Система госуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:43, лекция

Краткое описание

Управление – это воздействие извне. В управлении крайне важно рассматривать субъектно-объектные связи.
Объект управления – это человек, группа лиц, социум, на которых оказывается управленческое воздействие.
Субъект управления – это лицо, группа лиц, оказывающие управленческое воздействие на объект управления.

Файлы: 1 файл

Система госуправления.docx

— 60.50 Кб (Скачать)

Слепова Владислава Викторовна

  • Платон «О государстве» прочитать
 

Введение  в систему гос. управления

Управление – это воздействие извне. В управлении крайне важно рассматривать субъектно-объектные связи.

Объект управления – это человек, группа лиц, социум, на которых оказывается управленческое воздействие.

Субъект управления – это лицо, группа лиц, оказывающие  управленческое воздействие на объект управления.

Система – это  взаимосвязь элементов, позволяющая  получать определенный результат. Основным результатом системы гос. управления как социальной системы является уровень благосостояния граждан.

Уровень благосостояния граждан – материальная обеспеченность, духовное развитие и здоровье.

Чтобы реализовывать  свою главную функцию СГУ строится из 3 основных ветвей власти: законодательная, исполнительная, судебная.

Основным законом, которым оперирует СГУ, является Конституция. Затем идут Кодексы  и отдельные законы.

Также важным элементом  нормативной базы являются нормативные  акты и распоряжения Правительства  или лица, наделенного властью.

СГУ всегда колеблется между 2 полюсами – моновласть (единоначалие – когда верховная власть передается одному человеку) и плюрализмом (когда власть принадлежит группе лиц).

По отношениям между  властью и народом тоже существует два полюса: власть мб авторитарной (частный случай – тоталитарная, когда мнение людей не учитывается, решения принимаются единолично или ограниченным кругом людей – устанавливаются жесткие режимы, вводится система запретов, ограничивается свобода граждан) и демократической (власть осуществляется представителями от народа, избранными им же и формируются институты, позволяющие улучшать коммуникационные процессы между представителями, наделенными властью, и непосредственно избирателями).

Либеральная СГУ подразумевает распределение власти между гос. управлением и самоуправлением. При развитии либеральных систем большое внимание уделяется развитию местного самоуправления.

Важно определить, какими ресурсами обладает СГУ. Ресурсы СГУ:

1. Территория

2. Природные ресурсы

3. Человеческий ресурс  – здесь подключаются вопросы  демографии, здоровья, образования,  культура. Эти факторы также важны  и интересны для СГУ, т.к.  люди – это главная ценность.

4. Нормативная система  – это перечень законов, постановлений,  сбережений и других нормативных  актов, которые определяют правила  экономического и социального  поведения на конкретной территории. Нормативная система может создавать  различные условия для внешних  потребителей: как благоприятные,  так и негативные.

5. Человеческий капитал 

Система государственного управления – местный уровень

Самоуправление – это внутреннее воздействие, вырабатываемое самой системой.

В тоталитарном государстве  местное самоуправление почти не рассматривается, оно получает директивы  от федерального и регионального  уровня и отвечает за их исполнение.

В демократической  системе местное самоуправление формирует задачи для региональной и федеральной власти.

В демократическом  государстве признается самоуправление местных территорий или местное  самоуправление. Суть местного самоуправления состоит в признании права  гражданина быть источником местной  власти, самому принимать решения  по повседневным вопросам своей жизни  и самому отвечать за их последствия.

3 ключевые теории  местного самоуправления:

1. Общественная теория  – подразумевается строгое разграничение  государственных и общинных дел  - Гнейст, Майер , Лобан, Рейслерр. По их мнению к трем разным властям – законодательной, исполнительной, судебной – необходимо присоединить 4ю – общинную власть. Община должна иметь право на самостоятельное и независимое от центральной системы существование. Причем от государства ожидается лишь признание общины, ее права на существование. Носитель власти в общине – народ. Отсюда интересы общины и интересы государства различаются. А представители администрации общины не являются государственными чиновниками. Недостаток – оторванность от практики. Государство не может не управлять народом, то есть общиной.

1.А. Хозяйственная  теория – приоритет хозяйственной  самостоятельности общины. Моль, Васильчиков.  По мнению сторонников этой  теории функции самоуправления  строго хозяйственные. Этим оправдывается  самостоятельность общины и отсутствие  государственного надзора за  ее деятельностью. Однако властные  функции общины на практике  не могут быть только хозяйственными.

1.Б. Юридическая  теория – настаивает на юридической  самостоятельности общины. Она исходит  из того, что органы местного  самоуправления выполняют часть  функций государственного управления, но являются органами не государства,  а общины, поэтому необходимо  наличие выборных органов местного  самоуправления в противоположность  органам, назначаемым Правительством.

1.В. Политическая  теория – отводит приоритет  принципу отделения должностных  лиц общины от государственной  службы. По сути политическая теория была создана в дореволюционной России, согласно ей должностные лица местного самоуправления не принадлежат профессиональному чиновничеству, так как не назначаются, а выбираются местным населением. Самоуправление выражается, прежде всего, в самостоятельности граждан, не поступивших на государственную службу и потому свободных в своем волеизъявлении.

2. Государственная теория. В государственной теории (Штейн, Лазаревский, Градовский). Рассмотрены органы местного самоуправления как часть государства и поэтому не возможно точное разграничение общинных и государственных дел. Согласно данной теории, общинные дела – это часть государственных дел, переданных для исполнения на местах. Источником общинной власти служит государство. Местное сообщество не обособлено от государства, а служит государственным интересам и целям.

3. Государственно-общественная теория. Большинство современных ученых занимают позицию двойственной государственно-общественной природы местного самоуправления, что дало начало формированию государственно-общественной теории самоуправления. Соответствующая теория предполагает выполнение общиной как местных дел, не требующих вмешательства и контроля со стороны государства, так и определенного круга дел государственного значения. В последнем случае органы местного самоуправления выступает агентами государства на местном уровне и действуют под контролем государства.

Местное самоуправление – это право и реальная способность  органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных  дел и управлять ею, действую в  рамках закона под свою ответственность  и в интересах местного населения. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего  голосования.

В соответствии с  Федеральным законом №131 ФЗ от 2003 года «Об общих принципах организации  местного самоуправления РФ» дается следующее определение местному самоуправлению в РФ. Местное самоуправление – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах установленных Конституцией РФ, федеральными законами о случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ самостоятельное и под свою ответственность решения населения непосредственно и/или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.

Данный закон был  принят на основании Европейской  хартии местного самоуправления, которая  была принята Советом Европы 15 октября 1985 года.

Организация местного самоуправления осуществляется на основе ряда общих принципов:

  • самостоятельность населения в решении вопросов местного значения.,
  • организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в решении общих задач.
  • соответствие материальных и финансовых ресурсов местного управления его полномочиям
  • ответственность органов и должностных лиц перед местным самоуправлением
  • многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления
  • соблюдение прав и свобод человека и гражданина
  • законность в организации и деятельности местного самоуправления
  • гласность деятельности местного самоуправления
  • сочетание коллегиальности и единоначалие в деятельности местно самоуправления
  • государственные гарантии деятельности местного самоуправления

Существует 4 признака, позволяющих отличить местное самоуправление от государственной власти, они были сформулированы Велиховым:

  • Различие в характере власти. Местное самоуправление - власть подзаконная, действующая в порядке и пределах, указанных ей верховной властью
  • Разграничение сфер компетенций. Местному самоуправлению предоставляется ограниченный круг дел
  • Самостоятельные источники средств – нельзя говорить о местном самоуправлении как об особом субъекте прав, если ему не предоставлены те или иные определенные и отграниченные средства к осуществлению своих задач
  • Территориально-ограниченный выборный принцип

Таким образом, местное  самоуправление – это такой способ децентрализации власти, при котором  ее нижний уровень, наиболее приближенный к населению, обладает значительной автономией и самостоятельностью в  решении вопросов местной жизни. Избирается жителями и несет ответственность  перед ними. Ориентация местного самоуправления на учет местных интересов предопределяет его роль и функции в современном  обществе.

Как определяют политологи, общество разделено на 3 основных сектора, в каждом из которых отведены своя роль и свои функции.

  • Власть – функция власти и политическая функция
  • Деятельность – хозяйственная функция
  • Гражданское общество – общественная функция, самоорганизация граждан.
 

Местная власть проводит политику государства, принимая обязательные решения по вопросам местного значения, обеспечение местной безопасности и охрану порядка, управляя муниципальной  собственностью и выполняя другие властные функции. Местное самоуправление обеспечивает самоорганизацию граждан, их непосредственное участие в управление местными делами и в этом смысле является одной  из структур гражданского общества. 

История создания местного самоуправления

Местное самоуправление исторически возникло еще в период родовой общины. Объединения людей  диктовалось преимущественно вопросами  безопасности. В родовых общинах  основным властным ресурсом считались  знания, поэтому чаще всего функции  местного самоуправления брал на себя либо старейшина, либо совет старейшин.

С развитием человеческой жизни и разделением бытовой  и производственной сферы стало  вырисовываться новая иерерхия интересов, появились межобщинные и межсемейные связи, управление которыми потребовало создания новых структур. в итоге стали формироваться первые формы государства и в качестве одной из древнейших форм государства стала форма местного самоуправления.

Местное самоуправление в форме более близкой для  понимания современного человека появилась  на рубеже 18-19 вв. Тогда же появились  первые теории самоуправления и первое государственное законодательство, регулирующее муниципальную деятельность.

Законодательное закрепление  прав местного самоуправления нашло  наиболее полное отражение в Бельгийской  конституции 1831 года. За последние 200 лет местное самоуправление сформировалось практически во всех странах мира.

С учетом специфики  отдельных государств, религиозных  и демографических традиций сформировались существенно различвющиеся между собой системы местного самоуправления.

В западных странах  наибольшее распространение получили англосаксонская и французская  модель.

Англосаксонская модель характеризуется четким законодательным  закреплением муниципальных полномочий. В рамках этих полномочий органы местного самоуправления действуют самостоятельно. Представители госудасртва на местах отсутствуют. При этом есть четкий перечень вопросов, который органы местного самоуправления должны согласовывать с государством.

Информация о работе Система госуправления