Социальная политика в современной России: проблемы, поиски, решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является выявление проблем социальной политики и поиски альтернативных путей решения.
Поставленная цель требует реализации следующих задач:
Изучение сущности и происхождения социальной политики;
Функции и модели социальной политики государства;
Выявления целей социального государства;
Изучение доходов и дифференциации населения;
Определение важнейших проблем социальной политики страны и путей решения данных проблем.

Оглавление

Введение.
Глава I. Теоретические аспекты исследования социальной политики.
1.1. Происхождение и сущность социальной политики государства.
1.2. Цели социального государства
1.3. Социальные функции и модели государства.
1.4. Доходы и дифференциация населения. Кривая Лоренца.
Глава II. Особенности социальной политики в России.
2.1 Основные проблемы социальной политики в России.
2.2 Альтернативные пути решения социальных проблем.
2.3 Возможные сценарии социально- экономического развития в России.
Заключение.
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

кур.docx

— 109.95 Кб (Скачать)

Социальная политика призвана к обеспечению социальной защиты населения, управлению социальными  процессами, оптимальному разрешению общественных противоречий и т.д. Целью  социального государства является выполнение данных функций, а также  максимальное удовлетворение постоянно  растущих духовных и материальных потребностей членов общества , последовательное повышение  уровня жизни населения ,обеспечение  всеобщей доступности основных социальных благ, выполняя данные аспекты социальное государство не должно ущемлять права  своих граждан.

 Так же мы рассмотрели  кривую Лоренса и дифференциацию  доходов населения. Можно сделать  вывод, что уровень жизни - одна  из важнейших социальных категорий.  Под уровнем жизни понимается степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, достигаемая за счет создаваемых экономических и материальных условий и возможностей, реализуемую через потребление и,  определяемую , прежде всего соотношением уровня доходов и стоимости жизни. Основным показателем,  характеризующим различия уровня жизни населения , является среднемесячная заработная плата. Заработная плата является основным источником дохода населения. А от величины дохода зависит степень удовлетворения потребностей людей. Чем выше доход, тем больше своих потребностей человек может удовлетворить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. 

Особенности социальной политики в России.

    1. Основные проблемы социальной политики в России.

  В нашей стране всегда наиболее остро ставились проблемы социальной политики. Поскольку в России много нерешенных и нереализованных программ направленных на развитие жизни населения, поддержания пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, жилищная проблема так же остается немаловажной.

 Все это прежде всего  связано с историей Российского  государства, так как до конца 90-х годов российское население в своей основной части находилось в глубоком «котловане», куда было сброшено с помощью «шоковой терапии». Об этом свидетельствует прожиточный минимум, сформированный в 1992 году и оказавшийся в 2 раза меньше предшествующего стандарта. Указанная норма господствовала так долго по милости правительства, мало интересовавшегося социальной сферой. Приоритет был дан хозяйственным реформам , которые осуществлялись без каких- либо социальных амортизаторов и оценок последствий. Считалось, что для начала должны осуществиться рыночные преобразования, а потом очередь дойдет и до человека.5

 И данная политическая ситуация в стране негативном образом отразилась на социальной политике страны.

 Наиболее ярко выделились  следующие проблемы:

  • Бедность ,нищета, затронувшая не менее трети населения и получившая самые разнообразные формы.
  • Социальное неравенство и несправедливость не только в части текущих доходов, но и применительно к накоплениям, обеспеченности жильем, потреблению социально значимых благ и услуг, состоянию здоровья и уровню образования.
  • Оплата труда ниже низшего предела и невыплата уже заработанного. Замораживая минимальную заработную плату, власти не только порождают несправедливость социальных отношений , но и выражают пренебрежение к труду и его носителю, тормозя развитие физического и социального капитала, одновременно делая невыносимыми условия жизни людей.
  • Безработица во всех ее формах своего проявления, которая не только влечет за собой бедность, но и дестабилизирует трудовой потенциал, разрушая его качество и возможность развития.
  • Обездоленность престарелого населения, для которого пенсия стала фактическим пособием для старости.

 Перечисленные негативные процессы не могли не вызвать естественной убыли населения: за 10 лет страна потеряла 9 млн. человек. К сожалению, данная тенденция продолжается.6 Демографический кризис в стране набирает свои обороты. С каждым годом численность населения страны сокращается. Причиной тому может послужить низкий уровень жизни населения, распространенная наркомания и алкоголизм, автомобильные катастрофы  и низкая заработная плата.

Острой остается жилищная проблема. Плохое состояние и несправедливое распределение жилищного фонда России является одной из главных социально-экономических проблем страны. Одна из каждых тридцати российских семей живет в доме, который почти не защищает ни от холода, ни от дождя, а порой грозит обрушиться. Треть всего жилого фонда страны является ветхим, а многие семьи до сих пор живут в коммунальных квартирах и общежитиях. Приобретение отдельного жилья – важнейший вопрос для молодых людей, создающих семью и планирующих растить и воспитывать детей.7

 Обостряется ситуация и тем, что государство в значительной степени сосредоточено на жилищной поддержке тех, кто служит ему, защищает экономическую и физическую безопасность политической и властной элиты, стабильность существующего строя, обслуживает личные интересы чиновников. В результате сотрудники силовых ведомств, чиновники, судьи и иные государственные служащие, далеко не все из которых живут в столь же неудовлетворительных условиях и имеют столь же низкие доходы, как многодетные или бедные семьи, стремительно и в первую очередь улучшают свои жилищные условия.  

  Тяжелым остается положение инвалидов в России. По официальной статистике, в России сейчас около 10 млн. инвалидов, а по оценке Агентства социальной информации, - не меньше 15 млн.8 Инвалиды, как никто другой нуждаются в социальной поддержке страны. Глухим и слепым людям,  приходится наиболее тяжело, так как в нашей стране нет специализированных больниц, в которых операции делались бы бесплатно, а поскольку операция с применения новейшей техники является дорогостоящей, то не каждый может себе ее позволить.

 Уровень и качество жизни населения остается на низком уровне. Большинство населения России имеет доходы ниже среднемировых. Примерно 1/3 населения имеет доходы ниже прожиточного минимума, т.е. 1/3 населения относится к бедным. Нищета, захлестнувшая Россию в последние годы, заставляет переосмыслить многие вопросы нашего бытия, в первую очередь о рыночном переустройстве общества.9

 В России одной из самых распространенных проблем остается алкоголизм. На протяжении 1990-2001 годов, по оценкам А.В. Немцова10, в стране ежегодно от алкоголя обусловлена преждевременная смерть от 400 до 700 тысяч человек. И с каждым годом смертность растет

 Дифференциация доходов  населения в нашей стране очень высока. изменения в доходах населения и расслоение общества приводят к самым негативным последствиям. Создаются слои людей, находящихся за чертой бедности, что недопустимо в развитом обществе. Дифференциация особенно сильно сказывается на потреблении платных услуг: предоставляющие их учреждения всё больше ориентируются на группы с высокими доходами и становятся недоступными для подавляющего числа граждан. Цены на них растут опережающими темпами. Люди, имеющие доходы ниже прожиточного минимума, практически не пользуются сферой платных услуг, тратят все деньги только на продовольствие.11

  Таким образом, я  разобрала наиболее острые проблемы  в Российском государстве. И  можно сказать, что социальная  политика в нашей стране нуждается  в срочном реформировании и  структурной перестройке. Государство  должно искать пути решения  поставленных выше проблем и  создавать всевозможные условия  для развития человека.

2.2 Альтернативные пути решения социальных проблем.

 Как я уже выяснила, социальная политика в нашей стране требует срочного вмешательства государства. С помощью, которой должна произойти стабилизация экономики и улучшение жизни граждан нашей страны.

 В ситуации неопределенности особенно важно предвидеть возможные варианты развития с тем, чтобы своевременно принять меры для нейтрализации негативных тенденций, последствия которых могут иметь катастрофические последствия для страны. Этим обусловлены многочисленные попытки разработать сценарии развития России, опирающиеся на анализ как явных, так и скрытых тенденций, развивающихся в важнейших сферах жизнедеятельности российского общества.

Сценарии  социально-экономического развития России можно разделить на два основных типа. Первый основывается на предпосылке  о том, что экономическая политика, осуществляющаяся в России с 1992 г., будет  оставаться в своих основных чертах неизменной. Второй тип прогнозирует тенденции развития, которые могут  возникнуть в случае отказа в той  или иной форме от этого курса. 12

Переломить этот негативный тренд можно лишь на основе системных  мер по радикальной модернизации социальной сферы.

 Во- первых, предоставляется  необходимым создать систему  взаимоувязанных социальных институтов , способных реально обеспечить;

 Работающим - институт  достойной заработной платы, гарантирующей  работнику и членам его семьи  приемлемый уровень и качество  жизни;

  Пенсионерам - институт  пенсионного страхования, который  бы гарантировал наемным работникам  возможность заработать (за 35- 40 лет  страхового стажа ) пенсию не  менее 50- 60 % их заработной платы;

  Всем гражданам страны - гарантированное оказание медицинской  помощи  в рамках базовой программы  государственного здравоохранения  , дополняемой обязательным медицинским  страхованием для работающих( совокупные  затраты которых должны составлять  не менее 6 % ВВП); гарантированное  предоставление возможностей для  получения среднего и высшего  профессионального образования;

Во- вторых, государственные  расходы на социальные цели следовало  бы законодательно установить на уровне не ниже минимальных стандартов(не менее 20 %ВВП), рекомендованных конвенциями  и рекомендациями МОТ , Европейской  социальной хартией, подписанной Россией  в 2000 году.

  В- третьих, необходимо  разработать общенациональную (структурированную  по основным направлениям ) программу  развития систем образования,  здравоохранения и жилищно-коммунальной  сферы, которая включала бы  федеральную и согласованные  с ней региональные программы.13

 Для борьбы  с алкоголизмом в стране необходима реализация эффективных превентивных мер для охраны здоровья населения и снижение уровня потребления алкоголя это наиболее настоятельные задачами алкогольной политики. Так же государство должно ужесточить продажу алкогольной продукции лицам моложе 18 лет.14

  В наши дни разрабатываются всевозможные проекты по обеспеченью большей части населения жильем. Данные программы внедряются медленно и не эффективно, но заметны некоторые сдвиги в этом направление. Например, профильный национальный проект «Доступное жилье», механизм ипотечного кредитования, запускается реформа ЖКХ. Однако очевидно, что принимаемые меры слабо влияют на разрешение жилищной проблемы, а решать ее надо немедленно. Необходимо менять основные подходы при реформировании сферы жилья, выдавать кредиты молодым семьям под низкие проценты, повышать темпы строительства и стимулировать строительственную отрасль.

  Для  ликвидации дифференциации доходов  населения необходимо  Политика  распределения доходов населения  должна быть направлена, прежде  всего, на восстановление роли  оплаты труда, как основного  источника денежных доходов населения  и важнейшего стимула трудовой  активности граждан. В этих  целях первоочередное значение  приобретает поэтапное доведение  минимальных и других фиксированных  доходов населения до величины  прожиточного минимума. Именно такой  подход, заложен в Федеральном  законе «О прожиточном минимуме  в Российской Федерации», принятом  Государственной Думой в апреле 1997 года (отклонён Советом Федерации). Необходимо также принять экстренные  правовые, экономические и административные  меры по ликвидации имеющейся  задолженности по заработной  плате, введению механизма возмещения  материального ущерба при задержках  с выплатой заработной платы.15

 Для решения демографической проблемы необходимо сконфигурировать социальное мотивационное поле так, чтобы люди захотели иметь семью и детей. Сделать это, и это тоже очевидно, можно только через массовую культуру.16 Необходим отказ от государственной политики планирования семьи, что означает не запрет абортов или контрацепции, а полное прекращение любой формы их государственной поддержки, в первую очередь финансирования. Вопрос о контроле над рождаемостью должен стать частным делом граждан.17

  Итак, для того, чтобы социальная политика развивалась и стабилизировалась нужно проводить социальное реформирование, затрагивая основные проблемы в этом направление: демографический кризис, дифференциацию доходов, низкий уровень жизни населения  т.д.

1.2.Возможные сценарии  социально- экономического развития  в России.

Отличительная черта переходного периода, переживаемого  Россией в настоящее время, —  неопределенность и неустойчивость процессов общественного развития. Источник этой неопределенности в большом количестве социально-экономических “переменных”, способных повлиять на характер и направления этого развития. Так, валютно-финансовый кризис, разразившийся осенью 1997 г. в странах Юго-Восточной Азии, “спутал карты” российского Правительства, прогнозировавшего, что 1998 г. станет временем начала экономического подъема. Положение еще более осложнилось летом 1998 г. в связи с проблемами на финансовом рынке России.

В ситуации неопределенности особенно важно предвидеть возможные варианты развития с тем, чтобы своевременно принять меры для нейтрализации негативных тенденций, последствия которых могут иметь  катастрофические последствия для  страны. Этим обусловлены многочисленные попытки разработать сценарии развития России, опирающиеся на анализ как  явных, так и скрытых тенденций, развивающихся в важнейших сферах жизнедеятельности российского  общества.

Информация о работе Социальная политика в современной России: проблемы, поиски, решения