Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:27, курсовая работа
Налоги как экономическая категория выражают общие закономерности, но в то же время они обладают устойчивыми внутренними свойствами и особенностями проявления. Участвуя в процессе распределения и перераспределения, налоги обеспечивают присвоение государством части новой стоимости в денежной форме. Эта принудительно мобилизованная часть национального дохода формирует государственные денежные фонды. Принудительное отчуждение имеет одностороннее движение стоимости от налогоплательщика к государству и не сопровождается эквивалентным обменом, что присуще товарно-денежным отношениям.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
Сущность, функции, классификация налогов………………………………5
Вопросы состава и содержания функций налогов……………………..5
Классификация налогов …………………………………………………9
Принципы, способы и методы налогообложения…………………..…13
Налоговая система Республики Беларусь……………………………….….17
Налоговое администрирование в Республики Беларусь……………...17
Налоговая система Республики Беларусь в 2012 году……………..…20
Уровень налоговой нагрузки экономики Республики Беларусь на фоне других стран………………………………………………………..….…33
Недостатки действующей системы налогообложения…………….………37
Пути совершенствования налогообложения в Республики Беларусь…………………………………………...……………………..39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..……………47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….………51
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….53
ВВЕДЕНИЕ
Мощное воздействие на экономическую динамику оказывает расходная часть бюджета, которая в свою очередь зависит от доходных механизмов бюджета. Налоги образуют основную часть доходной части государственного и местных бюджетов. Отсюда следует приоритетное внимание любого государства к формированию налоговой системы и налоговой политики. Величина налоговой ставки и общая масса изымаемых в госбюджет ресурсов оказывает непосредственное влияние на динамику социально–экономического развития общества.
Налог – это принудительно
изымаемые государством или местными
властями средства с физических и
юридических лиц, необходимые для
осуществления государством своих
функций. Сборы эти производятся
на основе государственного законодательства.
Использование налогов в
Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения и взимания образует налоговую систему.
Всем вышеизложенным объясняется актуальность темы данной курсовой работы.
Целью работы является выявление особенностей и проблем налоговой системы Республики Беларусь и путей их решения. Для этого должны быть осуществлены следующие задачи: нужно рассмотреть налоговую систему, определить, какие факторы влияют на ее состояние, проанализировать, каким образом эти факторы влияют на состояние налоговой системы, сделать вывод о возможных преобразованиях. Поиск путей решения существующих проблем и является одной из важнейших задач исследования данной работы.
Объектом исследования является налоговая система как основа организации взимания налогов и сборов, а также пути ее совершенствования.
Предмет исследования –
эффективность функционирования налоговой
системы Республики Беларусь, рассмотрение
возможных направлений
Данная работа состоит из введения, трех основных вопросов, заключения и списка использованных источников.
В ходе написания данной курсовой работы были использованы следующие научные методы: аналитический метод, графический метод, дедуктивный метод, индуктивный метод, сравнительный, экономико-статистический метод.
Информационной базой написания данной курсовой работы выступили учебные пособия и монографии различных авторов, нормативно-правовые акты, статьи периодических изданий, материалы Интернет.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….………51
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
1.Сущность, функции, классификация налогов
1.1.Вопросы состава и содержания функций налогов
Налоги – это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в ходе перераспределения части общественного продукта.
Налоги как экономическая категория выражают общие закономерности, но в то же время они обладают устойчивыми внутренними свойствами и особенностями проявления. Участвуя в процессе распределения и перераспределения, налоги обеспечивают присвоение государством части новой стоимости в денежной форме. Эта принудительно мобилизованная часть национального дохода формирует государственные денежные фонды. Принудительное отчуждение имеет одностороннее движение стоимости от налогоплательщика к государству и не сопровождается эквивалентным обменом, что присуще товарно-денежным отношениям. Кроме общественного содержания, налоги имеют материальную основу, ведь отчуждению подлежат денежные доходы и другие материальные ценности.
Таким образом, налоги имеют двойственную природу. С одной стороны, они выступают специфической формой экономических отношений (их общественное содержание), с другой — являются частью стоимости национального дохода в денежной форме (материальное содержание).
С налогами связаны практически все: и организации, и предприниматели, и просто рядовые граждане, являющиеся налогоплательщиками.
Одной из наиболее сложных
проблем теории налогообложения
является определение состава функций,
реализуемых налогами. Функции налогов
должны раскрывать сущностные свойства
и внутреннее содержание налога как
сложной финансово-
Рисунок 1 - Функции налоговой системы*
* Источник – собственная разработка на основании[16].
Налоги в структуре общественных отношений выполняют ряд чрезвычайно важных и сложных задач. Их можно свести к следующим функциям:
Таким образом, налоги являются
неотъемлемой частью любой экономики,
независимо от политического строя
страны. Различие заключается в том,
какую роль налогам отводили в
регулировании экономики
1.2.Классификация налогов
Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.
Рисунок 2 - Классификация налогов*
* Источник – собственная разработка на основании[13].
Наибольшее распространение получило деление налогов по способу изъятия – на прямые и косвенные.
В зависимости от органов, которые реализуют предоставленное им право на установление налогов, их подразделяют на республиканские и местные.
Отдельные налоги вводятся с целью финансирования определенных расходов. В зависимости от назначения налоги подразделяют на общие и целевые.
По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платёж, различают: закрепленные и регулирующие налоги.
По порядку введения налоги могут быть общеобязательными, взимаемыми и факультативными.
От характера ставок, налоги можно подразделить на пропорциональные, прогрессивные, регрессивные, твердые, линейные, ступенчатые и др.
По срокам уплаты, налоги делятся на срочные и периодические.