Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 23:30, реферат
Социальное партнерство — система взаимоотношений между работниками(представителями работников), работодателями (представителями работодателей),органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений .
1)Социальное партнерство — сложное общественное явление, понимание которого в разных аспектах (общественно-политическом, экономическом, правовом и др.) приводит к формулированию его различных понятий
Из многообразия отношений
по социальному партнерству ТК РФ
выделяет отношения в сфере труда
и формулирует легальное
Социальное партнерство
— система взаимоотношений
Если формулировать
Урегулированные нормами
трудового законодательства взаимоотношения
между субъектами социального партнерства
— работниками (их представителями),
Субъектами социального партнерства в сфере труда выступают:
1) работники;
2) работодатели;
3) представители работников;
4) представители работодателей;
5) органы государственной власти;
6) органы местного
Правовое положение каждого из них отличается принадлежащими им в сфере социального партнерства правами и лежащими на них обязанностями.
Работники и работодатели
— стороны социального
Также участниками отношений
по социальному партнерству
Органы исполнительной власти представляют государство в отношениях социального партнерства. В этом своем качестве они выполняют определенную задачу: отстаивают интересы государства, общества, субъекта РФ при решении вопросов, связанных с регулированием на социально-партнерской основе трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.
Органы местного самоуправления, будучи участниками отношений социального партнерства, выражают и отстаивают в этих отношениях интересы муниципального образования.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства лишь в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями (при заключении соглашений), а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами(см. ч. 2 ст. 23 ТК РФ).
Однако, поскольку представитель действует от имени представляемого и в его интересах, он самостоятельной стороной социального партнерства, по сути, не является. Статья 25 ТК РФ к сторонам социального партнерства относит только работников и работодателей.
Государство в лице правотворческих органов определяет правовое положение сторон и участников отношений социального партнерства, порядок реализации их прав и осуществления обязанностей, т. е. регулирует нормами права эти отношения.
Государство оставляет за собой решение вопросов, наиболее значимых для работников и работодателей — установление минимальных социально-трудовых гарантий, предоставляя все больший простор для регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений на основе социального партнерства. В связи с этим существенно повышается роль установления условий труда на основе договоренностей между работниками и работодателями, обеспечения согласования их интересов в сфере труда.
Правовые нормы, регулирующие
отношения социального
Система взаимосвязанных норм о социальном партнерстве,содержащихся в ТК РФ, иных федеральных законах, законах субъектов РФ,подзаконных актах, составляет правовую основу социального партнерства в сфере труда.
2)Основными принципами
-равноправие сторон;
-уважение и учет интересов сторон;
-заинтересованность сторон
в участии в договорных
-содействие государства
в укреплении и развитии
-соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных актов;
-свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
-добровольность принятия
сторонами на себя
-реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
-обязательность выполнения
принятых коллективных
-ответственность сторон,
их представителей за
Социальное партнерство
как система взаимоотношений
между работниками и
Формами социального партнерства являются:
коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;
взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с
ними отношений, обеспечения
гарантий трудовых прав работника и
совершенствования трудового
участие работников, их представителей в управлении организацией;
участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
Кроме того, на практике социальное партнерство осуществляется и в других формах, определяемых его сторонами и их представителями.
Формами выражения социального партнерства и его результатом являются коллективные договоры и соглашения.
Органами социального партнерства признаны и являются, в первую очередь, комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (см. ст.35 ТК РФ). Они созданы для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов коллективных договоров и соглашений, контроля за их исполнением. В этом их основная задача.
Комиссии создаются на
всех уровнях социального
Членами комиссий являются конкретные лица, выделенные каждой из сторон социального партнерства. Выделение и уполномочие представителей должно быть надлежаще оформлено — приказом (распоряжением) работодателя,объединения работодателей, решением профсоюзного органа, решением собрания (конференции)работников в случаях, когда их представляет не профсоюз, а иной представитель.
Органы социального партнерства (как и само социальное партнерство) подразделяются по уровням: в организации (локальный уровень), на уровне территории, региона, отрасли (отраслей), общероссийском уровне.
Комиссии не находятся
в отношениях соподчинения. Каждая
из них решает свои задачи на своем
уровне. От уровня органа социального
партнерства в значительной степени зависит
его состав. На общероссийском,региональном,
территориальном уровнях создаются трехсторонние
комиссии из представителей сторон и соответствующего
государственного или муниципального
органа. На отраслевом (межотраслевом)
уровне при необходимости также создаются
трехсторонние комиссии из представителей
сторон и государственного(
На федеральном уровне создана постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК),деятельность которой осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 1мая 1999 г. РТК создана для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта Генерального соглашения. В нее входят представители федеральных органов государственной власти (Правительства РФ), общероссийских объединений профсоюзов,общероссийских объединений работодателей, которые составляют соответствующие стороны РТК.
3)Представители работников
Стороны социального партнерства вступают в соответствующие отношения через своих представителей, легитимность которых зависит от соблюдения законодательства о представителях работников и работодателей,процедур их определения, объема и содержания полномочий, которыми их наделяют стороны, надлежащего (в соответствии с требованиями законодательства)оформления представительства.
Эти вопросы теперь решаются в основном ТК РФ.
Представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации,предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов или иные представители,избираемые работниками в случаях, предусмотренных Кодексом (см. ч. 1 ст. 29 ТК РФ).
Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателями представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками (ч. 2 ст. 29 ТК РФ).
Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем (ст. 30 ТК РФ).
На уровнях выше организации представителями работников вправе выступать только профсоюзы, их объединения.
Профсоюз — добровольное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности,создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Право работников на объединение, включая право на создание профсоюзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов, включено в число основных прав работников ТК РФ (ст. 21).
Создание профсоюзов обусловлено необходимостью представительства коллективных интересов работников и коллективной защиты их трудовых прав во взаимоотношениях с работодателями. В связи с этим главной функцией, целью и задачей профсоюзов является именно защита работников в трудовых отношениях.
Каждый достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую(профессиональную) деятельность имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов и выходить из профсоюзов. Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.
4) Представители работодателей
Представительство работодателей подразделяется по уровням:на уровне организации и на вышестоящих уровнях (территории, региона,общероссийском, отраслевом (межотраслевом).
Представительство работодателей на уровнях выше организации следует признать социальным представительством, когда оно осуществляется объединениями работодателей, созданными именно с этой целью или эта цель является одной из основных, предусмотренных их уставами (например, Союз промышленников, предпринимателей и работодателей).
Представительские полномочия
объединений работодателей
ТК РФ определяет объединение
работодателей как
Особенности правового положения
объединения работодателей
Социально-партнерские
5)Коллективные договоры и соглашения
Понятие коллективного договора. Коллективный договор —правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ч. 1 ст. 40 ТК РФ).
Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в филиале, представительстве и иных обособленных структурных подразделениях.
Роль и значение коллективного договора в регулировании труда неоднократно менялись в зависимости от изменений экономической и социальной жизни общества. Становление и развитие рынка в современной России и новых по своему характеру общественных связей в кооперации труда обусловили очередное изменение содержания и сущности коллективного договора. Он становится основной разновидностью социально-партнерского регулирования трудовых отношений непосредственно в организациях.