Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 20:17, курсовая работа
Возникшая проблема разгосударствления и приватизации (перехода от государственной к негосударственной форме собственности) большинства предприятий России, сложности, вытекающие из сложившейся ситуации, требует тщательного рассмотрения таких предметов, как:
-структура собственности и ее особенности;
-мировой опыт дифференциации форм собственности (национализация и денационализация, антимонопольная политика, приватизация и прочее);
-национальные особенности экономики России.
Введение 2
Глава 1. Собственность как экономические категории 4
1.1. Юридические аспекты собственности 6
1.2. Экономические аспекты собственности 7
1.3. « Пучок прав» Коуза 9
Глава 2. Формы собственности и их классификации 12
2.1. Индивидуальная собственность 13
2.2. Частная собственность 14
2.3. Кооперативная собственность 15
2.4. Государственная собственность 16
2.5. Муниципальная собственность 17
2.6. Смешанная собственность 19
Глава 3. Трансформация отношений собственности в России 20
3.1. Отношения собственности и рынка 22
3.2. Причины приватизации процесса 24
3.3. Общая характеристика « приватизационной» экономической
реформы 26
3.4. Приватизация и субъект хозяйствования 32
3.5. Общие перспективы развития орзанизационно-правовых форм 35
3.6. Перспективы приватизации 36
Заключение 38
Список литературы 39
Кризис, развивающийся в условиях широкой интернационализации и проницаемости национальных экономических границ, остро поставил задачу конкурентоспособности хозяйствующих агентов. Начался пересмотр принципов государственного вмешательства в экономику. Предпринимательский класс потребовал и добился от государства, с одной стороны, отказа от большинства избирательных методов воздействия, когда объектом государственного вмешательства становилась отдельная компания или отрасль, а с другой стороны, резкого сокращения общих макроэкономических накладных расходов в виде разветвленной социальной политики, высоких потолков для минимальных заработных плат, вольготных выплат по причине безработицы, временной нетрудоспособности и т.д. Время “государства благосостояния” закончилось. Вместе с ним закончилась и миссия государственного сектора, занимавшего в структуре правительственных социальных структур определенное место.
3.3 Общая характеристика
«приватизационной»
Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.
Объективные причины развития приватизационного процесса носят как макроэкономический, так и микроэкономический характер. Необходимость постоянного внерыночного согласования производственной деятельности государственных предприятий в условиях административно-командной экономики обусловила их высокие планово-координационные издержки. Между тем механизм рынка осуществляет такое согласование с гораздо меньшими издержками. Следовательно, приватизация обусловлена не только переходом страны в целом от «административно-командной» системы к «социальному рыночному хозяйству», но и позитивным стремлением предприятий к снижению издержек.
Приватизация выполняет две функции. С одной стороны, она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера. Непосредственными целями приватизации являются:
Достижение социальной справедливости, повышение экономической эффективности производства, рост доходов государственного бюджета не выступают собственными целями приватизации. Она может способствовать развитию данных процессов только в долгосрочном периоде.
Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации – акционирование; продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу ; выкуп арендованного имущества; банкротство.
Эмиссия и обращение приватизационных чеков стали эффективным инструментом быстрого перераспределения государственного имущества среди негосударственных инвесторов. Вторичный же рынок акций приватизированных предприятий развивается медленно из-за отсутствия спроса на акции большинства акционерных обществ (и, соответственно, их низкой ликвидности), малой доходности акций и неразвитости инфраструктуры фондового рынка.
Успешное проведение приватизации и особенно постприватизационное развитие предприятий зависит от создания и функционирования управленческих как государственных, так и негосударственных структур. Именно они призваны обеспечить эффективное распоряжение государственной долей в уставном капитале акционерных обществ.
Прогноз процесса приватизации в России показывает следующие перспективы: ведущим способом приватизации станет продажа предприятий (имущества, пакетов акций) на инвестиционных конкурсах; сложились условия для перехода к оригинальным моделям приватизации в регионах; индивидуализация условий приватизации оставшихся государственных крупнейших научно-производственых комплексов, малых и средних предприятий.
В условиях рыночной трансформации российской
экономики в центре дискуссий чаще всего
оказываются понятия «частная собственность»,
«приватизация», «разгосударствление»,
«коммерциализация».
В соответствии с «традиционным» подходом
общественная и частная собственность
рассматриваются как два антагонистических
типа собственности. Именно этот подход
имел наибольшее распространение и обоснование
в экономической литературе советского
периода. В его рамках даже мелкая частная
собственность, основанная на собственном
труде, считалась антагонистичной общественной.
Поэтому приватизация представляется
изменениями в структуре частной собственности.
Второй подход – «трудовой» – на первый
план выдвигает такой критерий, как «трудовой»
и «эксплуататорский» характер собственности.
Понятие «трудовая собственность» может
включать в себя, помимо общественной,
и частную трудовую, и коллективную, и
акционерную собственность. В принципиальном
отношении «трудовой» и «традиционный»
подходы весьма близки, так как основным
критерием в них выступает наличие или
отсутствие эксплуатации.
Значительно отличается от предыдущих
третий подход, который по его собственному
критерию можно было бы назвать «субъектным».
Четвертый подход условно можно назвать
«западным»: в соответствии с ним негосударственная
собственность является частной (хотя
и не вся – отдельно выделяется кооперативная
собственность). Поэтому и приватизация
понимается как разгосударствление, т.е.
переход средств производства из собственности
государства в собственность пайщиков,
акционеров, коллективов, индивидуальных
владельцев, как сокращение государственного
сектора. Для оценки приватизации и механизма
ее осуществления в России наиболее подходящим
представляется именно этот подход.
Необходимость приватизации для введения
в производстве рыночных отношений определяется
еще и тем, что на государственных предприятиях
России было сосредоточено подавляющей
части продукции народного хозяйства
и почти все производство промышленной
продукции.
Однако приватизация не сводится к общей
политике дерегулирования экономики,
ее государственного и негосударственного
секторов. Напротив, она представляет
собой элемент государственного регулирования
долговременного характера. Коммерциализация
предприятий федеральной и других видов
государственной собственности, не подлежащих
приватизации, проявляется в том, что в
условиях рынка они функционируют на общественных
началах как субъекты предпринимательской
деятельности. Массовый характер приватизация
может принять только при использовании
разных методов (в частности, акционирования
и конкурсной продажи). Приватизация важна
не сама по себе, а как взаимозависимость
приватизации и деприватизации – двух
возможных методов государственного воздействия
на формирование экономической структуры
общества, границ приватизации, взаимоотношений
приватизированных и государственных
предприятий.
Анализ организации приватизационного
процесса в российской экономике показывает
ряд присущих ей черт, носящих как позитивный , так и негативный характер. Основными
негативными чертами являются следующие:
1. Единообразие способов приватизации
для предприятий различных отраслей, объединяемых
по величине стоимости основных фондов
и численности трудовых коллективов. Отраслевые
особенности приватизации были сведены
к порядку согласования планов приватизации
предприятий с министерствами (ведомствами).
2. Игнорирование региональных особенностей
приватизации. Различия в темпах и способах
приватизации в регионах были обусловлены
скорее действиями местных властей, выходящих
за рамки своей компетентности.
3. Преимущественно бесплатный (или за
символическую плату) способ передачи
собственности. Его организационная форма
– введение системы приватизационных
чеков на предъявителя.
4. Административное установление высоких
«заданий» по срокам и объемам приватизации.
Внеэкономическое принуждение в процессе
приватизации породило появление проблем,
не решенных в рамках ее начального этапа.
Среди них – порядок использования и финансирования
объектов социально-культурного значения,
условия закрепления и продажи пользователям
земельных участков и недвижимости.
Многие элементы приватизационного механизма
начального этапа сохраняются и в модели
после чековой приватизации. Это – перечень
и критерии применения способов приватизации,
списки приоритетных сфер приватизации,
функции государственных органов. Основное
же отличие заключается в переходе к денежной
приватизации и инвестиционным конкурсам.
Процесс приватизации предприятий обеспечивает
следующие институты: комитеты по управлению
имуществом и фонды имущества различных
уровней; инвестиционные фонды и инвестиционные
компании; консалтинговые фирмы; фондовые
биржи и брокерские фирмы; компании-организаторы
аукционов, инвестиционных торгов, тендеров.
В настоящее время в России складывается
ситуация, при которой темпы слома административно-командной
модели значительно опережают создание
новой модели государственного управления
экономикой. В результате возникает организационно-управленческий
вакуум, усложняющий процесс вхождения
предприятий в рыночную среду.
Выработка общей стратегии приватизационных
мероприятий стала исходным пунктом для
конкретных решений о способах, темпе,
очередности приватизации и методах оценки
имущества.
Процесс приватизации нуждается в поддержке
на двух уровнях: всего общества и трудового
коллектива конкретного предприятия.
Недостаточная пропаганда идей приватизации
привела к тому, что у значительной части
как специалистов, так и населения в целом
сформировался негативный образ приватизационного
процесса. Хотя в действующей модели приватизации
превалировали способы, формально ориентированные
на уравнительную справедливость («чековая
приватизация») .Передача собственности
на государственное имущество сложившимся
коллективам предприятий несовместима
с рыночным механизмом отбора покупателей,
как мелких, так и стратегических. Поэтому
в схеме приватизации, реализуемой через
аренду с выкупом государственного имущества,
закрепляется нерыночный результат –
долговременная консервация прямого соединения
собственников с имуществом. В основе
выбора именно этого способа лежит критерий
не эффективности (или массовости).
Основным способом приватизации (в начале
этого процесса) являлась продажа имущества
предприятий по конкурсу или на аукционе.
Преобразование предприятий в открытые
акционерные общества стало набирать
темпы со второй половины 1992 г. и стало
в России наиболее распространенной формой
перехода к приватизации предприятий.
В соответствии с Государственной программой
приватизации государственных и муниципальных
предприятий в Российской Федерации все
предприятия, имеющие по состоянию на
1 января 1994 г. балансовую стоимость основных
фондов свыше 20 млн. рублей, могут быть
(по желанию трудового коллектива) приватизированы
путем преобразования в открытые акционерные
общества.
Способом приватизации объектов муниципальной
собственности преимущественно является
продажа на открытых аукционных торгах
и выкуп арендованного имущества. Для
приватизации муниципальных предприятий
характерен и большой удельный вес средств,
поступающих от продажи на аукционе, по
конкурсу по сравнению со средствами,
поступающими от продажи акций.
Одной из форм становится так называемая
«парциальная» приватизация, предлагаемая
многими комитетами имущества на местах.
Государственное (муниципальное) предприятие
в таком случае ликвидируется, а имущество
вносится в качестве вклада во вновь создаваемое
акционерное общество, обычно закрытого
типа. Другими участниками данного общества
становятся члены трудового коллектива
и сторонний инвестор. К развитию подобных
способов приватизации подталкивает и
сложная ситуация, складывающаяся с приватизацией
недвижимости в городах.
Новым способом приватизации, оговоренным
впервые в Государственной программе
приватизации становится банкротство
государственных и муниципальных предприятий.
На этапе денежной приватизации передача
обанкротившегося предприятия кредиторам
превращается в одну из форм приватизации
с привлечением инвестора. Однако банкротство
как способ приватизации не получит в
России широкого распространения. Оно
будет применено для 700-800 средних предприятий,
включая их переход в руки кредиторов.
Управления по делам о несостоятельности
(банкротстве) будут заниматься предотвращением
банкротств тех государственных предприятий
и акционерных обществ, где высока государственная
доля в уставном капитале.
3.4 Приватизация и субъект хозяйствования
Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов.
Специфика сложившейся в начале процесса приватизации в России ситуации характеризуется следующими чертами: практическое отсутствие крупных частных фирм, слабость негосударственного сектора, отсутствие финансовых компаний и инвестиционных банков. Формализация и унификация структур экономической деятельности до сих пор сказывается на темпах и масштабах приватизации.
Различные способы приватизации приводят к передаче государственного имущества в «частную», «общую долевую» или «акционерную» собственность. При продаже предприятия происходит реальная приватизация государственной собственности. Преобразование предприятия в акционерное общество можно назвать формальной приватизацией, так как после выкупа акций бывшего государственного предприятия членами трудового коллектива остальные акции остаются в государственной собственности, и требуется время, пока их не выкупят другие инвесторы.
Содержание системы отношений приватизации раскрывается через ее цели. В этом аспекте приватизация – не цель реформы, а ее инструмент.
Приватизация способствует демонополизации производства. К сожалению, резкий переход к акционированию крупных предприятий произошел без их предварительной реорганизации и коммерциализации. Это не позволило увязать задачи приватизации и демонополизации. Следует учитывать, что проблему демонополизации удается решить не во всех отраслях народного хозяйства и не только методами разукрупнения. Взаимосвязь приватизации и демонополизации настолько сложна, что использование разрешенных программой приватизации методов приводило к разрушению сложившихся отраслевых научных комплексов при выходе из них структурных подразделений.
Важным средством приватизации является перераспределение доходов и имущества. Однако приватизация имущества, капитала вовсе не означает равноценную приватизацию доходов.
Массовое преобразование государственных предприятий в акционерные общества создало возможность развития фондового рынка в Российской Федерации. Были сняты ограничения на продажу акций, приобретенных работниками предприятий на трудовых льготных условиях. Отмена трехлетнего моратория на продажу акций способствовала выбору второго варианта акционирования большинством трудовых коллективов. В нашем случае первоначальный капитал коммерческих структур образован почти исключительно путем спекулятивно-торговых операций перераспределительного характера. Владелец такого капитала - будущий собственник промышленных и других производственных предприятий - психологически не готов включится в предпринимательскую деятельность западного типа, так как ее успех покоится на непрерывном повышении производительности труда или качества выпускаемой продукции, на постоянных переворотах в технологическом базисе.
Восемь способов приватизации.
В государственной приватизационной программе центральное место отводится способам приватизации.
Программа предусматривает 7 способов приватизации государственного имущества:
1. Выкуп объектов малой
2. Выкуп государственного
3. Выкуп государственного
4. Продажа на аукционе ¾ способ приватизации, по которому собственником объекта становится покупатель, который предложил в ходе аукциона максимальную цену.
5. Продажа по коммерческому
6. Продажа по конкурсу с
7. Продажа акций открытых
3.5. Общие перспективы развития организационно-правовых форм собственности.
В процессе формирования рыночных отношений доля государственной собственности постепенно сокращается, зато развиваются различные формы индивидуальной и коллективной собственности: индивидуальные предприятия, товарищества с полной и с ограниченной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типов, кооперативы, ассоциации и др.
Различные формы собственности, функционирующие в общей системе экономических отношений, не могут быть изолированными друг от друга. Преодолевая свою специфику, они неизбежно переплетаются. На основе этого переплетения могут возникать смешанные формы собственности. Объективная основа этого переплетения - взаимное дополнение и использование тех специфических возможностей, которые заложены в каждой из конкретных форм хозяйствования. Так, в российских АО сейчас сливается собственность отдельных граждан, коллективов и государства. Создание и развитие АО является главным путем разгосударствления собственности.
Информация о работе Собственность как экономическая категория