Шпаргалка по "Микроэкономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 00:40, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Микроэкономика"

Файлы: 1 файл

MIKRA.docx

— 468.16 Кб (Скачать)

1.предмет микроэкономики. Микроэкномика – особый раздел в фундамент-м курсе эконом теории, кот изучает эконом-е поведение хоз-го субьекта. В центре внимания микро-ки оказ-ся хоз-е субьекты, кот пресслед-т конкретные коммерческие и производ-е цели, стремяться рационально исспольз-ть приобрет-е эконом рес-сы.Хоз-й субьект выступ-т как эконм-е лицо, носитель практисеской деят-ти, кот-й организ-т пр-во и реализацию продукции, несет полный риск хозяйст-я.В кач-ве осн хоз субьектов приз-ся: дом хоз-во, предприним фирма, предприятие, гос-во. В совокупности они созд-т круговорот тов-в и услуг, организ-т первичные эконом-е прцессы.В усл-х переходного периода проблема форм-я и функц-я хоз-х субьектов в реальном секторе экономики связано с развитием института частной собст приватизатии и разгосударствления эк-ки с либерализацией эк-ки.Объект и предмет исследования микроэк-ки: предмет – эконом-е поведение хоз-го субъекта.Обьекты: проблема редкости рес-в и проб выбора; обеспечение эк-й и соц-й эффект-ти; формирование полезности; теория произ-ва и фирмы; механизм взаимодействий спроса и предложения;ценообразование; отношения присвоения и собственности; издержки пр-ва, доход и прибыль; развитие рын отношений; управление хоз-й самостоятельностью.Функции микро-ки: познавательная – объяснение эк-й практики, образования; теоритическая – познание сущности эк-х процессов, разработка систем, категорий и знаков; методологическая – разработка и уточнение общих и частных приемов исслед-я, формирование теоритич-го фундамента для эконом-й науки; практическая – выработка конкрет-хрекомендаций по совершенствованию хоз-го механизма; идеологическая – выработка системы ценностей, определение ориентиров и идеалов эк-го развития, форм-е эк-го сознания.

 

2.Методы микроэкономического анализа. Методология проявляется как способность мыслить науч-ми категориями и понятиями, обнаруживается как категория мышления. Включает метод и теоритич-ю основу. Метод выступает как совокупность мировоззренческих принципов, общ научных методов и частных приемов познания. Частные приемы исследования включают: моделирование и эксперимент; факторный анализ; построение структурного логических схем и графиков; построение аналитических таблиц.Аналитические таблицы представляют собой систему мыслей и суждений выраженных языком цифр. Преимущество люб-й таблицы -  последовательность и логичность, краткость и наглядность, экономия информационных знаков, высокий познавательный эффект.Факторный анализ – разновидность системно-структурного анализа. Под факторным анализом понимается методика комплексов и систем изучения и измерения обстоятельств воздействия на величину исследуемого результативного показателя.Классификация факторов представляет собой распределение их по группам, в зависимости от общего признака. Результаты сист-струк-го фактора анализа могут быть представлены не только в виде мтем-й формулы, но и как струк-но логич-я схема. Построив такую схему можно отразить взаимодействие, которое существует между эконом прцессами.Значительный научный потенциал, пригодный для познания существующих экономических процессов сегодня предлагает моделирование. При моделировании экономист-исследователь искусственно создает слепок объекта, выдвигает произ-й и мысленно пред-й вариант реальной действительности в идее текст-го(вербального), графического или математического анализа.В соврем-м мире иссполь-ся модели 2 типов: оптимизационные модели – применяются при исследовании поведения хоз-х субьектов. Модели раночного равновесия – выдвиг-ся при исслед-ии взаимоотношений между хоз-ми субъектами. Балансовый метод исспольз-ся для отражения соотнош-й пропорций 2 групп взаимосвязей и уравновеш-х эконом-х показателей. Иссполь-ся при анализе денежных доходов, расходов дом хоз и др.Графики и рисунки представляют собой маштабное изображение показателей или чисел с помощью геометрич-х знаков, а так же имеют аналитич-е значение, т к позволяют выявит возможную тенденцию развития.Эксперимент – прием, часто исспольз-ся в хоз-й практике, он выступ-т как искусственное воспроизведение оъекта эконом-го процесса в наиб благоприятных условиях с целью его изучения и накопления практического опыта.

3. Проблема оценки потребителем общей полезности потребляемых благ : кардиналистский подход. Функции полезности. Перед  каждым потребителем стоят 3 вопроса:1)что купить?2)сколько?3)хватит ли денег, что бы осущ-ть покупку? Потребительский выбор – выбор максимизирующий полезность рационального потребителя в условиях ограниченности рес-в. Для того, чтоб максим-ть полезность, потреб-ль должен быть в состоянии сравнивать, сопоставлять, соизмерять полезности различ-х благ и услуг. Два осн-х подхода к решению этой проблемы: 1.кардиналистский(количиственный) 2.ординалистский(порядковый). Рассмотрим один из них- кардиналистский. В осн-ве его теории лежало предположение о возможности соизмерения полезности различных благ. Согласно этой теории, ценность(стоимость) блага опред-ся не затратами тр-да, а потребностью, кот удовлетворяется данным благом. А субъективная полезность зависит от степени насыщения потреб в нем. Кард-й подход позвол не только упорядочить набор товаров с точки зрения возрастания их полезности. Но и сравнить разницу в полезности данных тов-х наборов.   Полезность выражает меру удовлетворения, которое получает субъект от потребления блага или выполнения какого-либо действия. Различают общую (совокупную), среднюю и предельную полезность. Предельная полезность(MU=TU’)- это приращение степени удовлетворения (полезности) при потреблении или использовании дополнительной единицы блага за определенный период времени. Общая (совокупная) полезность(TU=U1+U2+..+Un)-это удовлетворение, которое получают потребители от потребления конкретного набора благ. Средняя полезность(AU=TU/Q)-полезность в среднем на 1 единицу товара. Между общей и предельной полезностью существуют зависимости. Общая полезность равна сумме всех предельных полезностей, добавленных с самого начала. Общая полезность увеличивается с ростом потребления, но уменьшающимся темпом, означающим убывание предельной полезности по мере насыщения потребности в данном благе.

4. Проблема оценки  потребителем общей полезности  потребляемых благ : ординалистский подход. Аксиомы ординалистского подхода. При данном подходе, как и при кардинализме,  полезность(U) товарного набора также получает кол-венное значение. Но такие расчеты имеют лишь иллюстративное знач-е. Главное- не изменение потребности, а упорядочивание разл. наборов товаров с т.зр. их предпочтительности(расстановка товаров по порядку по мере роста общей полезности(AU) потреб. набора благ) Осущ-ся с помощью кривых безразличия(кб) и карт кб.Аксиомы потр. выбора:1.-рац. выбора: покупатель имеет возм-ть сравнить все им-ся наборы потр благ и выбрать лучший из них;2.-ненасыщения: чем больше благ потр-ся потребителем(чем больше благ содержит корзина), тем большую TU  имеет эта корзина. Т.о. не рассматривается ситуация отриц. U;3.-транзитивности предпочтений: поведение потр-ля всегда логично и предсказуемо, т.к. если a>b, b>c, то a>c.

 

 

 

 

 

 

5. Кривые безразличия  потребителя: сущность и свойства. Совок-ть потр.  корзин или альтерн. Наборов, обеспеч-х потр-лю одинаковый ур-нь удовл-я потр-тей и имеющие одинаковую для него полезность(U), наз-ся кривой безразличия(КБ).Т.о. КБ представляет собой совок-ть точек, которые соотв-ют комбинации 2х товаров , приносящих потр-лю одинаковую AU(общую), т.е. потр-лю безразлично, какую из этих комбинаций выбрать.КБ, или линия равной U, отражает сис-му предпочтений покупателя, сложившуюся на опред. момент.Св-ва КБ:1.КБ имеет отриц. зависимость между величинами х и у (на ниспадающее сверху слева вправо вниз (рис.1)), что объясняется аксиомой ненасыщ-я. При сокращ-и потр-я товара х, чтобы остаться на том же ур-не удовл-я(на той же КБ), необходимо увеличить потр-е товара у, и наоборот;2.КБ не пересекаются. Док-во: Допустим, что КБ пересекаются. Исходя из опред-я КБ, TUA =TUB=TUC, но одновременно TUA=TUE=TUD => КБ1 и КБ совпадают, ч.т.д;3.Чем дальше КБ от начала координат, тем большей TU она соответствует (исходя из аксиомы ненасыщ-я). В корзинах товара А’, A’’, A’’’ товара у одинаковое кол-во, но по 2 товару X3>X2>X1 => TA’’’>TA’’>TA’ (в соотв. аксиомы ненасыщ-я)4.Через любую точку данной сис-мы координат можно провести КБ, т. е. для любой комбинации товаров найдется множество др. комбинаций этих товаров, которые будут иметь такую же TU (исходя из принципа взаимозаменяемых благ).

 

6. Предельная норма  замещения. Закон убывающей предельной  полезности. Предельная норма замещения – MRS.

Чем больше потребляем товар  х, тем быстрее падает MU(предельная пол-ть), тем больше нужно товара х, чтобы заменить товар у, от которого мы отказались. MRS товара х товаром у –это то кол-во товара х, на которое потр-ль должен увеличить потребление при отказе от одной ед. товара у, чтобы оставать при этом на прежнем ур-не удовл-я. В каждой т.  кривой безразличия(КБ) MRS различна и MRS уменьшается при движении вдоль КБ вправо вниз. В силу закона убывающей MU, при увелич-и потр-я товара х (при движ-и вдоль КБ вправо вниз), MUx падает, а MUу возрастает, т.к. его потребление сокращается. Соответственно, нам необходимо все больше товара х для компенсации потери одного товара у.В рез-те MRS при движении вдоль КБ вправо вниз снижается. В т. равновесия потр-ля угол наклона БЛ (бюдж. линии)=углу наклона КБ : -Px/Py = Δy/Δx

Также MRS = -Δy/Δx. Одновременно из правила максимизации полезности следует MUx/Px=MUy/Py => MUx/MUy=Px/Py в т. равновесия потр-ля.

 

7.Бюджетные ограничения: сущность и свойства. Линия бюдж-го огран-я показ-т разные комбин-и 2х товаров, кот. м.б. приобр-ы при фиксир-ой величине ден.дохода и при данном ур-не цен на эти товары. Бюджетная линия АВ – прямая, точки которой показывают наборы благ, при покупке которых денежный доход расходуется полностью. Для каждой бюджетной линии I = const в каждой точке.


Любая точка означает опред-ый тов-ый набор, на кот. израсходован весь доход (т.С). Точки А и Е - весь доход тратится на 1 из тов-в Х или У. Все множ-во тов.наборов предст-ы треуг. ОАЕ, кот. назыв. бюджетным пространсвом. Точка G харак-ет тов.наборы, на кот.доход тратится полностью. Точка F отражает более желателные для потреб-ля, но не доступные при данном доходе тов. наборы.

 

 

 

 

 

 

8.Равновесие в  потреблении. Потребительское равновесие – ситуация, в которой потребитель не может увеличить общую полезность, получаемую исходя из данного бюджета, расходуя меньше денег на покупку одного блага и больше на покупку другого блага. Максимальная эффективность потребления достигается в том случае, когда предельная полезность всех приобретаемых товаров в расчёте на единицу вложенных средств одинакова. То есть когда предельная полезность блага А поделить на цену блага А равна предельной полезности блага Б поделить на цену Б и равна предельной полезности блага В поделить на цену В и так далее. Эту формулу ещё называют формулой эффективности Парето.В реальной жизни потребительского равновесия и эффективности по Парето достигнуть невозможно, потому что полезности благ постоянно меняются в зависимости от изменения обстоятельств и потому что большинство благ нельзя дробить на небольшие части, без чего равенство невозможно. На практике потребитель находится в состоянии неравновесия. Поэтому, исходя из правила максимизации потребности, мы можем сформулировать Закон потребительского выбора – из всего богатства выбора покупатель приобретёт в первую очередь тот товар, предельная полезность которого на единицу вложенных средств наибольшая. После покупки данного товара его предельная полезность уменьшается, согласно закону уменьшения предельной полезности. В результате становится более выгодно купить другой товар. Если бы этот процесс продолжался бы при прочих равных условиях, и то в итоге потребитель пришёл бы к состоянию, близкому к состоянию эффективности Парето, только с учётом недробности благ. Но дело в том, что условие «при прочих равных условиях» выполнить невозможно, так как процесс покупки требует времени, а со временем меняется и полезность и (медленнее) цены. Поэтому потребитель всегда стремится к равновесию, но находится в состоянии неравновесия.

 

 

 

 

 

W

Y

X

0

K2

TU3

TU2

I3

I2

I1

TU1

TU4

Х1

Х2

Х3

Х4

Y1

Y2

Y3

Y4

I4

K3

K4

K1

Кривая “I – C”

α

α = 45°: ­Х = ­Y;

α > 45°: ­Y > ­Х;

α < 45°: ­Х > ­Y

9. Изменение дохода и  цен приводит к сдвигам бюджетной  линии. Увеличение денежного дохода приводит к параллельному смещению бюджетной линии вправо-вверх. Аналогичный результат – при снижении цен на оба продукта в равной степени (¯РX = ¯РY), что означает рост реального дохода. При снижении денежного дохода или равном росте цен (­РX = ­РY) бюджетная линия сдвигается влево вниз. Вместе с ростом дохода и последующим сдвигом от I1 до I2, …, In происходит и сдвиг кривых безразличия от TU1 до TU2, …, TUn. Точки касания К1, К2, …, Кn кривых безразличия TU1, TU2, …, TUn с бюджетными линиями I1, I2, …, In показывают динамику положения равновесия (оптимума) потребителя в соответствии с ростом дохода. Кривая ОW, соединяет точки равновесия, соответствующие разным доходам. При a = 45° потребитель в равной пропорции приобретает блага Х и Y при росте дохода. При a < или > 45° предпочтение в наборах отдается либо ­Х, либо ­Y.

 

 

 

 

10. Эффект дохода и эффект замещения. Эффект замещения – изменение структуры потребительского спроса (соотношения средств, выделяемых на покупку разных товаров) в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор без учета эффекта дохода. Эффект дохода – это воздействие, оказываемое на спрос потребителя за счет изменения реального дохода, вызванного изменением цены блага без учета эффекта замещения. В случае с нормальными товарами эффект дохода и эффект замещения суммируются, т.к. происходит расширение потребления нормальных товаров. Благо, спрос на которое растет при росте цен и падает при их снижении, называется малоценным или низкокачественным товаром. Для низкокачественных товаров эффект дохода и эффект замещения вычитаются.Предположим ,что цена на тов.Х растет,по эффетку замещения спрос на этот товар сократится,т.к. часть потребителей перейдет на более дешевые заменители.повышение цены привело к снижению реального дохода,а т.к. тов.Х полноценный,то это приводит также к понижению спроса.таким образом для полноценного товара эффект дохода и замещения действует в одном направлении,усиливая друг друга.Тов. У явл-ся неполноценным.предположим,что цена на него растет ,по эффекту замещению спрос на товар У сократиться,одновременно действует эффект дохода,при снижению реального дохода,спрос на неполноценный товары возрастает. таким образом для неполноценных товаров эффект дохода и замещения действует в разных направления,частично компенсирует друг друга.изменение спроса связ.с тем какой эффект явл-ся более сильным для подавляющего числа неполноцен.тов.эффект замещения перекрывает эффект дохода. поэтому закон спроса также выполняется. Однако сущ-ет неполноцен.тов.,спрос на которые явл-ся не стандартным,это неполноценные товары, занимающие    большой удельный вес потребления малых слоев населения .в этом случаи эф.дохода перекрывает эф.замещения и график спроса имеет положительный наклон. впервые такие товары описал Гиффен,поэтому они получили его имя.

Информация о работе Шпаргалка по "Микроэкономике"