Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:43, лекция
Управление – это воздействие извне. В управлении крайне важно рассматривать субъектно-объектные связи.
Объект управления – это человек, группа лиц, социум, на которых оказывается управленческое воздействие.
Субъект управления – это лицо, группа лиц, оказывающие управленческое воздействие на объект управления.
Французская модель характеризуется высокоразвитой системой административного контроля государства за деятельностью местного самоуправления. Государственные чиновники на местах- префекты и коммисары- имеют право контролировать, одобрять, отменять, приостанавливать решение органов местного самоуправления инициировать отставку должностных лиц.
Самоуправление в России до 17-го года.
Первая исконно русская организация местного самоуправления Новгорода и Пскова называлось городское вече. Городское вече (сход жителей) обладало большими правами, включая приглашение князя, игравшего только роль военноначальника). В сельской местности, издревле существовала крестьянская община на базе общей общинной земли. Которая могла перераспределятся между ее членами. Иван Грозный уничтожил Новгородскую и Псковскую республику и внедрил жесткую систему централизованного государственного управления, основанную на царской власти, которая продержалась вплоть до 1917 года. Тем не менее, даже в системе созданной Иваном Грозным, были земские и бубные старосты, избираемые населением, наделяемые достаточно широкими полномочиями, хотя эти старосты в основном выполняли поручения центральных властей. При Петре 1 в Москве была учреждена Бурмистрова палата (Ратуша), а в других городах Земские избы и выбранные бурмистры. Однако после смерти Петра 1, система цетрального управления опять вернуласть к назначаемым центральнымии властями представителями на местах.
Следующий крупный шаг в сторону был сделан при Екатерине 2, принявшей специальный акт , грамотой на права и выгоды городов Российской империи. В результате введения механизмов по этой грамоте, появились губернские и уездные дворянские собрания, городские думы, приказы общественного презрения, земские суды. Однако вся система самоуправления как и прежде строилось по сословному принципу и функционировала под строгим контролем государственных чиновников, городничих, полицместеров. После смерти Екатерины 2, процесс становления местного самоуправления опять пошел вверх.
Следующим этапным
моментом в развитии местного самоуправления
в России стали земская (1864) и городская
реформа(1870) Александра 2. Положением о
земских учреждениях
При Александре 3, положение
о земских и городских
Радикальная реформа по изменению местного самоуправления началась 21 мая 1917 года. После Февральской революции временное правительство Росси приняло пакет законов о земской и городской реформах. В короткие сроки было воссозданно более 9,5 тыс. волостных земствю Довести эту реформу до конца помешала революция октября 1917 года.
После установления совестской власти органы земского и городского самоуправления были заменены системой советов. Идея местного самоуправления вступила в противоречия с задачами установления диктатуры пролеториата.
В основе Советской
системы был положен принцип
ее единства на всех уровнях и жесткой
соподчиненности нижестоящих
В 1925 году было принято положение о городских советах, в 1926 году положение о местных финансах , котрое четко определило компетенцию местных советов хозяйственной сферев это же время активно развивается муниципальныя наука. Проффесор Велихов в 1928 году издает фундаментальный труд «основы городскго хозяйства», который еще не потерял актуальености.
В 1928 году в СССР наступил преломный момент, который называли «Великим переломом». Целье его было ускорение индустриализации страны, характеризующийся резким усилением централизации хозяйственной жизни. Была проведенна административно территориальная реформа, в результате которой волости были объеденены в более крупные и удобные для централизованного управления области и края. Все самоуправленчески инструменты как в городе так и в деревне были ликвидированны и термин «самоуправление» исчез из обращения и даже не упоминался в Конституции 1936 года. Термин «самоуправление» вернется в оборот только 80-х годах.
Во 2-ой половине 80-х возвращается поимание о необходимости местного самоуправления. Развитие малого предпринимательства требовало передачи определенных полномочий на местный уровень.
В апреле 90-го года был принят закон СССР об общих началах местного самоуправления и местного хозяйтсва в СССР. Впервые было законодательно закрепленно понятие коммунальной собственности. В июле 1991 года принят российский закон о местном самоуправлении в РСФСР. В рамках дейсмтвия этих законов началось замещение Исполкомов с коллегиальной отвественность за принимаемые решения системой глав администраций, действущих на принципахт единоначалия, при этом сохранилась система вышестоящих и нижестоящих советов.
В результате реформ 90-х годов котоые вызвали серьезный хозяйственны экономический кризис большинство советов вошли в конфрантацию с органами исполнительной власти на местах. В результате после событий октября 1993 года все советы были распущенны, Преходный период продлившийся до 1995 года характеризовался доминированием исполнительной власти.
Органы местного самоуправления были практически бесправными. Только после принятия в 1995 году федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ началось становление местного самоуправления.
В 1995 было также
принято решение о
После того как первая программа была реализлвуанна принимается 2 программа 1996году, также направленная на поддержку становления местного самоуправления. В 1996 году был принят ФЗ об обеспечения конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
В 1997 году принят ФЗ о финансовых основах местного самоуправления в РФ
В 1998 году принят ФЗ об основах муниципальной службы в РФ.
В том же 1998 году Россия ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления, а в 1999 году указом президента РФ, были утвержденны основные положения госудасртвенной политики в области развития местного самоуправления в РФ. Таким образом к 2000 году была созданна нормативная база, но все было не так совершенно.
С 2002 года в
России началась
В 2003 году принят новый ФЗ №131 об общих принципах организации местного самоуправления РФ.
Тема. Сущность и типы государства
1. Понятия и признаки государства
2. Политическая власть как категория
3. Типы государства
1.
Наиболее дискуссионный вопрос - это вопрос о государстве и его природе. Это объясняется тремя причинами:
1. Вопрос о государстве
прямо и непосредственно
2. Никакая другая
организация не может
3. Государство очень
сложное и противоречивое
Изменения государства происходят параллельно с изменениями, происходящими в организации общественного труда. По мере усложнения общественного труда, выделения его особых функций, разделения, детализации появляются новые слои и сословия, которые формируют свои политические позиции в государстве, вынуждя таким образом государство изменяться.
Правовед Кркунов утверждал, что государство есть общественный союз свободных людей с принудительно-установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства.
В буржуазную эпоху
широкое распространение
Известный государствовед Дюги выделил 4 элемента государства:
1. Совокупность человечских индивидов
2. Определенная территория
3. Суверенная власть
4. Правительство
С правовым происхождением власти не согласны сторонники психологической теории права. Так, один из ключевых представителей этого направления Кокошкин давал следующее определение госуударства: "Государство - не совокупность людей определенного рода, а отношение между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними".
К Маркс: "Государство охватывает своей деятельностью 2 момента: и выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфических классовых функций. Государство как взаимосвязь двух сторон: общечеловеческой и классовой. Общечеловеческое предназначение государства состоит в том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения и общественных сил, обеспечения общесоциальной направленности в содержании всех осуществляемых им функций".
В современных источниках государство определяется как политика территориальная, суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способный делать свои веления обязательными для всех.
Признаки государства:
1. Территориальная
организация населения и
2. публичная государственная власть -публичной власть называется потому, что не совпадая с общестовм, выступает от его имени, от имени всего народа. Принципиальная особенность публичной власти состоит в том, что она воплощаетс именно в чиновниках, т.е. профессиональном сослое управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения.
3. Государственный
суверенитет - это понятие появилось
в Средневековье, когда
Верховенство государственной власти внутри страны означает:
1. универсальность
ее властной силы, которая распространяется
на все население, все партии
и общественные организации
2. ее прерогативы, т.е. государственная власть может отменить появление любой другой общественнной власти
3. наличие у государственной
власти таких средств
4. неразрывная связь
государства и права.
2.
Власть - это соответствующее характеру и уровню общественной жизни средства функционирования всякой социальной общности, заключающиеся в отношении подчинения воли отдельных лиц и их объединений руковдящей в данном сообестве воли.
Неотъемлемым элементом содержания любой власти является принуждение, во-вторых, отношения по поводу власти носят волевой характер и с т.з. своей структуры, складываются из сочетаний господства-подчинения и руководства-подчинения.