Система госуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:43, лекция

Краткое описание

Управление – это воздействие извне. В управлении крайне важно рассматривать субъектно-объектные связи.
Объект управления – это человек, группа лиц, социум, на которых оказывается управленческое воздействие.
Субъект управления – это лицо, группа лиц, оказывающие управленческое воздействие на объект управления.

Файлы: 1 файл

Система госуправления.docx

— 60.50 Кб (Скачать)
  • После трехкратного отклонения представленных Президентом кандидатур Председателя Правительства – ч.4 статьи 111 К. РФ
  • В случае повторного в течение 3 месяцев выражения недоверия Правительству РФ – ч. 3 статьи 117 К. РФ
  • В случае однократного отказа в доверии Правительству РФ при постановке вопроса о доверии Председателем Правительства РФ – часть 4 статьи 117 К. РФ

Во втором и третьих  случаях роспуск Гос. Думы по решению Президента РФ может быть заменен на отставку Правительства. К. РФ устанавливает ограничение для роспуска Гос. Думы в ч. 3 статьи 92 и в частях 3-5 статьи 109 К. РФ.

Дума не может  быть распущена:

  • В течение года после избрания
  • С момента выдвижения обвинения президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации
  • В период действия на всей территории России военного или чрезвычайного положения
  • В течение полугода до окончания срока полномочий Президента РФ
  • Исполняющим обязанности Президента РФ

Правовой статус членов госдумы и членов совета федерации регламентируется ФЗ «О статусе членов совета федерации и статусе депутата госдумы Федерального собрания РФ».

Срок полномочий депутатов и членов палат начинается со дня их избрания или утверждения  в соответствующую палату и прекращается с момента начала работы соответствующей  палаты нового созыва, за исключением  предусмотренной законом в случае досрочного прекращения.

Депутат Государственной  Думы и член Совета федерации обладают неприкосновенностью. Вопрос о ее лишении  решается по представлению генпрокурора РФ.

Правительство РФ в  соответствие с частью 1 статьи 110 К. РФ осуществляет исполнительную власть, при этом Правительство – высший, но не единственный орган в России, осуществляющий исполнительную власть. Статус правительства РФ закреплен  в главе 6 К. РФ и ФКЗ №2 «О правительстве  РФ».

В состав Правительства входят Председатель правительства РФ, его заместители и федеральные министры.

В формировании Правительства  ведущую роль играет Президент, однако Председателя Правительства он назначает  с согласия Государственной Думы. Дальнейшее формирование Правительства  осуществляет Президент, но уже по согласию с Председателем Праивтельства. В формировании персонального состава Правительства Президент не ограничен никакими сроками.

 Освобождение  от должности председателя и  членов Правительства РФ также  осуществляется Президентом РФ  по личному заявлению об отставке  в случаях выражения недоверия  Правительству РФ Госдумой или  отказа в доверии при постановке  вопроса о доверии Председателя  Правительства, а также в случае  невозможности выполнения полномочий. При этом по поручения Президента  РФ Праивтельство продолжает функционировать до формирования нового правительства. А исполение обязанностей Председателя Правитльства Президент вправе поручить одному из заместителей Председателя правительства на срок до двух месяцев.

Смешанный порядок  формирования Правительства корреспондируется  с двойной ответственностью Правительства  РФ. Правительство в первую очередь  ответственно перед Президентом, перед  вновь избранным Президентом  оно слагает свои полномочия, глава  государства в любое время  может отправить Правительство в отставку. Государтсвенная Дума также имеет возможность по своей инициативе выразить вотум недоверия Правительству, который может привести к его отставке, однако в любом случае окончательное решение судьбы Правительства за Президентом.

Указом Президента от 9.03.2004 года №314 «О системе и структуре  федеральных органов исполнительной власти закреплено 3 вида федеральных  органов исполнительной власти: федеральное  министерство, то есть орган, осуществляющий функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в определенной сфере  деятельности, федеральную службу, то есть орган, осуществляющий функции  по контролю и надзору в определенной сфере деятельнсти, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государтсвенной границы, борьбы с преступностью, обеспечению общественной безопасности.

Федеральное агенство – орган, осуществляющий в определенной сфере деятельности функции по оказанию госуслуг по управлению госимуществом и правоприменительные функции. Членами Правительства РФ являются министры и должностные лица в ранге министров, ранг министра могут иметь руководители отдельных федеральных служб и федеральных агенств (директор ФСБ России, а также должностные лица, не осуществляющие непосредственного руководства никакими ведомствами – то есть министры без портфеля. К ним относятся: полпред РФ при ЕС, полпред Праивтельства в Гос. Думе, руководитель аппарата Праивтельства. Праивтельство осуществляет руководство федеральными органами исполнительной власти, за исключением федеральных органов, ведующих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, по борьбе с ЧС. Руководство этими федеральными органами осуществляет непосредственно сам Президент. 

Бюджетная система РФ

Бюджет – это  баланс доходов и расходов государства, при этом доходная часть содержит перечень поступающих средств, расходная  часть объединяет все виды производимых властью затрат. Кроме категорий  доходы и расходы, в бюджет государства  входит и категория гос. займы. Акт, утверждающий бюджет, называется бюджетным законом.

Бюджет отражает систему финансов государства в  определенный период времени. Система  финансов государства включает два  больших звена: частнохозяйственные (децентрализованные финансы) и государственные (централизованные) финансы.

Частнохозяйственные финансы: финансы организаций, работающие на коммерческой основе, финансы некоммерческих организаций, финансы организаций смешанного типа, финансы домашних хозяйств.

Государственные финансы: бюджет, включая муниципальные бюджеты, гос. кредит, гос. внебюджетные фонды, финансы иных государственных и муниципальных органов.

Бюджетная система  регулируется бюджетным кодексом РФ. В настоящее время, в соответствии с бюджетным кодексом, бюджетная  система состоит из трех уровней:

  1. Федеральный бюджет  - система государственных, внебюджетных фондов
  2. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов
  3. Местные бюджеты

Федеральный бюджет – это форма образования и  расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ.

 Бюджет субъекта  РФ – это форма образования  и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ.

Местный бюджет - это  форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

Государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета  и бюджетов субъектов РФ и предназначенный  для реализации конституционных  прав граждан на пенсионное обеспечение, соц. Страхование, соц. Обеспечение  в случае безработицы, охрану здоровья, медицинскую помощь. Расходы и  доходы гос. внебюджетного фонда формируются в порядке, установленным федеральным законом или в ином порядке. Сейчас функционируют Пенсионный фонд РФ, фонд обязательного медицинского страхования и фонды социального страхования РФ.

В бюджетном кодексе  РФ зафиксированы основные принципы бюджетной системы РФ:

  1. Единство бюджетной системы
  2. Разграничение доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджета между уровнями бюджетной системы
  3. Принцип самостоятельности бюджетов
  4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и МО
  5. Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов гос. внебюджетных фондов
  6. Сбалансированность бюджетов
  7. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств
  8. Общее совокупное покрытие расходов
  9. Прозрачности и открытость бюджета
  10. Принцип достоверности бюджета
  11. Адресность и целевой характер бюджетных средств
  12. Подведомственность расходов бюджета
  13. Принцип единства кассы

Бюджетная система  как организационная финансовая категория – это организованная на определенных принципах и управляемая  органами законодательной и исполнительной власти страны система бюджетов и государственных внебюджетных фондов, выражающая отношение их формирования по расходам и доходам, взаимодействие исполнения и контроля, закрепленные нормами бюджетно-налогового права.

В бюджетном кодексе  РФ введено понятие «консолидированный бюджет» - это свод бюджетов всех уровней  бюджетной системы РФ на соответствующей  территории за исключением бюджетов гос. внебюджетных фондов и без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

Различаются следующие 3 вида консолидированных бюджетов:

  1. Консолидированный бюджет РФ – включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ
  2. Консолидированный бюджет субъекта РФ – включает бюджет субъекта РФ и свод бюджетов МО, находящихся на его территории
  3. Консолидированный бюджет МО – включает бюджеты районов и городских, сельских поселений

Для эффективного управления бюджетными отношениями необходимо определять состав доходной и расходной  части. Изучение доходов бюджета  предполагает ознакомление с их внутренними  и внешними материальными источниками. Главная роль принадлежит внутренним источникам, таким как: национальное богатство, ВВП, национальный доход. Внешние  источники – это доходы, связанные  с внешнеэкономическими.

Основными источниками  доходов является ВВП. Налоговые  доходы – от 80 до 90 % всех доходов. Налоговые  доходы – это предусмотренные  налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные  налоги и сборы, а также штрафы в доходах бюджетов учитываются  отсрочки и рассрочки по оплате налогов  и иных обязательных платежей. Налоговые  доходы делятся на собственные и  регулирующие доходы. Собственные доходы – это доходы, которые полностью  или в фиксированной доле на постоянной или долговременной основе в установленном  порядке  поступают в соответствующий  бюджет. Регулирующие доходы – это  доходы, которые делят балансирование доходов и расходов, поступают  в соответствующий бюджет в виде процента отчислений от налогов или  других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий  финансовый год. Налоги в бюджетной  системе призваны, во-первых, предупредить сбой в процессе распределения, во-вторых, заинтересовать хозяйствующие субъекты в той или иной .., в связи с этим налоги выполняют две основные функции:

  1. Фискальную – образует гос. фонды денежных средств, т.е. создает материальные условия для жизнедеятельности государства. Именно благодаря этой функции обеспечивается перераспределение части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев общества. Доля государства в перераспределении национального дохода около 60 %.
  2. Стимулирующую – проявляется в том, что налоги как активный элемент перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя платежеспособный спрос населения.

К неналоговым доходам  бюджета, согласно бюджетному кодексу  РФ, относятся доходы от использования  имущества, находящегося в гос. или муниципальной собственности, от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в гос. или муниципальной собственности, от  платных услуг, оказываемых соответствующими органами гос. власти, местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, иные неналоговые доходы. Доходы от использования имущества, находящегося в гос. или муниципальной собственности составляют средства, полученные в виде арендной или иной платы за пользование имуществом, находящимся в гос. или муниципальной собственности, средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах кредитных организаций, средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в гос. или муниципальной собственности под залог или в доверительное управление, средства от возврата бюджетных кредитов, гос. кредитов и бюджетных ссуд, в т.ч. средства, получаемые от продажи имущества, плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетом, иностранным государством или юридическим лицам на возвратной или платной основах, доходы в виде прибыли, приходящие на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, субъектам РФ и МО. Часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающиеся после уплаты налогов и иных обязательств и иные доходы.

Информация о работе Система госуправления