Система налогообложения страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:27, курсовая работа

Краткое описание

Налоги как экономическая категория выражают общие закономерности, но в то же время они обладают устойчивыми внутренними свойствами и особенностями проявления. Участвуя в процессе распределения и перераспределения, налоги обеспечивают присвоение государством части новой стоимости в денежной форме. Эта принудительно мобилизованная часть национального дохода формирует государственные денежные фонды. Принудительное отчуждение имеет одностороннее движение стоимости от налогоплательщика к государству и не сопровождается эквивалентным обменом, что присуще товарно-денежным отношениям.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
Сущность, функции, классификация налогов………………………………5
Вопросы состава и содержания функций налогов……………………..5
Классификация налогов …………………………………………………9
Принципы, способы и методы налогообложения…………………..…13

Налоговая система Республики Беларусь……………………………….….17
Налоговое администрирование в Республики Беларусь……………...17
Налоговая система Республики Беларусь в 2012 году……………..…20
Уровень налоговой нагрузки экономики Республики Беларусь на фоне других стран………………………………………………………..….…33

Недостатки действующей системы налогообложения…………….………37
Пути совершенствования налогообложения в Республики Беларусь…………………………………………...……………………..39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..……………47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….………51
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….53

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 263.46 Кб (Скачать)

Так же несовершенство налоговой  системы связано с неоправданно широкими правами налоговых органов, которые нередко самостоятельно трактуют положения налогового законодательства, наказывая непомерным штрафом за нарушения установленных ими  положений, не неся ответственности  за собственные ошибки. Роль налоговой  инспекции сужена до наложения штрафных санкций вместо активной профилактики налоговых нарушений.

Требует существенной доработки  вопрос предоставления налоговых льгот. В большинстве случаев они нарушают принцип справедливости и равнозначности налогообложения по отношению к участникам экономической деятельности, не пользующихся налоговыми привилегиями, поскольку льготный режим для одних налогоплательщиков неизбежно означает увеличение налоговой нагрузки для других. Льготы по косвенным налогам по отдельным видам деятельности или продукции не достигают конечного потребителя, не вызывают желаемого социального эффекта к снижению цен, которые независимо от предоставляемых льгот достигают уровня спроса.

Таким образом, указанные выше недостатки отражают необходимость дальнейшего совершенствования налоговой системы Республики Беларусь.

 

    1. Пути совершенствования налогообложения в Республики Беларусь

Высокая налоговая нагрузка, на данный момент, является главным недостатком налоговой системы в Республики Беларусь.

В течение последних лет происходило снижение налоговой нагрузки, хотя она по-прежнему остается самой высокой на территории Таможенного союза.

С 2005 года в Республике Беларусь на постоянной основе создана и действует  рабочая группа по выработке предложений  по упрощению налоговой системы, в состав которой включены представители  государственных органов, депутаты Парламента, представители предпринимательских, научных кругов и крупных промышленных предприятий.

На основании ее предложений  в 2006 – 2008 годах обеспечена отмена 17 налоговых платежей, упрощен порядок  исчисления действующих налогов  и сборов. Налоговым законам придан характер прямого действия, обеспечено реальное снижение налоговой нагрузки на экономику. Налоговая система  гарантирует стабильный режим в  отношении привлекаемых внешних  инвестиций.

Также для снижения налоговой  нагрузки в нашей стране с 1 января 2008 года отмен ряд платежей (налог с пользователей автомобильных дорог, отчисления в фонд строительной науки, местные сборы за осуществление торговли на территории соответствующих административно-территориальных единиц, за осуществление строительства объектов на территории таких единиц за размещение наружной рекламы на иностранных языках).

Кроме того, с 2010 года в стране введена одна из самых низких в  Европе ставок подоходного налога в размере 12 процентов. Привлекательные налоговые режимы для инвесторов установлены в малых городах и сельской местности.

1 января 2012 вступил в силу Закон Республики Беларусь № 330-З от 30 декабря 2011 г. «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь». Закон предусматривает ряд мер, которые направлены на снижение налоговой нагрузки, усиление инвестиционного стимулирования и повышение на этой основе конкурентоспособности экономики, в том числе:

  • снижение ставки налога на прибыль сразу на 6 процентных пунктов с 24% до 18% (в странах Таможенного союза России и Казахстане – 20%);
  • установление ставки налога на прибыль от производства и реализации товаров, включенных в перечень высокотехнологичных товаров, в размере 10%. При достижении в общем объеме реализации более 50% объема производства высокотехнологичных товаров, такая прибыль будет полностью освобождаться от налога;
  • при упрощенной системе налогообложения - снижение ставки налога :
  • до 7% для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих НДС;
  • до 5% – для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДС;
  • до 2% - для организаций и индивидуальных предпринимателей в отношении выручки от реализации за пределы Республики Беларусь товаров (работ, услуг).

Также в 2012 введено новшество ― перенос убытков на будущие прибыли. Это означает, что организация вправе осуществлять перенос убытка на будущие прибыли в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток, в размере не более 50% облагаемой суммы. Аналогичный механизм уже применяется в России, Казахстане, отдельных странах Евросоюза, Канаде, Японии, США и других государствах.

Также для упрощения налогообложения было предпринято ряд мероприятий:

1) Отменены оборотные  налоги (сбор в республиканский  фонд поддержки производителей сельхозяйственной продукции и местный налог с продаж в розничной торговле).

2) Введено электронное  декларирование налоговых платежей. Система электронного налогового декларирования существует в Беларуси с 01.04.2009. Данная система способна ускорить и упростить для налогоплательщиков процесс подачи налоговой отчетности, однако на практике предприятия неспешат переходить на электронную налоговую отчётность из-за неуверенности сотрудников бухгалтерии в правильности применения налогового законодательства и платности данной услуги.

3) Усовершенствован механизм  взимания налога на прибыль  и НДС, что привело к уменьшению времени, необходимого для расчёта налогов.

4) Осуществлен переход  на плоскую шкалу уплаты подоходного  налога по ставке 12%.

5) Изменен порядок подачи  налоговой отчетности по налогу  на прибыль и НДС. Разрешено  налог на прибыль и НДС сдавать поквартально, а не помесячно, что позволило в 4 раза уменьшить количество платежей и одновременно существенно уменьшить количество времени, затрачиваемого на налоговый учёт.

Таким образом, проведенная  работа позволила приблизить налоговую  систему Республики Беларусь по своей  структуре к налоговым системам, применяемых развитыми странами, что, безусловно, положительно сказывается  и на повышении конкурентоспособности  национальной экономики.

Вместе с тем отдельные  проблемы в данной сфере еще есть и, проанализировав проблемы  налоговой системы Республики Беларусь, с целью ее совершенствования, я предлагаю следующие меры:

  • следует больше внимания уделять стимулирующей функции налогообложения, расширению налоговой базы. Постепенно снижая налоговую нагрузку и обеспечивая тем самым стабилизацию экономической ситуации в республике, необходимо последовательно сокращать количество налогов с оборота и смещать акценты на прямое налогообложение;
  • представляется возможным отмена отчислений в государственные целевые фонды, включаемые в цену или себестоимость, а необходимость осуществления целевых мероприятий и программ может финансироваться за счет формирования в бюджете отдельных фондов исходя из общего объема бюджетных ресурсов;
  • целесообразно ввести регрессивные ставки налога на прибыль, когда при увеличении суммы налогооблагаемой прибыли ставка понижается. При таком методе понижающая прогрессия ставок должна стимулировать и показывать налогооблагаемую базу в полном объеме, так как чем больше сумма полученной прибыли, тем меньше ставка налога;
  • следует установить более ранние сроки уплаты налогов, одновременно дифференцируя их в зависимости от размеров исчисленных сумм. Наряду с помесячной уплатой основной части платежей в бюджет при малых суммах налогов целесообразно установит сроки их уплаты раз в квартал или раз в год;
  • целесообразно осуществить некоторое упрощение налоговой отчетности предприятий: следует ввести один расчет, в котором бы нашли отражение все показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а компьютерный контроль при приемке расчетов исключил бы возможность арифметических ошибок;
  • возможность комментировать и разъяснять законодательные акты предоставить исключительно органам, их принявшим;
  • необходимо упорядочить предоставление льгот особенно в отношении налогов и сборов, которые напрямую сказываются на уровне конкурентоспособности предприятий-налогоплательщиков;
  • заменить льготы социального характера по косвенным налогам механизмом начисления налогов на общих условиях, но не перечислять в бюджет, а оставлять этим субъектам на целевые мероприятия и развитие собственной материальной базы.

Деятельность по дальнейшему  совершенствованию налогов системы  в Беларуси продолжается. С 2013 года запланирован ряд изменений в Налоговый кодекс Беларуси. Их цель — дальнейшее снижение налоговой нагрузки на экономику, упрощение налоговой системы, обеспечение дополнительных прав плательщиков, социальная поддержка граждан. Корректировки предусмотрены по следующим направлениям:

  • совершенствование механизма предоставления налоговых вычетов по НДС;

Предлагаемые изменения  позволят исключить необходимость  обложения в Беларуси НДС услуг  по проектированию, дизайну, надзору  при строительстве недвижимого  имущества за рубежом в том  случае, когда они будут оказываться  белорусским субпроектировщиком белорусскому генпроектировщику, что исключит двойное  налогообложение таких услуг.

  • упрощение процедур налогового администрирования, сближение бухгалтерского и налогового учета, совершенствование порядка проведения проверок и обмена информацией между плательщиками и налоговыми органами;

В рамках данного направления планируется с 1 января 2013 г. перейти на определение выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг, других доходов по принципу начисления. Принцип начисления предполагает, что хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, в котором они фактически совершены, независимо от даты проведения расчетов по ним (в настоящее время для целей налогового учета применяются два метода определения доходов: «по отгрузке» (или метод начисления) и «по оплате» (или кассовый метод)).

  • введение в Беларуси (первой среди стран Таможенного союза) возврата иностранным гражданам НДС по системе «Tax Free» при совершении покупок в магазинах;

Это дополнительный фактор развития туризма в Республике Беларусь и стимулирование на этой основе легального вывоза товаров из страны.

  • со следующего года  предусмотрено освобождение от налогообложения прибыли от производства и реализации инновационных товаров;
  • так же ожидается, снижение ставки при упрощенной системе налогообложения – УСН без НДС – 5% (ранее 7%), УСН с НДС – 3% (ранее 5%);

Что же касается ставок основных налогов, то их в 2013 году планируют оставить на действующем уровне.

Таким образом, успешная реализация данных направлений приблизит характеристики налоговой системы страны к международным  стандартам, позволит более эффективно использовать бюджетно-налоговый механизм для повышения эффективности  и конкурентоспособности национальной экономики.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

Изучив состояние современной  системы налогообложения в Республике Беларусь, можно сделать определенные выводы.

Налоги во все времена  представляли собой одну из важнейших  категорий государственных финансов. Некоторые считают, что налоги непомерно  велики, некоторые – что их слишком  много, но все сходятся в одном  – они необходимы для нормального  функционирования и развития государства. И главным инструментом в руках  государства должна быть налоговая  политика, способная решать возникающие  проблемы. Задача государства состоит  в построении такой налоговой  системы, которая обеспечивала бы финансовыми  ресурсами все общественные издержки и при этом не нарушала предел изъятия  средств у налогоплательщика, который  определяет возможности расширенного воспроизводства.

Таким образом, налоги ― это необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулировании социально-экономических отношений.

Для простоты применения и  для упорядочения знаний о различных видах налогов используется их классификация. Под классификациями налогов понимаются их группировки, обусловленные определенными целями и задачами. Поскольку цели и задачи законодателей, налоговых органов, налогоплательщиков различаются между собой, существует множество различных видов и типов классификаций налогов. Чтобы избежать ошибок при сопоставлении налоговых систем, а также уровня налогообложения по отдельным группам налогов, необходим правильный подбор статистического материала, учет особенностей подходов и методов, применяющихся при проведении группировок налогов.

Правильная классификация  налогов, устанавливающая их различия и сходства, необходима не только для  финансовой науки, но и для практики. Особые свойства отдельных групп  налогов требуют особых условий  обложения и взимания, соответствующих  административно-финансовых мер. Критерии, лежащие в основе классификации  налогов, определяют ее качество и степень  действенности мер фискального  регулирования.

Так же в процессе исследования системы налогообложения Республики Беларусь было определено, что основными ее целями являются: создание условий для инвестирования сбережений, обеспечение конкурентоспособности продукции, стимулирование накопления капитала и сбережений, сдерживание личного потребления капитала.

В настоящее время систему  налогов, сборов, пошлин, взимаемых  в бюджет Республики Беларусь, а  также основные принципы налогообложения, устанавливает Налоговый кодекс Республики Беларусь. Также он регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налоговых платежей и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления  налогового контроля, обжалования решений  налоговых органов, определяет права  и обязанности плательщиков, налоговых  органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.

Информация о работе Система налогообложения страны