Система налогообложения страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:27, курсовая работа

Краткое описание

Налоги как экономическая категория выражают общие закономерности, но в то же время они обладают устойчивыми внутренними свойствами и особенностями проявления. Участвуя в процессе распределения и перераспределения, налоги обеспечивают присвоение государством части новой стоимости в денежной форме. Эта принудительно мобилизованная часть национального дохода формирует государственные денежные фонды. Принудительное отчуждение имеет одностороннее движение стоимости от налогоплательщика к государству и не сопровождается эквивалентным обменом, что присуще товарно-денежным отношениям.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
Сущность, функции, классификация налогов………………………………5
Вопросы состава и содержания функций налогов……………………..5
Классификация налогов …………………………………………………9
Принципы, способы и методы налогообложения…………………..…13

Налоговая система Республики Беларусь……………………………….….17
Налоговое администрирование в Республики Беларусь……………...17
Налоговая система Республики Беларусь в 2012 году……………..…20
Уровень налоговой нагрузки экономики Республики Беларусь на фоне других стран………………………………………………………..….…33

Недостатки действующей системы налогообложения…………….………37
Пути совершенствования налогообложения в Республики Беларусь…………………………………………...……………………..39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..……………47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….………51
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….53

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 263.46 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

Мощное воздействие на экономическую динамику оказывает  расходная часть бюджета, которая  в свою очередь зависит от доходных механизмов бюджета. Налоги образуют основную часть доходной части государственного и местных бюджетов. Отсюда следует  приоритетное внимание любого государства  к формированию налоговой системы  и налоговой политики. Величина налоговой  ставки и общая масса изымаемых  в госбюджет ресурсов оказывает  непосредственное влияние на динамику социально–экономического развития общества.

Налог – это принудительно  изымаемые государством или местными властями средства с физических и  юридических лиц, необходимые для  осуществления государством своих  функций. Сборы эти производятся на основе государственного законодательства. Использование налогов в качестве инструмента централизованного  воздействия на экономическое развитие государства имеет длительную историю  по мере развития товарно–денежных отношений. Первый денежный поголовный налог на граждан был введен еще в Римской  империи во II веке. Развитие обмена и экономической цивилизации  сопровождается вытеснением налогами других видов платежей, в том числе  натуральных.

Совокупность взимаемых  в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения и взимания образует налоговую систему.

Всем вышеизложенным объясняется  актуальность темы данной курсовой работы.

Целью работы является выявление  особенностей и проблем налоговой  системы Республики Беларусь и путей  их решения. Для этого должны быть осуществлены следующие задачи: нужно  рассмотреть налоговую систему, определить, какие факторы влияют на ее состояние, проанализировать, каким образом эти факторы влияют на состояние налоговой системы, сделать вывод о возможных преобразованиях. Поиск путей решения существующих проблем и является одной из важнейших задач исследования данной работы.

Объектом исследования является налоговая система как основа организации взимания налогов и  сборов, а также пути ее совершенствования.

Предмет исследования –  эффективность функционирования налоговой  системы Республики Беларусь, рассмотрение возможных направлений улучшения.

Данная работа состоит  из введения, трех основных вопросов, заключения и списка использованных источников.

В ходе написания данной курсовой работы были использованы следующие научные методы: аналитический метод, графический метод, дедуктивный метод, индуктивный метод, сравнительный, экономико-статистический метод.

Информационной базой  написания данной курсовой работы выступили  учебные пособия и монографии различных авторов, нормативно-правовые акты, статьи периодических изданий, материалы Интернет.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2

  1. Сущность, функции, классификация налогов………………………………5
    1. Вопросы состава и содержания функций налогов……………………..5
    2. Классификация налогов …………………………………………………9
    3. Принципы, способы и методы налогообложения…………………..…13

 

  1. Налоговая система Республики Беларусь……………………………….….17
    1. Налоговое администрирование в Республики Беларусь……………...17
    2. Налоговая система Республики Беларусь в 2012 году……………..…20
    3. Уровень налоговой нагрузки экономики Республики Беларусь на фоне других стран………………………………………………………..….…33

 

  1. Недостатки действующей системы налогообложения…………….………37
    1. Пути совершенствования налогообложения в Республики Беларусь…………………………………………...……………………..39

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..……………47

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….………51

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….53

 

 

 

 

1.Сущность, функции,  классификация налогов

 

1.1.Вопросы состава  и содержания функций налогов

 

Налоги – это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в ходе перераспределения части общественного продукта.

Налоги как экономическая  категория выражают общие закономерности, но в то же время они обладают устойчивыми внутренними свойствами и особенностями проявления. Участвуя в процессе распределения и перераспределения, налоги обеспечивают присвоение государством части новой стоимости в денежной форме. Эта принудительно мобилизованная часть национального дохода формирует государственные денежные фонды. Принудительное отчуждение имеет одностороннее движение стоимости от налогоплательщика к государству и не сопровождается эквивалентным обменом, что присуще товарно-денежным отношениям. Кроме общественного содержания, налоги имеют материальную основу, ведь отчуждению подлежат денежные доходы и другие материальные ценности.

Таким образом, налоги имеют  двойственную природу. С одной стороны, они выступают специфической  формой экономических отношений (их общественное содержание), с другой — являются частью стоимости национального  дохода в денежной форме (материальное содержание).

С налогами связаны практически  все: и организации, и предприниматели, и просто рядовые граждане, являющиеся налогоплательщиками.

Одной из наиболее сложных  проблем теории налогообложения  является определение состава функций, реализуемых налогами. Функции налогов  должны раскрывать сущностные свойства и внутреннее содержание налога как  сложной финансово-экономической  категории. Следовательно, функции  налогов должны выражать общественное назначение налогообложения не только как способа мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства, но и как средства государственного регулирования экономики, а также  как основы перераспределительных  отношений в процессе создания общественного  богатства.

 

Рисунок 1 - Функции налоговой системы*

* Источник – собственная разработка на основании[16].

Налоги в структуре  общественных отношений выполняют  ряд чрезвычайно важных и сложных  задач. Их можно свести к следующим  функциям:

  • Фискальная функция обеспечивает формирование доходов государства, создает материальную основу государственной политики. Эта основная функция, характерная для всех государств на различных этапах развития. Фискальная функция налогов отражает форму принудительного лишения принадлежащей юридическому или физическому лицу собственности в виде капитала или заработка.  
    Для этой функции характерно лишь одно свойство: максимальная мобилизация финансовых ресурсов в доходы государственного бюджета.
  • Регулирующая функция проявляется через комплекс мероприятий в сфере налогообложения, направленных на усиление государственного вмешательства в экономические процессы. Регулирующая функция налогов предполагает, что налоги активно влияют на экономику: стимулируют или сдерживают темпы воспроизводства, усиливают или ослабляют процесс накопления капитала, расширяют или уменьшают платежеспособный спрос населения.
  • Стимулирующая функция ориентирует налоговый механизм на стимулирование плательщика к определенным действиям. Ради достижения необходимого ему эффекта государство готово допустить временную потерю части налоговых средств путем предоставления льгот, отсрочки платежей, налоговых каникул. Для стимулирующей функции характерны две основные черты: во-первых, стимулирование социально-экономической деятельности приоритетных для государства направлений через различные виды льгот по налогам и преференции, во-вторых, мобилизация и аккумуляция финансовых ресурсов в централизованном фонде финансовых ресурсов государства. Данная черта характерна и для фискальной функции.
  • Сдерживающая функция – целенаправленное сдерживание темпов воспроизводства посредством увеличения ставок налогов или введения дополнительных налогов;
  • Воспроизводственная функция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов.
  • Распределительная (перераспределительная) функция обеспечивает процесс перераспределения части совокупного общественного продукта, главным образов, чистого дохода, и направление одной его части на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ресурсов), а другой – в централизованный фонд государственных ресурсов, то есть в бюджет государства в форме налогов.
  • Контрольная функция налогов заключается в обеспечении государственного контроля, с одной стороны, за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и направлениями расходов. С другой стороны, сущность этого контроля заключается в оценке соответствия размеров налоговых обязательств и налоговых поступлений, своевременности и полноты исполнения налогоплательщиками своих обязанностей. Контроль является важным фактором, препятствующим уклонению от уплаты налогов и развитию теневого сектора экономики. Кроме того, данная функция способствует повышению эффективности реализации других функций налогов, в первую очередь через сопоставление налоговых доходов с финансовыми потребностями государства - их фискальной функции. Непризнание данной функции означает отрицание необходимости организации налогового контроля.
  • Социальная функция – поддержание социального равновесия путём уменьшения неравенства в реальных доходах отдельных групп населения. Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом большая их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения. Значение социальной функции налогов резко растет в период экономических кризисов, когда подавляющая часть населения нуждается в социальной защите. [1, с.29-30]

Таким образом, налоги являются неотъемлемой частью любой экономики, независимо от политического строя  страны. Различие заключается в том, какую роль налогам отводили в  регулировании экономики страны. Множественность налогов позволяет  решать разнообразные задачи и реализовать  различные функции.

 

1.2.Классификация  налогов

 

Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

 

Рисунок 2 - Классификация налогов*

* Источник – собственная разработка на основании[13].

 Наибольшее распространение  получило деление налогов по  способу изъятия – на прямые  и косвенные.

  • Прямые налоги – налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. В свою очередь прямые налоги делятся на реальные и личные.
  • Реальные налоги построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения.
  • Личные налоги в мировой практике представлены следующими видами налогов: подоходный налог с населения, поимущественный налог, налог с наследства и дарений, налог на прибыль с корпораций, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала и др.
  • Косвенные налоги – налоги на товары и услуги, включаемые в отпускную цену. К косвенным налогам относятся акцизы, государственные монополии, таможенные пошлины.

В зависимости от органов, которые реализуют предоставленное им право на установление налогов, их подразделяют на республиканские и местные.

  • Республиканские налоги устанавливаются высшими органами представительной власти и в Республике Беларусь к данным налогам, сборам (пошлинам) относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство; подоходный налог с физических лиц; налог на недвижимость; земельный налог; экологический налог; налог за добычу (изъятие) природных ресурсов; сбор при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ; сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь; сбор за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств Республики Беларусь по территориям иностранных государств; оффшорный сбор; гербовый сбор; консульский сбор; государственная пошлина; патентные пошлины; таможенные пошлины и таможенные сборы.
  • Местные налоги устанавливаются местными законодательными органами. К ним относятся: налог на услуги; налог за владение собаками; сбор на развитие территорий; курортный сбор; сбор с заготовителей.

Отдельные налоги вводятся с целью финансирования определенных расходов. В зависимости от назначения налоги подразделяют на общие и целевые.

  • Общие налоги обезличиваются и поступают в казну государства, они предназначены для общегосударственных мероприятий.
  • Целевые (специальные) налоги имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования, дорожные фонды и др.).

По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платёж, различают: закрепленные и регулирующие налоги.

  • Закрепленными называются налоги, которые на длительный срок закреплены как доходный источник конкретного бюджета.
  • Регулирующие налоги используются для сбалансирования бюджета в текущем году, они регулируют поступления в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам, утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год.

По порядку введения налоги могут быть общеобязательными, взимаемыми и факультативными.

  • Общеобязательными налогами называются налоги, взимаемые на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают.
  • Факультативные налоги – это налоги предусмотренные налоговой системой, их введение и взимание являются компетенцией органов местного самоуправления.

От характера ставок, налоги можно подразделить на пропорциональные, прогрессивные, регрессивные, твердые, линейные, ступенчатые и др.

  • Налог называется пропорциональным, если его ставка неизменна и не зависит от величины дохода и масштаба объектов налогообложения.
  • При прогрессивном налоге ставки повышаются по мере возрастания величины объекта налогообложения.
  • К регрессивным относятся такие налоги, ставки по которым уменьшаются по мере увеличения размера объекта налогообложения.
  • Твердые налоги – это налоги, которые устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода.
  • Линейные налоги устанавливает равную сумму налога для каждого налогоплательщика.

По срокам уплаты, налоги делятся на срочные и периодические.

Информация о работе Система налогообложения страны