделяются две крупные, действующие и за пределами страны, компании – «Рид» и «Бленхейм», годовой оборот которых колеблется в пределах от 350 до 400 миллионов евро. Однако значительная часть своего оборота они получают и за пределами Великобритании. По официальным данным около 30 процентов внешней торговли Италии производится через ярмарки, в том числе 18 процентов через Миланскую. Она имеет 20 представительств за рубежом. Доля иностранных участников и посетителей в среднем составляет 18 процентов.

     Ярмарки в Германии в целом занимают ведущее место в Европе. За последнее время годовой оборот, к примеру, Берлинской ярмарки превышает 200 миллионов евро и имеет устойчивую тенденцию к росту.  Роль ярмарок в будущем не уменьшится, а, напротив, возрастет. С развитием международного разделения труда, которое еще больше углубится благодаря свободному товарообмену в Европе. За некоторыми исключениями посетителям и участникам Европейских ярмарок не создавалось никаких помех и ограничений.

Информация о работе Современный взгляд на развитие международной торговли