Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 00:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Микроэкономика"
1.предмет микроэкономики. Микроэкномика – особый раздел в фундамент-м курсе эконом теории, кот изучает эконом-е поведение хоз-го субьекта. В центре внимания микро-ки оказ-ся хоз-е субьекты, кот пресслед-т конкретные коммерческие и производ-е цели, стремяться рационально исспольз-ть приобрет-е эконом рес-сы.Хоз-й субьект выступ-т как эконм-е лицо, носитель практисеской деят-ти, кот-й организ-т пр-во и реализацию продукции, несет полный риск хозяйст-я.В кач-ве осн хоз субьектов приз-ся: дом хоз-во, предприним фирма, предприятие, гос-во. В совокупности они созд-т круговорот тов-в и услуг, организ-т первичные эконом-е прцессы.В усл-х переходного периода проблема форм-я и функц-я хоз-х субьектов в реальном секторе экономики связано с развитием института частной собст приватизатии и разгосударствления эк-ки с либерализацией эк-ки.Объект и предмет исследования микроэк-ки: предмет – эконом-е поведение хоз-го субъекта.Обьекты: проблема редкости рес-в и проб выбора; обеспечение эк-й и соц-й эффект-ти; формирование полезности; теория произ-ва и фирмы; механизм взаимодействий спроса и предложения;ценообразование; отношения присвоения и собственности; издержки пр-ва, доход и прибыль; развитие рын отношений; управление хоз-й самостоятельностью.Функции микро-ки: познавательная – объяснение эк-й практики, образования; теоритическая – познание сущности эк-х процессов, разработка систем, категорий и знаков; методологическая – разработка и уточнение общих и частных приемов исслед-я, формирование теоритич-го фундамента для эконом-й науки; практическая – выработка конкрет-хрекомендаций по совершенствованию хоз-го механизма; идеологическая – выработка системы ценностей, определение ориентиров и идеалов эк-го развития, форм-е эк-го сознания.
2.Методы микроэкономического анализа. Методология проявляется как способность мыслить науч-ми категориями и понятиями, обнаруживается как категория мышления. Включает метод и теоритич-ю основу. Метод выступает как совокупность мировоззренческих принципов, общ научных методов и частных приемов познания. Частные приемы исследования включают: моделирование и эксперимент; факторный анализ; построение структурного логических схем и графиков; построение аналитических таблиц.Аналитические таблицы представляют собой систему мыслей и суждений выраженных языком цифр. Преимущество люб-й таблицы - последовательность и логичность, краткость и наглядность, экономия информационных знаков, высокий познавательный эффект.Факторный анализ – разновидность системно-структурного анализа. Под факторным анализом понимается методика комплексов и систем изучения и измерения обстоятельств воздействия на величину исследуемого результативного показателя.Классификация факторов представляет собой распределение их по группам, в зависимости от общего признака. Результаты сист-струк-го фактора анализа могут быть представлены не только в виде мтем-й формулы, но и как струк-но логич-я схема. Построив такую схему можно отразить взаимодействие, которое существует между эконом прцессами.Значительный научный потенциал, пригодный для познания существующих экономических процессов сегодня предлагает моделирование. При моделировании экономист-исследователь искусственно создает слепок объекта, выдвигает произ-й и мысленно пред-й вариант реальной действительности в идее текст-го(вербального), графического или математического анализа.В соврем-м мире иссполь-ся модели 2 типов: оптимизационные модели – применяются при исследовании поведения хоз-х субьектов. Модели раночного равновесия – выдвиг-ся при исслед-ии взаимоотношений между хоз-ми субъектами. Балансовый метод исспольз-ся для отражения соотнош-й пропорций 2 групп взаимосвязей и уравновеш-х эконом-х показателей. Иссполь-ся при анализе денежных доходов, расходов дом хоз и др.Графики и рисунки представляют собой маштабное изображение показателей или чисел с помощью геометрич-х знаков, а так же имеют аналитич-е значение, т к позволяют выявит возможную тенденцию развития.Эксперимент – прием, часто исспольз-ся в хоз-й практике, он выступ-т как искусственное воспроизведение оъекта эконом-го процесса в наиб благоприятных условиях с целью его изучения и накопления практического опыта.
3. Проблема оценки
потребителем общей полезности потребляемых
благ : кардиналистский подход. Функции
полезности. Перед каждым потребителем
стоят 3 вопроса:1)что купить?2)сколько?3)хватит
ли денег, что бы осущ-ть покупку? Потребительский
выбор – выбор максимизирующий полезность
рационального потребителя в условиях
ограниченности рес-в. Для того, чтоб максим-ть
полезность, потреб-ль должен быть в состоянии
сравнивать, сопоставлять, соизмерять
полезности различ-х благ и услуг. Два
осн-х подхода к решению этой проблемы:
1.кардиналистский(
4. Проблема оценки потребителем общей полезности потребляемых благ : ординалистский подход. Аксиомы ординалистского подхода. При данном подходе, как и при кардинализме, полезность(U) товарного набора также получает кол-венное значение. Но такие расчеты имеют лишь иллюстративное знач-е. Главное- не изменение потребности, а упорядочивание разл. наборов товаров с т.зр. их предпочтительности(расстановка товаров по порядку по мере роста общей полезности(AU) потреб. набора благ) Осущ-ся с помощью кривых безразличия(кб) и карт кб.Аксиомы потр. выбора:1.-рац. выбора: покупатель имеет возм-ть сравнить все им-ся наборы потр благ и выбрать лучший из них;2.-ненасыщения: чем больше благ потр-ся потребителем(чем больше благ содержит корзина), тем большую TU имеет эта корзина. Т.о. не рассматривается ситуация отриц. U;3.-транзитивности предпочтений: поведение потр-ля всегда логично и предсказуемо, т.к. если a>b, b>c, то a>c.
5. Кривые безразличия
потребителя: сущность и
6. Предельная норма
замещения. Закон убывающей
Чем больше потребляем товар х, тем быстрее падает MU(предельная пол-ть), тем больше нужно товара х, чтобы заменить товар у, от которого мы отказались. MRS товара х товаром у –это то кол-во товара х, на которое потр-ль должен увеличить потребление при отказе от одной ед. товара у, чтобы оставать при этом на прежнем ур-не удовл-я. В каждой т. кривой безразличия(КБ) MRS различна и MRS уменьшается при движении вдоль КБ вправо вниз. В силу закона убывающей MU, при увелич-и потр-я товара х (при движ-и вдоль КБ вправо вниз), MUx падает, а MUу возрастает, т.к. его потребление сокращается. Соответственно, нам необходимо все больше товара х для компенсации потери одного товара у.В рез-те MRS при движении вдоль КБ вправо вниз снижается. В т. равновесия потр-ля угол наклона БЛ (бюдж. линии)=углу наклона КБ : -Px/Py = Δy/Δx
Также MRS = -Δy/Δx. Одновременно из правила максимизации полезности следует MUx/Px=MUy/Py => MUx/MUy=Px/Py в т. равновесия потр-ля.
7.Бюджетные ограничения: сущность и свойства. Линия бюдж-го огран-я показ-т разные комбин-и 2х товаров, кот. м.б. приобр-ы при фиксир-ой величине ден.дохода и при данном ур-не цен на эти товары. Бюджетная линия АВ – прямая, точки которой показывают наборы благ, при покупке которых денежный доход расходуется полностью. Для каждой бюджетной линии I = const в каждой точке.
Любая точка означает опред-ый тов-ый набор, на кот. израсходован весь доход (т.С). Точки А и Е - весь доход тратится на 1 из тов-в Х или У. Все множ-во тов.наборов предст-ы треуг. ОАЕ, кот. назыв. бюджетным пространсвом. Точка G харак-ет тов.наборы, на кот.доход тратится полностью. Точка F отражает более желателные для потреб-ля, но не доступные при данном доходе тов. наборы.
8.Равновесие в потреблении. Потребительское равновесие – ситуация, в которой потребитель не может увеличить общую полезность, получаемую исходя из данного бюджета, расходуя меньше денег на покупку одного блага и больше на покупку другого блага. Максимальная эффективность потребления достигается в том случае, когда предельная полезность всех приобретаемых товаров в расчёте на единицу вложенных средств одинакова. То есть когда предельная полезность блага А поделить на цену блага А равна предельной полезности блага Б поделить на цену Б и равна предельной полезности блага В поделить на цену В и так далее. Эту формулу ещё называют формулой эффективности Парето.В реальной жизни потребительского равновесия и эффективности по Парето достигнуть невозможно, потому что полезности благ постоянно меняются в зависимости от изменения обстоятельств и потому что большинство благ нельзя дробить на небольшие части, без чего равенство невозможно. На практике потребитель находится в состоянии неравновесия. Поэтому, исходя из правила максимизации потребности, мы можем сформулировать Закон потребительского выбора – из всего богатства выбора покупатель приобретёт в первую очередь тот товар, предельная полезность которого на единицу вложенных средств наибольшая. После покупки данного товара его предельная полезность уменьшается, согласно закону уменьшения предельной полезности. В результате становится более выгодно купить другой товар. Если бы этот процесс продолжался бы при прочих равных условиях, и то в итоге потребитель пришёл бы к состоянию, близкому к состоянию эффективности Парето, только с учётом недробности благ. Но дело в том, что условие «при прочих равных условиях» выполнить невозможно, так как процесс покупки требует времени, а со временем меняется и полезность и (медленнее) цены. Поэтому потребитель всегда стремится к равновесию, но находится в состоянии неравновесия.
W
Y
X
0
K2
TU3
TU2
I3
I2
I1
TU1
TU4
Х1
Х2
Х3
Х4
Y1
Y2
Y3
Y4
I4
K3
K4
K1
Кривая “I – C”
α
α = 45°: Х = Y;
α > 45°: Y > Х;
α < 45°: Х > Y
9. Изменение дохода и
цен приводит к сдвигам
10. Эффект дохода и эффект замещения. Эффект замещения – изменение структуры потребительского спроса (соотношения средств, выделяемых на покупку разных товаров) в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор без учета эффекта дохода. Эффект дохода – это воздействие, оказываемое на спрос потребителя за счет изменения реального дохода, вызванного изменением цены блага без учета эффекта замещения. В случае с нормальными товарами эффект дохода и эффект замещения суммируются, т.к. происходит расширение потребления нормальных товаров. Благо, спрос на которое растет при росте цен и падает при их снижении, называется малоценным или низкокачественным товаром. Для низкокачественных товаров эффект дохода и эффект замещения вычитаются.Предположим ,что цена на тов.Х растет,по эффетку замещения спрос на этот товар сократится,т.к. часть потребителей перейдет на более дешевые заменители.повышение цены привело к снижению реального дохода,а т.к. тов.Х полноценный,то это приводит также к понижению спроса.таким образом для полноценного товара эффект дохода и замещения действует в одном направлении,усиливая друг друга.Тов. У явл-ся неполноценным.предположим,что цена на него растет ,по эффекту замещению спрос на товар У сократиться,одновременно действует эффект дохода,при снижению реального дохода,спрос на неполноценный товары возрастает. таким образом для неполноценных товаров эффект дохода и замещения действует в разных направления,частично компенсирует друг друга.изменение спроса связ.с тем какой эффект явл-ся более сильным для подавляющего числа неполноцен.тов.эффект замещения перекрывает эффект дохода. поэтому закон спроса также выполняется. Однако сущ-ет неполноцен.тов.,спрос на которые явл-ся не стандартным,это неполноценные товары, занимающие большой удельный вес потребления малых слоев населения .в этом случаи эф.дохода перекрывает эф.замещения и график спроса имеет положительный наклон. впервые такие товары описал Гиффен,поэтому они получили его имя.