Система госуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:43, лекция

Краткое описание

Управление – это воздействие извне. В управлении крайне важно рассматривать субъектно-объектные связи.
Объект управления – это человек, группа лиц, социум, на которых оказывается управленческое воздействие.
Субъект управления – это лицо, группа лиц, оказывающие управленческое воздействие на объект управления.

Файлы: 1 файл

Система госуправления.docx

— 60.50 Кб (Скачать)

Французская модель характеризуется высокоразвитой системой административного контроля государства  за деятельностью местного самоуправления. Государственные чиновники на местах- префекты и коммисары- имеют право контролировать, одобрять, отменять, приостанавливать решение органов местного самоуправления инициировать отставку должностных лиц.

Самоуправление  в России до 17-го года.

Первая исконно  русская организация местного самоуправления Новгорода и Пскова называлось городское  вече. Городское вече (сход жителей) обладало большими правами, включая приглашение князя, игравшего только роль военноначальника). В сельской местности, издревле существовала крестьянская община на базе общей общинной земли. Которая могла перераспределятся между ее членами. Иван Грозный уничтожил Новгородскую и Псковскую республику и внедрил жесткую систему централизованного государственного управления, основанную на царской власти, которая продержалась вплоть до 1917 года. Тем не менее, даже в системе созданной Иваном Грозным, были земские и бубные старосты, избираемые населением, наделяемые достаточно широкими полномочиями, хотя эти старосты в основном выполняли поручения центральных властей. При Петре 1 в Москве была учреждена Бурмистрова палата (Ратуша), а в других городах Земские избы и выбранные бурмистры. Однако после смерти Петра 1, система цетрального управления опять вернуласть к назначаемым центральнымии властями представителями на местах.

Следующий крупный  шаг в сторону был сделан при  Екатерине 2, принявшей специальный  акт , грамотой на права и выгоды городов Российской империи. В результате введения механизмов по этой грамоте, появились губернские и уездные дворянские собрания, городские думы, приказы общественного презрения, земские суды. Однако вся система самоуправления как и прежде строилось по сословному принципу и функционировала под строгим контролем государственных чиновников, городничих, полицместеров. После смерти Екатерины 2, процесс становления местного самоуправления опять пошел вверх.

Следующим этапным  моментом в развитии местного самоуправления в России стали земская (1864) и городская  реформа(1870) Александра 2. Положением о  земских учреждениях создавались  выборные земские собрания, губернские уездные которым поручалась общая заведование местными хозяйственными делами, включая школы, больницы, дома презрения. Властное влияние общины на жизнь крестьян было очень велико. Органами муниципального упрвления в период Александра 2 были городская дума и городская управа. Одновременно с ними на местах существовали и органы государственной власти. Земские и гродские органы не были подчинены местной государственной администрации, однако свою деятельность они осуществляли под контролем министра внутренних дел и губернатора

При Александре 3, положение  о земских и городских учреждениях  были пресмотренны с целью усиления государственного влияния на принятие местных решений.

Радикальная реформа  по изменению местного самоуправления началась 21 мая 1917 года. После Февральской революции временное правительство Росси приняло пакет законов о земской и городской реформах. В короткие сроки было воссозданно более 9,5 тыс. волостных земствю Довести эту реформу до конца помешала революция октября 1917 года.

После установления совестской власти органы земского и городского самоуправления были заменены системой советов. Идея местного самоуправления вступила в противоречия с задачами установления диктатуры пролеториата.

В основе Советской  системы был положен принцип  ее единства на всех уровнях и жесткой  соподчиненности нижестоящих советов, вышестоящим. Все Советы действовали  по жестким контролем коммунистической партии, однако потребность в быстром экономическом росте после разрухи привела к необходимости пересмотра в сторону частичной централизации, осуществляемой в рамках НЭПа. Чтобы все принципы были реализованны в 1920- 23гг при сохранении партийного руководства, под местное управление были переданны землеустройство, благоустройство, часть промышленности, водопровод, канализация, местный транспорт, пожарное и похороное дело. Появились муниципальные электростанции, стали создаваться коммунальные муницпальные банки.

В 1925 году было принято  положение о городских советах, в 1926 году положение о местных  финансах , котрое четко определило компетенцию местных советов хозяйственной сферев это же время активно развивается муниципальныя наука. Проффесор Велихов в 1928 году издает фундаментальный труд «основы городскго хозяйства», который еще не потерял актуальености.

В 1928 году в СССР наступил преломный момент, который называли «Великим переломом». Целье его было ускорение индустриализации страны, характеризующийся резким усилением централизации хозяйственной жизни. Была проведенна административно территориальная реформа, в результате которой волости были объеденены в более крупные и удобные для централизованного управления области и края. Все самоуправленчески инструменты как в городе так и в деревне были ликвидированны и термин «самоуправление» исчез из обращения и даже не упоминался в Конституции 1936 года. Термин «самоуправление» вернется в оборот только 80-х годах.

 Во 2-ой половине 80-х возвращается поимание о необходимости местного самоуправления. Развитие малого предпринимательства требовало передачи определенных полномочий на местный уровень.

В апреле 90-го года был  принят закон СССР об общих началах  местного самоуправления и местного хозяйтсва в СССР. Впервые было законодательно закрепленно понятие коммунальной собственности. В июле 1991 года принят российский закон о местном самоуправлении в РСФСР. В рамках дейсмтвия этих законов началось замещение Исполкомов с коллегиальной отвественность за принимаемые решения системой глав администраций, действущих на принципахт единоначалия, при этом сохранилась система вышестоящих и нижестоящих советов.

В результате реформ 90-х годов котоые вызвали серьезный хозяйственны экономический кризис большинство советов вошли в конфрантацию с органами исполнительной власти на местах. В результате после событий октября 1993 года все советы были распущенны, Преходный период продлившийся до 1995 года характеризовался доминированием исполнительной власти.

Органы местного самоуправления были практически бесправными. Только после принятия в 1995 году федерального закона об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ началось становление местного самоуправления.

 В 1995 было также  принято решение о финансировании  реформы местного самоуправления, была принята федеральная прогнрамма государственной поддержки местного самоуправления. В основном, выделенные средства направлялись на оплату консультативной работы местного самоуправления.

После того как первая программа была реализлвуанна принимается 2 программа 1996году, также направленная на поддержку становления местного самоуправления. В 1996 году был принят ФЗ об обеспечения конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

В 1997 году принят ФЗ о финансовых основах местного самоуправления в РФ

В 1998 году принят ФЗ об основах муниципальной службы в РФ.

В том же 1998 году Россия ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления, а в 1999 году указом президента РФ, были утвержденны основные положения госудасртвенной политики в области развития местного самоуправления в РФ. Таким образом к 2000 году была созданна нормативная база, но все было не так совершенно.

 С 2002 года в  России началась административная  реформа, призванная повысить  эффективность деятельности всех  уровней публичной власти, четко  разграничить между ними полномочия  и ответственность, привести финансовые  ресурсы каждого уровня в соотвествии с объемом полномочий. Существенным компонентом этой реформы стала реформа мместного самоуправления.

В 2003 году принят новый  ФЗ №131 об общих принципах организации  местного самоуправления РФ. 

Тема. Сущность и типы государства

1. Понятия и признаки  государства

2. Политическая власть  как категория 

3. Типы государства

1.

Наиболее дискуссионный  вопрос - это вопрос о государстве  и его природе. Это объясняется  тремя причинами:

1. Вопрос о государстве  прямо и непосредственно затрагивает  интересы слоев, классов, политических  партий и движений.

2. Никакая другая  организация не может сравниться  с государством по разнообразию  функций, задач  и числу решаемых  проблем.

3. Государство очень  сложное и противоречивое общественно-политическое  образование

Изменения государства  происходят параллельно с изменениями, происходящими в организации  общественного труда. По мере усложнения общественного труда, выделения  его особых функций, разделения, детализации  появляются новые слои и сословия, которые формируют свои политические позиции в государстве, вынуждя таким образом государство изменяться.

Правовед Кркунов утверждал, что государство есть общественный союз свободных людей с принудительно-установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства.

В буржуазную эпоху  широкое распространение получило определение государства как  совокупности или союза людей, терриории, занимаемой этими людьми и власти.

Известный государствовед Дюги выделил 4 элемента государства:

1. Совокупность человечских индивидов

2. Определенная территория

3. Суверенная власть

4. Правительство

С правовым происхождением власти не согласны сторонники психологической  теории права. Так, один из ключевых представителей этого направления Кокошкин давал следующее определение госуударства: "Государство - не совокупность людей определенного рода, а отношение между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними".

К Маркс: "Государство охватывает своей деятельностью 2 момента: и выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфических классовых функций. Государство как взаимосвязь двух сторон: общечеловеческой и классовой. Общечеловеческое предназначение государства состоит в том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения и общественных сил, обеспечения общесоциальной направленности в содержании всех осуществляемых им функций".

В современных источниках государство определяется как политика территориальная, суверенная организация  публичной власти, имеющая специальный  аппарат, способный делать свои веления  обязательными для всех.

Признаки государства:

1. Территориальная  организация населения и осуществление  публичной власти в территориальных  пределах. понятия страна и государства совпадают с т.з. данного свойства

2. публичная государственная  власть -публичной власть называется потому, что не совпадая с общестовм, выступает от его имени, от имени всего народа. Принципиальная особенность публичной власти состоит в том, что она воплощаетс именно в чиновниках, т.е. профессиональном сослое управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения.

3. Государственный  суверенитет - это понятие появилось  в Средневековье, когда потребовалось  отделить церковную власть от  государственной власти и придать  государственной власти исключительное  монопольное значение. В современную  эпоху суверенитет - это обязательный  признак государства. Если страна  не обладает суверенитетом, то  это либо колония, либо доминион.

Верховенство государственной  власти внутри страны означает:

1. универсальность  ее властной силы, которая распространяется  на все население, все партии  и общественные организации данной  страны

2. ее прерогативы,  т.е. государственная власть может отменить появление любой другой общественнной власти

3. наличие у государственной  власти таких средств воздействия,  которыми никакая другая общественная  власть не располагает - армия,  полиция, тюрьмы

4. неразрывная связь  государства и права. Государство  не может существовать без  права. Право юридически оформляет  госудрство и его власть и тем самым делает их легитивными

2.

Власть - это соответствующее  характеру и уровню общественной жизни средства функционирования всякой социальной общности, заключающиеся  в отношении подчинения воли отдельных  лиц и их объединений руковдящей в данном сообестве воли.

Неотъемлемым элементом  содержания любой власти является принуждение, во-вторых, отношения по поводу власти носят волевой характер  и с  т.з. своей структуры, складываются из сочетаний господства-подчинения и руководства-подчинения.

Информация о работе Система госуправления