Социальное партнерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 14:06, курсовая работа

Краткое описание

задачи:
- дать понятие, рассмотреть принципы и стороны социального партнерства;
- проанализировать содержание коллективных договоров и соглашений;
- рассмотреть систему, органы социального партнерства и правовые акты социального партнерства.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА…6
1.1. Понятие социального партнерства в сфере труда………………6
1.2. Уровни и принципы социально партнерства……………………8
1.3. Система и формы социального партнерства…………………...11
II. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРАВОВЫХ АКТОВ
СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА……………………………………….20
2.1. Понятие социально-партнерских актов…………………………20
2.2. Виды социально-партнерских актов…………………………….23
2.3. Регистрация коллективного договора, соглашения………………31
Заключение……………………………………………………………………32
Список литературы…………………………………………………………...36

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 64.75 Кб (Скачать)

Сторонами социального партнерства  являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном  порядке представителей.

Представителями работников могут быть профсоюзные органы и  органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им.

Представителем работодателя обычно выступает руководитель организации. Но уполномоченным представителем работодателя могут быть и др. должностные лица из числа администрации организации (структурного подразделения, обладающего  правами ЮЛ), имеющие полномочия в соответствии с Уставом организации  либо иными локальными актами.

Множественность субъектов  трудового права, необходимость  формирования реализации их интересов  влечет за собой необходимость формирования системы социального партнерства.

Система социального партнерства  включает в себя: федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования  отношений в сфере труда в  РФ; региональный уровень, устанавливающий  основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ; отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях); территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании и уровень организации, устанавливающий конкретные обязательства в сфере труда между работниками и работодателями.

Формы социального партнерства  представляют собой конкретные виды взаимодействия представителей работников и работодателей. В соответствии трудовым законодательством РФ социальное партнерство осуществляется в формах: коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению; взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования  трудовых отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений; участия  работников и их представителей в  управлении организацией; участия представителей работников и работодателей в  досудебном разрешении трудовых споров.

В стране созданы постоянно  действующие трехсторонние органы, которые осуществляют коллективно  – договорное регулирование и  проводят консультации с органами государственной  власти.

Для обеспечения регулирования  социально – трудовых отношений, ведения коллективных переговоров  и подготовки проектов коллективного  договора, соглашений их заключения, а  также для организации контроля за выполнением коллективного договора и соглашений на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.

 

II. ПОНЯТИЕ И ВЫДЫ ПРАВОВЫХ АКТОВ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

2.1. Понятие социально-партнерских  актов

Первые коллективные договоры в континентальной Европе стали  заключаться в конце XIX в., но их юридическая  природа оставалась спорной, а правовая регламентация - явно недостаточной. Как  отмечал Я.А. Канторович: «Само понятие  «коллективный договор» еще до сих  пор не вполне отчетливо усвоено, не получило ни достаточного теоретического обоснования, ни достаточно полного  осуществления и применения на практике»15.

Дальше всех пошло французское  законодательство. 2 июля 1906 г. министр  Г. Думерг внес законопроект, определяющий природу коллективного рабочего договора.

Формой реализации права  на социально – партнерское регулирование  является социально – партнерский  акт.

Социально-партнерский акт  представляет собой нормативное  соглашение, заключаемое между работниками  и работодателем (работодателями). Нормативное  соглашение – особый вид правового  акта, принимаемый в договорном порядке, но содержащий нормы права. Социально-партнерский  акт, таким образом, сочетает в себе черты договора и нормативно –  правового акта. Как договор он заключается после проведения переговоров  на двухсторонней основе, содержит взаимные обязательства сторон, действует  в течении установленного срока (является актом временного действия)16.

Принципы его заключения, закрепленные в ст. 4 Закона «О коллективных договорах и соглашениях», дополняют  его характеристику как договора. Основными принципами заключения коллективных договоров и соглашений являются: соблюдение норм законодательства; полномочность представителей сторон; равноправие сторон; свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров, соглашений; добровольность принятия обязательств; реальность обеспечения принимаемых обязательств; систематичность контроля и неотвратимость ответственности17.

Указанные принципы лишний раз подчеркивают договорной характер названных актов.

Социально-партнерские акты так  же, как и другие договоры, содержат обязательства сторон. Наличие обязательственной  части в коллективном договоре или  соглашении признается практически  всеми учеными и практиками. Обязательства  носят конкретный характер (действия, которые необходимо совершить, срок исполнения и т.п.) и исчерпываются  выполнением. Следует отметить, что  обязательства в основе носят  односторонний характер. На работников, заключение, скажем, коллективного  договора новых обязательств не возлагает. Коллективно – договорный акт  исторически возник как средство улучшения условий труда. Это  его основная задача, поэтому традиционно  работники принимают на себя единственную обязанность - сохранение социального  мира (отказ от забастовок по условиям, включенным в договорной акт, при  своевременном и полном их выполнении). Приведенные выше особенности позволяют  характеризовать социально-партнерские  акты как договоры о труде. Однако такая характеристика не дает полного  представления об их юридической  природе. Будучи нормативными соглашениями, они содержат нормы права, т. е. общие  правила поведения, адресованные неопределенному  кругу лиц и не исчерпывающиеся  однократным применением. Наличие  норм права (нормативная часть) отличает их от других видов договоров и  позволяет рассматривать их как нормативные правовые акты социального партнерства.

Признание коллективного договора (соглашения) нормативным актом является традиционным. Действующее российское законодательство подчеркивает, что  коллективный договор и соглашение являются правовыми актами, регулирующими  социально-партнерские отношения  между работниками и работодателями (ст. 2 Закона «О коллективных договорах  и соглашениях»), декларируя тем  самым их нормативный характер. Как  нормативный правовой акт - социально-партнерский  акт характеризуется следующими особенностями: правом на его принятие обладают представители работников и работодатели; принимается после  проведения коллективных переговоров; является актом временного действия; занимает особое место в иерархии нормативных правовых актов и  выполняет специфическую роль в  правовом регулировании трудовых отношений; защита прав, предусмотренных этим актом, осуществляется в судебном порядке (для индивидуальных трудовых споров) и в примирительном порядке (для  коллективных трудовых споров).

Социально-партнерские акты разрабатываются  и принимаются представителями  сторон трудовых отношений. В этом их отличие от государственных нормативно-правовых актов (законов, указов, постановлений  и т.п.), принимаемые соответствующими государственными органами. Органы государственной  власти могут участвовать в принятии соглашения любого уровня, однако это  не меняет его юридической природы.

Социально-партнерские акты принимаются  в особом порядке – после проведения коллективных переговоров. Проведение переговоров имеет большое значение. Это демократическая процедура  способствует согласованию интересов  работников и работодателей, упорядочению трудовых отношений и снижению социальной напряженности.

Социально-партнерские акты дополняют государственное регулирование. Руководствуясь общими принципами правового  регулирования трудовых отношений, работники и работодатели в ходе заключения этих актов могут конкретизировать законодательство; выполнять прямые предписания закона о включении тех или иных положений в договор о труде; восполнять пробелы в праве (в пределах своей компетенции); повышать гарантии трудовых прав работников, вводить дополнительные по сравнению с законодательством льготы и преимущества18.

 

2.2. Виды социально-партнерских актов

 

Коллективный  договор и его субъекты

 

Понятие коллективных переговоров

Коллективные переговоры вправе начать любая из сторон. Представители  стороны, получившие уведомление в  письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в  течение семи календарных дней со дня получения уведомления.

Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов. На федеральном, региональном, территориальном и отраслевом уровнях при заключении соответствующих соглашений, проведении консультаций и согласований социально-экономической политики работников представляют только профессиональные союзы, их территориальные организации,  объединение профсоюзов (региональные, общероссийские). Другие представители работников на этих уровнях социального партнерства участия не принимают.

Интересы работников организации  при осуществлении социального  партнерства представляет первичная  профсоюзная организация. Это общее  правило.

При отсутствии в организации  первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной  организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление  своих интересов указанной профсоюзной  организации либо иному представителю. Однако наличие представителя не может являться препятствием для  осуществления профсоюзной организацией своих полномочий.

Работники, не являющиеся членами  профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной  организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.

Представителями работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного  договора являются руководитель организации  или уполномоченные им лица в соответствии с Трудовым кодексом РФ, законами, иными  нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.

На уровне организации  образовывается комиссия для ведения  коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения (ст.35 ТК РФ). Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного  договора, соглашения, освобождаются  от основной работы с сохранением  среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более  трех месяцев.

Понятие коллективного  договора и его субъекты

Коллективный договор  – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и  заключаемый работниками и работодателем  в лице их представителей.

Его роль и значение в  регулировании трудовых отношений  неоднократно менялись в зависимости  от изменений экономических и  социальных условий. Становление и  развитие рынка труда в современной  России и новых по своему характеру  общественных связей в кооперации труда обусловили очередное изменение содержания и сущности коллективного договора. Он становится основной разновидностью социально-партнерского регулирования трудовых отношений непосредственно в организациях.

Коллективный договор  является нормативным соглашением, т.е. актом, заключающимся в договорном порядке, но наряду с конкретными  обязательствами содержащим нормы  права. Поэтому коллективный договор  – это не только правовой акт, но и акт сознательного партнерства  работников и работодателя конкретной организации, а в нормативной  его части и источник локальных  норм трудового права. Основная его  задача – регулирование социально-трудовых отношений.

Неурегулированные разногласия  после подписания коллективного  договора могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться  в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами.

Сторонами коллективного  договора выступают работники в  лице их представителей и работодатель, представляемый руководителем организации  или другим полномочным в соответствии с уставом организации (или правовым актом) лицом. Заключенный коллективный договор, являясь регулятором социально-партнерского регулирования трудовых отношений  на уровне организации, выражает интересы работников и работодателей. Поэтому  условия и нормы коллективного  договора для них обязательны  и не должны ухудшать положение работников по сравнению с действующим законодательством. В противном случае они признаются недействительными.

Содержание  и структура коллективного договора

Содержанием коллективного  договора являются согласованные сторонами  условия, которые призваны урегулировать  социально-трудовые отношения в  данной организации. Содержание и структура  коллективного договора определяются сторонами. В коллективный договор  могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:

  • формы, системы  и размеры оплаты труда; 

  • механизм регулирования  оплаты труда с учетом роста  цен, уровня инфляции, выполнения  показателей, определенных коллективным  договором; 

  • занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

  • рабочее время  и время отдыха, включая вопросы  предоставления продолжительности  отпусков;

  • улучшение условий  и охраны труда работников, в  том числе женщин и молодежи;

  • экологическая безопасность  и охрана здоровья работников  на производстве;

  • гарантии и льготы  работникам, совмещающим работу  с обучением; 

  • отказ от забастовок  при выполнении соответствующих  условий коллективного договора;

Информация о работе Социальное партнерство