Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 17:20, контрольная работа
Демография одна из основных общественных наук, рассматривающая закономерности воспроизводства и миграции населения, развития и функционирования социально-демографических групп и изменения качественных параметров народонаселения в зависимости от эволюции конкретно-исторических условий существования поколений.
П = Н + ВО ВП;
где
П численность постоянного
Н численность наличного;
ВО - численность временно отсутствующего;
ВП численность временно присутствующего населения территории на момент t или на критический временной период переписной кампании.
Большую сложность представляют собой критерии временного присутствия или отсутствия человека на данной местности, что устанавливается специальными инструкциями для различных групп населения.
Несмотря
на развитую в настоящее время
в скандинавских странах
Исторически переписи возникли как форма фискального учета.
Современная перепись населения - это общий процесс сбора, обобщения, оценки, анализа и публикации демографических, социальных и экономических данных обо всем населении, проживающем на определенный момент времени в стране или её четко ограниченной части.
Основные принципы современной переписи населения.
1. Всеобщность охвата населения территории, на которой проводится перепись, т.е. учет каждого жителя без исключения (но и без двойного счета), независимо от каких-либо статусных характеристик человека: пола, возраста, национальности, социального положения, наличия права на проживание в данном жилище или местности и т.п.
2. Проведение переписи населения по единой программе и единым правилам на всей территории, охватываемой переписью. Существуют международные рекомендации по содержанию программ переписей населения, чтобы обеспечить сопоставимость их результатов по странам.
3.
Периодичность (или
4.
Безотносительность целей
5.
Индивидуальность регистрации,
6.
Непосредственное получение
7.
Анонимность сведений, получаемых
от населения при переписи, т.е.
гарантия тайны любой
8.
Принцип самоопределения, т.е.
запись в переписные листы
ответов опрашиваемых
9.
Одномоментность переписи, т.е. приурочение
всех собираемых при переписи
сведений о каждом человеке
к одному точному моменту
Момент переписи обычно приходится на тот период года, когда подвижность населения наименьшая. Им обычно считают в нашей стране середину января, а среди дней недели среду или четверг.
10.
Централизованное руководство
Методы
демографии подразделяются на общенаучные
и демографические, отражающие специфику
воспроизводства населения как
самовозобновляющейся совокупности людей,
обладающей особыми качественно-
Теоретической
основой демографии являются концепции
демографического и миграционного
переходов. Поскольку те и другие
условия существования и
В демографии широко применяются общенаучные методы исследования - научной абстракции и восхождения от абстрактного к конкретному, сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция, выдвижения гипотез и их проверки, экстраполяции и моделирования.
Собственные методы демографии соответствуют предмету демографического познания, в частности, половозрастной и брачной структуре населения и зависящих от пола и возраста характеристик демографически процессов. Таковы:
- метод когорт, применяемый при изучении того или иного процесса на протяжении поколения. Его называют еще методом реального поколения, или продольного анализа. При этом демографические процессы, например, рождаемость или смертность, брачность или разводимость анализируются в совокупностях людей, одновременно вступивших в какое-либо демографическое состояние. Задача этого метода заключается в получении для данной когорты населения характеристик изучаемых демографических процессов, зависящих от промежутка времени между образованием когорты и наступлением выражающего тот или иной процесс демографического события. В сравнительных исследованиях стоит задача получения такой информации для ряда когорт.
- метод поперечного анализа, иначе называемый методом условного, или гипотетического поколения, с помощью которого изучение демографических процессов основано на интерпретации показателей частоты демографических событий, полученных по интервалам длительности соответствующих демографических состояний для сравнительно непродолжительного временного периода, как набора последовательности частот таких событий на протяжении жизни поколений. Это тот же метод когорт, позволяющий получить графическое изображение событий, протекающих как бы поперек линии жизни поколения.
Продольный и поперечный анализ дает возможность сравнивать особенности воспроизводства ряда поколений, что важно как для исторической демографии, так и для демографического и социального прогнозирования, а следовательно, для выработки социальной политики.
Методы реального и условного поколения являются отличительными специфическими методами демографии наряду с привлечением всего арсенала методов статистики, социологии, социальной психологии, истории и культурологии.
Знание возраста отдельных людей на момент наблюдения или наступления в их жизни тех или иных демографических событий даёт представление о возрастном составе и возрастной структуре населения, а так же о том, в каких возрастах происходят те или иные события.
В возрастной структуре население распределяется по одногодичным, пятилетним и более укрупненным возрастным группам. Важную роль в демографическом анализе играет понятие поколения, которое характеризует совокупности людей, родившихся в определенный период (чаще всего равный календарному году). Различают совокупность ровесников, составляющих реальное поколение, и совокупность современников разного возраста, составляющих т.н. гипотетическое поколение. Длина поколения выражается среднем промежутком времени между рождением родителей в некоторой их совокупности и рождением всех их детей. Для разных исторических периодов развития человечества возрастная протяженность поколения - величина неоднозначная. В настоящее время с определенной долей условности она принимается равной 32 - 35 годам.
В рамках теории чистой демографии воспроизводство населения представляет собой постоянное возобновление поколений населения в результате его естественного движения.
Методы стандартизации демографических коэффициентов, позволяющие при сравнении демографических коэффициентов искать влияние структурных особенностей сравниваемых демографических общностей. Сравнение общих демографических коэффициентов для характеристики того или иного демографического процесса может дать искаженную картину его, если не учитывать влияние различных сравниваемых совокупности по полу, возрасту, брачному состоянию, уровню образования и т.д. Поэтому общие коэффициенты сравниваются только после корректировки с учетом этого влияния или стандартизации. При этом показатели интенсивности процесса и структура одной сравниваемой демографической совокупности принимается за стандарт, а для прочих высчитывается свойственный каждой из них индекс по отношению к стандарту. Умножая этот индекс на показатели стандарта, получают стандартизированные демографические коэффициенты для сравниваемых демографических совокупностей, в которых индивидуальные особенности их структуры устранены.
Методы демографического моделирования являются в настоящее время наиболее распространенным приемом анализа и прогнозирования демовоспроизводственных процессов. Они описывают изменение населения в целом или компонентов его роста. Метод моделирования заменяет собой метод эксперимента, который в демографии далеко не всегда возможен. Он широко применяется для изучения демографических процессов и демовоспроизводства в целом, а так же связей с другими социальными явлениями и процессами.
Распространёнными являются модели стационарного населения и стабильного населения, а также числовые модели демографических процессов для гипотетических поколений в виде демографических таблиц, широко используются стохастические (вероятностные) модели и т.д.
Современный
этап развития демографических знаний
характеризуется быстрым
Все
эти методы опираются на массовые
проявления единичных демографических
событий. Поэтому важное место в
демографической методологии
Для
наглядного представления возрастно-
Возрастно-половая пирамида высокоразвитых стран выглядит как колонна, отражающая тот факт, что численность детей, подростков, молодых людей, людей среднего и старшего возраста примерно одинакова. Это объясняется тем, что среднее число детей, которое рождает женщина в течение жизни, близко к простому воспроизводящему уровню, когда каждая возрастная группа замещает предыдущую.
Территориальное
сравнение демографических