Социальное партнерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 21:29, контрольная работа

Краткое описание

Государство и рыночные структуры имеют свои сферы социального регулирования, тем не менее, существуют области, где их социальная ответственность пересекается. Государство создает систему социальных гарантий, поддерживает малый бизнес, обеспечивает правовую базу социальной рыночной экономики через защиту прав собственности и предпринимательства, делает авансы конкуренцию в форме защиты прав потребителей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Становления социального партнерства в сфере труда………………..4
2. Понятие социального партнерства……………………………………..6
3. Уровни и принципы социального партнерства в сфере труда………..7
4. Формы социального партнерства………………………………………9
5. Значение социального партнерства в трудовых правоотношениях...13
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы…………………………………………...16

Файлы: 1 файл

тр. право контрол.docx

— 33.35 Кб (Скачать)

 

 

План:

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Становления социального партнерства в сфере труда………………..4
2. Понятие социального  партнерства……………………………………..6

3. Уровни и принципы социального партнерства в сфере труда………..7

4. Формы социального партнерства………………………………………9

5. Значение социального партнерства  в трудовых правоотношениях...13

Заключение……………………………………………………………………….15

Список использованной литературы…………………………………………...16

 

 

Введение

 

Стабильность экономического и  социального положения граждан, способность их обеспечивать условия  своего собственного воспроизведения  в расширенном масштабе характеризуется  такой категорией, как  социальная стойкость. Социальная стойкость общества обеспечивается с помощью механизма социального регулирования, которое включает в себя совокупность приемов, способов, методов и организационных форм отношений.

Государство и рыночные структуры  имеют свои сферы социального  регулирования, тем не менее, существуют области, где их социальная ответственность  пересекается. Государство создает  систему социальных гарантий, поддерживает малый бизнес, обеспечивает правовую базу социальной рыночной экономики  через защиту прав собственности  и предпринимательства, делает авансы конкуренцию в форме защиты прав потребителей.

В настоящее время приобретает  особую актуальность одна из мировых  тенденций взаимодействия государства  с частным бизнесом - взаимодействия, направленного на объединение форм государственного и негосударственного социального регулирования. Речь идет о развитии механизма социального  партнерства.

Курс на создание рыночной основы экономики с многообразием форм экономической деятельности приводит к выводу о необходимости развития принципов социального государства, одним из факторов, достижения которых  является становление современных  социально-трудовых отношений и  системы социального партнерства  между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем. Таким образом, социальное партнерство становится неотъемлемой частью сферы труда.

 

1.  Становления социального партнерства в сфере труда

 

Социальное партнерство как  форма взаимоотношений между  работниками и работодателями в  западных странах появилось в  середине XIX века, но правовое регулирование, в том числе международно-правовыми  актами МОТ, стало осуществляться только в первой половине XX века. Социальное партнерство явилось следствием обострения отношений между трудом и капиталом как один из путей  достижения компромисса между работниками  и работодателями. Коллективные договоры дали возможность во взаимоотношениях перейти «от конфликтного соперничества  к конфликтному сотрудничеству».[5, c.43]  

 В России социальное партнерство  нашло свое отражение в первом  кодексе законов о труде 1918 года в институте коллективного  договора. Правовое регулирование  социального партнерства в России  на современном этапе стало  осуществляться с 1992 года с  принятием Закона «О коллективных  договорах и соглашениях». Этот  закон впервые ввел термины  «социальное партнерство» и «коллективные  переговоры», хотя в мировой  практике они были известны  еще с Первой мировой войны  1914-1918 гг., в правовых актах МОТ после Второй мировой войны. Значимость указанного Закона заключается в том, что коллективные переговоры и социальное партнерство были введены в предмет трудового права и подробно урегулированы правовыми нормами. [5, c.44]  

 В действующем Трудовом кодексе  РФ с учетом происходящих в  социально-экономической жизни страны  этому вопросу уделено большое  внимание. В статье 23 ТК РФ раскрыто  понятие социального партнерства  как система взаимоотношений  между работниками, работодателями, органами государственной власти  и местного самоуправления, направленную  на обеспечение согласования  интересов работников и работодателей  по вопросам регулирования трудовых  и иных непосредственно связанных  с ними отношений. Органы государственной  власти и местного самоуправления являются сторонами социального партнерства, когда выступают в роли работодателей или их представителей. [2]  

 Дальнейшее развитие социально-партнерские  отношения получили в Законе  Российской Федерации «О коллективных  договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. с изменениями и  дополнениями, внесенными Федеральным  законом от 24 ноября 1995 г.  

 Впервые в истории трудового  права России этот закон урегулировал  порядок ведения коллективных  переговоров и социально-партнерские  отношения на более высоких,  чем производство, пяти уровнях.  В Законе о коллективных договорах  и соглашениях впервые также  в соответствии с Конвенцией  МОТ № 98 (1949) «О применении принципов  права на организацию и на  ведение коллективных переговоров»  употребляются термины «социальное  партнерство» и «коллективные  переговоры». [7]  

1 мая 1999 г. был подписан Федеральный  закон «О Российской трехсторонней  комиссии по регулированию социально-трудовых  отношений». Федеральный закон призван  обеспечить должное регулирование  социально-трудовых отношений, совершенствование  и развитие системы социального  партнерства, содействие урегулированию  коллективных трудовых споров. Настоящий  Федеральный закон определяет  правовую основу формирования  и деятельности Российской трехсторонней  комиссии по регулированию социально-трудовых  отношений. Комиссия состоит из  представителей общероссийских  объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей,  правительства, которые образуют  соответствующие стороны комиссии  на паритетной основе.  

 С 1 февраля 2002 г. вступил  в действие Трудовой кодекс  Российской Федерации, в котором  в части второй (гл.3–9) закреплены  ст.23–55, регламентирующие социальное  партнерство в сфере труда.  Исходя из этого, законы субъектов  Российской Федерации о социальном  партнерстве действуют в части,  не противоречащей Трудовому  кодексу РФ.

2. Понятие социального  партнерства

 

В самом общем виде социальное партнерство  в сфере труда понимается как  система взаимодействия основных агентов  рынка труда, позволяющая наиболее эффективно учитывать основные интересы работников (и их представителей), работодателей (и их представителей) и государства  при регулировании социально-трудовых отношений.

Сегодня социальное партнерство выступает  как способ согласования интересов  различных групп при разрешении возникающих противоречий и предотвращении конфликтов в социально-трудовой сфере.

Становление системы социального  партнерства - достаточно длительный и  сложный процесс. Это отчасти  объясняется тем, что в Российской Федерации законодательство о социальном партнерстве создавалось практически  «с чистого листа». [8]

Реализация экономических и  социальных реформ привела к ослаблению роли государства в социально-трудовой сфере, снижению социальной защищенности граждан. Соответственно, и развитие законодательства о социальном партнерстве  получило достаточно мощный стимул.

Сейчас уже никто не оспаривает, что система социального партнерства - это наиболее эффективный способ достижения и поддержания оптимального баланса интересов работодателей  и работников.

В статье 23 ТК РФ законодательно закреплено понятие «социальное партнерство». Оно может быть двусторонним, когда  в этих процессах участвуют работники  и их представители, работодатели и  их представители. То есть в диалог вступают две стороны, непосредственно  взаимодействующие в производственном процессе и имеющие достаточно противоречивые интересы. Работники заинтересованы в стабильных трудовых отношениях, высокой заработной плате, выплачиваемой  регулярно, в получении социально-бытовых  и иных льгот за счет работодателя. Работодатель, в свою очередь, заинтересован в получении максимальной прибыли, выплате дивидендов, снижении затрат на организацию производства. Таким образом, каждый участник производственного процесса стремится удовлетворить собственные интересы, игнорирование которых противоположной стороной влечет нестабильность трудовых отношений для работников и снижение уровня прибыли, и уменьшение инвестиций в производство для работодателей.

Для предотвращения таких негативных явлений существуют различные формы  социального партнерства - ведение  коллективных переговоров, заключение коллективных договоров, реализация систем участия работников в управлении организацией, участие представителей работников и работодателей в  досудебном разрешении трудовых споров и др. (статья 27 ТК РФ). [2]

 

3. Уровни и принципы социального партнерства в сфере труда

Система социального партнерства  в соответствии с трудовым законодательством (ст.26 ТК РФ) включает пять уровней: 

федеральный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда;

региональный уровень, на котором субъекты Федерации определяют порядок регулирования в соответствии со своими полномочиями;

отраслевой уровень, на котором осуществляется отраслевое регулирование;

территориальный уровень, который распространяет свое действие на территории муниципального образования (город, район и т.п.);

локальный уровень, на котором происходит регулирование взаимоотношений между работниками и работодателями в рамках конкретной организации. [3]  

 В качестве основы социального  партнерства законодатель (ст.24 ТК  РФ) закрепил 12 основных принципов, которые по своему характеру являются внутриотраслевыми, так как относятся только к институту социального партнерства:

1. Равноправие сторон.

2. Уважение и учет интересов сторон.

3. Заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях.

4. Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе.

5. Соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов.

6. Полномочность представителей сторон.

7. Свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда.

8. Добровольность принятия сторонами на себя обязательств.

9. Реальность обеспечения принимаемых на себя обязательств.

10. Обязательность выполнения коллективных договоров.

11. Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений.

12. Ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений. [6]

Трудовое законодательство (гл.4 ТК) в качестве представителей работников как социальных партнеров определяет профсоюзы, их организации, объединения, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом (ст.29). [2]

Представителями работодателей в  социальном партнерстве согласно ст. 33 ТК являются: руководитель организации  или уполномоченные им лица в соответствии с трудовым законодательством, учредительными документами организации и локальными нормативными актами. В числе представителей работодателя называются объединения  – добровольные некоммерческие организации, основанные на добровольном членстве работодателей. 

Представителями работодателей –  государства и муниципального образования – являются их исполнительные органы.  

Органами социального партнерства  являются комиссии, создаваемые социальными  партнерами, по урегулированию социально-трудовых отношений на всех пяти уровнях системы  партнерства. На федеральном уровне образуется трехсторонняя комиссия, правовой статус которой определен  ФЗ «О  российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 01.05.1999 г. Аналогичные комиссии могут образовываться в субъектах Федерации и на территориальном местном уровне. Отраслевые комиссии могут быть созданы как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. [7] 

Основное предназначение социального  партнерства состоит в том, чтобы  путем переговоров достичь согласованности  противоположных интересов работников и работодателей, снять острые проблемы. Этим вопросам посвящена гл.6 ТК РФ. Решение принимается при единогласном голосовании сторон комиссии. Если в ходе работы трехсторонней комиссии (на любом уровне) возникают споры  по каким-либо вопросам, по таким вопросам составляется протокол разногласий  и они разрешаются в соответствии с порядком разрешения споров. 

Информация о работе Социальное партнерство