Система налогообложения страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:27, курсовая работа

Краткое описание

Налоги как экономическая категория выражают общие закономерности, но в то же время они обладают устойчивыми внутренними свойствами и особенностями проявления. Участвуя в процессе распределения и перераспределения, налоги обеспечивают присвоение государством части новой стоимости в денежной форме. Эта принудительно мобилизованная часть национального дохода формирует государственные денежные фонды. Принудительное отчуждение имеет одностороннее движение стоимости от налогоплательщика к государству и не сопровождается эквивалентным обменом, что присуще товарно-денежным отношениям.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
Сущность, функции, классификация налогов………………………………5
Вопросы состава и содержания функций налогов……………………..5
Классификация налогов …………………………………………………9
Принципы, способы и методы налогообложения…………………..…13

Налоговая система Республики Беларусь……………………………….….17
Налоговое администрирование в Республики Беларусь……………...17
Налоговая система Республики Беларусь в 2012 году……………..…20
Уровень налоговой нагрузки экономики Республики Беларусь на фоне других стран………………………………………………………..….…33

Недостатки действующей системы налогообложения…………….………37
Пути совершенствования налогообложения в Республики Беларусь…………………………………………...……………………..39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..……………47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….………51
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….53

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 263.46 Кб (Скачать)
  • Срочные налоги – это налоги, по которым устанавливаются разовые сроки уплаты налога или сбора.
  • Периодические налоги – это налоги, уплачиваемые через определенный период времени (ежедекадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые).

Важным принципом классификации налогов является оценка влияния каждого налога на мотивы экономического поведения налогоплательщика. Выделяют две группы налогов: фиксированные и условно-переменные.

  • Фиксированные (условно-постоянные) налоги – это налоги непосредственно не зависящие от уровня производства, продаж и других экономических показателей, связанных с деловой активностью.
  • Условно-переменные (перераспределительные) налоги напрямую связаны с деловой активностью налогоплательщика. [1, с. 32-37]

В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют: налоги, взимаемые с физических лиц (подоходный налог с физических лиц, налог на имущество физических лиц, и др.); налоги, взимаемые с юридических лиц (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы и др.); смежные налоги (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств и др.), которые уплачивают и физические, и юридические лица.

Исходя из стимулирующей функции налогов, налоги можно подразделить на налоги, регулирующие ценообразование, воздействующие на издержки производства и регулирующие занятость населения.

По источникам средств для уплаты различают налоги, относимые на себестоимость продукции; на финансовые результаты; на балансовую прибыль; на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятий.

Налоги выражают обязанность  всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в  формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают  важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Таким образом, можно отметить, что классификация налогов и сборов по группам исходя из единых признаков, позволяет лучше понять и изучить налоговую систему государства.

 

    1. Принципы, способы и методы налогообложения

 

Принципам налогообложения  экономисты различных поколений  придавали и придают большое  теоретическое и практическое значение. Первостепенное значение в этом вопросе  отводится Адаму Смиту, который  в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) впервые обосновал четыре основных принципа налогообложения, являющихся актуальными и в настоящее время.

Принципы  налогообложения – это исходные, базовые категории и положения, по которым формируется налоговая система в конкретных динамических условиях экономики страны.

Первый – принцип справедливости, утверждающий всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами (равные обязанности граждан платить налоги, соизмеримо их доходам).

Второй - принцип удобности – предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким образом, которые наиболее удобны для плательщиков. Система и процедура выплаты налогов должна быть понятной и удобной для налогоплательщиков.

 Третий – принцип определенности – согласно которому, сумма, способ и время платежа должны быть совершенно точно и заранее известны налогоплательщику.

 Четвертый – принцип экономии – предполагает сокращения издержек взимание налогов, в рационализации системы налогообложения. Сумма сбора по каждому конкретному налогу должны в соответствии с рассматриваемым принципом превышать затраты на его сбор и обслуживание. [11]

 С развитием налогообложения  формировались и другие принципы  которые можно разделить на  две группы: классические (если налоговая система строится на основе использования этих принципов, то её можно считать оптимальной), организационно-экономические(на основе этих принципов создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому региону и возможностям экономики, сложившимся социальным условиям развития общества). [10, с.31]

Наряду с принципами налоговая  система включает способы и методы взимания налогов. В налогообложении существует три способа взимания налогов: кадастровый, декларационный, административный.

Первый способ – кадастровый – предлагает использование кадастра. Кадастр это реестр, который содержит перечень типичных объектов (земли, доходов), классифицируемых по внешним признакам и устанавливает среднюю доходность объекта обложения.

Декларационный способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации о величине объекта обложения, в которую включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления суммы дохода.

И третий способ - административный предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения, обычно осуществляемые бухгалтерией предприятия или другим органом, который уплачивает налог. Таким путём взимается подоходный налог с физических лиц, налог с доходов по ценным бумагам.

Применяются следующие методы уплаты налога:

  • наличный платеж, когда плательщик вносит в казну определенную сумму наличных денег;
  • безналичный платеж, когда происходит перечисление через банк со счета клиента на счет бюджета;
  • гербовыми марками, покупаемыми плательщиком и наклеиваемыми на официально признанный документ, после чего он имеет законную силу. [1, с.40-41]

Таким образом,  принципы, способы и методы налогообложения  являются неотъемлемой базой при  формировании налоговой системы. Именно от них зависит социально-экономическое  благополучие населения. Основные принципы сформировались еще в 18 веке, а затем  были дополнены новыми, возникшими вследствие социально-экономического развития. Теоретические принципы налогообложения  применяются в той или иной степени в налоговой системе  любой страны, однако, исходя из конкретной экономической ситуации, могут формироваться  различные экономические и организационно-правовые принципы, которые находят свое отражение  на практике.

 

2.Налоговая система  Республики Беларусь

 

2.1.Налоговое администрирование  в Республики Беларусь

 

Одно из важнейших условий  стабилизации финансовой системы любого государства – это обеспечение  устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.

В начале рыночных преобразований в  Республике Беларусь отсутствовали  традиции рыночного хозяйствования, в том числе и в области  налогообложения. Большинство государственных  контролирующих органов и налогоплательщиков оказалось не готовым к принципиально  новой экономической ситуации. Прежде платежи в бюджет осуществлялись автоматически и граждане считали, что перечисление налогов в бюджет – обязанность, скорее, самого государства.

Возникла необходимость  в создании самостоятельной государственной  структуры, обеспечивающей не только сбор налогов в бюджет и контроль за соблюдением законодательства о  налогах и предпринимательстве, но и осуществляющей разработку методологической базы по налогообложению и доведение  ее до сведения налогоплательщиков. Весной 1990 года такая структура появилась: в составе Министерства финансов на базе инспекции государственных  доходов была образована Главная  государственная налоговая инспекция  при Министерстве финансов БССР. В  течение последующих 10 лет налоговая  служба республики неоднократно преобразовывалась: это была и Главная государственная  налоговая инспекция при Кабинете Министров Республики Беларусь, и  Государственных налоговый комитет  Республики Беларусь. И только потом Законом Республики Беларусь от 2 февраля1994г. «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь», Положением о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 №1592 и Типовым положением об инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденным постановлением МНС Республики Беларусь от 28.12.2001 №136, была сформирована современная Налоговая служба Республики Беларусь.[15]

В Республике Беларусь к числу государственных органов, осуществляющих налоговое администрирование, относятся также таможенные и иные государственные органы, обладающие полномочиями налоговых органов .

Специфика вопросов, решаемых органами налогового администрирования, предопределяет содержание их деятельности и функции.

Функции налоговых органов, их права и обязанности, права  и обязанности должностных лиц  налоговых органов изложены в  Законе РБ «О государственной налоговой  инспекции Республики Беларусь».

Основные задачи налоговых  органов:

  • контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве,
  • обеспечение правильного исчисления, полного и своевременного внесения налогов в бюджет,
  • обеспечение учета налогов,
  • разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и организации работы государственных налоговых органов,
  • осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции,
  • предупреждение, пресечение правонарушений в сфере своей компетенции,
  • привлечение к ответственности лиц, виновных в правонарушениях, предусмотренных законодательством о налогах и предпринимательстве,
  • подготовка налоговых соглашений с другими государственными, осуществление связей с их налоговыми службами, изучение опыта их работы,
  • издание методических указаний и разъяснений о порядке исчисления и взимания налогов. [5, стр. 15-18]

Налоговые органы используют правовые и не правовые формы управления.

Правовой считается деятельность, которая непосредственно влечет правовые последствия и осуществляется на основе нормативного оформления. Неправовыми формами управления принято считать организационные действия.

Одним из важнейших институтов налогового законодательства является налоговый контроль, который определяется как контроль за исчислением, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей. По временному критерию различаются  предварительный, текущий и последующий  контроль. Выбор конкретного вида контроля в каждом государстве зависит  от многих причин, в том числе  от уровня развития налоговой системы  и общей организации контроля. В настоящее время в РБ преобладает  последующий контроль, применение которого обусловлено, с одной стороны, недостаточным  уровнем информатизации субъектов  налогообложения, налоговых органов  и государства в целом, с другой – по-прежнему недостаточной правовой культурой. Однако, как показывает опыт государств с давними налоговыми традициями, по мере развития компьютеризации и налоговой культуры в обществе приоритет последующего контроля утрачивает свою главенствующую роль. Предварительный и текущий контроль, непосредственно связанные с уровнем правовой культуры, возможностями обработки и анализа сведений о налогоплательщиках, должны в равной мере сочетаться с последующим контролем. [12]

Основными условиями осуществления  налогового контроля являются учет налогоплательщиков и учет поступления налогов. В  настоящее время налоговый контроль проводиться посредством проверок. По кругу исследуемых в ходе проверки вопросов налоговые проверки подразделяются на камеральные, выездные (плановые и  внеплановые; комплексные, тематические, встречные) и рейдовые. Правовой режим  и правовая регламентация проверки зависят от ее вида и регулируются соответствующими нормативными правовыми  актами.

Таким образом, выполнение главной задачи налогового администрирования – обеспечение «собираемости» налогов – зависит не только и не сколько от эффективности работы налоговых администраций, сколько определяется, прежде всего, возможностями самой экономики.

 

2.2.Налоговая система  Республики Беларусь в 2012 году

 

Под налоговой системой государства понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

С 1 января 2012 года вступил  в силу Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь».[7] И в соответствии с этим законам, доходы республиканского бюджета формируются за счет следующих налогов и сборов:

Подоходный  налог с физических лиц

Подоходным налогом облагается доход физических лиц, полученный в  течение календарного года: физическими  лицами, признаваемыми налоговыми резидентами  Республики Беларусь - от источников в  РБ и (или) за ее пределами; физическими  лицами, не признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь - от источников в РБ.

Есть несколько видов  дохода, не облагаемого этим налогом, в том числе:

  • не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей доходы, получаемые от организаций и индивидуальных предпринимателей, в том числе в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок, в пределах ста пятидесяти базовых величин;
  • стоимость путевок, за исключением туристических, в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, оплаченных за счет средств социального страхования, а также за счет средств республиканского и местных бюджетов;
  • все виды социальных пособий (пенсии, выплаты в рамках государственных систем социального страхования и социального обеспечения (за исключением пособий по временной нетрудоспособности), пособия, выплачиваемые государством лицам, пострадавшим в результате Чернобыльской аварии, и стипендии учащихся, студентов и слушателей учебных заведений;
  • средства, вырученные от продажи личного имущества (недвижимость – раз в пять лет, а автотранспортные средства – раз в год);
  • доходы от продажи продукции, произведенной на приусадебных участках в пределах пятисот базовых величин;
  • проценты и прибыль по депозитам в банковских учреждениях и по государственным ценным бумагам;
  • доходы, получаемые от физических лиц в виде наследства независимо от суммы;
  • доходы, получаемые от физических лиц в результате дарения в пределах пятисот базовых величин в сумме от всех источников в год.

Информация о работе Система налогообложения страны