Шпаргалка по "Микроэкономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 00:40, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Микроэкономика"

Файлы: 1 файл

MIKRA.docx

— 468.16 Кб (Скачать)

выпуска сократился бы до Qпри возросшей цене Р2. В точке Е предельные общественные выгоды равнялись бы предельным общественным издержкам MSB = MSC.   В точке Епоследствия загрязнения окружающей среды полностью не устраняются, однако ущерб от загрязнения существенно сокращается. Площадь треугольника АЕ1Епоказывает потери эффективности, связанные с тем, что предельные частные издержки оказались ниже предельных общественных издержек. Таким образом, при наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем объеме по сравнению с эффективным объемом, т.е. имеет место перепроизводство товаров. 

57. Положительные внешние эффекты.   Положительный внешний эффект возникает при позитивных последствиях воздействия участников рыночной операции на третьих лиц. При этом выигрыш присваивается не владельцем ресурсов, обусловивших возникновение эффекта, а третьими лицами, причем бесплатно. Поэтому при положительном внешнем эффекте частная предельная выгода блага ниже его общественной предельной выгоды. 
Наглядным примером положительного внешнего эффекта является получение высшего образования. В обществе каждый его член выигрывает от того, что сограждане получают хорошее образование и приносят выгоду обществу: повышается его образовательный уровень, создаются предпосылки для развития научно-технического прогресса, в производстве используется более квалифицированная сила, снижается уровень преступности, меняется политическая активность населения. Однако каждый из получающих образование навряд ли задумывается о тех выгодах, которые получает общество в целом. Принимая решение, рациональный потребитель соотносит затраты, связанные с процессом обучения, и те выгоды, которые могут быть получены в результате получения образования. Именно поэтому инвестиции в человеческий капитал, как правило, ниже оптимальных для общества. 
   На графике рыночное равновесие Еустанавливается в точке пересечения кривых предельных частных выгод и предельных общественных издержек: МРВ = MSC. 
   Между тем предельные общественные выгоды больше предельных частных выгод на величину предельных внешних выгод. Поэтому для общества эффективное равновесие достигалось бы в точке пересечения кривых предельных общественных выгод и издержек, т.е. в  точке Е2 эффективность увеличивается на площадь треугольника AE1E2. Таким образом, при наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем объеме по сравнению с эффективным объемом, т.е. имеет место недопроизводство товаров.

60.Общественные блага:  классификация, спрос и обеспечение Общественные блага - блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители приобретать это благо.Различают чистые общественные блага и чистые частные блага.Чистое общественное благо - благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Получение полезности от обеспечения чистым общественным благом единственным потребителем невозможно.Чистое частное благо - благо, которое можно разделить среди людей так, что другим от этого не будет никакой выгоды или затрат.Чистые общественные блага имеют две основные особенности:1)Чистые общественные блага обладают свойством неизбирательности в потреблении, означающим, что при данном объеме блага его потребление одним человеком не снижает доступности для других.2)Потребление чистых общественных благ не обладают исключительностью в потреблении, т. е. не является исключительным правом. Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления. Чистое общественное благо невозможно выпускать "мелкими порциями", которые можно было бы распродать через кассовый автомат.Кривая спроса на чистое общественное благо получается посредством сложения его индивидуальных предельных полезностей для всех потребителей при каждой возможной цене, что предполагает суммирование по вертикали индивидуальных кривых спроса.Кривая спроса на чистое общественное благо, как и кривая спроса на чистое частное благо, имеет нисходящий наклон. Однако кривая спроса на чистое общественное благо отличается от кривой спроса на чистое частное благо двумя моментами. Первый - цена не является переменной величиной на вертикальной оси, поскольку нельзя назначить цену за отдельную единицу, ибо ее потребление не выступает исключительным правом. Второе отличие состоит в том, что в случае чистого частного блага люди корректируют объем спроса таким образом, чтобы приспособить его к своим вкусам и своему экономическому положению. Для чистого общественного блага это невозможно, поскольку на единицу этого блага не  назначается цена. Все потребители должны потреблять объем производства целиком. Следовательно, при любом объеме предложения объем потребления такого блага каждым потребителем должен равняться объему предложения.На рис. 49.1 и 49.2 изображены отличия между кривыми спроса на общественное и частное благо.Для чистого частного блага совокупный объем спроса при каждой возможной цене равен сумме индивидуальных объемов спроса:Qd = Сум (qi),где i = 1,..., N.Кривая спроса на чистое частное благо получается посредством сложения объемов спроса для каждой цены вдоль горизонтальной оси.Кривая спроса на чистое общественное благо получается посредством сложения предельных полезностей для каждого объема вдоль вертикальной оси. Каждый из потребителей всегда потребляет одинаковые объемы блага.

 

61. Особенности спроса на общественные блага. Частные блага приобретаются по одной и той же рын. цене. Это связано со св-вами исключаемости и делимости частных благ. Совокупный объем спроса формируется путем горизонтального агрегирования индивидуального спроса, т.к. суммируются объемы спроса для заданной цены вдоль горизонтальной оси. На графике (рис. 13.6) показано, что если имеются три потребителя и цена блага Р, тогда объем спроса , гдеi = 1, 2, 3 (покупатели) Чистое общественное благо в силу неисключаемости и неделимости не может быть предоставлено одному потребителю в меньшем количестве, чем другому. Весь произведенный объем выпуска потребляется целиком. Таким образом, объем потребления блага каждым потребителем равняется объему его предложения: . При формировании индивидуального спроса на чистое общественное благо потребители, следовательно, сами определяют величину платежа, а не являются «получателями» цены, как в случаях с чистым частным благом. Смысл этого условия очевиден: индивидуальному потребителю нет необходимости целиком брать на себя «цену», по которой благо поставляется сообществу, достаточно внести некоторый вклад, соответствующий персональной готовности платить (предельной выгоде). Предельная выгода – это прирост полезности от потребления общественного блага, выраженный в денежной форме. Фиксированным параметром при суммировании выступает уже не цена, а количество общественного блага, на которое предъявляется спрос, т.е. происходит вертикальное суммирование индивидуальных кривых спроса. Процесс формирования кривой общего спроса на чистое общественное благо показан на рис. 13.7. Совокупный спрос равен сумме индивидуальных предельных выгод: , где – предельная выгода. Ф-цию совокупного спроса на обществ. блага назыв. еще псевдоспросом, что связано со спецификой обществ. благ, т к исключение из потребления в случае неуплаты невозможно, это приводит к разрыву связи между кол-вом полученного обществ. блага и предъявленной особенностью платить.Заинтересованность в обществ. благах совместима с уклонением от участия в их оплате. Такое явление назыв. «проблема зайцев» или «эффект безбилетников». Некоторые хотят «проехать» за счет других,в рез-те снижается финансирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

62.Определение оптимального  объема производства общественных благ.Оптимальный объем общественного блага может быть определен следующим образом: MSB (Qs) = МС (Qs), где MSB (Q,s) – предельная общественная выгода от потребления данного общественного блага в количестве: Qs; MC(Qs) – предельные издержки производства и обеспечения потребителей данными общественным благом в количестве Qs . Оптимальный объем общественного блага (рисунок).Таким образом, для эффективного размещения благ в экономике данное общественное благо должно выпускаться в таком объеме, при котором предельная общественная полезность – выгода от потребления данного объема – равняется предельным общественным издержкам. Последние представляют собой стоимость ресурсов, необходимых для производства дополнительной единицы блага. Выделяют перегружаемые и исключаемые общественные блага. Целый ряд товаров и услуг по своим свойствам находятся между чистыми общественными и чистыми частными благами. Во многих случаях потребление блага неизбирательно лишь до определенного уровня потребления. Такие блага называют перегружаемыми общественными благами, которых может не хватить на всех потребителей. Начиная с определенного количества потребителей появление дополнительного потребителя приводит к уменьшению полезности, которую уже получали существующие пользователи. В других случаях потребление благ неизбирательно, однако затраты на элиминацию дополнительных потребителей незначительны. Такие блага называются исключаемыми общественными благами, доступ к которым ограничен. Эти блага могут предлагаться фирмами, действующими с целью извлечения прибыли.

Примером перегружаемых благ может  служить дорога. Примером исключаемого блага может служить телевещание. Использование платежей и сборов за установку телевизоров помешает получению полезности теми, кто отказываются платить. Исключаемые общественные блага – это такие блага, на которые легко назначить цену. Чистые общественные блага, отличающиеся очень невысокой исключительностью, могут изготовляться и реализовываться  в частном секторе посредством  пакетирования (пакета) – объединения  чистого общественного блага  с другим благом, характеризующимся  достаточным уровнем исключаемости, с целью участия всего пакета в операциях на рынке. Однако если уровень исключаемости общественных благ невысокий для их изготовления в частном секторе экономики, то они могут выпускаться в государственном секторе. В этом случае издержки производства возмещаются за счет налогов, что дает возможность решить проблемы «безбилетника» (неплательщика за выгоду одного экономического агента за счет другого агента). Проблема безбилетника заключается в том, что безбилетники занижают ценность чисто общественного блага, а это приводит к более низкому объему его производства по сравнению с эффективным объемом. Таким образом, возможность бесплатного потребления чисто общественных благ обусловливает неэффективность их производства.В конечном счете может сложиться ситуация, когда никто не будет платить и предоставление чисто общественного блага окажется невозможным. Другими словами, в потреблении чисто общественного блага заинтересованы все, а платить не хочет никто. В связи с этим задача производства чисто общественных благ сводится к решению вопроса о том, как обеспечить их производство при наличии безбилетников.Решение проблемы безбилетника методом исключения либо связано со значительными издержками, либо приводит к недопроизводству чисто общественного блага, а следовательно, к уменьшению совокупной полезности. В этом случае предоставление чисто общественных благ становится возможным лишь при участии государства.Формы участия государства в обеспечении чисто общественными благами разные: от непосредственного производства блага (национальная оборона, пожарная охрана) до финансирования общественных благ, производимых частным сектором (уборка и вывоз мусора, некоторые виды медицинской помощи). Однако суть их одна: производство общественных благ, предоставляемых посредством государства, финансируется за счет налогов, взимаемых со всех граждан, как метод решения проблемы безбилетника.

 

63.Роль гос- ва в обеспечен., предлож., общ- х благ. Современ- я экономич- е системы явл- ся смешанными экономиками, считающ., частный и общест- ый секторы. Обществ- ый сектор представл.,  собой совок- ть ресурсов, находящ., в распоряжен., гос- ва. Эк- кА общ- го сектора решает проблемы связан., с произ- ом общ- х и коллект- х благ, определением механизмов достижения  соц- х целей, и не рыночным взаимод., интересов.  Принцип соответствия  Предел., выгоды = предел.,  издержкам MP=MC, использ., для определ., оптимал- го кол- ва общ- го блага.  Любое общ- е благо может быть произведено за счет фактического или потенциального уменьшения потребления др., общ- х или чатных благ. Парето- нейтральными явл- ся изменение, при кот., полезности утрачиваемых и приобритаемых благ, уравновешив., друг друга с точки зрения каждого субъекта. 

 

№64Полная инф-ть э-х субъектов как условие э-го оптимума. При форм-нии моделей равновесия обмена, производства и общего э-го равновесия мы исходили из того, что всем участникам на всех рынках (товаров, труда и капитала) доступна полная (совершенная) информация обо всех э-ких переменных, относящихся к их выбору. При этом каждый из участников, используя полную инф-цию, действует совершенно рационально. Именно это допущение позволяет доказать, что общее конкурентное равновесие приводит к макс-му общес-му благосостоянию, т.е. что оно оптимально по Парето. Тем самым было показано, что в условиях полной информир-ти субъектов рынка и их рационального поведения децентрализованные принятия решений домашними хозяйствами и фирмами приводят к решению проблемы редкости, которая была сформулирована как основная проблема э-ки. Она состоит в том, что, с одной стороны, ресурсы, используемые в э-ке, ограничены, а, с другой стороны, знания (информация) о потребительских предпочтениях и технико-организационных возможностях их использования рассредоточены по всем субъектам общ-ва. Именно такой механизм, как конкурентный рынок, обеспечивает наилучшее (оптимальное по Парето) исп-ние ресурсов при распыленности инф-ции между субъектами о возможностях их использования. Следовательно, основным условием достижения э-го оптимума конкурентным рынком является полная информированность э-ких субъектов об э-ких переменных, относящихся к их выбору, и абсолютно рациональное поведение при самом выборе.

 

 

 

№65 Понятие ассиметричной инф-ции. Роль рыночных сигналов в преодолении инф-нной асимметрии. Одной из наиб. изученных разновидностей несовершенства инф-ции является асимметричная инф-ция на рынке. Рынки с асимметричной инф-цией – это рынки, на которых одни участники знают о товарах больше других. Как правило, продавец продукта знает о товаре больше, чем покупатель. Рабочие знают о своих навыках и спос-тях лучше нанимателей. Из-за асимметричности инф-ции низкокачественные товары вытесняют высококачественные с рынка. Это явление принято определять как отрицательный отбор. Он состоит в том, что в условиях асимметричной информации участники сделок на рынке отличаются в худшую сторону от тех, кто не участвует в их совершении. Так, предлагаемые на продажу подержанные автомобили хуже тех, которые не продаются. Отрицательный отбор – это такой процесс, в результате к-го в добровольных сделках, скорее всего, будут участвовать «нежелательные» члены популяции продавцов и покупателей. Для того чтобы как можно больше снизить эффект отр-го отбора и создать условия, когда рынок ранжирует товары по качеству и все они имеют своих покупателей и продавцов, исп-ся различного рода сигналы. Эти сигналы достигают цели в том случае, если они обеспечивают реализацию двух принципов: Принцип труднодоступности подделки, т.е. сигналу участника рынка будут доверять другие участники, если его очень сложно (или нецелесообразно) подделать. Принцип полного раскрытия – если одни лица используют сигналы, соответствующие благоприятной информации о них, то их соперники будут вынуждены раскрыть свою информацию, даже если она не настолько благоприятна. Каждый из этих принципов в равной мере важен для понимания того, как э-кие агенты собирают и интерпретируют информацию.

№66 Рынок страхования  и виды рисков. Моральный риск. Примером коллективных действий, направленных на снижение неопределенности путем распределения риска, являются операции на страховых рынках. Неопределенность наряду с возникновением страховых рынков порождает явление, называемое моральным риском. Моральный риск на страховом рынке – это склонность людей, застраховавших собственность, проявлять меньше заботы о ее защите от повреждений, воровства и других случаев, от которых она застрахована. Тем самым риск наступления страхового случая увеличивается. Проблема морального риска приводит к тому, что страховые компании вынуждены увеличивать страховые взносы или вообще отказываться от заключения подобных сделок. Явление морального риска возникает и во взаимоот-ях между собственниками и нанятыми ими менеджерами. Эту проблему принято называть проблемой «принципал-агент».Подпринципалом понимается собственник, а агент – нанятый им менеджер или работник. В условиях неопр-ти менеджеры могут предпринимать действия, способствующие реализации их интересов за счет интересов акционеров, большинство акционеров могут достигать своих целей за счет меньшинства. Собственники (принципалы) могут не только не контролировать своих работников и менеджеров (агентов) вследствие несимметричности информации, они обычно даже не знают, что этим людям, которые должны действовать от их имени, следует делать.

70,Проблема эффективности  государственного вмешательства  в экономику. Проблема государственного вмешательства в экономику является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. Но в рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это делается в распределительной экономике. По моему мнению, государство должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства. Очевидно, что современная рыночная система немыслима без вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда рано или поздно встает вопрос о разгосударствлении экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности. Существуют важные ограничения для регулирования. Например, недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование, всеохватный административный контроль за ценами и др.). Это не означает, что государство снимает с себя ответственность за неконтролируемый рост цен и должно отказаться от планирования. Рыночная система не исключает планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства;. Также следует отметить, что рынок во многом является самонастраивающейся, системой, и поэтому влиять на него следует только косвенными, экономическими методами. Однако в ряде случаев, применение административных методов не только допустимо, но и необходимо. Элементы администрирования несет в себе любой экономический регулятор.   Среди методов государственного регулирования не существует совершенно непригодных и абсолютно неэффективных.   Нельзя забывать и о том, что самими экономическими регуляторами следует пользоваться предельно осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные стимулы. Если государство игнорирует это требование, запускает регуляторы, не думая, как их действие отразится на механизме рынка, последний начинает давать сбои. Ведь денежная или налоговая политика по силе своего воздействия на экономику сравнима с централизованным планированием.Надо иметь в виду, что среди экономических регуляторов нет ни одного идеального. Любой из них, принося положительный эффект в одной сфере экономики, непременно дает негативные последствия в других. Здесь ничего нельзя изменить. Государство, использующее экономические инструменты регулирования, обязано их контролировать и своевременно останавливать. Например, государство стремится обуздать инфляцию, ограничивая прирост денежной массы.

Информация о работе Шпаргалка по "Микроэкономике"