Социальное партнерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 14:06, курсовая работа

Краткое описание

задачи:
- дать понятие, рассмотреть принципы и стороны социального партнерства;
- проанализировать содержание коллективных договоров и соглашений;
- рассмотреть систему, органы социального партнерства и правовые акты социального партнерства.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА…6
1.1. Понятие социального партнерства в сфере труда………………6
1.2. Уровни и принципы социально партнерства……………………8
1.3. Система и формы социального партнерства…………………...11
II. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРАВОВЫХ АКТОВ
СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА……………………………………….20
2.1. Понятие социально-партнерских актов…………………………20
2.2. Виды социально-партнерских актов…………………………….23
2.3. Регистрация коллективного договора, соглашения………………31
Заключение……………………………………………………………………32
Список литературы…………………………………………………………...36

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 64.75 Кб (Скачать)

  • другие вопросы,  определенные сторонами (ст.41ТК  РФ)19.

Реализация коллективного  договора – это осуществление  на практике тех условий, которые  составляют его содержание. Его реализация призвана соединить интересы работников и работодателей и создать  правовой климат для существования  их социально-партнерских отношений, сгладить угрозу социального конфликта.

Коллективный договор  заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня  подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором. Стороны имеют право продлить действие коллективного договора на срок не более трех лет.

Действие коллективного  договора распространяется на всех работников данной организации, ее филиала, представительства  и иного обособленного структурного подразделения. Коллективный договор распространяется также на лиц, поступивших на работу после его заключения.

Изменение наименования организации, увольнение руководителя, подписавшего от имени работодателя коллективный договор, не влияет на его судьбу. Действие коллективного договора сохраняется.

При реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.

При смене формы собственности  организации коллективный договор  сохраняет свое действие в течение  трех месяцев со дня перехода прав собственности.

При реорганизации или  смене формы собственности организации  любая из сторон имеет право направить  другой стороне предложения о  заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трех лет.

При ликвидации организации  коллективный договор сохраняет  свое действие в течение всего  срока проведения ликвидации.

Особые правила установлены  для приватизируемых предприятий. Открытые акционерные общества, созданные  в процессе приватизации имущественных  комплексов унитарных предприятий, соблюдают условия и отвечают по обязательствам, которые содержатся в коллективных договорах, действовавших  до приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий. По истечении  трех месяцев со дня государственной  регистрации открытого акционерного общества, созданного в процессе приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, его работники (представители  работников), совет директоров (наблюдательный совет) или исполнительный орган  открытого акционерного общества могут  предложить пересмотреть положения  действующего коллективного договора или заключить новый коллективный договор.

Изменение и дополнение коллективного  договора производятся в порядке, установленном  Трудовым кодексом РФ для его заключения, т.е. в процессе проведения коллективных переговоров. Дополнительные правила  могут быть определены сторонами  в коллективном договоре.

 

 Понятие и виды социально-партнерских соглашений

 

Понятие социально-партнерских  соглашений

Политические изменения  в нашей стране и переход к  рыночным отношениям в экономике  вызвали изменения и в социальном партнерстве. Появился новый вид  правовых актов-договоров, расширивший  договорное регулирование в сфере  труда. Социально-партнерские соглашения стали заключаться не только на уровне организации, но и на уровне Федерации  и ее субъектов.

Социально-партнерское соглашение – это правовой акт социального  партнерства, устанавливающий общие  принципы регулирование труда, заключенный  между представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом и территориальном  уровнях.

Соглашение занимает по отношению  к трудовому законодательству подчиненное  положение, должно ему соответствовать  и не противоречить. В тоже время  оно может улучшать условия труда, установленные трудовым законодательством. Само название «соглашение» указывает  на то, что это определенный вид  договора с определенным кругом его  участников, их интересами и целями. Эти соглашения расширяют договорный централизованный метод регулирования  отношений в сфере труда.

Как и коллективный договор, соглашение является правовой формой социального партнерства. Однако сфера  и характер его применения отличаются от коллективного договора. Коллективный договор регулирует отношения работников и работодателей на уровне предприятия (организации), соглашение регулирует социально-партнерские отношения  на более высоком уровне. Как и коллективный договор, соглашения занимают по отношению к трудовому законодательству подчиненное место, так как условия соглашений не могут противоречить трудовому законодательству и ухудшать по сравнению с ним положение работников, иначе они недействительны. Более того, призваны повышать их социальные гарантии, условия труда и быта.

Целью заключения генерального соглашения является установление общих  принципов регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне. Региональное соглашение устанавливает  общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Виды социально-партнерских  соглашений

В зависимости от количества участников соглашения могут быть двусторонними  и трехсторонними, многосторонними.

По сфере регулирования  отношений и уровню их заключения различают соглашения: федеральные, отраслевые, региональные и территориальные.

Соглашения, заключаемые  в различных сферах могут быть: генеральные (федеральный уровень), региональные (субъектов Федерации), тарифные межотраслевые и отраслевые, территориальные.

Каждый вид соглашений предполагает конкретный круг участников и определенный вид отношений  в сфере труда, т.е. конкретную сферу  регулирования.

Соглашения федерального уровня устанавливают общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на всей территории России. Они могут заключаться на два-три  года.

Соглашения регионального  уровня устанавливают общие начала регулирования социально-трудовых отношений, нормы оплаты труда и  другие условия в пределах субъекта Федерации.

Отраслевые тарифные соглашения заключаются отраслевыми советом  профсоюза и объединениями работодателей  по направлениям социально-экономического развития отрасли, социальным гарантиям, условиям и оплате труда в конкретной отрасли, поэтому распространяется только на конкретную  отрасль.

Территориальное соглашение представляет собой специальный  акт, устанавливающий условия решения  определенных социально-трудовых вопросов, связанных с территориальными особенностями (Крайний Север, Чернобыльская зона и т.п.). Подобные соглашения отражают и углубляют дифференциацию трудового  права.

Иные соглашения – соглашения, которые могут заключаться сторонами  на любом уровне социального партнерства  по отдельным направлениям регулирования  социально-трудовых отношений и  иных непосредственно связанных  с ними отношений.

Порядок и сроки разработки и заключения соглашения определяет комиссия, образованная сторонами на паритетной основе. Содержание и структура  соглашения определяется представителями  сторон и может включать вопросы  содействия занятости, социально-бытовые, подготовки и повышения квалификации, гарантии и льготы, оплаты труда, порядок  разрешения споров и другие вопросы, которые возникают в ходе отношений  в сфере труда. В ходе переговоров  этой комиссией готовиться проект соглашения, который подписывается сторонами. Срок действия соглашений определяется сторонами и составляет не более  трех лет.

Трудовое законодательство установило ответственность представителей сторон за уклонение от подписания или невыполнение соглашений. Виновные лица несут материальную ответственность  за причинение в результате этих действий материальный ущерб, дисциплинарную ответственность (ст.192-195 ТК РФ) или могут подвергаться по решению суда штрафу до 50 минимальных  размеров оплаты труда.

 

2.3. Регистрация  коллективного договора, соглашения

 

Коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию  в соответствующий орган по труду. Соглашения, заключенные на федеральном  уровне, направляются на регистрацию  в Министерство труда России, другие соглашения и коллективные договоры – в региональные и территориальные  органы по труду. Коллективный договор, соглашение вступают в действие с  момента, определенного сторонами, и не зависят от факта их уведомительной регистрации.

 Информация необходима органам исполнительной власти по труду для выявления тенденций коллективно-договорного регулирования трудовых отношений и условий, коллективных договоров и соглашений, ухудшающих положение работников по сравнению с действующим законодательством. Выявив такие условия, орган по труду сообщает об этом представителям работодателей и работников, заключивших соответствующий коллективный договор, соглашение, чтобы внести необходимые изменения, и в соответствующую государственную инспекцию труда, которая может выдать предписание об устранении нарушения трудовых прав работников.

Заключение

 

Правительство РФ сегодня стоит  перед необходимостью всесторонней и глубокой корректировки курса  социально-экономической политики в направлении первоочередного  решения социальных задач и обеспечения  экономического роста. Важное место  в реализации данной политики занимает дальнейшее развитие социального партнерства  и совершенствование трудовых отношений.

Их цель заключается в том, чтобы  способствовать развитию экономики, улучшению  условий труда, достижения высокого жизненного уровня работающих, членов их семей и тех, кто ушел на заслуженный  отдых. Насколько эффективным будет  труд работников, создающих материальные средства не только с целью воспроизводства  собственной рабочей силы, но и  для общества в целом, во многом определит благополучие и неработающих членов общества.

ТК РФ регулирует трудовые отношения  и социальное партнерство в сфере  труда с учетом новых хозяйственно-экономических  условий.

Для органов государственной  власти и органов местного самоуправления он ставит задачу обеспечения согласования интересов работников и работодателей, т.е. помочь работнику и работодателю построить механизм взаимоотношений, позволяющий повысить производительность труда – в чем и заключается  суть социального партнерства в  сфере трудовых отношений.

Трудовой кодекс РФ впервые  содержит раздел «Социальное партнерство  в сфере труда», где определено понятие социального партнерства, его уровни, формы, права и обязанности  представителей работников и работодателей  в связи с проведением коллективных переговоров и заключением коллективно  – договорных актов.

Формой реализации права  на социально – партнерское регулирование  является социально-партнерский акт.

Социально-партнерские акты разрабатываются  и принимаются представителями  сторон трудовых отношений. В этом их отличие от государственных нормативно-правовых актов (законов, указов, постановлений и т.п.), принимаемые соответствующими государственными органами. Органы государственной власти могут участвовать в принятии соглашения любого уровня, однако это не меняет его юридической природы.

Существует два вида социально-партнерских  актов: коллективный договор и соглашение.

Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально – трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Его заключение – право социальных партнеров. В каждой организации вопрос о принятии коллективного договора решается самостоятельно, иными словами, стороны не обязаны заключать коллективный договор, если ни одна из них не проявила инициативы по вступлению в коллективные переговоры.

Коллективный договор – это  социально-правовой акт, заключаемый  на уровне организации на двухсторонней  основе, между работниками и работодателями в лице своих представителей.

В отличие от коллективного договора при заключении соглашения участвует  третья сторона, заинтересованная в социальном партнерстве органы государственной власти и (или) местного самоуправления.

Статьей 18 ФЗ «О коллективных договорах  и соглашениях» определены пять основных видов соглашений: генеральное соглашение; региональное соглашение; отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение; профессиональное тарифное соглашение; территориальное соглашение. Сегодня для всех субъектов социального партнерства должна стоять задача реального повышения уровня жизни населения на фоне роста эффективности экономики, личного вклада каждого работника в экономический потенциал предприятия.

Информация о работе Социальное партнерство