Шпаргалка по "Микроэкономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 00:40, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Микроэкономика"

Файлы: 1 файл

MIKRA.docx

— 468.16 Кб (Скачать)

 

 

 

33.Олигополия и  эффективность.Существует две точки зрения на экономические последствия олигополии. Они сосредоточиваются на вопросе динамической эффективности. Традиционная точка зрения исходит из того, что олигополия по структуре близка к монополии. Следовательно, она будет действовать аналогичным образом. Согласно этой точке зрения, можно надеяться, что олигополия, которой присущи барьеры для вступления, ведет к ограничению выпуска объема продукции и установления рыночной цены, которая приносит значительные, если не максимальные, экономические прибыли. Неофициальные тайные соглашения между олигополистами могут дать в результате цены и объемы производства, подобные тем, к которым ведет чистая монополия, хотя при этом сохраняется внешняя видимость конкуренции нескольких независимых предприятий.Традиционной точке зрения противоречит точка зрения Шумпетера-Гэлбрейта, согласно которой крупные олигопольные фирмы, имеющие рыночную власть, необходимые для ускорения темпов научно-технического прогресса. Современная научно-исследовательская деятельность, разработка новых товаров и производственных технологий - чрезвычайно дорогие, поэтому только большие олигопольные фирмы способны финансировать научные исследования и поисково-конструкторские разработки. Существование барьеров для вступления также дает Олигополист уверенность в том, что он будет получать прибыль, определенная часть которых может вкладываться в научно-исследовательские и конструкторские работы. Итак, олигополия, способствуя научно-техническому прогрессу, имеет возможность производить лучшую продукцию, реализовать ее по более низким ценам и обеспечивать высокий уровень производства и занятости, чем тогда, когда отрасль имела бы более конкурентный характер.

34.Рынки ресурсов: сущность, особенности спроса и  предложения, предельный продукт  и предельная доходность ресурса.Рынок экономических ресурсов — рынок, на котором происходит купля-продажа факторов производства. Потребителями ресурсов являются производящие разнообразные блага предприятия и ор­ганизации, которые приобретают их у собственников ресурсов. Собственниками экономических ресурсов, продавцами, в боль­шинстве случаев являются домохозяйства. Для каждого типа и качества производственных ресурсов формируются отдельные рынки: рынок труда, рынок капитала, рынок природных ресур­сов. На этих рынках в результате взаимодействия спроса и пред­ложения формируются цены экономических ресурсов.Особенности спроса и предложения экономических ресурсов: Во-первых, в отличие от товарных рынков, на которых покупатель, приобретая товар, вступает в его полное владение, на рынках факторов производства покупатель приобретает только услуги, которые этот фактор может оказать. Во-вторых, спе­цифической чертой спроса на экономические ресурсы является то, что он имеет производный, вторичный характер, т. е. опреде­ляется спросом на готовую продукцию, производимую с помо­щью данного ресурса. Как правило, чем выше спрос на продукт, тем выше спрос и на ресурсы, необходимые для его выпуска. В-третьих, спрос на факторы производства предъявляют лишь предприниматели, т. е. люди, способные наладить производство необходимых обществу благ. В-четвертых, особенность спроса на экономические ресурсы состоит в том, что спрос на ресурсы является взаимозависимым. В производственном процессе раз­личные ресурсы взаимодействуют друг с другом. Они взаимозаменяют или взаимодополняют друг друга, иногда конкурирую. В-пятых, специфика предложения на этих рынках обусловлена редкостью экономических ресурсов и производных от них факторов производства. Предельной доходностью ресурса, или доходом от реализации предельного продукта является прирост дохода предприятия за счет вовлечения в процесс производства дополнительной единицы ресурса. При убывающей отдаче ресурса прирост дохода сокращается. Это обусловливает более быстрое, интенсивное снижение предельной доходности несовершенного конкурента по сравнению с более совершенным. Следовательно, масштабы использования предприятием ресурсов зависят от динамики их предельной доходности.

35. Эластичность  спроса на ресурсы и факторы,  ее определяющие. Спрос на ресурсы, в отличие от спроса на потребительские товары, связан с производством, осуществляемым конкретным пред-тием. В связи с тем, что целью предприятия является максимизация прибыли, ею определяется и объем спроса на ресурсы. Это означает, что предприятие стремится приобрести такой объем ресурсов, использование которого обеспечит максимизацию прибыли.Для понимания процесса формирования спроса на ресурсы необходимо учесть два момента:1) спрос на ресурсы зависит от спроса на экономические блага, произведенные из этих факторов, т. е. спрос на ресурсы производный от спроса на продукты;2) цены на ресурсы зависят от типа рыночных структур, где реализуются факторы и экономические блага, произведенные из этих ресурсов.Объем спроса на ресурсы зависит от двух факторов:— производительности ресурса;- рыночной цены товара, произведенного из этого ресурса.Поведение предприятия на рынке ресурсов определяется правилом использования ресурсов, которое математически представлено равенством:

В общем поведение предприятия на рынке ресурсов будет следующим: стремясь максимизировать прибыль, оно будет стараться увеличивать дополнительные единицы факторов до тех пор, пока добавочная единица ресурса будет приносить прирост общего дохода (MRP).Естественно, каждая дополнительная единица ресурса требует от предпринимателя добавочных затрат. Величина, на которую возрастают затраты предприятия с каждой додополнительной единицей привлеченного фактора, называется предельными затратами на ресурсы (МRС).Эластичность спроса по каждому конкретному фактору производства может изменяться в зависимости от: 1) уровня доходов фирмы и спроса на выпускаемую ею продукцию; 2) возможностей взаимозамещения применяемых в производстве ресурсов и факторов; 3) наличия рынков взаимозаменяемых и взаимодополняемых факторов производства по приемлемым ценам; 4) стремления к новациям и т. д.ю. Эластичность спроса на ресурс будет тем выше:1) чем больше число имеющихся в наличии подходящих ресурсозаменителей;  
2) чем выше эластичность спроса на продукт; 3) чем больше доля данного ресурса в совокупных издержках производства. 

 

 

 

 

 

 

 

 

36. Равновесие конкурентного  рынка труда, специфика спроса  и предложения труда. Рынок труда — экономическая среда, на которой в результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложения устанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда. Спрос и предложение труда

Спрос на рабочую силу определяется потребностями работодателей в найме определенного количества работников необходимой квалификации для производства товаров и услуг.Спрос на рабочую силу находится в обратной зависимости от ставки реальной заработной платы, которая определяется как отношение номинальной зарплаты к уровню цен. На конкурентном рынке труда кривая спроса на труд имеет отрицательный угол наклона: с ростом общего уровня заработной платы спрос на труд падает. Предложение труда определяется численностью населения, долей в нем трудоспособного населения, средним числом часов, отработанных рабочим за год, качеством труда и квалификацией рабочих.Предложение труда зависит от величины заработной платы. Кривая предложения труда имеет положительный угол наклона: с ростом общего уровня заработной платы предложение труда увеличивается. Спрос на рынке труда формируется под влиянием следующих факторов: структуры общественного производства; уровня развития и масштабов структуры общественного производства; доминирующих форм общественного производства; объемов общественного производства; уровня научно-технического развития и оснащенности национальной экономики; темпов роста и развития национальной экономики.

Предложение на рынке труда формируется  под влиянием следующих основных факторов: среднего уровня оплаты труда; количества населения и в целом демографической ситуации; профессиональной структуры рынка труда (заключается в переизбытке или недостатке определенных профессий); мобильности населения; этнических, религиозных, культурных, психологических особенностей населения; Функциональная зависимость между величиной заработной платы и объемом спроса на труд выражается в виде кривой спроса на труд (рис. 13.4).


Рис. 13.4. Кривая спроса на труд:

  •  — ставка заработной платы;
  •  — величина требующегося труда;
  •  — кривая спроса на труд

 

 

 

 

 


Рис. 13.5. Кривая предложения труда:

  •  — ставка заработной платы;
  •  — величина предлагаемого труда;
  •  — кривая предложения труда

Предложение труда также зависит  от величины заработной платы, получаемой за производительные услуги. Продавцы на рынке труда в условиях совершенной конкуренции стремятся увеличить предложение при росте заработной платы. Поэтому кривая предложения труда имеет положительный наклон (рис. 13.5).

Объединив оба графика — кривой спроса и кривой предложения, получим  точку пересечения Е, в которой  спрос на труд равен предложению  труда, т.е. рынок труда находится в равновесном состоянии (рис. 13.6). Это означает, что все предприниматели, согласные платить заработную плату  , находят на рынке необходимое количество труда, их спрос на труд удовлетворен полностью. В положении рыночного равновесия полностью трудоустроены и все работники, желающие предложить свои услуги при заработной плате  . Поэтому точка  определяет положение полной занятости. При любой другой величине заработной платы, отличной от  , равновесие на рынке труда нарушается. При совпадении спроса на труд и предложения труда заработная плата выступает как цена равновесия на рынке труда.

Рис. 13.6. Равновесие на конкурентном рынке  труда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37.Рынок труда  в условиях несовременной конкуренции: модель монопсонии. Монопсония на рынке труда – это ситуация, когда существует только один покупатель данного вида труда, т.е. один работодатель. Существование монопсонии является характерным для рынка труда: медицинских сестер; профессиональных спортсменов; учителей государственных школ; работников газетных издательств; рабочих некоторых специальностей в строительстве. На монопсоническом рынке одна фирма покупает всю рабочую силу, поэтому, расширяя производство, монопсонист должен предложить более выгодные условия людям, которые потенциально могли бы работать у него. Чтобы привлечь дополнительных работников, он должен повышать уровень заработной платы, нанимать каждую последующую единицу труда по цене ее предложения. Поэтому кривая отраслевого предложения труда относительно эластична. При этом предполагается, что:1.фирма сталкивается с восходящей кривой предложения;2.работодатель может нанимать только из данного объема предложения, отсутствуют альтернативы найма;3.у работника есть альтернативы устройства.Условие максимизации прибыли предполагает равенство между MRP и MC. В условиях монопсонии издержки равны заработной плате СL = WL, а MC= ∆C/∆L. При всех прочих равных условиях на монопсонистическом рынке монопсонист максимизирует свою прибыль путем найма меньшего количества рабочих и, выплачивая ставку заработной платы меньше, чем на конкурентном рынке труда. Это достигается за счет сокращения числа занятых. В результате увеличения конкуренции между наемными работниками их заработная плата снижается ниже равновесного уровня. Важную роль на рынке труда при несовершенной конкуренции играют профсоюзы. Профсоюз – это объединение работников, обладающее правом на ведение переговоров с предпринимателем от имени и по поручению своих членов. Цель профсоюза – максимизация заработной платы своих членов, улучшение условий их работы и получение дополнительных выплат и льгот. Деятельность профсоюзов определяется, с одной стороны, их стремлением к повышению спроса на труд, с другой, к ограничению предложения труда. Одним из направлений деятельности профсоюзов является борьба за расширение государственного нормирования и регулирования труда. Целью такой борьбы является законодательное повышение заработной платы и установление минимального ее уровня выше равновесного. В итоге средний уровень заработной платы повышается и сокращается уровень занятости.

 

38 Модель рынка  труда с учетом профсоюз. Профсоюз — это объединение работников, обладающее правом на ведение переговоров с предпринимателем от имени и по поручению всех своих членов. Цель профсоюза — максимизация заработной платы своих членов, улучшение условий их работы и получение дополнительных выплат и льгот. Наиболее желательным, с точки зрения профсоюза,  способом повышения заработной платы является расширение спроса на труд. В результате чего одновременно увеличится ставка заработной платы, а также вырастет число рабочих мест. Профсоюз может попытаться: 1) увеличить спрос на конечную продукцию; 2) повысить производительность труда; 3) изменить цены на  ресурсы- заменители. Профсоюзы могут способствовать росту спроса на производимую продукцию, и, соответственно, повышению производного спроса на свои собственные услуги труда, путем рекламы. Профсоюзы могут расширить спрос на труд своих членов, воздействуя на уровень цен на ресурсы-заменители. Другой способ, позволяющий профсоюзу добиться своих целей, — это ограничение предложения труда.(Профсоюзы активно содействуют принятию таких законов, которые ограничивают иммиграцию, сокращают использование детского труда, способствуют сокращению рабочей недели и так далее)Добиться уменьшения предложения труда профсоюз может путем сокращения численности членов профсоюза. Другим широко используемым средством ограничения предложения является лицензирование работников. Профсоюз оказывает влияние на власти, побуждая их принять законы, в соответствии с которыми, работники определенных профессий могут наниматься на работу, только если их квалификация отвечает определенным требованиям. Эти требования могут включать уровень образования, стаж работы по специальности, сдачу специальных экзаменов и т.д. Таким образом, предъявление слишком высоких требований, проведение непомерно строгих экзаменов могут существенно ограничить предложение труда в отрасли. Профсоюзы, которые действуют вышеописанными методами, часто называют «закрытыми».

 

39.Формы и системы заработной платы. Формы заработной платы - это способ соотношения между трудом работника и размером его заработной платы. Различают повременную и сдельную формы заработной платы. При повременной оплате мерой труда выступает рабочее время, и заработок работнику начисляется в соответствии с установленной тарифной ставкой (окладом) за фактически отработанное время. Повременная форма заработной платы имеет две системы: простую повременную и повременно-премиальную. В зависимости от способа начисления заработной платы повременная оплата подразделяется на три вида: почасовая, поденная и месячная. Соответственно, различают почасовые, дневные и месячные тарифные ставки. При сдельной оплате измерителем труда является количество выработанной работником продукции или оказанных услуг и заработок зависит от объема выполненной работы и установленных сдельных расценок за единицу работы. Различают следующие разновидности сдельной оплаты:1) прямая или "обычная сдельщина", при которой заработная плата растет прямо пропорционально выработке (чем больше, тем лучше);2) сдельно-прогрессивная, при которой сдельные расценки увеличиваются с ростом выполнения норм выработки сверх 100% (применяется редко, например при необходимости увеличения выпуска отдельных единиц продукции). Премиальная система является дополнительной, поощрительной системой заработной платы. Премия отражает субъективное отношение работника к своей трудовой деятельности, его трудовую активность и выдается за результаты труда. Различают два вида премий:1) предусмотренные системой оплаты труда;2) единовременные (разовые) премии, выдаваемые на основе общей оценки труда работника. Первые премии отличаются от вторых, во-первых, тем, что они распространяются на заранее определенный круг работников, во-вторых, они характеризуются наличием объективных показателей и условий премирования.Выбор форм и систем заработной платы в рыночных условиях зависит от финансовых возможностей организации и ее стратегии на рынке труда и товаров.

 

 

 

43. Рынок ценных бумаг.  Цены и доходы на рынке ценных  бумаг. Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) – сегмент финансового рынка (наряду с рынками ссудного капитала, валютным, страховым и рынком золота), в рамках которого обращаются специфические финансовые инструменты – ценные бумаги. Рынок ценных бумаг с сопутствующей ему системой финансовых институтов – это та сфера, в которой реализуются отношения собственности, формируются финансовые источники экономического роста, концентрируются и распределяются инвестиционные ресурсы. Повысить долю производственных инвестиций невозможно без использования потенциальных возможностей рынка ценных бумаг.

Основные компоненты любого рынка  ценных бумаг – это: Эмитенты;  профессиональные участники; биржевой, внебиржевой; рынки ценных бумаг; инвесторы;  органы государственного регулирования и надзора; саморегулируемые организации; инфраструктура рынка ценных бумаг. В основу финансового инвестирования положены два основных момента:

затраты на приобретение конкретных и определенных как во времени (настоящем), так и в стоимостном выражении

будущие доходы никак не гарантированы, более того, возможным вариантом  является получение убытков. Акции – ценные бумаги, аккумулирующие совокупность прав: на получение текущего дохода в виде дивиденда, на участие в управлении делами компании и на получение доли капитала компании. Номинал акций указан на ее лицевой стороне и одинаков для всех держателей, обеспечивая им равный объем прав. Рыночная цена – цена, в соответствии с которой акция продается и покупается на вторичном рынке. Инвестиции в акции – вложение денег в финансовые активы с целью получения дохода – дополнительных денег. Основные факторы, влияющие на доходность акций: размер дивидендных выплат; колебания рыночных цен; уровень инфляции; налоговый климат и др. Облигации – ценные бумаги, инструменты долгового финансирования, наделяющие инвесторов двумя основными видами прав: право на возврат вложенного капитала по истечении оговоренного срока и право на получение текущего дохода в виде процента либо дисконта. Курсом облигации называется значение рыночной цены облигации, выраженное в процентах к ее номиналу:

где k – курс облигаций; Р – рыночная цена облигаций; Н – номинальная цена облигации.

Общий доход по облигациям складывается из следующих элементов: периодически выплачиваемых процентов от номинальной стоимости (купонного дохода); изменения стоимости облигации за соответствующий период (дисконта как разницы между номиналом и ценой размещения); дохода от реинвестиций полученных процентов. Наиболее существенные факторы, влияющие на доходность облигаций, – инфляция и налоги. Учитывая это, реальная доходность рассчитывается после вычета из дохода выплачиваемых налогов и с учетом существующих темпов инфляции.

Информация о работе Шпаргалка по "Микроэкономике"