Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:43, лекция
Управление – это воздействие извне. В управлении крайне важно рассматривать субъектно-объектные связи.
Объект управления – это человек, группа лиц, социум, на которых оказывается управленческое воздействие.
Субъект управления – это лицо, группа лиц, оказывающие управленческое воздействие на объект управления.
Слепова Владислава Викторовна
Введение в систему гос. управления
Управление – это воздействие извне. В управлении крайне важно рассматривать субъектно-объектные связи.
Объект управления
– это человек, группа лиц, социум,
на которых оказывается
Субъект управления – это лицо, группа лиц, оказывающие управленческое воздействие на объект управления.
Система – это взаимосвязь элементов, позволяющая получать определенный результат. Основным результатом системы гос. управления как социальной системы является уровень благосостояния граждан.
Уровень благосостояния граждан – материальная обеспеченность, духовное развитие и здоровье.
Чтобы реализовывать свою главную функцию СГУ строится из 3 основных ветвей власти: законодательная, исполнительная, судебная.
Основным законом, которым оперирует СГУ, является Конституция. Затем идут Кодексы и отдельные законы.
Также важным элементом нормативной базы являются нормативные акты и распоряжения Правительства или лица, наделенного властью.
СГУ всегда колеблется между 2 полюсами – моновласть (единоначалие – когда верховная власть передается одному человеку) и плюрализмом (когда власть принадлежит группе лиц).
По отношениям между властью и народом тоже существует два полюса: власть мб авторитарной (частный случай – тоталитарная, когда мнение людей не учитывается, решения принимаются единолично или ограниченным кругом людей – устанавливаются жесткие режимы, вводится система запретов, ограничивается свобода граждан) и демократической (власть осуществляется представителями от народа, избранными им же и формируются институты, позволяющие улучшать коммуникационные процессы между представителями, наделенными властью, и непосредственно избирателями).
Либеральная СГУ подразумевает распределение власти между гос. управлением и самоуправлением. При развитии либеральных систем большое внимание уделяется развитию местного самоуправления.
Важно определить, какими ресурсами обладает СГУ. Ресурсы СГУ:
1. Территория
2. Природные ресурсы
3. Человеческий ресурс – здесь подключаются вопросы демографии, здоровья, образования, культура. Эти факторы также важны и интересны для СГУ, т.к. люди – это главная ценность.
4. Нормативная система
– это перечень законов,
5. Человеческий капитал
Система государственного управления – местный уровень
Самоуправление – это внутреннее воздействие, вырабатываемое самой системой.
В тоталитарном государстве местное самоуправление почти не рассматривается, оно получает директивы от федерального и регионального уровня и отвечает за их исполнение.
В демократической системе местное самоуправление формирует задачи для региональной и федеральной власти.
В демократическом государстве признается самоуправление местных территорий или местное самоуправление. Суть местного самоуправления состоит в признании права гражданина быть источником местной власти, самому принимать решения по повседневным вопросам своей жизни и самому отвечать за их последствия.
3 ключевые теории местного самоуправления:
1. Общественная теория
– подразумевается строгое
1.А. Хозяйственная
теория – приоритет
1.Б. Юридическая
теория – настаивает на
1.В. Политическая
теория – отводит приоритет
принципу отделения
2. Государственная теория. В государственной теории (Штейн, Лазаревский, Градовский). Рассмотрены органы местного самоуправления как часть государства и поэтому не возможно точное разграничение общинных и государственных дел. Согласно данной теории, общинные дела – это часть государственных дел, переданных для исполнения на местах. Источником общинной власти служит государство. Местное сообщество не обособлено от государства, а служит государственным интересам и целям.
3. Государственно-общественная теория. Большинство современных ученых занимают позицию двойственной государственно-общественной природы местного самоуправления, что дало начало формированию государственно-общественной теории самоуправления. Соответствующая теория предполагает выполнение общиной как местных дел, не требующих вмешательства и контроля со стороны государства, так и определенного круга дел государственного значения. В последнем случае органы местного самоуправления выступает агентами государства на местном уровне и действуют под контролем государства.
Местное самоуправление – это право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действую в рамках закона под свою ответственность и в интересах местного населения. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования.
В соответствии с
Федеральным законом №131 ФЗ от 2003
года «Об общих принципах
Данный закон был принят на основании Европейской хартии местного самоуправления, которая была принята Советом Европы 15 октября 1985 года.
Организация местного самоуправления осуществляется на основе ряда общих принципов:
Существует 4 признака, позволяющих отличить местное самоуправление от государственной власти, они были сформулированы Велиховым:
Таким образом, местное
самоуправление – это такой способ
децентрализации власти, при котором
ее нижний уровень, наиболее приближенный
к населению, обладает значительной
автономией и самостоятельностью в
решении вопросов местной жизни.
Избирается жителями и несет ответственность
перед ними. Ориентация местного самоуправления
на учет местных интересов
Как определяют политологи, общество разделено на 3 основных сектора, в каждом из которых отведены своя роль и свои функции.
Местная власть проводит
политику государства, принимая обязательные
решения по вопросам местного значения,
обеспечение местной
История создания местного самоуправления
Местное самоуправление
исторически возникло еще в период
родовой общины. Объединения людей
диктовалось преимущественно
С развитием человеческой жизни и разделением бытовой и производственной сферы стало вырисовываться новая иерерхия интересов, появились межобщинные и межсемейные связи, управление которыми потребовало создания новых структур. в итоге стали формироваться первые формы государства и в качестве одной из древнейших форм государства стала форма местного самоуправления.
Местное самоуправление
в форме более близкой для
понимания современного человека появилась
на рубеже 18-19 вв. Тогда же появились
первые теории самоуправления и первое
государственное
Законодательное закрепление прав местного самоуправления нашло наиболее полное отражение в Бельгийской конституции 1831 года. За последние 200 лет местное самоуправление сформировалось практически во всех странах мира.
С учетом специфики отдельных государств, религиозных и демографических традиций сформировались существенно различвющиеся между собой системы местного самоуправления.
В западных странах наибольшее распространение получили англосаксонская и французская модель.
Англосаксонская модель характеризуется четким законодательным закреплением муниципальных полномочий. В рамках этих полномочий органы местного самоуправления действуют самостоятельно. Представители госудасртва на местах отсутствуют. При этом есть четкий перечень вопросов, который органы местного самоуправления должны согласовывать с государством.