Шпаргалка по "Микроэкономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 00:40, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Микроэкономика"

Файлы: 1 файл

MIKRA.docx

— 468.16 Кб (Скачать)

 

11. Типы конкуренции  и основные рыночные структуры  в современной экономике. Классификация стр-ры рынка базируется на определении кол-ва продавцов и природы продукта.Знание структуры рынка необходимо для того, чтобы определить возможные объемы продаж при различных уровнях цен, и как поведут себя фирмы-конкуренты под воздействием предпринимаемых шагов.структура рынка определяет степень его конкурентности. следующие типы рынков: чистой конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии. Рыночная структура отражает все наиболееважные аспекты рынка— количество фирм в отрасли, тип производимого продукта, возможности для входа и выхода из нее фирм, количество покупателей, способность отдельной фирмы воздействовать на рыночные цены.1.Чистая конкуренция —отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий. характерно:1.бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей. 2.однородность и делимость продаваемой продукции. --отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка. --высокая мобильность факторов производства.-равный и полный доступ всех участников к информации.2.Чи́стая монопо́лия —наличием только одного продавца данного вида товара или услуги.черты: уникальность продукта, владение основными видами сырья, низкие средние затраты. Чистые монополии возникают обычно там, где отсутствуют альтернативы данному товару или услуге. Чистая монополия завышает цены, назначая монопольно высокую цену и получая монопольно высокую прибыль. 3.Монополистическая конкуренция —является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено точной абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые практически невозможно. Таким образом, большинство предприятий мира можно назвать монополистически конкурентными.4.Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. В большинстве стран почти все отрасли тяжелой промышленности имеют именно такую структуру. Олигополия представляет собой рыночную структуру, при которой на рынке продукта присутствует небольшое число фирм-продавцов, каждая из которых занимает существенную долю рынка и обладает значительным контролем над ценами. Формально к олигополистическим обычно относят те отрасли, где несколько крупнейших фирм производят более половины всей выпускаемой продукции.

 

 

 

P

Q

D

Рис.3.1. Кривая спроса для

отдельной конкурентной фирмы

P

Q

D

Рис.3.2. Кривая рыночного

спроса 

12.Признаки совершенной  конкуренции, особенности спроса, валового и предельного доходов в совершенной конкуренции. Совершенная конкуренция – рыночная структура, характеризующаяся следующими основными признаками:1.большое число продавцов и  покупателей товара, которые не обладают достаточными размерами и мощностью, чтобы оказывать влияние на производство;2.однородность продукции 3.отсутствие барьеров для вхождения в отрасль и выхода из нее;4.полная прозрачность рынка – покупатели и продавцы имеют равный доступ к информации.  Ни один экономический субъект рынка не обладает властью над рыночной ценой (не может устанавливать рыночную цену,может только приспосабливаться к ней). При совершенной конкуренции поскольку все фирмы в отрасли имеют небольшие размеры и выпускают однородную продукцию, каждая из них должна руководствоваться рыночной ценой Кривая спроса, с которой сталкивается отдельная конкурентная фирма, совершенно эластична Поскольку фирма может продать дополнительные единицы продукции по постоянной цене, кривая ее предельного дохода (MR) в условиях совершенной конкуренции совпадает с ее кривой совершенно эластичного спроса. Таким образом, в условиях совершенной конкуренции предельный доход и цена продукции отдельной фирмы равны между собой, т.е. Р = MR.

13. ВОПРОС.РАВНОВЕСИЕ СОВЕРШЕННО КОНКУРЕНТНОГО РЫНКА В КОРОТКОМ ПЕРИОДЕ. В краткосрочном периоде чистый конкурент может как получить сверхприбыль, так и работать с убытком. В долгосрочном периоде засчет свободного прилива капитала, сверхприбыль и убытки в конкурентной отрасли исчезли. В краткосрочном периоде фирмы конкурирующей отрасли получают сверхприбыль. Это привело: 1. Увеличение размеров производства со стороны фирм, находящихся в отрасли 2. Из-за отсутствия входа барьеров в отрасль не появляются новые фирмы. Результат: быстрое насыщение рынка и даже перенасыщение, которое приведет к упадку отраслевой цены. Падают доходы фирмы, экономическая прибыль уменьшается и исчезает. Отрасль попадает в долгосрочное равновесие, когда все фирмы работают в условиях самоокупаемости т.е. получает нормальную прибыль.Равновесие совершенно конкурентного рынка в коротком периоде достигается, когда объемы спроса и предложения равны.

 Равновесная цена Р* определяет горизонтальную линию спроса (AR = MR ) типичного предприятия отрасли (рис. 9.10, б). Если предприятие имеет кривые средних и предельных затрат SATC1 и SMC1 его оптимум определяется точкой А, где AR = MR = SMC1(q*1), выпуск предприятия составит q*1, а прибыль на единицу выпуска измеряется отрезком АВ.Прибыль=(Р-АТС)*Q. Если, по каким-либо причинам кривыми затрат предприятия являются SATC2 и SMC2, его оптимум определяется точкой К, где AR(q*2) = MR = SMC2(q*2), выпуск составит q*2 , а прибыль (отрицательная!) на единицу продукции измеряется отрезком СК.но фирма не закр,пока AVC меньше цены. Наконец, если кривые средних и предельных затрат предприятия SATC3 и SMC3 , его оптимум соответствует точке Е, выпуск составит q*3, а экономическая прибыль будет равна нулю. Поскольку цены заданы рынком, предприятия совершенно конкурентной отрасли могут лишь варьировать объемы выпуска, стремясь к максимуму прибыли (минимуму убытков).

14 ВОПРОС.РАВНОВЕСИЕ ОТРАСЛИ В ДЛИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ. В краткосрочном периоде чистый конкурент может как получить сверхприбыль, так и работать с убытком. В долгосрочном периоде засчет свободного прилива капитала, сверхприбыль и убытки в конкурентной отрасли исчезли. Если В краткосрочном периоде фирмы конкурирующей отрасли получают сверхприбыль. Это привело: 1. Увеличение размеров производства со стороны фирм, находящихся в отрасли 2. Из-за отсутствия входа барьеров в отрасль не появляются новые фирмы. Результат: быстрое насыщение рынка и даже перенасыщение, которое приведет к упадку отраслевой цены. Падают доходы фирмы, экономическая прибыль уменьшается и исчезает. Отрасль попадает в долгосрочное равновесие, когда все фирмы работают в условиях самоокупаемости т.е. получает нормальную прибыль. на практике совершенно конкурентные отрасли не могут достичь и тем более поддерживать состояние долгосрочного равновесия. Кривые спроса постоянно смещаются и/или меняют конфигурацию в связи с изменениями потребительских вкусов и предпочтений, доходов, других определяющих спрос факторов.  Закрытие фирмы в долгосрочном периоде. Цена должна покрывать средние издержки, хотя бы минимальные их значения(все изд явл перенменными). Если она опустится ниже, то фирма закрывается в долгосрочном периоде т.к. длительное время она не может быть убыточным. P<ATCmin.

 

 

15. Эконом эффек-ть и чистая конкуренция. Эффективность означает, что иное распределение ресурсов по сравнению с имеющимся не приведет к дополнительному выигрышу общества, а наоборот уменьшает его. При этом выигрыши отдельных лиц, при ином распределении ресурсов могут вырасти, но засчет больших проигрышей других лиц. Выведем условие данной эффективности. будет показывать значимость производящего товара.Если Р ›МС, то общество оценивает производимый товар выше, чем тот от которого отказались. Следовательно, производящим товаром оно еще не насытилось, его произведено не достаточно. Следовательно, в отрасли наступает недостаточное количество ресурсов.Распределение экономических ресурсов неэффективно. Если Р‹МС, то общество оценивает производящий товар ниже, чем тот, от которого отказались. Этот товар перепроизводится, его много. В отрасль поступает большое количество ресурсов. Распределение ресурсов неэффективно. Следовательно,  единственное условие достижения эффективности распределения ресурсов является Р=МС. Для условий чистой конкуренции рассмотрим достигли ли эти виды эффективности. Известно, что в долгосрочном периоде равновесия получаем: Р=MR=MC=ATCmin Следовательно, чистая конкуренция является единственной рыночной структурой, в которой достигается экономическая эффективность.

 

19. Экономические последствия монополии. В большинстве случаев монополии сособствуют неравенству в распределении дохода. Пользуясь своей властью на рынке, монополии назначают более высокие цены, чем назначила бы совершенно конкурентная фирма, имеющая те же издержки производства; они также могут наложить на потребителей частный налог и получить прибыль от этого. Большинство монополий явл-ся естеств-ми монополиями и поэтому подлежат регулированию. Если цель регулир-щей комиссии явл-ся достиж-ие эффект-ти размещения ресурсов, ей следует установить макс-ую цену для монополиста, кот-ая равна предельным издержкам. Цена, при кот-ой достиг-ся эффект-ое размещение рес-ов, наз-ся социально оптимальной ценой.

20. Ценовая дискриминация в условиях чистой монополии. Одним из возможных способов увеличения прибыли для производителя, в той или иной мере обладающего монопольной властью, является ценовая дискриминация, т.е. продажа гомогенного блага по различным ценам разным покупателям; при этом различия в ценах не связаны с затратами производства и доставки товара на рынок. необходимым условием осуществления ценовой дискриминации является невозможность перепродажи блага. Поэтому наиболее широкое распространение она получила в сфере услуг.В зависимости от способа осуществления ценовой дискриминации ее делят на категории (степени).Дискриминацией первой степени называется продажа каждой единицы блага по ее цене спроса. Если продавцу это удается, то кривая отраслевого спроса становится для него кривой предельного дохода. В этом случае монополия продаст такой же объем продукции, какой был бы реализован в условиях совершенной конкуренции. При этом весь потребительский излишек достается продавцу в виде добавочной прибыли. Осуществить ценовую дискриминацию первой степени на практике удается редко. Чаще по разным ценам монополист продает не каждую единицу продукции, а определенные ее партии. Так, теплоэлектроцентраль может учесть, что минимально необходимое количество электроэнергии и тепла потребители возьмут по очень высоким ценам, а если на последующие порции своей продукции она будет снижать цены, то общий объем выручки и, возможно, прибыль возрастут. В этом суть ценовой дискриминации второй степени. Смысл дискриминационного поведения состоит в том, чтобы использовать все возможности для назначения максимальной цены на каждую продаваемую единицу товара. Это значит, что дискриминации может подвергаться как один и тот же покупатель, например, в зависимости от закупаемого количества товара, так и разные покупатели. Ценовая дискриминация допустима, когда монополист контролирует производство, цены и покупателей делит на группы – по кошельку. В условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене, при монопольной власти предельный доход меньше цены, кривая спроса наклонна, что позволяет фирме, которая обладает монопольной властью, получить дополнительную прибыль. Эластичность спроса на продукт влияет на цену монополиста: чем выше эластичность, тем более приближены условия деятельности монополии к условиям рынка свободной конкуренции. И наоборот, при неэластичном спросе создается большая возможность взвинчивать цены и получать монопольную прибыль. Таким образом можно сделать вывод: если высокая неэластичность, то предлагается высокая цена, а если товар эластичен, то предлагается низкая цена. Чтобы не подорвать ценовую дискриминацию, первоначально покупатель товара не имеет права его перепродавать. На поведение монополиста огромное влияние оказывает налог. Он увеличивает издержки монополиста, следовательно, монополист сокращает производство и увеличивает цену на товар. Влияние налога на монопольные цены зависит от эластичности спроса: чем меньше эластичность, тем в больше степени повышается цена при введении налога. Вывод: ценовая дискриминация способствует увеличению прибыли монополиста, т.к. товары продаются по высокой цене. Ценовая дискриминация была разработана Дж. Робинсон и Пигу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21.  Естественная монополия и регулирование их деятельности. ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ — 1. Ситуация, при которой отрасль, производящая (реализующая) товары и услуги, эффективно удовлетворяет спрос в условиях отсутствия конкуренции в силу технологических особенностей производства. Ее товары (услуги) имеют устойчивый спрос независимо от значительного изменения цены, поскольку их оказывается невозможным заменить другими товарами (пример: система электроснабжения города).2. Собственно отрасль, фирма, находящиеся в такой ситуации .В условиях Е. м. производство продукции одной фирмой при любом выпуске выгодней, чем производство двумя или более фирмами. Иными словами, оптимальный размер фирмы настолько велик относительно рынка, на котором она действует, что для других фирм на этом рынке не остается места и она может удовлетворить спрос на данный продукт с затратами меньшими, чем если бы на рынке действовали две или более фирм. Новичкам просто нерентабельно вступать в рынок такого товара. (Но, конечно, научно-технический прогресс в некоторых условиях может и разрушить естественную монополию.)Высокая экономическая эффективность естественных монополий делает абсолютно недопустимым их дробление. Это, однако, не означает, что государство может воздержаться от регулирования естественных монополий. Ведь их бесконтрольная деятельность способна принести значительный вред. Как монополисты данные структуры пытаются решать свои проблемы прежде всего за счет повышения тарифов и цен. Последствия этого для экономики страны - самые разрушающие. Увеличиваются издержки производства в других отраслях, разрастаются неплатежи, парализуются межрегиональные связи. И это не абстрактная теория. Вся российская деловая пресса последних лет полна жалобами промышленных предприятий цены на энергию и т.п.При этом естественный характер монопольного положения хотя и создает возможности для эффективной работы, отнюдь не гарантирует, что эти возможности будут на практике реализованы. Ведь существует механизм Х-неэффективности. Действительно теоретически РАО «ЕЭС России» может иметь более низкие издержки, чем несколько конкурирующих электроэнергетических фирм. Но где гарантии того, что оно хочет удерживать их на минимальном уровне.На минимальном уровне, то есть посредство ценообразования по Рамсею: повысьте цены относительно предельных затрат обратно пропорционально эластичности спроса. Это правило можно сформулировать таким образом: сокращайте объемы выпуска всех продуктов и услуг в равном соотношении до тех пор, пока общий доход не будет равен общим издержкам.Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле за ценообразованием на естественно - монопольные товары или за объемом их производства (скажем, путем определения круга потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию).

Информация о работе Шпаргалка по "Микроэкономике"