Содержание собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 11:46, реферат

Краткое описание

Собственность относится к числу наиболее важных и сложных проблем
экономики и экономической теории. История экономической жизни общества в
периоды повышенной социальной активности ведет, как правило, к
перераспределению объектов и прав собственности.

Оглавление

1. Содержание собственности
1. 1. Понятие собственность, его юридическое иэкономическое содержание
1. 2. Отношения собственности
1. 3. Права собственности

2. Формы собственности
2. 1. Исторические формы собственности
2. 2. Признаки классификации форм собственности
2. 3. Формы собственности
2. 4. Критерии эффективности преобразований собственности
2. 5. Особенности преобразования собственности в России
2. 6. Приватизация и разгосударствление
2. 7. Многоукладность современной экономики


Заключение

Литература

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 106.27 Кб (Скачать)

последствия преобразований собственности. В этой связи  существует  проблема

взвешивания краткосрочных  потерь  и  долгосрочных  выгод  для  общества  от

преобразований  собственности.  Её  решение   требует   целый   ряд   особых

экономических расчетов. В  любом  случае  тщательный  научный  экономический

анализ    должен    предшествовать    преобразованиям    собственности     в

государственном масштабе.[13]

 

 

      2.5. Особенности преобразования собственности  в России.

 

      Выбор  направлений и форм преобразований  в переходной экономике  России

осуществляется  в  ходе  острых  дискуссий,  которые  велись  по   следующим

основным   направлениям.    В    качестве    приоритетных    обосновывалось:

разгосударствление  с сохранением государственной  собственности  на  крупных

предприятиях и  приватизация в сфере малого  бизнеса;  создание  коллективных

предприятий как  с  неделимой,  так  и  коллективно-долевой  собственностью;

бесплатное распределение  государственного имущества среди  населения  (через

специальные приватизационные счета, государственные ценные  бумаги  и  др.);

акционирование  предприятий и продажа с аукциона акций самих предприятий.

      Приватизация  в России была  осуществлена  в  радикальном  варианте  по

характеру, масштабам, темпам, срокам и методам.

      Закон   РСФСР   “О   приватизации   государственных   и   муниципальных

предприятий в РСФСР” был принят 3  июля  1991  г.  и  послужил  основой  для

разработки и  реализации практических программ приватизации. Указ  Президента

РФ от 29 января  1992  г.  “Об  ускоренной  приватизации  государственной  и

муниципальных  предприятий”  явился  основой  для  интенсификации   процесса

приватизации.   Широкомасштабный   процесс   приватизации   с   предписанием

количественных  планов приватизации по отраслям  и  регионам  развернулся  на

основе первой программы  приватизации (июнь 1992 г.). А  указ  Президента  РФ

от 1 июля 1992 г. № 721 и утвержденный пакет приложений к нему  вел  процесс

приватизации в  состояние “технологического потока”.

      В  нашей стране  приватизация  проводилась   бешенными  темпами.  Ей  не

предшевствовала  какая-либо  предварительная  подготовка.   Не   проводилась

инвентаризация  предприятий. В  условиях  очень  быстрого  обесценения  денег

стоимость предприятий  не была правильно оценена (они  часто  продавались  по

остаточной стоимости  – по  стоимости  полного  износившегося  оборудования).

Поэтому многие  заводы  становились  добычей  ловких  покупателей  по  цене,

сопоставимой по стоимостью новой престижной квартиры.[14]

 

      О   “кавалерийских”  темпах  приватизации   в   1993   г.,   когда   из

государственного  сектора  выбыли  43  тыс.  предприятий,  говорят  следующие

цифры:

 

      Приватизировано                   предприятий,                   тыс.:

42,9

          путем                                                      продажи

      29,4

          акционированием                                           13,5

      Поступление  средств от приватизаций предприятий:

          приватизационных чеков, млн                               46,8

          денежных средств, млрд. руб.                            450,3

              в том числе:

              личные                    средства                    граждан

         50,1

              фонды экономического стимулирования  предприятий        19,1

              средства                              предприятий-покупателей

         208,0

              средства                иностранных                инвесторов

         1,0[15]

 

      В  чем состояли основные особенности  российского процесса приватизации?

 

Директивность. Решение  о приватизации принималось не трудовыми  коллективами

или  руководителями  (менеджерами),   знавшими   специфику   финансового   и

технологического  состояния  предприятий,   а   Госкомимуществом.   Регионам

директивно  приписывались  даже  количественные  масштабы   приватизации   с

разбивкой по отраслям. Трудовые коллективы  государственных  предприятий  не

имели права выбора сроков и механизма преобразования собственности.

 

Приоритетность  одной  формы.  В  качестве  приоритетного  направления  было

превращение государственной  собственности в частную. Недооценивались  и  даже

игнорировались  другие формы  преобразований  госсобственности,  связанные  с

перераспределением  прав собственности. В результате российская  модель  была

жестко нацелена на перераспределение экономической  власти между  социальными

слоями общества.

 

Приоритет  социально-политических  целей  над   экономическими.   Российская

модель  приватизации  не  учитывала  критерии  экономической  эффективности,

осуществления приватизации в краткосрочном  и  среднесрочном  аспектах,  что

неизбежно   приводило   к   расточительности.   Имущество    государственных

предприятий,  преобразованных  в  открытые  акционерные  общества  в  прядке

приватизации, оценивалось  по остаточной стоимости на основе оптовых цен  80-

х  годов.  Рабочие  комиссии  по  подготовке  предприятий  к   приватизации,

состоящие из руководства  и членов трудовых коллективов, были  заинтересованы

в  сведении  к  минимуму  стоимости  выкупаемого  имущества  государственных

предприятий и стоимости  уставного  капитала  акционируемых  предприятий.  К

лету 1992 г. возможные  накопления  работников  предприятий  были  обесценены

либерализацией  цен в январе 1992 г. Резкий спад производства  и  обесценение

оборотных  средств  предприятий  привели  к  снижению  доходов   работников.

Поэтому  трудовые  коллективы  были  заинтересованы  минимизации   уставного

капитала акционируемых  в порядке приватизации  государственных  предприятий.

А  органы  Госкомимущества  были  заинтересованы  в  скорейшей  и   массовой

приватизации. Для  проверки оценки имущества предприятий  они  не  располагали

ни средствами, ни кадрами, ни временем.

 

Социальная   деформированность   при    быстрой    концентрации    капитала.

Провозглашенная  социально-стартовая  цель   превратить   всех   граждан   в

собственников и  создать  массовый  средний  класс  на  практике  обернулась

сосредоточием государственной  собственности у отдельных групп  и  отторжением

от реального  государственного имущества основной массы  населения.  Реальные

результаты приватизации состояли в  массовом  (в  количественном  отношении)

перераспределении государственного имущества и  закреплением  права  частной

собственности в  ограниченные сроки. Наиболее массовым  этот  процесс  был  в

1992-1994 гг. В результате  приватизации изменилась структура   собственности.

В количественных оценках  она выглядела в 1995г. следующим  образом.

 

            Доля предприятий в государственном  и частном секторах

                              экономики России

 

 

 

             Госсектор                           Частный сектор

 

      Легкая       промышленность                                         41

                        59

      Пищевая         промышленность                                      43

                     57

      Строительство                                                       52

                                 48

      Промышленность            стройматериалов                           41

              59

      Автотранспорт     и      авторемонт                                 52

                       48

      Торговля   оптовая                                                  45

                                55

      Торговля    розничная                                               33

                              67

      Общепит

44                                      56

      Бытовое      обслуживание                                           35

                           65

      Прочее

68                                       32

      Всего  по России                                                   49,5

                                  50,5

 

 

Форсирование  развития   фондового   рынка.   К   изменениям   в   структуре

собственности не сводятся результаты  приватизации  по   российской  модели.

Поскольку  основная  масса  средних   и   крупных   предприятий   директивно

приватизировались в виде превращения государственных  предприятий в  открытые

акционерные общества,  сам  процесс  приватизации  явился  сильным  фактором

развития фондового  рынка.

      Первоначальное  распределение акций осуществлялось  в следующем  порядке

по первому варианту льгот для трудовых коллективов  разрешалось  приобретение

по затратной  подписке: 25% привилегированных акций, 10%  обыкновенных  акций

и  5%  акций  составлял  опцион  для  руководства  предприятия.  По  второму

варианту льгот - 51% голосующих акций для  члена  трудового  коллектива.  По

третьему  варианту  –  20%  для  инициативной  группы,   берущей   на   себя

ответственность за приватизацию убыточного предприятия, и 20% для  трудового

коллектива. Остальные  пакеты акций, принадлежащих  государству,  продавались

на фондовом рынке.

      Следует  отметить, что акции приватизированных  предприятий и образуемый

ими фондовый рынок  существенно  отличаются  от  их  классических  аналогов.

Особенность состоит  в том, что если классические  (обычные)  акции  являются

порождением реального  инвестиционного процесса и обмена  акций  на  реальные

активы, то акции, вошедшие в фондовый рынок,  берут  свое  происхождение  из

обмена на фиктивные  активы в виде ваучеров  и  за  ними  не  было  реального

инвестиционного процесса. Указанные  обстоятельства  существенно  влияют  на

формирование фондового  рынка  и  движение  акционерного  капитала.  Курсовое

поведение акций  предприятия,  акционированных  в  порядке  приватизации,  не

отражало реальные инвестиционные процессы  или  экономическую  эффективность

представляемых  ими предприятий. На курсовое поведение  акций названного  типа

влияли иные, не вполне обычные для фондового  рынка  факторы:  стремление  к

перераспределению  экономической  власти  через   формирование   контрольных

пакетов акций. Подтверждением  тому  служили  факты  роста  курса  акций  (в

реальном измерении) при спаде производства на предприятиях.  Тем  не  менее,

сегмент фондового  рынка, порожденный  акциями  приватизируемых  предприятий,

явился  важным   катализатором   рыночных   преобразований   особого   типа.

Стремительное развитие рынка фиктивного  капитала  сопровождалось  столь  же

стремительным сужением  и  деиндустриализацией  реального  сектора,  спад  в

котором к 1997 г. превысил 50% от уровня 1990 г.

 

      Если  рассматривать  приватизацию  в  динамике,  то   можно   выделить

следующие основные этапы.

Доваучерная  приватизация.  Она  проводилась  в  основном  в  форме   выкупа

арендованного  имущества  и   охватывала   в   основном   сферу   социальной

инфраструктуры:  торговля,  бытовое  обслуживание,   общественное   питание,

гостиничное хозяйство  и т. д.

Ваучерный  (чековый)  этап  приватизации.  Его  основным  содержанием  стало

преобразование  государственных предприятий в  акционерные общества  открытого

типа и продажа, как правило, малых предприятий  по конкурсу  и  на  аукционе.

От 50 до 80  процентов  стоимости  пакетов  акций  и  выкупаемого  имущества

оплачивалось приватизационными  чеками.

Послечековый (денежный) этап приватизации.  Его  основным  содержанием  была

продажа  самих  предприятий  (с  аукциона  и  по  конкурсу),  так  и   акций

акционированных в  прядке приватизации предприятий за деньги.  На  этот  этап

возлагались не оправдавшиеся  пока  надежды  на  появление  “страгетических”

инвесторов.

Залоговые аукционы. Государство, с целью покрытия дефицита  государственного

бюджета, отдает  в  залог  под  кредиты  коммерческих  банков  пакеты  акций

крупнейших предприятий, акционированных  в  процессе  приватизации.  Считать

залоговые аукционы формой  приватизации  следует  потому,  что  государство,

отдавая в залог  пакеты акций, не планирует их возвращения  и  не  резервирует

средства на возвращение  кредитов. Нормативной базой для  залоговых  аукционов

послужил Указ Президента РФ “О порядке передачи в 1995  г.  в  залог  акций,

находящихся в федеративной собственности” от 31 августа № 889.

       Выше отмечалось, что приватизация  является особой, но не единственной

формой  преобразования  собственности.   Возможно   перераспределение   прав

Информация о работе Содержание собственности