Социальное партнерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 14:06, курсовая работа

Краткое описание

задачи:
- дать понятие, рассмотреть принципы и стороны социального партнерства;
- проанализировать содержание коллективных договоров и соглашений;
- рассмотреть систему, органы социального партнерства и правовые акты социального партнерства.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА…6
1.1. Понятие социального партнерства в сфере труда………………6
1.2. Уровни и принципы социально партнерства……………………8
1.3. Система и формы социального партнерства…………………...11
II. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРАВОВЫХ АКТОВ
СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА……………………………………….20
2.1. Понятие социально-партнерских актов…………………………20
2.2. Виды социально-партнерских актов…………………………….23
2.3. Регистрация коллективного договора, соглашения………………31
Заключение……………………………………………………………………32
Список литературы…………………………………………………………...36

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 64.75 Кб (Скачать)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Трудовое право - важнейшая  отрасль российского права, регулирующая при активном участии его субъектов  трудовые отношения работников с  работодателями и другие примыкающие, непосредственно с ними связанные, производные от них отношения  и устанавливающая права и  обязанности по труду на производстве субъектов трудового права и  ответственность за их нарушение.

Социальное партнерство  в современном варианте начало свое становление в Западной Европе во второй половине 60-х годов прошлого столетия, когда западноевропейские страны поразил тяжелый экономический кризис, который затронул не только мелкие и средние предприятия, но и крупные концерны. Кризис проявился в росте цен, остро поставил проблему безработицы. Начали широко применяться сокращенная рабочая неделя, вводиться так называемые праздничные смены. Борьба трудящихся в защиту своих интересов обострилась, вызывая тревогу крупного капитала и объективную необходимость менять стратегию и тактику сотрудничества.

Политической основой  отношений между работниками  и работодателями должно быть социальное партнерство. В течение многих лет  наше общество исходило из принципа непримиримости противоречий между трудом и капиталом, из революционного пути преобразования общества, поскольку мирным путем  обычно власть не отдается.

Однако большинство стран, в том числе промышленно –  развитых, передовых, ориентируется  не на классовую борьбу, а на признание  социального партнерства в обществе между трудящимися и работодателями. Это не означает веры в гармоничную  социальную утопию, но признание различных  интересов у этих групп людей  не должно снимать стремления к социальному  равновесию. Социальное партнерство  должно строиться на обоюдной заинтересованности в развитии производства, экономическом  прогрессе.

Как показывает зарубежный опыт, многие вопросы общественной жизни решаются легче, если страны изначально ориентируются на сотрудничество, а  не на конфронтацию. Отказ от взаимных уступок лишает общество перспективы  позитивных перемен, и другого способа  достичь согласия нет. Поэтому и  не стоит пренебрегать опытом промышленно  развитых стран. Это подтверждено и  Конвенцией МОТ № 154 о содействии коллективным переговорам, принятой в 1981 г.

Ее признание нашей  страной повлекло за собой принятие соответствующих нормативных актов, основным из которых является Закон  РФ « О коллективных договорах  и соглашениях»1.

Принципиально новой для  нашего общества была легализация именно соглашений, заключаемых на разных уровнях. Прежде российскому законодательству был известен лишь институт коллективного  договора, который в условиях административно  – командной системы носил  своеобразный характер – коллективные договоры содержали в основном не нормативные условия, а конкретные обязательства сторон, и главным образом предприятия.

Теперь, как уже отмечалось, не только изменилось их содержание, но и появились соглашения иного  рода. Оценивая правовое значение этих актов, нужно сказать, что все  они (в том числе и коллективный договор) представляют собой важный источник права, порожденный не законодателем, а путем принятия соглашения заинтересованными  в решении разного рода профессиональных, производственных и социально- экономических  вопросов сторонами, что придает  этому источнику большую гибкость, возможность учета конкретных обстоятельств  и своевременного внесения соответствующих  изменений.

При этом важно отметить, что содействие Закона о коллективных договорах распространяется на работодателей  независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и численности работников. Таким образом, он выходит за рамки действующего трудового законодательства2.

Актуальность темы в том, что существуют различные модели социального партнерства, которые интересуют общественную мысль России в настоящее время, в переходный период, больше, чем когда бы то ни было, как в теоретическом, так и в практическом плане. Наше социальное мышление слишком долго было сковано штампами и догмами, не допускавшими других представлений возможного общественного развития с благоприятными условиями для человека, высоким уровнем и качеством жизни, правовой и социальной защищенностью — этими важными слагаемыми социального партнерства.

В последние годы в юридической  литературе уделяется значительное внимание вопросам правового регулирования  правовых актов социального партнерства. В работе использованы труды: Сыроватской  Л.А., Акоповой В.М., Соболева С.А., Вихарева А., Власова В.И., Нуртдиновой А.Ф., Коршуновой Т., Лушниковой А.М., Лушникова  М.В. и многие др.

Для достижения данной цели мы ставим перед собой следующие задачи:

  • дать понятие, рассмотреть принципы и стороны социального партнерства;
  • проанализировать содержание коллективных договоров и соглашений;
  • рассмотреть систему, органы социального партнерства и правовые акты социального партнерства.

Объект работы – отношения социального партнерства.

Предмет работы - правовые акты социального партнерства.

Методы исследования: теоретический анализ, синтез, логический метод, сравнительный анализ.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

 

1.1.  Понятие  социального партнерства в сфере труда

 

Социальное партнерство  как форма взаимоотношений между  работниками и работодателями в  западных странах появилось в  середине XIX века, но правовое регулирование, в том числе международно-правовыми актами МОТ, стало осуществляться только в первой половине XX века. Социальное партнерство явилось следствием обострения отношений между трудом и капиталом как один из путей достижения компромисса между работниками и работодателями. Коллективные договоры дали возможность во взаимоотношениях перейти «от конфликтного соперничества к конфликтному сотрудничеству».

В России социальное партнерство  нашло свое отражение в первом кодексе законов о труде 1918 года в институте коллективного договора. Правовое регулирование социального  партнерства в России на современном  этапе стало осуществляться с 1992 года с принятием Закона «О коллективных договорах и соглашениях»3. Этот закон впервые ввел термины «социальное партнерство» и «коллективные переговоры», хотя в мировой практике они были известны еще с Первой мировой войны 1914-1918 гг., в правовых актах МОТ после Второй мировой войны. Значимость указанного Закона заключается в том, что коллективные переговоры и социальное партнерство были введены в предмет трудового права и подробно урегулированы правовыми нормами.

В действующем Трудовом кодексе  РФ с учетом происходящих в социально-экономической  жизни страны этому вопросу уделено  большое внимание. В статье 23 ТК РФ4 раскрыто понятие социального партнерства как система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Органы государственной власти и местного самоуправления являются сторонами социального партнерства, когда выступают в роли работодателей или их представителей.

Дальнейшее развитие социально-партнерские  отношения получили в Законе Российской Федерации «О коллективных договорах  и соглашениях» от 11 марта 1992 г. с  изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября 1995 г5.

Впервые в истории трудового  права России этот закон урегулировал порядок ведения коллективных переговоров  и социально-партнерские отношения  на более высоких, чем производство, пяти уровнях. В Законе о коллективных договорах и соглашениях впервые  также в соответствии с Конвенцией МОТ № 98 (1949) «О применении принципов  права на организацию и на ведение  коллективных переговоров» употребляются  термины «социальное партнерство» и «коллективные переговоры».

1 мая 1999 г. был подписан  Федеральный закон «О Российской  трехсторонней комиссии по регулированию  социально-трудовых отношений»6. Федеральный закон призван обеспечить должное регулирование социально-трудовых отношений, совершенствование и развитие системы социального партнерства, содействие урегулированию коллективных трудовых споров. Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу формирования и деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Комиссия состоит из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, правительства, которые образуют соответствующие стороны комиссии на паритетной основе.

С 1 февраля 2002 г. вступил  в действие Трудовой кодекс Российской Федерации, в котором в части  второй (гл.3–9) закреплены ст.23–55, регламентирующие социальное партнерство в сфере  труда. Исходя из этого, законы субъектов  Российской Федерации о социальном партнерстве действуют в части, не противоречащей Трудовому кодексу  РФ7.

Статья 23 ТК РФ впервые дает легальное определение социального  партнерства. Социальное партнерство  – система взаимоотношения между  работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов  работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений  и иных непосредственно связанных  с ними отношений.

Закон различает участников и стороны социального партнерства. Сторонами социального партнерства  являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном  порядке представителей. В социальном партнерстве существуют свои уровни и принципы.

 

1.2. Уровни и  принципы социального партнерства

 

Система социального партнерства  в соответствии с трудовым законодательством (ст.26 ТК РФ) включает пять уровней:

 федеральный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда;

  • региональный уровень, на котором субъекты Федерации определяют порядок регулирования в соответствии со своими полномочиями;
  • отраслевой уровень, на котором осуществляется отраслевое регулирование;
  • территориальный уровень, который распространяет свое действие на территории муниципального образования (город, район и т.п.);
  • локальный уровень, на котором происходит регулирование взаимоотношений между работниками и работодателями в рамках конкретной организации.

В качестве основы социального  партнерства законодатель (ст.24 ТК РФ) закрепил 12 основных принципов, которые  по своему характеру являются внутриотраслевыми, так как относятся только к  институту социального партнерства:

1. Равноправие сторон.

2. Уважение и учет интересов  сторон.

3. Заинтересованность сторон  в участии в договорных отношениях.

4. Содействие государства  в укреплении и развитии социального  партнерства на демократической  основе.

5. Соблюдение сторонами  и их представителями законов  и иных нормативных правовых  актов.

6. Полномочность представителей  сторон.

7. Свобода выбора при  обсуждении вопросов, входящих в  сферу труда.

8. Добровольность принятия  сторонами на себя обязательств.

9. Реальность обеспечения  принимаемых на себя обязательств.

10. Обязательность выполнения  коллективных договоров.

11. Контроль за выполнением  принятых коллективных договоров,  соглашений.

12. Ответственность сторон, их представителей за невыполнение  по их вине коллективных договоров,  соглашений.

Трудовое законодательство (гл.4 ТК) в качестве представителей работников как социальных партнеров  определяет профсоюзы, их организации, объединения, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками  в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом (ст.29).

Представителями работодателей  в социальном партнерстве согласно ст. 33 ТК являются: руководитель организации  или уполномоченные им лица в соответствии с трудовым законодательством, учредительными документами организации и локальными нормативными актами. В числе представителей работодателя называются объединения  – добровольные некоммерческие организации, основанные на добровольном членстве работодателей.

Представителями работодателей  – государства и муниципального образования – являются их исполнительные органы.

Органами социального  партнерства являются комиссии, создаваемые  социальными партнерами, по урегулированию социально-трудовых отношений на всех пяти уровнях системы партнерства. На федеральном уровне образуется трехсторонняя  комиссия, правовой статус которой  определен ФЗ «О  российской трехсторонней  комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 01.05.1999 г8. Аналогичные комиссии могут образовываться в субъектах Федерации и на территориальном местном уровне. Отраслевые комиссии могут быть созданы как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.

Информация о работе Социальное партнерство