Социальная политика в современной России: проблемы, поиски, решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является выявление проблем социальной политики и поиски альтернативных путей решения.
Поставленная цель требует реализации следующих задач:
Изучение сущности и происхождения социальной политики;
Функции и модели социальной политики государства;
Выявления целей социального государства;
Изучение доходов и дифференциации населения;
Определение важнейших проблем социальной политики страны и путей решения данных проблем.

Оглавление

Введение.
Глава I. Теоретические аспекты исследования социальной политики.
1.1. Происхождение и сущность социальной политики государства.
1.2. Цели социального государства
1.3. Социальные функции и модели государства.
1.4. Доходы и дифференциация населения. Кривая Лоренца.
Глава II. Особенности социальной политики в России.
2.1 Основные проблемы социальной политики в России.
2.2 Альтернативные пути решения социальных проблем.
2.3 Возможные сценарии социально- экономического развития в России.
Заключение.
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

кур.docx

— 109.95 Кб (Скачать)

Государственная политика доходов  заключается в перераспределении  их через госбюджет путем дифференцированного  налогообложения различных групп  получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит  от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими  доходами.

 Различают несколько моделей социальной политики :

По типу участия государства  в реализации социальной политики:

  • благотворительная модель
  • административная модель
  • стимулирующая модель

По типу субъекта социальной ответственности:

 

  • корпоративная модель
  • либеральная модель
  • общественная модель
  • патерналистская модель

 Либеральная модель  предполагает принцип личной  ответственности каждого члена  общества за свою судьбу и  судьбу своей семьи. Роль государственных  структур в непосредственной  реализации социальной политики  минимизирована, основными субъектами  социальной политики являются  граждане, семья и различные негосударственные  организации - социально - страховые  фонды и ассоциации третьего  сектора. Финансовую основу реализации  социальных программ составляют  частные сбережения и частное  страхование, а не средства  государственного бюджета. 

 Важным моментом либеральной  модели социальной политики является  укорененность в индивидуальном  и общественном сознании чувства  высокой личной ответственности  за свое социальное благополучие  и отношение к государству  не как к единственному источнику  социальных благ, а как к гаранту  своих прав и свобод.

 Корпоративная модель  предполагает принцип корпоративной  ответственности, что максимум  ответственности за судьбу своих  работников несет корпорация, предприятие,  организация или учреждение, где  данный работник трудится. Предприятие,  стимулируя работников к внесению  максимального трудового вклада, предлагает ему различные виды  социальных гарантий в виде  пенсионного обеспечения, частичной  оплаты медицинских, рекреационных  услуг и образования (повышения  квалификации). В данной модели  и государство, и негосударственные  организации, и граждане также  несут долю ответственности за  социальное благополучие в обществе, но все же большую роль играют  предприятия, имеющие собственную  разветвленную социальную инфраструктуру, собственные социально-страховые  фонды.

Общественная модель предполагает принцип солидарной ответственности, то есть ответственности всего общества за судьбу его членов. Это перераспределительная  модель социальной политики, при которой  богатый платит за бедного, здоровый за больного, молодой за старого. Основным общественным институтом, осуществляющим такое перераспределение, является государство

 Патерналистская модель  предполагает принцип государственной  ответственности. Государство централизованно  и тотально берет на себя  ответственность за социально  - экономическое положение граждан  и использование любых административных  рычагов для достижения социальных  целей. Все иные возможные субъекты  социальной политики действуют  либо от имени государства,  либо под его контролем. Финансовой  основой патерналистской модели  являются средства государственного  бюджета и бюджетов государственных  предприятий.

 Административная модель  предполагает прямое, активное государственное  вмешательство в рынок и носит  характер администрирования. Условием  реализации данной модели является  наличие развитых систем перераспределения  доходов, а также механизмов  вмешательства в процессы ценообразования,  тарифного регулирования, обеспечения  занятости.

 Благотворительная модель - когда государство за счет  специально аккумулированных ресурсов  создает определенные "подпорки" к рынку в виде государственной  системы социальной поддержки  и таким образом помогает нивелировать  отдельные, наиболее острые негативные  социальные последствия функционирования  рынка. Средства на благотворительную  помощь, осуществляемую государством, складываются в основном из  частных пожертвований в государственные  благотворительные фонды и на  содержание государственных социальных  учреждений, а также частично  на средства государственной  казны. 

 Стимулирующая модель  предполагает косвенное, а не  прямое участие государства в  решении социальных проблем, когда  государство задает обществу  внешние по отношению к рынку  и иным общественным субъектам  "правила игры" (правовые, кредитно-финансовые, налоговые).

 Подобная модель социальной  политики может реализовываться  в ситуации высокого уровня  экономического развития, развитой  инфраструктуры гражданского общества  и рыночного хозяйства.3

 

1.4. Доходы и  дифференциация населения. Кривая  Лоренса.

  Доходы населения, их уровень, структура, источники получения и степень дифференциации являются важнейшими показателями экономического и социального благополучия общества. Поскольку доходы служат основным источником удовлетворения личных потребностей людей, именно они являются центральными звеном, ядром более широкого понятия- уровень жизни населения. Важно знать, что следует понимать под доходами , каковы их разновидности и основные источники получения.

Понятия «доходы» представляют сложнейшую экономическую категорию. Экономическая литература использует  понятие «доход» как превышение стоимости произведенного продукта над затратами на это производство.

  Можно рассматривать  «доход» как долю каждого класса, социальной группы или отдельного  индивидуума в произведенном  продукте и присвоенную им.

  «Доходы» являются  важным показателем благосостояния  членов общества, так как определяют  возможности материальной и духовной  жизни индивидуума: отдыха, получения  образования, поддержания здоровья, удовлетворения потребностей.

 Таким образом, под доходами населения понимается  сумма денежных средств , получаемых за определенный промежуток времени и предназначенных для приобретения благ и услуг для личного потребления.

  Различные экономические  теории по-разному трактуют источники  личных доходов, однако общим  выводом является то, что каждый  производственный фактор связан  с определенным видом личных  доходов.

  В соответствии с  теорией факторов основными производственными  факторами являются:

  • природные ресурсы (земля и все естественные ресурсы );
  • капитал, а также инвестиционные ресурсы;
  • труд;
  • предпринимательская деятельность.

Доход на каждый из перечисленных  факторов приобретает первичную  форму- ренты, части прибыли, заработной платы, предпринимательского дохода. Причем доход на каждый фактор в соответствии с теорией равен предельному  вкладу этого фактора в полученный доход после реализации продукта.

 На практике такое  распределение доходов, исходя  только из теории предельной  производительности, реально не  существует, так как :

  1. в силу несовершенной конкуренции на рынке размер полученного дохода зачастую не отражает вклада , задействованного для этого фактора в выпуске продукции.
  2. Всегда существует неравенство и несправедливость в распределении ресурсов между членами общества, что приводит к недопустимым контрастам в распределении личных доходов строго в соответствии с теорией предельной производительности;
  3. В любом цивилизованном обществе число владельцев факторов производства  , формирующих доход , бывает меньше числа членов общества.

Подобные неравенства  в первичном распределении ресурсов требуют включения механизмов перераспределения  доходов в соответствии с законами и приоритетами общества, что позволяет  выживать тем из них , которые не востребованы в производстве совокупного  дохода общества.

Основными принципами формирования доходов населения  являются:

    • Принцип распределения по труду( по его результатам и затратам);
    • Принцип распределения по собственности (суть которого заключается в том, что владение любым видом собственности предполагает получении дохода);
    • Принцип распределения по социально гарантированным нормам (предоставление определенного уровня социальной защиты всем членам общества и в первую очередь социально уязвим слоям населения).

 Одной из центральных  проблем государственной политики  доходов является решение вопроса  о ранжировании данных принципов  . Практическое решении этого  вопроса реализуется в определенной  структуре доходов населения  конкретной страны.

   Различия в уровне  доходов на душу населения   называются дифференциацией доходов. Дифференциация доходов- явление объективное , связанное с социально-экономическими различиями в положении членов общества в сфере производства , распределения и потребления. В демократическом государстве , где политика озабочены соблюдением принципов справедливости и равенства граждан , чрезмерное богатство одних и нищета других признаются недопустимым явлением.

  Можно выделить три  соответствующие группы факторов  дифференциации доходов.

   Дифференциация доходов с капитала вызвана прежде всего неравномерным распределением  богатства между членами общества (земли ,средств производства, недвижимости, денег и ценных бумаг ).

Дифференциация  заработной платы зависит от множества разнообразных факторов. Одним из основных факторов являются различия в продуктивности труда , на которые влияют  производительность труда, социальная эффективность труда, человеческий и социальный капитал

Дифференциация  объемов прибыли связана в первую очередь с неравномерным распределением способностей к осуществлению предпринимательской деятельности, различием социального капитала ,неравенством стартовых условий такой деятельности.

В зарубежной и российской практике оценки дифференциации доходов  широко применяется методология  Лоренца – Джини. При этом для  ее количественной оценки используют коэффициенты концентрации доходов  Лоренса и Джини.

Кривая Лоренса.

 Кривая Лоренса – график, отражающий фактическое распределение доходов в обществе.

Если доходы равномерно распределяются между единицами совокупности , то все точки на графике  будут  находится на линии абсолютного  равенства доходов. Эта ситуация означает полное отсутствие концентрации доходов в руках какой- либо группы населения, чего в реальной жизни  не бывает.

 Чем более неравномерно  распределение, тем дальше отходит  кривая Лоренца от линии абсолютного  равенства, тем более выпуклой  она становится. Абсолютное неравенство-  это гипотетический случай, когда  все население не имеет доходов,  кроме одного человека или  одной семьи , которые получают  весь доход. В реальной жизни  пределом натяжения «лука»  Лоренца считается момент, когда на долю беднейших 40 % населения приходится 12-13% общей суммы доходов семей страны, а разрыв в уровнях доходов 10% наиболее и 10 % наименее обеспеченного населения начинает превышать 10 раз. Эта ситуация считается границей социальной стабильности. В России эти показатели превышают названные пределы, что свидетельствует о социальной напряженности .

 В практических целях широко используется коэффициент Джини, свидетельствующий об относительном неравенстве в распределении доходов. Он назван коэффициентом концентрации доходов, определяется после графического построения кривой Лоренца.

 Коэффициент Джини изменяется в пределах от 0 до 1. Чем ближе он к 1, тем в большей степени доходы сконцентрированы в руках отдельных групп населения, тем сильнее неравенство, тем выше степень поляризации общества по уровню доходов. 4

 При изучении уровня и границ бедности устанавливается граница дохода, обеспечивающего потребление на минимально допустимом уровне, т.е. определяется стоимостная величина прожиточного минимума , с которой сравниваются фактические доходы отдельных слоев населения.

                                   

 

 Итак, следует сказать, что в данной главе  мы рассмотрели основные аспекты исследования социальной политики. И можно с уверенностью сказать, что социальная политика играет далеко не последнюю роль в эффективном функционировании государства.

 Как мы выяснили  социальная политика, как наука  появилась относительно недавно,  но не было такого государства,  которое бы не решало социальные  проблемы. Постепенно, в рамках формирования  гражданского общества социальная  политика расширяет свои возможности  и распространяется на активные  негосударственные объединения  и группы. И обособляется из  общего спектра всевозможных  наук.

Информация о работе Социальная политика в современной России: проблемы, поиски, решения