Современные теории международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 13:23, доклад

Краткое описание

Неотехнологическая школа связывает основные преимущества с монопольной позицией фирмы (и страны)- новатора. Отсюда и новая оптимальная стратегия для отдельных фирм: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что необходимо всем или многим, но что больше пока никто выпускать не может.Изменилось и отношению к государству: экономисты неотехнологического направления считают, что государство может и должно поддерживать производство высокотехнологичных экспортных товаров и не мешать свертыванию производства других, устаревших.

Файлы: 1 файл

Sovremennye_teorii_mezhdunarodnoy_torgovli_libo.docx

— 20.42 Кб (Скачать)

Современные теории международной  торговли либо развивают принципы классических теорий, распространяя их на большее  количество товаров, стран и факторов производства, либо изучают отдельные  стороны международной торговли, которые по каким – либо причинам остались не объясненными классическими  теориями.

     На современном этапе неоклассическая школа сосуществует с неотехнологической, получившей развитие с середины ХХ века на основе НТР.

    Неотехнологическая школа связывает основные преимущества с монопольной позицией фирмы (и страны)- новатора. Отсюда и новая оптимальная стратегия для отдельных фирм: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что необходимо всем или многим, но что больше пока никто выпускать не может.Изменилось и отношению к государству: экономисты неотехнологического направления считают, что государство может и должно поддерживать производство высокотехнологичных экспортных товаров и не мешать свертыванию производства других, устаревших.

К неотехнологическим относятся следующие теории:

теория технологического разрыва  М. Познера (1961 г.); теория эффекта масштаба Кэмпа (1964 г.) и несовершенной конкуренции П. Кругмана (1979 г.); теория жизненного цикла продукта Р.Вернона (1966 г.); теория внутриотраслевой торговли Б. Баласа (1967 г.); теория конкурентного преимущества нации М.Портера (1986 г.).

     Одним из направлений неотехнологических теорий является теория жизненного цикла продукта. Суть ее в том, что каждый новый продукт проходит цикл, включающий стадии внедрения, расширения, зрелости и старения, на основе которого могут быть объяснены современные потоки между странами при обмене готовыми изделиями. В соответствии с циклом, страны специализируются на производстве экспорта одного и того же товара на разных стадиях его зрелости.Данная теория основывается на допущении о монопольном положении развитой страны в технологии, что дает ей возможность превосходства в изобретении новых или усовершенствованных продуктов.

   Движущей силой рынка является стремление национальных субъектов хозяйствования максимизировать чистую экономическую прибыль. Это возможно только при условии, если они занимают на мировом рынке монопольное положение по созданию новых видов продукции.

Вначале это монопольное положение  означает то, что технологически развитая страна будет стремиться увеличить  выручку за счет роста объемов  продаж, а следовательно, увеличить свою долю на мировом рынке за счет экспорта нового продукта. Со временем продукт получает всеобщее распространение, стандартизируется и может производиться в массовом масштабе в большинстве стран мира

    Классическим примером, подтверждающим эту теорию, является опыт США и Японии по развитию отраслей электроники в послевоенную эпоху. Инновации в радио-, теле-, стерео – и компьютерных отраслях пришли из США, которые сначала имели успех от их экспорта. Затем Япония адаптировала американские технологии и начала производить эти же товары с меньшими затратами, которые, соответственно, продавала по более низким ценам. В 80-е годы основной объем сборки электротехнических товаров производился в развивающихся странах. Последнее уничтожило американское и японское преимущество в торговле. Теперь США и Японии выгоднее импортировать эти товары из развивающихся стран с низкими уровнем переменных и постоянных издержек. Теория жизненного цикла продукта соответствует наблюдаемым явлениям в реальном мире, а также объясняет изменения в торговых моделях во времени.

       Другой подход, основанный на стороне производства, используется в теории эффекта масштаба (или снижающихся издержках на единицу выпуска по мере наращивания объема производства). Основная идея этой теории состоит в том, что по мере возрастания масштабов производства себестоимость единиц товара снижается. Это происходит в силу нескольких причин:

-роста специализации – каждый работник может сосредочится на одной производственной функции, довести ее выполнение до совершенства;

- неделимости производства – при увеличении масштабов выпуска размеры обслуживающих подразделений, не вовлеченных напрямую в производство

-технологической экономии – издержки на создание нового качества товара обычно меньше происходящей в результате его роста стоимости.

Т.о., экономика масштаба – это такое развитие производства, при котором рост затрат факторов на единицу приводит к росту производства больше, чем на единицу.

Определяя за счет каких структурных  сдвигов происходит рост производства, выделяют внешний и внутренний эффекты масштаба.

Внешний эффект масштаба предполагает, что увеличивается количество фирм, производящих один и тот же товар, тогда как размер каждой из них  остается неизменным.

Внутренний эффект масштаба предполагает, что объем производства товаров  остается прежним, а количество фирм, производящих его, сократилось. Т.о., внутренний эффект масштаба ведет к возникновению несовершенной конкуренции, при которой производители могут влиять на цену своих товаров и обеспечить увеличение объема продаж за счет снижения цены.

    Ряд современных теорий объясняют международную торговлю с позиций спроса. К их числу относят теорию, основанную на дифференцированном спросе. Оказывается, основой взаимовыгодной торговли могут быть и различия в предпочтениях потребителей даже при отсутствии различий в условиях предложения.

Попытка производителя полнее учесть разнообразие потребительских предпочтений привела бы к расширению модельного ряда и сокращению количества производимых экземпляров каждой из моделей. А  это удорожает производство. Поэтому  стране целесообразно ограничиться относительно небольшим количеством  производимых моделей, импортируя другие варианты аналогичной продукции. Выигрыш  потребителя от такой торговли будет  выражаться в расширении выбора и  более низких ценах в результате экономии на масштабе.

Данная теория может быть проиллюстрирована  на примере с автомобилями. Так, США  экспортируют и импортируют автомобили, поскольку они не полностью взаимозаменяемы: всегда найдутся американские потребители, предпочитающие европейские автомобили, и европейцы, предпочитающие американские автомобили. Некоторые статистические исследования показывают, что 50 % современной  международной торговли отражают торговлю дифференцированными товарами.

Другая теория, которая  перекликается с теорией дифференцированного  спроса, известна под названием теории Линдера. Разработанная шведским экономистом Стефаном Линдером в 1961 г., она основывается на том, что различия во вкладах факторов являются основой торговли ресурсоемкими товарами и товарами первой необходимости. Эти различия также лучше объясняют торговлю между развитыми и менее развитыми странами. Основная детерминанта подобной модели спроса– доход на душу населения.

Наиболее значительными  были исследования М. Портера, которому удалось в своей теории конкурентных преимуществ нации примирить взгляды классических и неоклассических экономистов со взглядами представителей неотехнологической школы. В исследовании «Конкурентные преимущества стран» (1991 г.) М.Портер достаточно подробно разработал совершенно новый подход к проблемам международной торговли.

Конкурентоспособность страны, по М.Портеру, в международном обмене определяется взаимодействием и взаимосвязью четырех основных компонентов (детерминант конкурентного преимущества):

факторные условия, т.е. те конкретные факторы производства, которые нужны  для успешной конкуренции в данной отрасли; условия спроса на товары и  услуги, т.е. каков спрос на внутреннем рынке на продукцию и услуги, предлагаемые отраслью; стратегия фирм данной страны, их структура и соперничество, т.е. каковы условия в стране, определяющие то, как создаются и управляются фирмы, и каков характер конкуренции на внутреннем рынке; характер родственных и поддерживающих отраслей, имеющихся в стране, т.е. наличие или отсутствие в стране родственных или поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на мировом рынке.

Одной из наиболее популярных неотехнологических концепций международной торговли является модель технологического разрыва. Основы этой модели предложены английским экономистом М.Познером. Согласно его концепции, страна (фирма), производя новый продукт, в течение определенного времени обладает так называемой квазимонополией. Не имея конкурентов на мировом рынке, она получает дополнительную прибыль от экспорта новой продукции. Кроме того, технические новшества позволяют стране (фирме) производить товары традиционного экспорта с меньшими издержками, усиливая сравнительные преимущества данной страны в международной торговле.Рисунок 2.


Информация о работе Современные теории международной торговли