Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 21:29, контрольная работа
Государство и рыночные структуры имеют свои сферы социального регулирования, тем не менее, существуют области, где их социальная ответственность пересекается. Государство создает систему социальных гарантий, поддерживает малый бизнес, обеспечивает правовую базу социальной рыночной экономики через защиту прав собственности и предпринимательства, делает авансы конкуренцию в форме защиты прав потребителей.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Становления социального партнерства в сфере труда………………..4
2. Понятие социального партнерства……………………………………..6
3. Уровни и принципы социального партнерства в сфере труда………..7
4. Формы социального партнерства………………………………………9
5. Значение социального партнерства в трудовых правоотношениях...13
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы…………………………………………...16
Достижение целей социального партнерства происходит благодаря использованию различных форм (ст.27 ТК РФ): коллективные переговоры, взаимные консультации, участия работников или их представителей при разрешении трудовых споров в судебном порядке. Одной из форм социального партнерства является также участие работников, их представителей в управлении организацией. Законодатель признает производственную демократию формой социального партнерства. [3]
4. Формы социального партнерства
Статья 27 ТК РФ закрепляет часто используемые формы социального партнерства - коллективные переговоры, подготовку проектов коллективных договоров и их заключение, проведение консультаций с работниками и их представителями по вопросам регулирования трудовых отношений, участие работников в управлении организацией. Эти формы социального партнерства традиционны и тесно связаны между собой.
Коллективно-договорное регулирование
играет наиболее заметную роль в системе
социального партнерства. Именно путем
коллективно-договорного
Для того чтобы стороны социального партнерства смогли сесть за стол переговоров, работникам и их представителям должна быть предоставлена информация об общих условиях приема на работу, перевода и увольнения, о структуре организации и системах управления, об аттестации рабочих мест, о возможностях профессионального обучения и перспективах продвижения по работе, об общих условиях труда, правилах и нормах по технике безопасности, о процедурах, установленных для рассмотрения жалоб и заявлений работников, о процедурах досудебного урегулирования трудовых споров (как коллективных, так и индивидуальных), о социально-бытовых льготах и преимуществах для работников (медицинское обслуживание, здравоохранение, столовые, жилищные условия, условия для хранения сбережений и банковское обслуживание и т.д.), об общем положении организации и перспективах или планах ее дальнейшего развития.
Помимо этого работодатель обязан
довести до сведения работников решения,
которые могут прямо или
Некоторые вопросы по применению норм трудового права, изданию локальных актов решаются после проведения консультаций с представительными органами работников. Эти консультации позволяют сторонам социального партнерства согласовать свои позиции и прийти к взаимно устраивающим всех решениям, не прибегая к таким крайним мерам, как забастовка, приостановка работы, массовые увольнения.
На достижение взаимоприемлемого результата и выработку компромиссного решения направлена и такая форма социального партнерства, как участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров. При этом законодатель имеет в виду разрешение как индивидуальных, так и коллективных споров[9].
Трудовой кодекс РФ определяет индивидуальный
трудовой спор как неурегулированные
разногласия между
Индивидуальные трудовые споры рассматривают комиссии по трудовым спорам и суды.
Согласно статье 384 ТК РФ комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации.
Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации.
Иными словами, комиссию по рассмотрению трудовых споров можно рассматривать как своего рода разновидность органа социального партнерства. Ее целью являются не только несудебное урегулирование спора, но и поиск компромисса.
При разрешении спора в суде в его урегулировании, в том числе и выработке условий мирового соглашения между сторонами, могут участвовать надлежащие уполномоченные представители работодателя и работников[10].
Коллективный трудовой спор понимается
как неурегулированные
Для разрешения коллективного трудового
спора применяются
На повышение социальной активности работников и усиление взаимодействия работников и работодателя в процессе производства направлена такая форма социального партнерства, как участие работников в управлении организацией. Ее закрепление в Трудовом кодексе РФ предоставляет работникам возможность вести диалог с работодателем по вопросам, непосредственно затрагивающим их интересы в ежедневной производственной деятельности, влиять на принимаемые работодателем решения. [3]
Общепризнано, что управление производственной системой эффективно лишь в том случае, когда все ее субъекты заинтересованы в успехе дела. Участие работников в управлении организацией и выработке управленческих решений, непосредственно их затрагивающих, может привести к росту производительности труда, уменьшению противостояния между руководством организации и ее персоналом.
Статья 27 Трудового кодекса РФ не содержит исчерпывающего перечня форм социального партнерства. К ним можно отнести все формы, закрепленные Федеральным законом от 12 января 1996 года №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и реализуемые при непосредственном участии профсоюзов. [2]
5. Значение социального партнерства в трудовых правоотношениях
Значение социального
а) в трудовом праве является новым
методом правового
б) призвано налаживать взаимоотношения работников и нанимателей согласно формам и принципам, предусмотренным ТК РФ.
Развитие института
Основные цели социального партнерства на рынке труда:
Работа по согласованию спроса и предложения рынке труда;
Создание эффективного механизма
улучшения обеспеченности предприятий
квалифицированной рабочей
Обеспечение сбалансированности спроса и предложения на рынке труда через объединение ресурсов социальных партнеров.
Благодаря сотрудничеству и объединению
усилий всех участников рынка труда,
прежде всего работодателей, согласованности
их действий при реализации активных
мероприятий содействия занятости
населения, областная служба занятости
является полноправным участником процесса
регулирования социально-
Концепция социального партнерства, основанная на переговорах, посредничестве, экспертизе, сотрудничестве, консультациях играет важную роль в решении многих проблем социально трудовой сферы. Социальное партнерство является основой взаимоотношений между работниками (профсоюзами, их объединениями, ассоциациями), работодателями (их объединениями, ассоциациями), органами власти, органами местного самоуправления с целью обсуждения, выработки и принятия решений по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, обеспечения социального мира и общественного развития. Социальное партнерство осуществляется путем взаимных консультаций, переговоров, заключения соглашений, коллективных договоров и принятия совместных решений.
Расширение договорных начал в сфере регулирования трудовых отношений, повышение роли коллективных договоров и соглашений являются результатом реализации новой политики государства в этой области. Осуществляется переход к договорному регулированию отношений, от “единства интересов” работодателей и работников к поиску взаимоприемлемых условий совместной работы, к социальному партнерству.
Возросла роль коллективного договора с принятием Трудового Кодекса, поскольку он законодательно закрепил нормы по конкретному решению многих социально-трудовых вопросов, в том числе охраны труда через этот нормативно-правовой акт, и вопросы эти должны решаться в ходе переговоров. Поэтому, какой будет коллективный договор, какие будут в нем закреплены условия, такие социальные гарантии в области охраны труда будут иметь работники.
Заключение
Закрепление в Трудовом кодексе РФ специального раздела II «Социальное партнерство в сфере труда» (ст. ст. 23 - 55) отражает договорные (согласительные) начала отношений между работником и работодателем в условиях противоречий их интересов.
Развитию института
Между тем государство может
осуществлять государственную политику
как опосредованно, т.е. через нормативное
регулирование, установление правил и
норм в сфере труда, так и непосредственно
- через участие в
Список использованной литературы