Собственность как экономическая категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 20:17, курсовая работа

Краткое описание

Возникшая проблема разгосударствления и приватизации (перехода от государственной к негосударственной форме собственности) большинства предприятий России, сложности, вытекающие из сложившейся ситуации, требует тщательного рассмотрения таких предметов, как:
-структура собственности и ее особенности;
-мировой опыт дифференциации форм собственности (национализация и денационализация, антимонопольная политика, приватизация и прочее);
-национальные особенности экономики России.

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Собственность как экономические категории 4
1.1. Юридические аспекты собственности 6
1.2. Экономические аспекты собственности 7
1.3. « Пучок прав» Коуза 9
Глава 2. Формы собственности и их классификации 12
2.1. Индивидуальная собственность 13
2.2. Частная собственность 14
2.3. Кооперативная собственность 15
2.4. Государственная собственность 16
2.5. Муниципальная собственность 17
2.6. Смешанная собственность 19
Глава 3. Трансформация отношений собственности в России 20
3.1. Отношения собственности и рынка 22
3.2. Причины приватизации процесса 24
3.3. Общая характеристика « приватизационной» экономической
реформы 26
3.4. Приватизация и субъект хозяйствования 32
3.5. Общие перспективы развития орзанизационно-правовых форм 35
3.6. Перспективы приватизации 36
Заключение 38
Список литературы 39

Файлы: 1 файл

курсовая по микроэк.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

 

 

 

1.3 « Пучок прав» Коуза

Американские ученые-экономисты Коуз и Алчиан создали новую теорию собственности. Согласно этой теории ни ресурсы сами по себе являются собственностью. В обществе же существует  пучок или доля прав по использованию ресурсов. Такой пучок состоит из 11 прав:

1.    право владения, т. е. исключительного физического контроля над благами;

2.    право использования, т. е. применения полезных свойств имущества для себя;

3.    право управления , т.е. решения кто и как будет обеспечивать использование благ;

4.    право на доход, т.е. обладание результатами от использования благ;

5.    право суверена, т. е. отчуждения, потребления, изменения или уничтожения блага;

6.    право на безопасность, т.е. на защиту от экспроприации благ от вреда со стороны внешней среды;

7.    право на передачу благ в наследство;

8.    право на бессрочность обладания благом;

9.    запрет на использование блага способом, наносящим вред внешней среде;

10.                       право на ответственность в виде взыскания, т. е. возможность взыскания блага в уплату долга;

11.                       право на остаточный характер, т.е. на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных полномочий.

Р. Коуз исходил из того, что рассматриваемая проблема носит обоюдоострый или, как он говорит, "взаимообязывающий" характер: "При избегании ущерба для В мы навлекаем ущерб на А.

Действительный вопрос, который нужно решить, это - следует ли позволить А наносить ущерб В или нужно разрешить В наносить ущерб А. Проблема в том, чтобы избежать более серьезного ущерба".

Анализ проблемы социальных издержек привел Коуза к выводу, который Дж. Стиглер назвал "теоремой Коуза" .Суть ее заключается в том, что, если права собственности всех сторон, тщательно определены, а трансакционные издержки равны нулю, конечный результат (максимизирующий ценность производства) не зависит от изменений в распределении прав собственности (если отвлечься от эффекта дохода). Эту же мысль Дж. Стиглер выразил следующим образом: "...в условиях совершенной конкуренции частные и социальные издержки равны".

Сравнение системы ценообразования, включающей ответственность за ущерб от отрицательных внешних эффектов, с системой ценообразования, когда такой ответственности нет, привело Р. Коуза к парадоксальному на первый взгляд выводу о том, что если участники могут договориться сами, и издержки таких переговоров ничтожно малы (трансакционные издержки равны нулю), то в обоих случаях в условиях совершенной конкуренции достигается максимально возможная ценность производства.

Р.Коуз приводит следующий пример. По соседству расположен земледельческая ферма и скотоводческое ранчо: земледелец выращивает пшеницу, а скотовод разводит скот, который время от времени стравливает посевы на соседних землях. Налицо экстернальный эффект. Однако, как показывает Р. Коуз, эта проблема может быть успешно решена без участия государства. Если скотовод несет ответственность за ущерб, возможны два варианта: "либо скотовод уплатит фермеру за необработку земли, либо он решит сам арендовать землю, заплатив фермеру за необработку земли чуть больше, чем платит сам фермер (если фермер сам арендует ферму), но конечный результат будет тем же и будет означать максимизацию ценности производства".

Итак, из теоремы Коуза следует несколько важных выводов:

Во-первых, что внешние эффекты носят не односторонний, а обоюдоострый характер. Фабричный дым наносит ущерб близлежащим фермам - это очевидно, поскольку промышленник навязывает дополнительные издержки фермерам без их согласия. Он получает благо за счет причинения ущерба другим, не имея на это права. Но, с другой стороны, запрет на выбросы оборачивается убытками для хозяина фабрики, а стало быть - для потребителя продукции. Поэтому с экономической точки зрения речь должна идти не о том, "кто виноват", а о том, как минимизировать величину совокупного ущерба.

Во-вторых, теорема Коуза раскрывает экономический смысл прав собственности. Четкое их распределение среди хозяйствующих субъектов ведет к тому, что все результаты деятельности каждого субъекта касаются только его, в результате чего любые внешние эффекты превращаются во внутренние. Поэтому главная функция прав собственности состоит в том, чтобы давать стимулы для большей интернализации экстерналий.

В-третьих, теорема Коуза сняла обвинение с рынка о его "провалах". По мнению Р. Коуза, ключевое значение для успешной работы рынка имеют трансакционные издержки. Если они малы, а права собственности четко распределены, то рынок сам способен устранять внешние эффекты: заинтересованные стороны смогут самостоятельно прийти к наиболее рациональному решению. При этом не будет иметь значение, кто именно обладает правом собственности, скажем, фермеры на чистый воздух или хозяин фабрики на его загрязнение. Участник, способный извлечь из обладания правом большую выгоду, просто выкупит его у того, для кого оно представляет меньшую ценность. Для рынка важно не то, кто именно владеет данным ресурсом, а то, чтобы хоть кто-то владел им. Тогда появляется возможность для рыночных операций с этим ресурсом. Сам факт наличия прав собственности и четкого их разграничения важнее вопроса о наделении ими того, а не другого участника

 

Глава 2 Формы и их классификация

Формой собственности называют ее вид, характеризуемый, прежде всего тем, кто является собственником. Форма собственности определяет принадлежность разнообразных объектов собственности субъекту какой-либо одной, единой, общей природы, скажем, человеку, семье, группе, коллективу, населению. Нельзя разобраться в экономике, если не научиться классифицировать собственность. То есть надо уметь распределять отношения присвоения по классам и соподчиненным им видам, конкретным формам в зависимости от их общих признаков.

Классификация присвоения во многом затруднена из-за того, что имеются два типа отношений собственности – в экономическом и юридическом смысле. Отсюда возникают два отличающихся друг от друга основания классификации.

Основанием для классификации собственности в ее экономическом понимании служит степень развития кооперации труда и производства. Этот критерий показывает, сколько людей объединено в процессе труда и на деле присваивают средства и результаты производства. Тем самым определяет уровень реального обобществления имущества.

По своим масштабам обобществление производства имеет три основных уровня:

низший уровень – единоличное присвоение (мелкое предприятие, на котором хозяйствует один человек или его семья);

средний масштаб обобществления (более или менее крупное предприятие или хозяйственное объединение, на которым объединен под единым началом труд многих людей);

высший уровень – национальный комплекс (труд кооперирован в народнохозяйственном масштабе).

Иногда формы собственности сводят вообще к двум видам: частной и государственной, чтобы упростить их рассмотрение и изучение.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Индивидуальная собственность

Индивидуальная собственность граждан составляет экономическую основу их личной независимости, прав и свобод человека. Она указывает на основополагающую роль гражданина в хозяйственной жизни и на конечную направленность последней на индивидуальное потребление граждан. 
Структура индивидуальной собственности: 1) личная собственность, носящая потребительский характер; 2) индивидуально- трудовая частная собственность, допускающая применение наемного труда. 
Объекты: доходы потребительского назначения, предметы личного и семейного потребления, а также домашнего обихода и удобства (дома, дачи, машины). 
В современных условиях в пост-социалистических странах создаются условия для более интенсивного развития индивидуальных форм производственно- хозяйственной деятельности, особенно в с/х (фермерство), в мелкой розничной торговле, сфере услуг. Однако при современном уровне развития производительных сил эти формы хозяйствования не могут стать господствующими.

В своей работе “Капитал” К. Маркс отводит следующее место в историческом процессе Индивидуальной собственности: 
“Капиталистический способ присвоения, вытекающий из капиталистического способа производства, а следовательно, и капиталистическая частная собственность, есть первое отрицание индивидуальной частной собственности, основанной на собственном труде. Но капиталистическое производство порождает с необходимостью естественного процесса свое собственное отрицание. Это – отрицание отрицания. Оно восстанавливает не частную собственность, а индивидуальную собственность на основе достижений капиталистической эры: на основе кооперации и общего владения землей и произведенными самим трудом средствами производства.” 

 

 

 

2.2 Частная собственность

Частную собственность можно определить как «собственность отдельных, обособленных лиц, направленную главным образом на получение и умножение их доходов». Отношения частной собственности представляют собой – по сути – отношения по поводу присвоения-отчуждения названными лицами определённых жизненных благ в целях обогащения. Данному типу собственности присущ приобретательский характер. Стоит отметить, что это тот тип собственности, который вполне обоснованно можно считать естественным типом собственности, так как в основе лежит появление прибавочного продукта в результате роста производительности труда (на основе разделения труда).

Частными собственниками могут быть индивиды или группа людей, обособленных друг от друга в силу глубокого различия их приобретательских потребностей и интересов (владельцы частных состояний). Развивая данную идею, приходим к тому, что субъектами частнособственнических отношений могут являться определённые социальные слои (промышленная, торговая буржуазия), а также целые классы, жизнедеятельность которых основана на частном присвоении жизненных благ: рабовладельцы, феодалы, капиталисты, свободные крестьяне и ремесленники – обособленные лица (в рамках класса).

Основными объектами частной собственности служат материальные блага: средства производства и рабочая сила (если она используется для личного обогащения), а также многие природные богатства, разнообразные услуги. К объектам частнособственнических отношений относятся также социальные и духовные (при условии, если они используются отдельными лицами в интересах получения прибыли) блага. Среди социальных объектов можно назвать такие, как использование личной популярности и славы в целях обогащения, а также, например, юридические и образовательные услуги. Таким образом, видно, что частная собственность имеет место в экономической, социально-политической и духовной сферах жизни общества.

 

2.3 Кооперативная собственность

Корпорированные предприятия существуют везде, где технологическая база той или иной отрасли предполагает формирование среднего или крупного производства, для чего необходимы большие капиталы. Эти предприятия существуют в виде обществ, товариществ, кооперативов, некоммерческих организаций Субъектами общей собственности могут быть любые собственники, в том числе и государство. Если собственник отделяет свою часть из общей собственности, она становится частной собственностью.

Общая собственность, понимается в широком смысле слова, простирается от узкогрупповой до общенародной. В общенародной собственности не выделяется субъект собственности как индивидуум, а право собственности распространяется на всех граждан. В то же время было бы неправомерным полагать, что в общенародной собственности (называемой иногда общественной) личность как собственник вообще не фигурирует. Общенародная собственность – это то, что принадлежит всем вместе и каждому в отдельности, т.е. каждый член общества хотя бы в какой-то минимальной, но определенной степени обладает правами собственника. Общая, в том числе общенародная собственность иногда разделяется по территориальному признаку. В этом случае выделяются такие формы собственности, как региональная (территориальная) и муниципальная (местная). Выделение таких форм собственности подчеркивает и то обстоятельство, что собственностью в известной степени распоряжаются органы власти на данной территории, скажем, муниципалитет. Муниципальная собственность примыкает непосредственно к государственной, которая, однако, и на Западе, и в России квалифицируется как отличная от государственной. Разница лишь в том, что муниципальная собственность связана с бюджетом более низкого уровня и функционирует в территориально ограниченной области национального хозяйства; собственность земель или штатов также не распространяется на всю страну.

 

2.4 Государственная собственность

Государственная собственность – это закрепление права контроля объектов за государством. Государственная собственность в странах развитого капитализма сосредоточена сегодня в крайне ограниченном спектре отраслей, которые по тем или иным причинам малорентабельны или даже убыточны, что делает их непривлекательными для частного капитала. Речь идет главным образом о социально-экономической инфраструктуре (железнодорожный транспорт, коммунальное хозяйство, сфера образования). В других отраслях имеются лишь «точечные» участия государства в виде пакетов акций ряда фирм. В среднем по развитым странам доля государственных предприятий в создании ВВП не превышает 7%. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой этот показатель составляет соответственно 11 и более 40%.

Предприятия, именуемые государственными, либо целиком принадлежат государству, либо оно владеет контрольным пакетом акций (или, по меньшей мере, обладает солидным блокирующим меньшинством). Юридически их собственником выступают в федеративных государствах федеральные и земельные органы (типа земель Германии или штатов США, т.е. образования типа субъектов федерации в России), а в унитарных государствах – соответствующие центральные и региональные учреждения.

Фирмы и учреждения (например, в сферах образования или здравоохранения), в которых государство участвует на уровне ниже блокирующего меньшинства, можно назвать смешанными.

Если возможности использования их всеми людьми ограничены, то применяется принцип очередности. А такие места, как зоопарки, заповедники, находящиеся в ведении государственных органов управления, относятся уже к государственной собственности, так же, как и государственные предприятия, учреждения, основные виды природных ресурсов, оборонные объекты.

 

 

 

2.5 Муниципальная собственность.

Муниципальная собственность – это собственность муниципального образования, то есть имущество городских и сельских поселений, а также их финансы, которые – в то же время – выделены в отдельную составляющую (совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов, связанных с финансированием тех или иных мероприятий). В настоящее время муниципальная собственность закреплена в качестве одной из форм собственности – наряду с частной, государственной и иными.

Отметим, что если круг субъектов государственной собственности очерчен в российском законодательстве достаточно четко, то этого нельзя сказать о субъектах муниципальной собственности, в отношении которых «употреблена расплывчатая формулировка»– городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования.

Информация о работе Собственность как экономическая категория