Сотрудничество России с европейскими странами

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 16:00, реферат

Краткое описание

Основное место во внешнеэкономических связях России традиционно занимают страны Европейского региона, доля которых во внешнеторговом обороте России превышает 50% (без учета стран СНГ).

Файлы: 1 файл

Сотрудничество России с европейскими странами.docx

— 36.13 Кб (Скачать)

На основе расширения связей с Россией страны Центральной  Европы стремятся обеспечить стабильный экономический рост. Однако среди  приоритетов внешнеэкономической  политики стран Центральной Европы на первом месте стоит членство в  ЕС, на втором - развитие сотрудничества внутри этой группы стран и лишь на третьем месте - формирование отношений  с Россией и другими странами СНГ.

В настоящее время  Россия придает большое значение активизации своей внешнеэкономической  политики в азиатско-тихоокеанском  регионе (АТР).

Особое значение для  России имеют торгово-экономические  отношения с Китаем. Несмотря на имеющиеся трудности, торгово-экономические связи с Китаем развиваются наиболее динамично. Объем торговли в 1995 г. составил 4,9 млрд долл. Большое значение приобрела приграничная и межрегиональная торговля, за счет которой уже сейчас реализуется около 80% товарооборота. Большие возможности имеются для развития инвестиционного сотрудничества с Китаем, который проявляет значительный интерес к поставке из России комплектного оборудования для модернизации ранее построенных и строительства новых промышленных объектов, в том числе в области энергетики, угольной промышленности, металлургии и др.

Важным объектом сотрудничества станет намеченное строительство крупной  АЭС на северо-востоке КНР. Китай  также заинтересован в поставках  вооружения из России.

Однако следует  иметь в виду, что быстрое наращивание  экономической мощи Китая и продолжающийся кризис в российской экономике могут  вызвать разрыв в уровнях экономического развития, особенно в приграничных районах, и иметь серьезные последствия, в том числе и политического характера. Дальнейшее наращивание российского экспорта в Китай за счет увеличения поставок сырьевых товаров должно строго контролироваться. Тем более, что российский рынок близок к насыщению китайскими потребительскими и продовольственными товарами. Необходимо диверсифицировать товарную структуру взаимной торговли, инвестиционного сотрудничества. Большого эффекта можно добиться от развития производственной кооперации между Китаем и Россией, особенно регионов Сибири и Дальнего Востока. Например, некоторые предприятия Дальнего Востока можно полностью или в значительной степени переориентировать на выпуск интересующей Китай продукции.

Внешнеэкономические отношения с Японией осложнены непростыми межгосударственными политическим отношениями, связанными с претензией Японии на ряд российских островов Курильской гряды, а также с внешним долгом, унаследованным Россией от бывшего СССР частным фирмам в размере 1,5 млрд долл. За последние годы продолжился процесс сокращения взаимной торговли. Внешнеторговый товарооборот за 1992-1995 гг. уменьшился на 25% и составил 2,1 млрд долл. При этом экспорт товаров снизился на 13% до 1, 36 млрд долл. а импорт на 55% - до 763 млн долл. Доля России во внешней торговле с Японией не превышает 1%, что свидетельствует о слабом развитии взаимных связей. Сдерживающим фактором внешнеэкономической деятельности является проблема финансирования продукции, поставляемой в Россию из Японии. Наиболее негативное воздействие на динамику российско-японской торговли оказывает нестабильное внутриэкономическое и политическое положение Российской Федерации.

Товарная структура  российско-японской торговли значительно  отстает от соответствующих требований научно-технического прогресса. В экспорте России доля сырья превышает 50%, продукция  низкой степени переработки - около 40%, тогда как на машины и оборудование приходится менее 1%. В российском импорте  из Японии сохраняются низкая доля современного промышленного оборудования и других средств производства, необходимых  для осуществления структурных  преобразований в России и подъема  экономики.

В настоящее время  обсуждение экономических и политических вопросов двухсторонних отношений  на различных уровнях ведет к  положительным тенденциям в российско-японских отношениях. Между странами в последние  годы подписана Декларация о перспективах торгово-экономических и научно-технических  отношений, подтверждена необходимость  дальнейшего развития сотрудничества по мере продвижения российских реформ, а также определены приоритетные области - топливно-энергетические отрасли, металлургия, лесная и деревообрабатывающая промышленность, конверсия военно-промышленного  комплекса, транспорт, связь и др. Также был подписан ряд важных экономических соглашений, среди  которых выделяются соглашения о  поддержке экономических реформ в России, о сотрудничестве в налоговой, валютной, промышленной сферах, а также  в области коммуникаций, транспорта, таможенных пошлин, о реструктуризации кредита, выделенного ранее на страхование  торговых рисков в России (180 млрд долл.), и соглашение о содействии России в принятии ее во Всемирную торговую организацию.

Заметное место  в российско-японских отношениях занимают региональные связи. Особенно активно  эти отношения поддерживают предприятия  и организации Приморского и  Хабаровского краев, Сахалинской области, Республики Саха (Якутия), Амурской, Иркутской  и Камчатской областей. С японской стороны в региональное сотрудничество вовлечены 16 префектур и муниципальных  округов.

Прогресс в торгово-экономическом  сотрудничестве России и Японии в  значительной степени зависит от рыночных преобразований в российской экономике и ее инфраструктуре, стабилизации и подъеме, прежде всего в промышленности, от региональной динамики процессов  расширенного воспроизводства капитала. Развитию взаимовыгодных и деловых  связей способствовали бы и новые  региональные отношения партнеров, свободные от "территориальной  проблемы", решение которой лежит  в совместном хозяйствовании России и Японии на спорных территориях.

Индия традиционно занимала важное место в торгово-экономических связях бывшего СССР, что было обусловлено как экономическими, так и политическими факторами. Переход от клиринговой к гибкой системе расчетов, предоставляющей организациям сторон возможность выбора наиболее приемлемой формы расчетов по коммерческим сделкам (расчеты в СКВ или специальные счета, открываемые российскими экспортерами в индийских коммерческих банках) отразились на внешнеторговом товарообороте двух стран, составившем 1,2 млрд долл. в 1995 г. по сравнению с 1,5 млрд долл. в 1992 г.

В товарной структуре  российского экспорта преобладают  цветные и черные металлы, удобрения, газетная бумага, на долю их приходится около 75% экспорта России в Индию. В  меньшей степени поставляются машины, оборудование, транспортные средства, а также продукция химической промышленности. В структуре российского  импорта значительный удельный вес  приходится на продукцию сельского  хозяйства - чай, орехи кэшью, специи. Растет доля машинотехнической продукции, программного обеспечения, а также  лаков, красок, драгоценных камней и  ювелирных изделий. Подписано межправительственное соглашение о долгосрочных закупках в Индии ежегодно 30 тыс. т чая, 20 тыс. т табака, 100 тыс. т соевого  шрота, медикаментов на 100 млн долл. с оплатой за счет средств, поступающих  от Индии, в погашение кредитов СССР.

Одним из факторов, стимулирующих  рост товарооборота между двумя  странами, является использование средств, поступающих от Индии в погашение  государственных кредитов СССР. В  соответствии с межправительственными  договоренностями эти средства (примерно 30 млрд индийских рупий в год) можно использовать для импорта  из Индии в Россию различных товаров  и услуг.

Однако рост товарооборота  достигается преимущественно за счет увеличения экспортно-импортных  операций, в то время как развитие других форм экономического сотрудничества в последнее время практически  прекратилось.

Можно надеяться, что  существующие трудности и проблемы в развитии двухсторонних торгово-экономических  связей будут преодолены и выйдут на уровень, отвечающий интересам обеих  стран.

В концепции среднесрочной  программы Правительства Российской Федерации на 1997-2000 гг. значительное внимание уделено внешнеэкономической  политике. Внешнеэкономическая деятельность будет оставаться одним из важнейших  элементов в реализации основных задач экономической политики Правительства.

Основной задачей  во внешнеэкономической сфере является осуществление дальнейшей равноправной интеграции страны в мировые хозяйственные  связи с целью реализации преимуществ  международного разделения труда.

В связи с практическим исчезновением возможностей экстенсивного  наращивания поставок на внешние  рынки сырья и материалов дальнейшее увеличение экспорта должно осуществляться за счет машинотехнической и наукоемкой продукции.

Для повышения эффективности  внешнеэкономической деятельности, прежде всего при поставках продукции  топливно-энергетического комплекса, других сырьевых товаров и полуфабрикатов, составляющих основу российского экспорта, будет оказываться внешнеэкономическое  и иное содействие российским компаниям  в налаживании производственно-сбытовой кооперации с иностранными фирмами, в создании за рубежом предприятий  по дальнейшей переработке и реализации поставляемой продукции.

Уделяется внимание развитию и углублению торгово-экономических  отношений России с зарубежными  странами, совершенствованию их договорно-правовой базы, расширению практики использования  прогрессивных форм международного сотрудничества. Особое значение придается  развитию торгово-экономических отношений  с Европейским союзом, со странами Центральной и Восточной Европы, Балканскими странами. Важное направление - создание зон свободной торговли с наиболее важными торговыми  партнерами России.

Активная внешнеторговая политика будет проводиться с  Китаем, Индией, странами Среднего и  Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона и другими государствами.

Одна из важнейших  задач в области внешнеторговой политики - вступление России во Всемирную  торговую организацию, ВТО (World Trade Organisation, WTO).

Информация о работе Сотрудничество России с европейскими странами