Система налогообложения страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:27, курсовая работа

Краткое описание

Налоги как экономическая категория выражают общие закономерности, но в то же время они обладают устойчивыми внутренними свойствами и особенностями проявления. Участвуя в процессе распределения и перераспределения, налоги обеспечивают присвоение государством части новой стоимости в денежной форме. Эта принудительно мобилизованная часть национального дохода формирует государственные денежные фонды. Принудительное отчуждение имеет одностороннее движение стоимости от налогоплательщика к государству и не сопровождается эквивалентным обменом, что присуще товарно-денежным отношениям.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
Сущность, функции, классификация налогов………………………………5
Вопросы состава и содержания функций налогов……………………..5
Классификация налогов …………………………………………………9
Принципы, способы и методы налогообложения…………………..…13

Налоговая система Республики Беларусь……………………………….….17
Налоговое администрирование в Республики Беларусь……………...17
Налоговая система Республики Беларусь в 2012 году……………..…20
Уровень налоговой нагрузки экономики Республики Беларусь на фоне других стран………………………………………………………..….…33

Недостатки действующей системы налогообложения…………….………37
Пути совершенствования налогообложения в Республики Беларусь…………………………………………...……………………..39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..……………47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….………51
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….53

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 263.46 Кб (Скачать)

Местные налоги и сборы

Местные налоги и сборы вправе вводить  на территории соответствующих административно-территориальных  единиц областные, Минский городской  Советы депутатов, Советы депутатов  базового территориального уровня.

Перечень местных налогов и  сборов, которые вправе вводить местные  Советы депутатов, ежегодно устанавливается  законом о республиканском бюджете  на очередной финансовый год. В настоящее  время это:

  • налог с продаж товаров в розничной торговле (налоговые ставки устанавливаются в размере, не превышающем 5 процентов налоговой базы);
  • налог на услуги (размер налоговых ставок не может превышать 5 процентов налоговой базы);
  • целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района) (налоговые ставки не могут превышать 3 процентов прибыли (дохода), остающихся в распоряжении плательщика после уплаты налога на прибыль (для индивидуальных предпринимателей – подоходного налога);
  • сборы с пользователей (налоговые ставки устанавливаются в зависимости от объекта налогообложения);
  • сбор с заготовителей (налоговые ставки не могут превышать 5 процентов стоимости заготовленной продукции (грибы, ягоды и т.п.);
  • курортный сбор (налоговые ставки не могут превышать 3 процентов стоимости курортной путевки).[5]

Специальные режимы налогообложения

В Республике Беларусь для отдельных  категорий плательщиков предусмотрены  специальные режимы налогообложения, применение которых заменяет собой  уплату ряда основных налоговых платежей. К ним относятся:

  • единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;
  • единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;
  • единый налог при упрощенной системе налогообложения;
  • налог на игорный бизнес;
  • налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности (налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр);
  • ремесленный сбор;
  • сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.[5]

Упрощенная система  налогообложения – это специальный налоговый режим, направленный на снижение налоговой нагрузки на субъекты малого бизнеса и среднего бизнеса, а также облегчения и упрощения ведения налогового учёта и бухгалтерского учёта.

В 2012 году по сравнению с 2011 годом в упрощенной системе  налогообложения произошли, как  незначительные, так и значительные изменения.  Расширена сфера применения УСН, так право применять с 2012 года распространяется на сферу игорного бизнеса и туристической деятельности.  К ежегодным изменениям можно  отнести увеличение размеров валовой  выручки и изменения в ставках  налога.

В 2012 году критерии валовой  выручки для УСН без уплаты НДС, в том числе с использованием в качестве налоговой базы валового дохода, составили 3 400 000 000 белорусских  рублей, для УСН с уплатой НДС  –      12 000 000 000 белорусских рублей. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, изъявивших желание применять УСН с 1 января 2013 года валовая выручка за девять месяцев не должна превысить 9 000 000 000 белорусских рублей. Критерии средней численности за отчетный период остались неизменными: при УСН без уплаты НДС не более 15 человек, с уплатой НДС – 100 человек.

Были снижены некоторые  ставки налога при УСН, так при  УСН без уплаты НДС ставка составила 7 процентов, при УСН с уплатой  НДС – 5 процентов (до 01.01.2012г. действовала ставка соответственно 8 и 6 процентов).[3]

Остальные  ставки налога не изменились, а именно:

  • 5 процентов - для сельских населенных пунктов от выручки;
  • 3 процентов - для сельских населенных пунктов от выручки с уплатой НДС;
  • 2 процентов - экспорт товаров и услуг;
  • 15 процентов - от валового дохода для розничной торговли, если в штате до 15 сотрудников.

Применение УСН в 2012 году в табличном виде представлено в   Приложении 1

 

2.3. Уровень налоговой  нагрузки экономики Республики  Беларусь на фоне других стран

Налоговые системы различных  стран отличаются друг другом набором  налогов и иных платежей, их видами и структурой, способами взимания, налоговыми базами, ставками, льготами, полномочиями контролирующих органов  в налоговой сфере.

Налоговая нагрузка – это одно из понятий, применяемых для оценки влияния налоговых платежей на финансовое состояние предприятия.

Многие государственные органы рассчитывают показатель налоговой  нагрузки на макроуровне, т.е. насколько  велико налоговое бремя на экономику  страны. В данном случае рассчитывается отношение реально выплаченных  обязательных платежей в пользу государства  и ВВП страны. Считается, что для эффективного функционирования экономики он не должен превышать 30-50 процентов.

В настоящее время структура  налогообложения в Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан характеризуется значительной степенью унификации: налоговые системы всех стран, входящих в Таможенный союз, предполагают взимание прямых и косвенных налогов. Элементы налоговой системы, порядок исчисления и уплаты налогов, налоговые льготы и освобождение от уплаты налогов, система контроля за налогоплательщиками со стороны налоговых органов также в значительной степени идентичны.

В настоящее время во всех 3-х  странах приступили к завершающему этапу создания эффективной налоговой  системы – совершенствованию  налогового законодательства и налогового администрирования.

Согласно анализу данных об исполнении бюджетов Беларуси, России и Казахстана за апрель-июнь 2012 года, уровень централизации всех государственных  ресурсов в Беларуси составил 42,8 процентов  ВВП, России - 39,6 процентов, Казахстане - 38,9 процентов. При этом уровень  всех государственных расходов в  Беларуси сложился в размере 40,8 процентов  ВВП, России – 36 процентов, Казахстане - 24,4 процентов.

Сравнив налоговую нагрузку в странах Таможенного союза, можно сделать вывод, что Беларусь изначально проигрывает России и  Казахстану по нескольким позициям.

Так, НДС в Беларуси составляет 20 процентов, в то же время в России и Казахстане — 18 процентов и 12 процентов  соответственно. Наконец, общая ставка налоговых изъятий в Беларуси составляет 80,4% к прибыли, между тем  в России она равна 46,5%, в Казахстане — 29,6%.

Ситуация усугубляется тем, что на высокий уровень налоговых  изъятий накладываются высокие  ставки по банковским кредитам. Если учетная  ставка ( ставка рефинансирования) Национального банка Беларуси равна 30 %, то в России она равна 8,25 %, в Казахстане — 5.5 %.

Но все же у нас есть и преимущества: ставка налога на прибыль в Республики Беларусь – 18%, по сравнению с 20% в странах — партнерах по союзу тройки.

Страны же Евросоюза считаются  зоной высоких налогов. В среднем в Европейском союзе  общая налоговая нагрузка в 2010 году составляла 38,4% по сравнению с 39,3% в 2009 году. За последние десять лет налоговая нагрузка в Европе несколько снизилась - в 2000 году она составляла 40,6% от ВВП (средневзвешенный показатель).

Самая низкая налоговая нагрузка в 2012 году в Латвии 26,6%, Словакии и  Румынии - 27%, в Литве - 29,9%, Ирландии - 31,2%, Греции - 32,1% и Эстонии - 33,1% от ВВП. А самая высока была в Дании - 48,9% от ВВП, Швеции - 48,2%, Италия - 43,3%,  Бельгии - 44%, Франции - 44,5%.

В других странах уровень  налоговой нагрузки в 2012 году составил:   Австрия - 41,9%; Великобритания - 37,4%; Канада - 36,8%; Япония - 28,4%; США - 28,2%; Турция - 23,7%.

Таким образом, можно сделать  вывод, что налоговая нагрузка Республики Беларусь сравнима или достаточно высокая, это обусловлено различием в структурах экономик Беларуси, стран Европейского союза и стран мира в целом, уровнях социальных обязательств, а также имеющимися возможностями финансирования государственных расходов за счет различных доходных источников и отсутствием в Беларуси значительных стратегических ресурсов, формирующих дополнительные доходы  бюджета (нефть, газ).

Аудиторская компания KPMG составила  рейтинг стран по уровню налоговой  нагрузки на компании (KPMG (рус. КПМГ) —  это международная сеть фирм, предоставляющих  аудиторские, налоговые и консультационные услуги).

Сравнение налоговой нагрузки происходит с помощью индекс налогового бремени.

«Индекс налогового бремени» дает возможность быстрого сравнения исследуемых стран с точки зрения привлекательности их налоговых режимов. Хотя существует целый ряд условностей и ограничений, которые влияют на точность расчетов такого индекса по каждой стране, рейтинг «Индексов налогового бремени» является достаточно удобным инструментом экспресс-диагностики для инвесторов при выборе потенциального региона для осуществления инвестиций.

Всего в этом рейтинге оказались 14 стран. По данным специалистов KPMG, больше всего налогов приходится платить  французским компаниям. Их индекс налогового бремени составляет 179,7 пункта.

На втором месте оказалась  Италия (152,9 пункта), на третьем –  Япония (152,3). Далее идут Бразилия (142,6), Австралия (125,1) и Германия (122,0).

Россия оказалась на десятой  позиции (71,7). В конце списка оказались  Мексика (63,6), Китай (59,7), Канада (59,1), Индия (49,7). [4]

По приблизительным подсчетам, на сегодняшний момент, учитывая, что  в Беларуси ставка на прибыль предприятия  составляет 18%, ставка налога на доходы физических лиц составляет 12%, обязательные взносы в фонды социального страхования  составляют порядка 34% для работодателя и 1% для сотрудников, а налог на добавочную стоимость - 20%, такой индекс составит порядка 85.

В рейтинге стран по уровню налоговой нагрузки на компании Республика Беларусь занимала бы примерно седьмую  позицию, что является неплохим результатом для нашей страны.

 

3. Недостатки действующей системы налогообложения

 

В каждой системе существуют свои недостатки. Система налогообложения Республики Беларусь не исключение.

В Республики Беларусь особое внимание уделяется не расширению налоговой  базы, а сбалансированности бюджета. Как следствие, налоги носят преимущественно  фискальный характер. С позиции фискального  значения важнейшую роль играют косвенные  налоги. Однако известно неоднозначное  влияние косвенных налогов на экономическую ситуацию. С одной  стороны, они являются наиболее стабильным и гарантированным источником поступлений  в бюджет, с другой - являются одним  из значимых ценообразующих факторов. Усиление роли косвенных налогов усиливает социальную несправедливость, поскольку лица с высоким уровнем доходов могут значительную их часть обращать в накопление, а лица с низкими размерами доходов вынуждены полностью направлять их на покупку товаров первой необходимости.

Высокая налоговая нагрузка – не только один из недостатков системы налогообложения, но и одна из причин низкой конкурентоспособности отечественной продукции. И это оказывает угнетающее воздействие на производственный сектор экономики. Многие предприятия вынуждены использовать различные нелегальные схемы ухода от налогов, связанные с обращением наличных денег.

Еще одной проблемой белорусской  налоговой системы является большое  количество налогов и сборов, а  также их нестабильность. Хаотическое  нагромождение налоговых и неналоговых  платежей не только создает трудности  в финансовом планировании, но и в самих расчетах. Таким образом, когда в стране более 30 разновидностей налогов с разными ставками, уплачивать их без наличия опытных бухгалтеров невозможно. Так, руководители средней белорусской компании тратят на уплату налогов 900 часов в год. Это значит, что почти 5 месяцев в году или 40% рабочего времени директор и бухгалтерия тратят только на то, чтобы выполнить обязательства по налогам. Особенно негативно это отражается на неконкурентоспособности белорусских предприятий. Многочисленные налоги, исчисляемые на фонд заработной платы и включаемые в себестоимость продукции, выступают мощным фактором роста цен, что ведет к трудностям быта, замедлению оборачиваемости капитала, уменьшению прибыли и другим негативным последствиям для предприятий.

Дефектом налоговой системы  так же является нестабильность налоговых законов, нередки случаи, когда законодательные акты вводятся задним числом, противоречивость отдельных статей законов, инструкций не дают уверенности в правильности совершаемых действий, и оставляют возможность вольного их толкования.

Одной из проблем существующей налоговой системы является применение различных внебюджетных (целевых  бюджетных) фондов. Общая налоговая  ставка применяемых на территории республики отчислений в целевые бюджетные  фонды, включаемых в выручку, в настоящее  время составляет 4,5%, в то время  как по западной теории ставки выше 2% считаются неэффективными, поскольку  могут привести к значительным негативным последствиям.

В связи с этим необходимо отметить, что сложившаяся ситуация вызывает серьезные опасения, поскольку  множественность целевых налогов  даже при умеренных ставках по каждому виду в сумме приводит к значительному усилению налогового бремени. Кроме того, используемый механизм включения отчислений в целевые  бюджетные фонды в цену продукции  влечет увеличение стоимости продукции  и, как следствие, неконкурентоспособность  белорусской продукции, как на внешнем, так и на внутреннем рынке.

Информация о работе Система налогообложения страны