Система госуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:43, лекция

Краткое описание

Управление – это воздействие извне. В управлении крайне важно рассматривать субъектно-объектные связи.
Объект управления – это человек, группа лиц, социум, на которых оказывается управленческое воздействие.
Субъект управления – это лицо, группа лиц, оказывающие управленческое воздействие на объект управления.

Файлы: 1 файл

Система госуправления.docx

— 60.50 Кб (Скачать)

Органы  гос. власти РФ

Для осуществления  гос. деятельнсоти исполнительные институты – органы гос. власти.

Институт является органом государственной власти, есл обладает следующими признаками:

1. Создается и  действует от имени гсоударства

2. Действует на  основе законов и других нормативно-правововых актов

3. Выполняет свойственные  только ему задачи и функции 

4. Обладает собственной  компетенцией

5. Характеризуется  организационной обособленностью  и самостоятельностью 

6. Наделен властными  полномочиями, то есть его решения  принимаются от имени государства , носят обязательный для всех характер , и при необходимости подкрепляются принудительной силой государства

Государственные органы действуют на основе конституции  и принципов, заложенных в конституции. Конституционные принципы построения и деятельности органов государственной  власти  - это закрепленные конституцией начала, лежащие в основе функционирования этих органов.  Конституционными принципами РФ выступают:

  1. Приоритет прав и свобод человека и гражданина (ст.2 и 7 К. РФ) – закрепляет общечеловеческие стандарты защиты прав и свобод личности страны и государства, принимают меры по соблюдению этих прав и их охране от возможных посягательств. Политика государства направлена на создание таких условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека и гражданина
  2. Народовластие – означает, что верховной властью в стране наделяются органы, которым народ вручает соответствующие полномочия на им же определенных условиях
  3. Федерализм (ст. 5) – выражается в единстве систем государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ  и ее субъектов, а также в том, что во взаимоотношениях с федеральными органами ее субъекты федерации равноправны между собой
  4. Разделение властей ( ст. 10 и11) – предполагает, что основным функциям государственной власти соответствуют определенные органы государства с целью предотвращения злоупотребления все ветви государственной власти должны быть независимыми, самостоятельными и взаимно уравновешенными. Разделение властей действует как по горизонтали (ФС – Правительство – Судебные органы – прокуратура), так и по вертикали (федеральные органы государственной власти – органы гос. Власти субъектов федерации). Указанный принцип наиболее последовательно проявляется на федеральном уровне
  5. Законность (ст.15) – означает обязательность соблюдения  всеми государственными органами К. РФ, законов и подзаконных актов, он также предполагает, что все законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить К. РФ, а законы и иные НПА субъектов РФ не могут противоречить ФЗ, принятым в пределах компетенции РФ и совместной компетенции РФ иее субъектов.
  6. Светскость (ст.14) -  означает взаимное невмешательство государства и его органов в дела церкви и религиозных организаций в государственные дела.

Орган государства  – это юридически оформленная  организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными  полномочиями и необходимыми материальными  средствами для осуществления в  пределах своей компетенции определенных задач и функций государства. По уровню деятельности различают федеральные  органы иорганы субъектов федерации. На федеральном уровне система органов государственной власти включает в себя: Президента РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, КС, Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд, а также федеральные органы исполнительной власти и суды РФ.

В субъектах федерации  государственную власть осуществляют образуемые ими органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

По характеру выполняемых  задач органы государства подразделяются на 4 вида:

1. органы законодательной  власти, избираемые населением, обладающие  исключительным правом на принятие  законодательных актов. 

2. Органы исполнительной  власти, основная форма деятельности  которых – исполнительно-распорядительная

3. Органы судебной  власти, осуществляющие правосудие  и уполномоченные применять государственное  принуждение 

4. Органы контрольной  власти, деятельность которых состоит  в проверке соответствия актов  и действий государственных и  иных органов, их должностных  лиц

4.1. постоянные органы  контрольной власти, которые создаются  без ограничения срока действия (Счетная палата)

4.2. временные органы  контрольной власти, которые создаются  на определенный срок

В зависимости от правовой базы образования можно  различать следующие виды органов  государственной власти:

1.Органы государственной  власти, создаваемые на основе  К. РФ

2. Органы государственной  власти, создаваемые на основе  федеральных конституционных законов  и других федеральных законов

3. Органы, создаваемые  на основе указа президента

4. Органы, создаваемые  на основе постановлений Правительства  РФ

5.  На основе  законодательных актов субъектов  РФ

Также органы государственной  власти различаются между собой  своим составом. Различают коллективные образования и органы, представленные одним лицом (Президент, Губернатор, Генеральный прокурор, полпред Президента). Коллективные образования обычно состоят  из коллектива госслужащих

1. Институт Президента  РФ. Статус, полномочия  и ответственность

Администрация Президента -  в широком смысле – это  формируемое им Правительство рФ со всеми центральными органами правительственной, федеральной исполнительной власти все президентские структуры его администрации. В узком смысле речь идет о формируемой Президентом и находящейся в его личном и непосредственном ведении и подчинении администрации Президента, которая характеризуется своеобразным статусом и широкой компетенцией. Администрация Президента действует на основе утверждаемого его указами положения об администрации Президента РФ и имеет сложную и разветвленную структуру.

Обшее руководство администрацией Президента осуществляет Президент РФ, которому непосредственно подчиняются руководитель администрации, заместители руковдителя администрации, помощники Президента, пресс-секретарь Президента, руководитель протокола Президента, полномочные представители Президента в федеральных округах, советники Президента, полпреды Президента в Совете Федерации и Гос. Думе, КС, старшие референты и референты Президента, секретарь Совета Федерации.

2. Федеральное собрание, порядок формирования, правовые  основы, структура и полномочия

Согласно К. РФ(ст. 94) ФС РФ является парламентом РФ, ФС – это представительный орган РФ. Т.о. К. РФ устанавлвает, что формой государства РФ является представительная демократия.

У нас двухпалатный парламент. 1 палата – Совет Федерации. Государственная Дума представляет все население РФ, а Совет Федерации  состоит из членов, представляющих все субъекты РФ. У каждой из палат  есть свои полномочия решения вопросов. Совместные заседания палаты проводят только по случаям заслушивания посланий Президента РФ, посланий КС РФ и выступлений  руководителей иностранных государств. Основными функциями парламента являются представительство, законотворчество, контроль .Основными стадиями законодательного процесса являются:

1. внесение законопроекта  в государтсвенную думу

2. рассмотрение законопроекта  в государтсвенной думе

3. принятие или  отклонение законов

4. рассмотрение законов  советом федерации, его одобрение  или неодобрение

5. подписание  Президентом

В К. РФ закреплены отправные  моменты, касающиеся состава и порядка  формирования совета федерации. В верхней  палате представлены все субъекты РФ на паритетных началах – по два  представителя от каждого субъекта –один от представительного, а другой от исполнительного органа власти. Представитель от…

Представитель от исполнительного  органа назначается главой региона, но при условии отсутствия возражения законодательного органа.

К компетенция Совета федерации относятся:

1. Возможность изменения  границ между субъектами РФ  в соответствии с частью 3 статьи 67 К. РФ.

2. Оценка возможности  введения военного положения  Президентом РФ

3. Вопрос о использовании вооруженных сил РФ за пределами ее территории

4. Принятие постановления  РФ назначении выборов Президента  РФ в одном из двух случаев:  когда истекает срок полномочий  Президента или когда должность  Президента освободилась досрочно. Данный вопрос регулируется ФЗ  от 10 января 2003 года №19 ФЗ о выборах  Президента  РФ

5. Условия и порядок

6. Назначение на  должность судей Конституционного  суда РФ, Верховного суда РФ, арбитражного  суда.  Кандидатуры выделяет Президент.  Назначенным считается лицо, за  которое проголосовало простое большинство членов Совета Федерации. Законом 31, 32 о статусе судей РФ предусмотрено, что кандидатура судей верховного и высшего арбитражного суда президент РФ представляет с учетом мнения председателей этих судов. Закон РФ о статусе судей в РФ не предусматривает никакого участия Совета Федерации в прекращении полномочий судей, включая тех, которых он назначил.

7. Полномочия Совета Федерации по назначению генерального прокурора РФ сходно с назначением судей, тем не менее отличительным моментом является то, что в соответствие с К. РФ Совет Федерации не только назначает, но и освобождает генерального прокурора от должности по представлению Президента РФ. Вопрос о освобождении генпрокурора от должности рассматривается на собрании Совета федерации, на котором присутствует генпрокурор, которому предоставляется слово. Решение о освобождении генпрокурора также принимается простым большинством голосов, если же большинство голосов не набрано, то выпускается постановление, что Совет Федерации проголосовал против.

8. Совет Федерации на паритетной основе с Гос. Думой участвует в формировании Счетной палаты. Совет федерации назначает председателя Счетной палаты и половину аудиторов.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РФ

Государственная Дума РФ – это нижняя палата парламента РФ. В соответствие со статьями 95, 96 и 97 К. РФ Государственная Дума состоит  из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года. Депутатом Гос. Думы может быть избран любой гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право на участие в выборах. ФЗ утверждает порядок формирования гос. Думы, в соответствие с которым 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, образуемым в субъекте федерации. Остальные 225 избираются на основе системы пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу. Статьей 103 К. РФ определены полномочия Гос. Думы, которые она выполняет независимо от верхней палаты – Совета Федерации.

Эти полномочия Гос. Думы:

  1. Дача согласия Президенту РФ на назначение председателя Правительства РФ – предусматривает участие Гос. Думы в формировании Правительства. Кандидатов на должность председателя Правительства представляют в Гос. Думе либо сам Президент, либо его полномочный представитель. Гос. Дума рассматривает представление в течение следующей недели. Если гос. Дума отклоняет кандидатуру, то Президент должен в течение недели представить следующую кандидатуру – всего может представить три кандидатуры.
  2. Решение вопроса о доверии Правительству – данная конституционная норма тесно связана с положением пункта в) статьи 83, пункта б) статьи 84, части 1 статьи 109, части 3 и 4 статьи 117 К. РФ. Вотум недоверия Правительству означает правительственный кризис, он может быть разрешен либо отставкой Правительства и созданием нового, которое пользовалось бы доверием государственной Думы, либо роспуском думы и избранием новой, с которой Президент РФ легче бы нашел взаимопониманием в вопросе о кандидатуре главы правительства и о правительственной политики.
  3. Полномочие по назначению Председателя ЦБ РФ. Председатель ЦБ – это одна из ключевых фигур в управлении экономикой страны, он назначается Государственной Думой сроком на 4 года, кандидатуру для назначения Президент РФ должен представить не позднее, чем за 3 месяца до истечения полномочий предыдущего Председателя. Государственная Дума вправе освободить Председетеля ЦБ от должности по представлению президента.
  4. Назначение на должность и освобождение от нее председателя счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Как и Совет Федерации, госдума назначает 6 аудиторов на шестилетний срок. Однако наряду с этим, в отличие от совета Федерации, назначает и председателя счетной палаты, а не заместителя.
  5. Назначение на должность и освобождение от нее уполномоченного по правам человека. Согласно регламенту Гос. Думы, назначение уполномоченного по правам человека должно проводиться на первой сессии каждого созыва, таки образом срок полномочий уполномоченного – 4 года.
  6. Объявление амнистии – это однократное освобождение от уголовной ответственности или ее смягчение для лиц, совершивших определенные преступления до установленной в акте об амнистии дате. Амнистия может быть общей или частной. Общая распространяется на всех лиц, подпадающих под общие условия акта, частная на конкретных лиц, либо на всех лиц без персональной конкретизации, совершивших определенные преступления в определенном месте и в определенное время. Амнистируются как те, кто подвергается уголовному преследованию или осужден, так и те, кто уголовному преследованию не подвергался, хотя должен был.
  7. Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Полномочия Государственной Думы могут быть прекращены досрочно Президентом в трех случаях:

Информация о работе Система госуправления