Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 18:47, доклад
Целью социального партнерства является согласование интересов работников и работодателей, т.е. принятие решений, которые в равной степени учитывают и необходимость обеспечения эффективной деятельности организации и создания системы гарантий трудовых прав работников. Это и нормативные соглашения (коллективные договоры, соглашения), заключаемые в договорном порядке, и согласованные программы и планы, и государственные решения (законы, иные нормативные правовые акты), принимаемые с учетом мнения социальных партнеров, и локальные нормативные акты, утверждаемые совместно с представителями работников или с учетом их мнения.
Статья 23 ТК РФ
дает следующее определение
Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Взаимодействие может проявляться, как основная форма социального партнерства, в проведении консультаций, ведении коллективных переговоров, заключении коллективных договоров, соглашений, участии представителей работников в управлении организацией, участии представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров (ст. 27 ТК). Наряду с этим стороны могут использовать иные способы взаимодействия и координации своих действий.
Социальное партнерство включает как двусторонние отношения между представителями работников и работодателем (работодателями, представителями работодателей), так и трехстороннее взаимодействие с участием органов государственной власти и органов местного самоуправления. При этом надо иметь в виду, что непосредственно в системе социального партнерства участвуют лишь органы исполнительной власти или местного самоуправления. Они направляют своих представителей для создания постоянно действующих комиссий, участвуют в заключении соглашений на соответствующих уровнях и т.п. ( ст. 35 ТК).
Целью социального партнерства является согласование интересов работников и работодателей, т.е. принятие решений, которые в равной степени учитывают и необходимость обеспечения эффективной деятельности организации и создания системы гарантий трудовых прав работников. Это и нормативные соглашения (коллективные договоры, соглашения), заключаемые в договорном порядке, и согласованные программы и планы, и государственные решения (законы, иные нормативные правовые акты), принимаемые с учетом мнения социальных партнеров, и локальные нормативные акты, утверждаемые совместно с представителями работников или с учетом их мнения.
Закон различает участников
и стороны социального
Сторонами этой системы взаимодействия являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25 ТК). Они заключают коллективные договоры и соглашения, принимают на себя обязательства, согласовывают свои интересы.
Участниками социального партнерства являются органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, которые участвуют в создании и работе постоянно действующих органов социального партнерства, подготовки проектов и заключении соглашений различного уровня. Однако они не являются стороной соответствующего соглашения и не принимают на себя никаких обязательств. Их участие в системе социального партнерства объясняется необходимостью учитывать интересы общества в целом, координировать развитие коллективно-договорного регулирования трудовых отношений на различных уровнях, согласовывать государственное и договорное регулирование. Поэтому они не признаются сторонами социального партнерства. Единственным исключением из этого правила являются случаи, когда соответствующие органы сами выступают в качестве работодателей (для работников, занятых в них) или представляют работодателей в соответствии со ст. 34 ТК РФ.
В статье 24 ТК приводятся следующие
основные принципы социального партнерства:
1) равноправие сторон. Представители работников
и работодатели (их представители) обладают
равными правами по участию в коллективных
переговорах, в обсуждении вопросов, касающихся
труда и социального развития, создании
комиссий по регулированию социально
– трудовых отношений. Каждая из сторон
может выступать инициатором коллективных
переговоров, предложить тот или иной
вопрос для обсуждения, свободно изложить
свое мнение, участвовать в совместном
принятии решений;
2) уважение и учет интересов
сторон. Социальное партнерство
основывается на
3) заинтересованность сторон
в участии в договорных
4) содействие государства
в укреплении и развитии
5) соблюдение сторонами и их представителями
законов и иных нормативных правовых актов.
Это требование относится не только к
нормам, устанавливающим процедуру совершения
тех или иных действий, но и к правилам,
определяющим содержание коллективно-
договорных актов. Например, локальные
нормативные акты должны приниматься
в соответствии с законами и иными нормативными
правовыми актами о труде, соглашением,
коллективным договором (ст. 8 ТК). Коллективные
договоры и соглашения не могут снижать
уровень прав и гарантий работников, предусмотренных
законодательством о труде (ст. 9 ТК);
6) полномочность представителей
сторон. Полномочность представителей
сторон выступает необходимым
условием нормального
В том случае, когда полномочия представлены документами, решением общего собрания (конференции) и т.п., они должны быть надлежащим образом оформлены. Так, по общему правилу представителем работодателя является руководитель организации (ст. 33 ТК), однако в соответствии со ст. 20 ТК такие полномочия могут быть переданы и другому органу управления организацией, например председателю совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества. В такой ситуации председатель совета директоров (наблюдательного совета), вступая в коллективные переговоры с представителями работников, должен предъявить им выписку из устава или копию решения общего собрания акционеров, с которым он уполномочен проводить коллективные переговоры или участвовать в других формах социального партнерства. Такое же правило действует в отношении представителей работников. Представители профсоюза должны подтвердить свои полномочия, представив устав профсоюза, положение о первичной профсоюзной организации, протокол об избрании органа первичной профсоюзной организации (профсоюза), заявления работников, не являющихся членами профессионального союза, уполномочивших выборный орган на представительство своих интересов в ходе коллективных переговоров.
Иные представители работников получают свои полномочия на общем собрании (конференции) и, следовательно, могут ссылаться только на его решение (протокол);
7) свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
8) добровольность
принятия сторонами на себя
обязательств. Взаимодействие в
системе социального
9) реальность
обязательств, принимаемых на себя
сторонами. Обязательства,
10) обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений. Обязательность обеспечивается как возможностью вступления в коллективный спор и объявления забастовки, так и установлением ответственности за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения (ст. 55 ТК);
11) контроль
выполнения принятых
12) ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Изложенные принципы устанавливают правовые основы взаимодействия социальных партнеров - работников и работодателей.
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления не являются сторонами социального партнерства. Их роль заключается в защите общественных интересов при обсуждении коллективно-договорного регулирования или учете мнения социальных партнеров в ходе принятия важных политических, экономических и правовых решений. Кроме того, они осуществляют своеобразное посредничество, помогают сторонам достичь соглашения и заключить взаимоприемлемые и сбалансированные договорные акты. Однако ни органы исполнительной власти, ни органы местного самоуправления не несут никаких обязательств, вытекающих из заключенных с их участием соглашений.
Система социального партнерства
Система социального партнерства включает следующие уровни:
1) федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации. На федеральном уровне могут заключаться: генеральные и отраслевые соглашения;
2) региональный
уровень, устанавливающий
3) отраслевой
уровень, устанавливающий
4) территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании. На территориальном уровне (муниципальное образование) заключается территориальное соглашение;
5) уровень организации,
устанавливающий конкретные
Следует отметить, что экономическое и правовое положение социальных партнеров различно.
Формы социального партнерства
Социальное партнерство осуществляется в следующих формах:
1) коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению. Коллективные переговоры и заключение коллективных договоров и соглашений являются главной формой социального партнерства. Это реализация работниками (в лице их представителей) и работодателями права на коллективно-договорное регулирование;
2) взаимных консультаций
(переговоров) по вопросам
Консультации на уровне организации проводятся в рамках участия работников в управлении организацией (ст. 53 ТК);
3) участие работников,
их представителей в
4) участия представителей работников
и работодателей в досудебном разрешении
трудовых споров. Сотрудничество работников и работодателя
(работодателей) осуществляется при разрешении
как индивидуальных, так и коллективных
трудовых споров. При разрешении индивидуальных
трудовых споров на паритетных началах
создается комиссия по трудовым спорам,
которая рассматривает большинство индивидуальных
трудовых споров (ст. ст. 384-389 ТК). При разрешении
коллективных трудовых споров используется
внесудебная примирительная процедура:
по соглашению сторон из их представителей
создается комиссия, стороны участвуют
в выборе посредника, в создании трудового
арбитража и др. (ст. ст. 401-404 ТК).
Изложенные
формы социального партнерства
относятся к основным формам, но
не содержат исчерпывающий перечень.
Помимо них в соответствии с действующим
законодательством и
Особенности применения норм социального партнерства в сфере труда
В статье 28 ТК РФ
излагаются особенности применения
норм Трудового кодекса в части
социального партнерства в