Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 11:46, реферат
Собственность относится к числу наиболее важных и сложных проблем
экономики и экономической теории. История экономической жизни общества в
периоды повышенной социальной активности ведет, как правило, к
перераспределению объектов и прав собственности.
1. Содержание собственности
1. 1. Понятие собственность, его юридическое иэкономическое содержание
1. 2. Отношения собственности
1. 3. Права собственности
2. Формы собственности
2. 1. Исторические формы собственности
2. 2. Признаки классификации форм собственности
2. 3. Формы собственности
2. 4. Критерии эффективности преобразований собственности
2. 5. Особенности преобразования собственности в России
2. 6. Приватизация и разгосударствление
2. 7. Многоукладность современной экономики
Заключение
Литература
потребностей в обществе может быть достаточно полноценно и эффективно
удовлетворено лишь на основе совокупности форм собственности и возникающей
на их основе структура отношений и мотиваций. Современная экономика – это
многоукладная экономика.
Таким образом, народное
взаимосвязанных и конкурирующих в соревновании за потребителя различных
форм собственности. Их дифференциация и постоянное обогащение существенно
усиливают конкурентный, а следовательно, и динамический характер экономики.
Вопрос о месте и роли каждой формы собственности в развитой рыночной
экономике находит свое решение в наилучшем сочетании различных форм
собственности, отвечающем требованию эффективности экономики. Об этом
свидетельствует опыт мировой экономики, подтверждающей наличие объективных
факторов, способствующих трансформации форм и отношений собственности,
изменению структуры, сочетания этих форм, движения как в сторону
приватизации, так и национализации.
Во второй половине 70-х годов, как известно, произошел глубокий
структурный кризис в мировой экономике. Одной из его основных черт была
высокая степень перенакопления и централизация частного капитала. Поиск
новых сфер применения накопленной стоимости привел к расширению рынка за
счет сокращения государственного сектора. Именно в 1980 г. в Великобритании
был впервые применен термин “privatization”. Хотя возможность передачи
государственного
предприятия в частную
использовалась намного раньше.
Проникновение передовой
привело к формированию
более сложных
отказа от административного регулирования и перехода к индикативным методам
управления. Развитие специализации и кооперации мировой экономики усилило
дальнейшую интеграцию национальных хозяйств и унификацию регулирующих
воздействий государств в рамках своих национальных границ. Последнее
практически неосуществимо при сохранении административных методов
управления экономикой, что объективно обусловило тенденцию к
разгосударствлению экономики.
Приватизация отдельных звеньев взаимосвязанного хозяйственного
комплекса практически исключает их возможный выход из него, так как для
новых собственников это сопряжено с большими затратами. Поэтому у
государства появляется возможность безболезненно для экономики избавиться
от ставших излишними функций по непосредственному удовлетворению нужд
потребителей. Например, в Японии синтез многих отдельных сфер экономической
деятельности произошел вследствие совершенствования информационной
инфраструктуры на базе микроэлектронной и компьютерной техники и
технологии, благодаря чему стало возможным предоставление информационных
услуг малыми фирмами. В целом появление такого инструмента
макроэкономического регулирования экономики как приватизация предприятий,
было вызвано
не простым стечением
выигравших выборы партий, а цикличностью мирового экономического развития.
В то же время было бы глубоко ошибочным считать, что
разгосударствление экономики есть единственная и устойчивая тенденция в
современном экономическом мире. Существуют закономерности участия
государства в экономике. Её развитие является отражением процесса
возникновения, развития, упадка отдельных отраслей, замещением их новыми
производствами, удовлетворяющими потребности общества на качественно более
высоком уровне. Опыт развитых стран со смешанной экономикой демонстрирует
чередование прямого и косвенного участия государства в отдельной отрасли
применительно к различным её стадиям развития, наличия фаз национализации и
приватизации,. Углубления и ослабления государственного вмешательства в
экономику, её государственного регулирования.
Рассмотрим, какую роль играет каждая форма собственности в условиях
рыночного хозяйства и какое место оно занимает в рыночной экономике.
Как свидетельствует хозяйственный опыт развитых стран,
государственная собственность развивается прежде всего в тех отраслях и
сферах, которые ей оставляет частный капитал, то есть где невозможно
получение средней нормы прибыли. Этим частично объясняется более низкая
эффективность государственной формы собственности по сравнению с другими
формами в рыночной экономике. Прежде всего это отрасли, где отдача либо
невелика, либо наступает через длительное время – капиталоемкие и
малоприбыльные отрасли производственной и социальной инфраструктуры:
энергетика, транспорт, связь, образование, здравоохранение, охрана
окружающей среды.
Государственные предприятия за рубежом обычно размещены в
малопривлекательных для частного капитала секторах. Государством, как
правило, финансируются следующие отрасли: новые, с перспективным будущим;
характеризующиеся высоким органическим составом капитала и длительным
периодом финансовой отдачи; представляющие собой повышенный риск для
предпринимателя; требующего большого объема научных, проектно-изыскательных
работ и регулярного авансирования значительных денежных средств.
В западной Европе становление таких отраслей, как информатика,
космическая связь, атомная энергетика, модернизация и реконструкция
железнодорожного, воздушного транспорта, металлургической, добывающей
промышленности, осуществлялась в значительной мере за счет бюджетного
финансирования.
К государственному сектору
преобладанием производств:
находящихся в стадии упадка, ликвидация которых на текущий момент
нежелательна для общества по тем или иным причинам, а их модернизация
требует привлечения значительных ресурсов, что для частного капитала
увеличивало бы степень риска;
обеспечивающих общие условия функционирования и воспроизводства
производительного капитала (энергетика, транспорт, связь), требующих при их
создании крупных капитальных вложений и, как правило, заниженного уровня
цен на товары и услуги социальной значимости, что поневоле связано с
государственными дотациями;
через которые государство проводит свою экономическую и социальную политику
в области охраны окружающей среды, создания дополнительных рабочих мест в
трудоизбыточных районах, рационализации размещения производств с целью
выравнивания экономического потенциала слаборазвитых регионов, снижении цен
на товары и услуги, предоставляемые населению, и др..
“Вторжение” государственной
всего связано с деятельностью государства по “оздоровлению” отраслей,
переживающих кризис, или активизацией экономики в целом посредством
национализации
убыточных предприятий и
бюджета обычно форсируется структурная перестройка хозяйства, для чего
создаются государственные
научно-исследовательские
новые предприятия, использующие прогрессивные технологии.
Границы распределения
экономике подвижны,
что обусловлено
Государство призвано заботиться прежде всего не о расширении собственного
сектора, а о гармоничном развитии производительных сил и о достижении
необходимого соответствия, равновесия в структуре форм собственности и
хозяйственной деятельности. Во главу угла при этом ставится задача
стабилизации экономики, роста социально-экономической эффективности,
недопущения глубокого отставания от других стран.
Динамичность в сочетании форм
собственности проявляется,
том, что по мере накопления капитала такой “традиционный” для развития
государственной формы собственности признак, как высокая капиталоёмкость
(потребность в больших капиталовложениях), престает быть барьером для
частного капитала, ориентирующегося на стабильность рынка сбыта.
Наблюдается преобразование
таких традиционно-
энергетика и транспорт, в акционерные формы.
В свете указанных
собственности и связанного с ней государственного предпринимательства,
соседствующих с политикой приватизации, становится понятным возникновение
смешанных форм собственности. В то же время создание акционерных
государственных предприятий, контрольный пакет акций в которых принадлежит
государству, создание в рамках государственных холдингов смешанных дочерних
и внучатых компаний свидетельствуют о возможности и перспективности не
только существования, но и взаимодействия разных форм собственности.
Так, государственные холдинги берут под свою финансовую опеку ряд
страгетически важных фирм, выполняют роль “госпиталя” для санации,
оздоровления и модернизации за счет собственного бюджета компаний,
оказавшихся на грани банкротства. Они же создают своего рода “инкубаторы”
для производств, основанных на новейшей технологии (биотехнология, лазерная
техника, электроника).
Функции, выполняемые
связаны с её целями. Чаще всего предприятия, основанные на этой форме
собственности, ориентированы на социально-экономические цели, даже если это
достигается ценой снижения прибыли.
Высказанное совсем не
собственности в рыночной деятельности с обычной предпринимательской целью –
получение прибыли. Однако, как показывает хозяйственный опыт развитых
стран, государственная форма собственности в данном случае не отличается
высокой эффективностью, громоздка по своей организации, что не позволяет ей
быстро и гибко ориентироваться в зависимости от перемены интересов
потребителя. Все эти факторы делают государственную форму слабо
конкурентоспособной по сравнению с другими формами, нуждающейся в
финансовой поддержке со стороны государственного бюджета.
Объектами индивидуальной, частной собственности становятся в первую
очередь отрасли, производства, которые требуют высокого уровня
предпринимательской активности, мобильности, предприимчивости и способны
приносить высокую прибыль. В то же время частная инициатива необходима там,
где надо ближе стоять к потребителю, учитывать его непрерывно изменяющиеся
потребности. В мелком бизнесе, в сфере услуг частная собственность легче
пускает корни, быстрее прививается по сравнению с другими формами.
Анализируя место и роль негосударственных форм собственности в
рыночной экономике, приходится смещать акценты из области рассмотрения форм
и отношений собственности в сторону форм организации предпринимательской
деятельности. При анализе хозяйственной деятельности фирм удобнее
оперировать понятиями не форм собственности, а форм организации
предпринимательской деятельности, которые, несомненно, зависят от форм
собственности, но имеют самостоятельное значение и именуются организационно-
правовыми формами.
Развитие форм организации
предпринимательской
отражение истории развития форм собственности, развития рынка.
Возникновение каждой новой формы предпринимательства, их эволюция,
соответствует определенной ступени развития производительных сил и
требований рынка, то есть непосредственно увязано с преобразованием форм и
отношений собственности.
Простейшими формами
являются индивидуальная форма собственности (ремесленничество) и семейная.
Они характерны ныне для мелкого бизнеса сферы услуг и фермерства.
Развитие производительных сил
общества потребовало
и капитала. Это привело к развитию двух направлений в видах отношениях
собственности. С одной стороны, развилась частная собственность на основе