Социальное партнерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 17:15, реферат

Краткое описание

Социальное партнерство — это система взаимоот-ношений между наемными работниками и работодателями, которая приходит на смену классовой борьбе. Согласно такого рода представлениям в настоящее время в странах с развитой системой рыночных отношений существует возможность уйти от классовых противоречий. Классовой конфликт превращается в конфликт между организациями, представляющими разные интересы в обществе, которые можно погасить путем переговоров и достижения компромисса. Социальное партнерство в данном случае один из способов согласования интересов, представленных в обществе.

Файлы: 1 файл

Маренков.doc

— 53.00 Кб (Скачать)


В странах с развитой рыночной экономикой социальное партнерство — это

Социальное партнерство — это система взаимоот-ношений между наемными работниками и работодателями, которая приходит на смену классовой борьбе. Согласно такого рода представлениям в настоящее время в странах с развитой системой рыночных отношений существует возможность уйти от классовых противоречий. Классовой конфликт превращается в конфликт между организациями, представляющими разные интересы в обществе, которые можно погасить путем переговоров и достижения компромисса. Социальное партнерство в данном случае один из способов согласования интересов, представленных в обществе.

Социальное партнерство — это способ согласования противоположных интересов, метод решения соци-ально-экономических проблем и регулирования противоречий между классом наемных работников и классом собственников. Несмотря на изменения, произошедшие в экономической и социальной сферах современного западного общества, классовые различия и противоречия интересов наемных работников и работодателей сохраняются. В этом случае социальное партнерство — это способ смягчения классовых противоречий, условие политической стабильности и социального перемирия в обществе.
 

Социальное партнерство как способ регулирования социально-трудовых отношений не существует, так как нет объективных условий для его существования. Такую точку зрения разделяют либо представители крайне либерального направления, утверждающие, что рыночный механизм сам по себе, без вмешательства государства и каких-либо иных субъектов способен регулировать всю систему отношений, включая и социально-трудовые отношения, либо теоретики, проповедующие фашизм или тоталитаризм, отстаивающие идею морально-политического и экономического единства общества, общность интересов нации, реализуемых посредством сильного государства.

Предметом договора являются вопросы оплаты труда, занятость, условия труда, социальное обеспечение и социальные гарантии для работников определенной профессии, отрасли или территории, устанавливаемые сверх гарантированного государством минимума.

Переговоры ведутся при посреднической роли государства, которое может участвовать в переговорном процессе непосредственно (через своих представителей) и опосредованно (через арбитражные органы, согласительные комиссии и законодательные акты). Коллективно-договорное регулирование позволяет на основе компромисса согласовывать интересы наемных работников, работодателей и государства и является важным дополнением рыночного механизма регулирования социально-трудовых отношений.
 

Система социального партнерства как сложившаяся практика и целостная идеология утвердилась лишь во второй половине XX столетия (после Второй мировой войны) главным образом в развитых капиталистических странах (Германия, Австрия, Швеция, Норвегия и др.). Расцвет же этой системы относится к 60-70 гг. XX века. Почему именно в этот период? Класс капиталистов и наемных рабочих, как известно, существует уже несколько столетий. И на протяжении всего времени их совместного существования возникала потребность регулирования социально- трудовых отношений.

В этот период только зарождались новые классы — класс буржуазии и наемных работников. Но уже на этом начальном этапе достаточно отчетливо проявлялся противоположный (антагонистический) характер их интересов. Рабочий, свободный от средств производства, не имея земли, был вынужден наниматься на работу к собственнику средств производства — капиталисту. Его главный интерес — получить как можно больше за свой труд, работая, по возможности, меньше.
 

Такое понятие «социальное партнерство» основано на прин­ципе трипартизма (трехсторонности), что соответствует междуна­родно-правовому регулированию труда.

Но с точки зрения направленности социального партнерства следовало бы его понятие дополнить словами: «интересы госу­дарства, общества», так как они тоже заинтересованы в стабиль­ном экономическом и социальном развитии. Согласованные ин­тересы работников и работодателей не должны противоречить трудовому законодательству. Социальное партнерство расширяет метод договорного диспозитивного регулирования труда, сочетая его с законодательным.

Развитие системы социального партнерства создает возможность достижения относительного баланса интересов работников и работодателей на основе сотрудничества, компромисса, ведет к социальному консенсусу. Оно служит действенным инструментом сочетания экономической эффективности и социальной справедливости.

В Украине система социального партнерства еще только делает первые шаги. Главное - не задействованы механизмы, обеспечивающие реализацию достигнутых соглашений. Вместе с тем в отдельных отраслях (например в угольной) выполнение отраслевых тарифных соглашений уже привело к некоторому улучшению материального положения рабочих и росту производства. Чтобы социальное партнерство в Украине развивалось более активно государству необходимо проводить его пропаганду. Это можно осуществлять при помощи социальной рекламы, проведения различных конференций, круглых столов, семинаров, разъяснительных работ, создания интернет-сайтов, посвященных теме социального партнерства, а также посредствам активного сотрудничества со СМИ.

Особую роль в системе социального партнерства в сфере труда играет Государственная служба занятости, призванная координировать усилия различных субъектов социально-трудовых отношений: органов государственной власти и управления, местного самоуправления, трудоспособного населения, работодателей и учреждений профессионального образования.

Деятельность службы занятости охватывает самые различные направления социально-экономической политики, а ее главные задачи заключаются в оказании содействия гражданам в подборе подходящей работы и трудоустройстве, предупреждении массовой безработицы, смягчении ее социально-экономических последствий, предоставлении гражданам гарантированной законом социальной поддержки на период вынужденной безработицы.

 

Основные принципы социального партнерства: 

равноправие сторон;

заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

полномочность представителей сторон; ­

свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений (ст. 24 ТК РФ).

Заключение.

От способности партнеров (государственных органов, союзов работодателей, наемных работников) использовать конструктивные методы регулирования возникающих конфликтов зависит социально-политическая обстановка в обществе, тенденции развития Украины в настоящем и обозримом будущем. Подобная способность может быть сформирована через реализацию системы социального партнерства.

На основе анализа ситуации в социально-трудовой сфере Украины, особенностей менталитета, результатов отечественного опыта и теоретических разработок исследователей - конфликтологов в работе предложен один из путей решения острейших социальных конфликтов нашего общества.

социальное партнерство как система регулирования конфликтов в социально-трудовой сфере на данном этапе может быть успешно сформирована и реализована при соблюдении ряда условий, при учете специфических традиционных ценностей, современных ожиданий и настроений социальных групп российского общества, социально-политической и социально-экономической ситуации в стране.

Становление системы социального партнерства в ведет к формированию качественно нового уровня взаимоотношений основных субъектов социально-трудовой сферы - государственных органов, работодателей и наемных работников. Понимание необходимости регулирования конфликтов во всех сферах общества (социально-политической, экономической, сфере межличностных отношений) на основе социального партнерства помогает установить благоприятную атмосферу в обществе с преобладанием отношений солидарности, сотрудничества, взаимопомощи при поиске взаимоприемлемых путей решения проблем.

Благодаря разработанной на государственном уровне концепции социального партнерства и широкой разъяснительной работе среди основных групп населения система социального партнерства может стать основой реализации их общих интересов, объединения с целью возрождения и дальнейшего развития .

В заключение хотелось бы отметить, что социальное партнерство как система эффективного урегулирования конфликтов в рамках социально-трудовой сферы и общества в целом, как способ согласования интересов различных социальных групп, как основа достижения согласия и взаимопонимания между субъектами взаимодействия имеет перспективы развития при условии подкрепления ее законодательной, теоретико-прикладной и практической базами, основанными на сформированной и одобряемой культуре конструктивного решения проблем.

Мировая практика становления и развития системы социального партнерства доказала ее высокую эффективность как важнейшего инструмента достижения общественного согласия.

 



Информация о работе Социальное партнерство