Интеллектуальная собственность как социально-экономическая категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:46, контрольная работа

Краткое описание

Преобразуется информационное пространство общества, меняется роль денег, которые все в большей степени становятся "электронными". Причем таким "цифровым" деньгам в полной мере присущи все три функции платежных средств: измерение-учет, обращение и накопление. Особенностью "постиндустриальных" денег является возможность их прямого обмена между отдельными гражданами, которые используют "электронные кошельки".

Оглавление

Введение
1. Интеллектуальная собственность как социально-экономическая категория
2. Структура и характеристика интеллектуальной собственности
2.1 Промышленная собственность
2.2 Авторские и смежные права
2.3 Патентное право
2.4 Средства индивидуализации
2.5 Новые объекты интеллектуальной собственности
3. Способы и механизмы защиты интеллектуальной собственности
3.1 Технические меры защиты
3.2 Ответственность Интернет-провайдеров за нарушение авторских прав
3.3 Компьютерное пиратство
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение

1. Интеллектуальная собственность  как социально-экономическая категория

2. Структура и характеристика  интеллектуальной собственности

2.1 Промышленная собственность

2.2 Авторские и смежные права

2.3 Патентное право

2.4 Средства индивидуализации

2.5 Новые объекты интеллектуальной  собственности

3. Способы и механизмы защиты  интеллектуальной собственности

3.1 Технические меры защиты

3.2 Ответственность Интернет-провайдеров  за нарушение авторских прав

3.3 Компьютерное пиратство

Заключение

Список литературы

 
Введение

Развитие современного общества все  больше зависит от возникшей в  последние годы "новой экономики", или "экономики знаний". В нынешних условиях одним из основных товаров, которым обмениваются участники  рынка, становится информация. Причем ее объем в результате такого обмена не убывает. Именно этим во многом определяется возможность стабильного экономического роста.

Происходящие сегодня процессы связаны в первую очередь с  глобализацией создания и потребления  информации, и в недалеком будущем они кардинально изменят как способ производства, так и многие общественные институты.

Преобразуется информационное пространство общества, меняется роль денег, которые  все в большей степени становятся "электронными". Причем таким "цифровым" деньгам в полной мере присущи все три функции платежных средств: измерение-учет, обращение и накопление. Особенностью "постиндустриальных" денег является возможность их прямого обмена между отдельными гражданами, которые используют "электронные кошельки".

Таким образом, важнейшей стратегической задачей становится создание механизмов, обеспечивающих реализацию прав и обязанностей производителей информации, участников рынка информационных товаров и услуг, медийных корпораций, а также государственных и общественных институтов.

Ключевое значение приобретает  понятие "интеллектуальной собственности". Оно объединяет практически все  информационно-содержащие объекты, включая  и "электронные деньги", а также  связанные с ними отношения, возникающие  в производственной, финансовой, общественной, персональной и других сферах.

Интеллектуальная собственность  возникает на всех этапах общественного  производства, сопровождая появление  и движение материальных ценностей. Объекты интеллектуальной собственности  можно отнести к трем уровням: федеральная, корпоративная и индивидуальная.

 

 
1.   Интеллектуальная собственность как социально-экономическая категория

Понятие “интеллектуальная собственность” стало широко распространяться в  мире с 60-х годов XX века, после учреждения в 1967 году Всемирной Организации Интеллектуальной собственности. Само слово, конечно, иногда употреблялось и ранее, в политической полемике и в специализированных юридических документах. Однако в лексикон широкой публики слово вошло только в последние 30-40 лет. При этом диапазон сущностей, смыслов и их оттенков, обычно подразумеваемых при использовании слова “интеллектуальная собственность” весьма широк. В общем, можно выделить три основных значения этого слова, в зависимости от области употребления - юридическое, экономическое, и политическое.

В юридическом языке словосочетание “интеллектуальная собственность” является синонимом для так называемых исключительных прав - специального вида гражданских прав на выполнение действий с определенного рода абстрактными объектами, являющихся монополией определенного лица - как правило, создателя этого объекта, или его правопреемника. Исторически сложилось так, что государство, в лице монархов, вознаграждало и поощряло изобретателей монопольными правами на использование их изобретений. С одной стороны это позволяло проявить щедрость, не напрягая излишне вечно пустую государственную казну. С другой стороны - предполагалось, что это наиболее справедливая форма вознаграждения. Аналогично дело обстояло и с вознаграждением авторов литературных сочинений, с тем добавлением, что здесь также немаловажную роль играли соображения цензуры. Гораздо легче договориться с одним-единственным автором, чем изыскивать методы убеждения сотни вольных печатников по всей стране. Когда, после великих демократических революций XVI-XIX веков были отменены прочие государственно-дарованые монополии, система исключительных прав стала прочно ассоциироваться с вознаграждением за творческие достижения. В уставе Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности (ВОИС) говорится: «Интеллектуальная собственность означает творения человеческого разума: изобретения, литературные и художественные произведения, символику, названия, изображения и образцы, используемые в торговле».

В экономической теории словосочетание “интеллектуальная собственность” является образным выражением для так называемых “ нематериальных активов”. То есть той части капитала предприятия, которая необходима для создания его дохода, требует затрат на свое создание и/или содержание, но не выражена ни в каких материальных объектах - за возможным исключением правоустанавливающих документов. В число объектов интеллектуальной собственности в экономическом смысле входят принадлежащие предприятию исключительные права - “интеллектуальная собственность” юристов. Но не только. Также формой нематериальных активов являются торговые и промышленные тайны. Они тоже охраняются законом, хоть и не так, как исключительные права. Иногда к нематериальным активам причисляются и более тонкие сущности, уже и совсем не имеющие прямого выражения в законодательстве. Как, например, круг деловых партнеров, деловая репутация, квалификация сотрудников.

В политической сфере слова “интеллектуальная  собственность” имеют гораздо более  широкий и неопределенный смысл, ввиду того, что здесь они используются для описания не столько фактически сложившихся отношений, сколько интересов и намерений субъектов политики. То есть “интеллектуальной собственностью” здесь может называться не то, на что уже установлены исключительные права и не то что приносит доход, а то, что, по мнению говорящего, должно быть обложено исключительным правом.

 

2.   Структура и характеристика интеллектуальной собственности

 

 

2.1 Промышленная собственность

 

 

К объектам промышленной собственности  традиционно относят изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров.

Объектами промышленной собственности являются:          

Изобретения

Изобретения защищаются патентами, выдаваемыми  от имени государства Патентным  ведомством. Эффективность защиты патентом на изобретение целиком зависит  от формулы изобретения, поскольку  именно в ее независимые пункты определяют весь объем юридической защиты.

Патент на изобретение действует  в течение 20 лет. Международное патентование осуществляется не позднее 1 года со дня  национального приоритета изобретения (на основании Договора о патентной  кооперации или путем подачи отдельных заявок в каждой соответствующей стране).           

Полезные модели

Полезные модели называют "малыми изобретениями". По своей сути они  сходны с изобретениями, однако "проигрывают" им по признаку изобретательского уровня. Кроме того, в отличие от изобретения, полезной моделью может быть только техническое устройство, но не технология или промышленный способ.

Преимущество патента на полезную модель - максимально упрощенная процедура выдачи патента: патент на полезную модель выдается лишь при выполнении формальных требований, касающихся представления документации в Патентное ведомство.

Никакой экспертизы на патентоспособность не проводится. Но риск аннулирования  патента на полезную модель несколько  выше, чем в случае с патентом на изобретение, поскольку если было заявлено устройство, не обладающее мировой новизной, любое лицо вправе аннулировать патент на полезную модель по этому критерию.

Патент на полезную модель действует  в течение 5 лет с возможным  продлением не более чем на 3 года.           

Промышленные образцы

Промышленный образец - это дизайнерское решение изделия, получаемого промышленным способом. Именно оригинальный внешний  вид продукции или упаковки привлекает покупателей, позволяет им отдать предпочтение товарам того или иного производителя.

Назначение патента на промышленный образец - обеспечить защиту прав законных владельцев подобных художественно-конструкторских решений от несанкционированного использования/копирования другими лицами.

Патент на промышленный образец, изданный от имени государства, гарантирует более весомую правовую защиту, нежели авторское право, охраняющее произведения дизайна без какого-либо государственного удостоверения.

 

2.2 Авторские и смежные  права

Под авторскими правами необходимо понимать совокупность правомочий автора, закрепленных действующим законодательством, направленных на использование произведения, а также на реализацию личных неимущественных прав автора.

Возникновение авторских прав непосредственно  связано с фактом создания произведения. При этом не требуется какого-либо специального оформления или регистрации. Произведение считается существующим с момента его фактического создания.          

Личные неимущественные права

Это права связанные с личностью  автора, которые включают право признаваться автором произведения, право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме, включая право на отзыв, а также право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора.           

Имущественные права

Это права автора, связанные с  использованием произведения автором  либо третьими лицами. Имущественные авторские права включают право на воспроизведение, распространение, импорт, перевод, переработку, сообщение в эфир и по кабелю, публичное исполнение и показ, а также доведение до всеобщего сведения произведения. Так, одно или совокупность указанных правомочий автора определяют определенный вид использования произведения в повседневной жизни.      

Смежные права

С английского языка дословно будут  переводиться как соседствующие  или связанные. И на самом деле, смежные права представляют собой  такие права, которые обусловлены существованием имущественных авторских прав.

Согласно Закону обладателями смежных  прав являются исполнители, производители  фонограмм, а также организации  эфирного и кабельного вещания.

2.3 Патентное право

Патентование - способ правовой охраны ряда объектов интеллектуальной собственности путем их государственной регистрации (внесения в реестр федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности).

Объектами патентования могут быть изобретения, полезные модели и промышленные образцы.

Государственная охрана предоставляется  изобретению, полезной модели, промышленному  образцу только с момента их государственной  регистрации и внесения их в соответствующий  государственный реестр.

Патент выдается после государственной регистрации и внесения в реестр соответствующего изобретения, полезной модели, промышленного образца автору либо его работодателю, в случае создания автором соответствующего объекта в рамках служебного задания.

2.4 Средства индивидуализации

 

 

Средство индивидуализации — обозначение, служащее для различения товаров, услуг, предприятий, организаций и других объектов в сфере хозяйственного оборота. редства индивидуализации приравнены законом к результатам интеллектуальной деятельности, на которые установлено исключительное право.

К средствам индивидуализации относятся:

§   фирменное наименование, наименование некоммерческой организации,

§   товарный знак, знак обслуживания,

§   коммерческое обозначение,

§   наименование места происхождения товара,

§   доменное имя и другие обозначения

Средства индивидуализации могут  являться предметом сделки, в частности, права на их использование могут  передаваться по лицензионному договору.

2.5 Новые объекты интеллектуальной  собственности

Новые объекты интеллектуальной собственности сейчас представляют собой селекционные достижения, так называемые ноу-хау, а также технологии интегральных микросхем.

Существуют объекты интеллектуальной собственности, такие как идеи, принципы, методики обучения, алгоритмы, системотехнические решения, принципы организации интерфейса и ряд других. Действующим законодательством  не предусмотрена регистрация этих объектов, они не охраняются патентами, на них не выдаются свидетельства, свободное заимствование не возбраняется. Тем не менее, в ряде случаев эти объекты все-таки можно защитить от незаконного использования. Для этого требуется создать режим «коммерческой тайны» («ноу-хау», «производственный секрет»).

Информация о работе Интеллектуальная собственность как социально-экономическая категория