Система госуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:43, лекция

Краткое описание

Управление – это воздействие извне. В управлении крайне важно рассматривать субъектно-объектные связи.
Объект управления – это человек, группа лиц, социум, на которых оказывается управленческое воздействие.
Субъект управления – это лицо, группа лиц, оказывающие управленческое воздействие на объект управления.

Файлы: 1 файл

Система госуправления.docx

— 60.50 Кб (Скачать)

Политическая или  государственная власть представляет собой разновиднось общественной власти. Политическая власть - это власть государственная, то есть которая исходит от государства и реализуется не иначе, как при его прямом или косвенном участии.

Сторонниками разделения политической и государственной  власти выступали авторы Бурлацкий, Кейзеров и Кривушин. Они считали, что политическая власть - это власть, осуществляемая не только государством, но и другими звеньями политической системы общества, например, партиями, общественными организациями.

Т.о. государство  является непосредственным воплощением  особой организации политической власти.

3.

В настоящее время  выделяют два основных подхода типологии  государства: это формационный и цивилизационный. До недавнего времени в России был распространен именно формационный подход, поскольку отражал марксисткое отношение к вопросу о типе государства. Суть формационного подхода в том, что выяснение типа государства основывается на понимании истории как естественно-исторического процесса смены общественно-экономических формаций, каждой из которых в условиях существования классов соответствует определенный тип государства.

Для определения  типа государства в рамках формационного  подхода необходимо ответить на 3 вопроса:

1. Какой общественно-экономической  формации, какому типу производственных  отношений соответствует данное  государство?

2. Орудием какого класса оно является?

3. Какого социальное  назначение данного государства?

Данный подход позволяет  определить исторический тип государства. Всего в рамках этого подхода  выделялось 4 исторических типа государства: рабовладельческий тип, феодальный, буржуазный и социалистический.

Первые три типа охватываются единым родовым понятием - эксплуататорского государства. Смена  одного исторического типа другим - это объективный процесс и  естественно-исторический процесс.

В последнее время  в рамках этого подхода стала  широко применяться классификация  государств на тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические.

В тоталитарном государстве  человек становится винтиком государственной  машины. власть находится либо в руках правящей элиты, либо диктатора и его окружения. Все остальные отстраняются от властвования и управления. В правовом регулировании доминировал режим "запрещено все, кроме разрешенного законом"

Авторитарное государство  отличается от тоталитарного главным  образом проникновением в него, хотя и в ограниченном объеме, элемнтов демократизма и законности.

Либеральное государство  формируется под влиянием либеральных  идей и доктрин, которые принижают  роль и значение государства в  жизни общества. Действует правовой режим: "Разрешено все, что не запрещено  законом", однако в политическом плане не допускаются действия, направленные на изменение государственного и  общественного строя.

В демократическом  государстве создаются условия  для реального участия граждан  в решении государственных и  иных общественных дел, все важнейшие  органы государства выборны, и подконтрольны народу. Граждане имеют широкий кргуп прав и свобод, гарантированных законом.

2. Цивилизационный подход был предложен английским историком Той Би, он предложил классифицировать общество и государство, учитывая не только социально-экономические условия, но и религиозные, психологические и культурные основы жизни общества. По его мнению вся мировая история насчитывает 26 цивилизаций.

Цивилизационный подход обосновывается идеей целостности современного мира, приоритетом общечеловеческих ценностей, а цивилизация понимается как базирующаяся на разуме и справедливости совокупность материальных духовных достижений общества, находящаяся вне рамок конкретных систем. 
 
 
 
 

Формы государства

Под формой государства  понимается организация государственной  власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического  или государственного режима.

Понятие формы государства  охватывает, во-первых, организацию  государственной верховной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов  власти между собой и с населением. Во-вторых, территориальную организацию  государственной власти, соотношение  государства как целого с его  составными частями. И в-третьих, методы и способы осуществления государственной власти.

Форма государства  зависит от конкретных историко-экономических  условий. При выборе формы государства  большую роль играет соотношение  политических сил в стране, особенно на период возникновения государства.

Более полное представление  о форме конкретного государства  дает анализ трех его составляющих:

  1. Формы правления
  2. Государственного устройства
  3. Государственно-правового режима

В зависимости от особенностей формы правления государства  последние подразделяются на монархические и республиканские.

Форма правления  характеризует порядок образования  и организации высших органов  государственной власти, их взаимоотношения  друг с другом и населением, то есть форма правления показывает, кто и как правит государством.

Форма государственного устройства отражает территориальную  структуру государства, соотношение  между государством в целом и  отдельными территориями, составляющими  государство. По форме устройства все  государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Государственно-правовой режим (политический режим) представляет собой систему средств и способов осуществления государственной  власти. В зависимости от особенностей набора средств и способов государственного властвования различают демократические  и авторитарные государственно-правовые режимы.

Формы государственного правления – данная категория  является неотъемлемой составляющей формы  государства и показывает, как  образуются новые органы, что они  собой представляют и на каких  началах взаимодействуют. Форма  правления также показывает участие  населения в государственном  управлении. Существуют две основные формы правления: монархия и республика. У монархии и республики отличаются друг от друга верховные органы, порядок образования, компетенция  и состав верховных органов.

Монархия – это  форма правления, при которой  вся полнота государственной  власти сосредоточена в руках  одного человека – монарха, который  выполняет функции главы государства, законодательной власти, и во многом исполнительной власти. Монарх наследует  власть как представитель правящей династии и осуществляет ее пожизненно и бессрочно. Монарх не несет юридической  ответственности за результаты своей  деятельности.

При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом  власти. К ограниченным монархиям  относятся сословно-представительная монархия и современная конституционная  монархия, в которой власть монарха  ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.

Республика –  это форма правления, при которой, во-первых, государственная власть передается или делегируется народом  определенному коллегиальному, а  не единоличному органу, который выполняет  свое функциональное назначение сдержки  и противовеса других ветвей власти. Таким коллегиальным органом  может быть сенат, парламент, народное собрание и федеральное собрание. Во-вторых, представительная власть сменяема, избирается на определенный срок. В-третьих, законодательно закрепляется подотчетность  и ответственность власти за результаты своей деятельности.

Выделяют три базовых  признака республики:

  1. Выборность и сменяемость представительной власти
  2. Коллегиальность правления, позволяющая не только обеспечивать подконтрольность различных ветвей власти, сдерживать их от произвола, но и более эффективно и ответственно решать свои специализированные задачи
  3. Законодательно закрепленная подотчетность и ответственность (политическая и юридическая) за результаты своей деятельности

Современные республики разделяются на парламентарные и президентские. Парламентарные республики, парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом давать отставку правительству, выразить ему недоверие. Правительство несет ответственность перед парламентом за свою деятельность. Президент республики является главой государства, но не главой правительства. Правительство формируется партией, победившей на парламентских выборах, руководит правительством премьер-министр.

Президентская республика – это форма правления, при  которой президент непосредственно  при определенном парламентском  контроле формирует Правительство, которое несет перед ним ответственность  за свою деятельность. В президентских  республиках обычно нет должности  премьер-министра, так как чаще всего  функции главы государства и  главы правительства выполняет  Президент.

Формы государственного устройства. Существуют 3  общепризнанные формы:

  1. Унитарное государство – это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа) не имеют статуса государственного образования и не обладают суверенными правами. Так как самым очевидным признаком унитарного государства является целостность, то это отражается на следующих аспектах его устройства: это единственный высший орган государства, единое гражданство, единая конституция, что создает предпосылки для централизации государственной власти на всей территории страны. Население унитарного государства может быть как однонациональным, так и многонациональным.
  2. Федеративное государство – это сложное государство, состоящее из нескольких субъектов, объединившихся для решения общих задач, при этом объединение может быть по национальному признаку, территориальному или по национально-территориальному. Входящие в состав федерации государственные образования и государства называются субъектами федерации, они могут иметь свои конституции, сове гражданство, собственные высшие государственные органы. Наличие федерации двух систем высших органов федерации в целом и ее субъектов вызывает необходимость разграничивать их компетенцию.
  3. Конфедеративное государство, которое принято называть промежуточной формой – это союз суверенных государств, объединившихся для достижения определенных целей: экономических, военных. Союзные органы выступают в качестве координатора деятельности государств, членов конфедерации по тем вопросам, для решения которых они объединились. Конфедерация обладает суверенитетом.

Политический  режим.

С формой государства  тесно связан политический режим, который  отражает особенности функционирования государственного механизма. Политический режим – это методы осуществления  политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое  складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирование политических институтов и характеризуется демократизмом  или антидемократизмом.

Можно выделить по крайней мере два свойства политического режима:

  1. Политический режим прежде всего зависит от того, какими методами в государстве осуществляется политическая власть
  2. В каждой стране политический режим определяется соотношением или раскладом политических сил

В зависимости от характера используемых государственной  властью способов воздействия различают  авторитарное, демократическое государства. Авторитарный режим отличается тем, что:

  1. Народ фактически отстраняется от формирования государственной власти и контроля над ее деятельностью
  2. Вся полнота власти концентрируется в руках правящей элиты, не учитывающей коренных интересов населения
  3. Устраняется оппозиция
  4. Решения центральной власти реализуются при широкомасштабном использовании насилия и при опоре на военно-полицейский аппарат, устанавливается полное преимущество государства над правом
  5. Личность лишена гарантии безопасности, человек не может реально пользоваться общедемократическими свободами, даже если они формально провозглашены. Устанавливается полный приоритет государства над гражданином.

 При тоталитарном  режиме власть переходит в руки диктатора, осуществляющего правление насильственными методами, происходит абсолютная концентрация власти законодательной и исполнительной в одном органе. Права и свободы человека ничем не защищены.

При демократическом  режиме высшие органы государства выступают  от имени народа, власть человека и  гражданина гарантирована и защищена государством.

Конституционно-авторитарный режим – ограничение демократии получают законодательное закрепление  в конституции, которая лишь формально  провозглашает даже весьма ограниченные права и свободы граждан, при  этом запрещается или всеми способами  существенно ограничивается деятельность оппозиционных партий, нарушается принцип  разделения властей. Парламент становится придатком исполнительной власти и  его значительная часть не избирается, а назначается.  

Информация о работе Система госуправления