Шпаргалка по "Микроэкономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 00:40, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Микроэкономика"

Файлы: 1 файл

MIKRA.docx

— 468.16 Кб (Скачать)

22. Основные черты  монополистической конкуренции,  дифференциация продукта. Монополистическая конкуренция— тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов.Основные черты монополистической конкуренции:1.наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей);2.свободный вход на рынок и выход с него (отсутствие барьеров, удерживающих новые фирмы от вступления на рынок, или препятствий на пути существующих фирм, покидающих рынок);3.разнородная, дифференцированная продукция, предлагаемая конкурирующими фирмами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например по химическому составу);4.совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;5.влияние на уровень цен, но в довольно узких рамках.Дифференциация продукта — мнимые или действительные различия в аналогичных товарах, производимых фирмами-конкурентами. Формы дифференциации продукта достаточно разнообразны. Они обусловлены не только качеством peaлизуемого товара, но также географическим положением места продажи, условиями послепродажного обслуживания, рекламой, упаковкой и пр.Дифференциация продукта, с одной стороны, вызывает расширение разнообразия продуктового предложения, что позволяет более детально учесть запросы покупателей. С другой стороны, наличие чрезмерного выбора товаров одной продуктовой группы заставляет покупателя либо менее тщательно подходить к процедуре выбора товара, либо вынуждает его производить затраты на консультирование по поводу свойств данного продукта у специалистов. Собственно дифференциация продукта является как желательным, так и неизбежным явлением. Но реклама и многообразие продукта, вызванное его дифференциацией, могут быть излишними. Это всегда вызывает беспокойство как у отдельных покупателей и движения, называемого консьюмеризмом, так и у производителей.

23.Равновесие фирмы монополистического  конкурента в краткосрочном периоде. Монополистическая конкуренция— тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов. Краткосрочный период – получение эконом. прибыли либо столкновение с убытками, т.е. политика максимизации прибыли либо политика минимизации убытков. Т.к. фирма является «искателем цены», причем фирм много, но каждая из них настолько мала, что не зависит от других, то кривая спроса убывает. При этом отличие продукта дает фирме возможность, хотя незначительно, но поднять цену на свой товар, не потеряв своих покупателей. Объем выпуска определяется пересечением кривой предельных издержек (МС) и кривой предельного дохода (MR), а колебание цены задается высотой кривой спроса. Поскольку цена товара находится выше средних общих издержек (ATC), фирма, наряду с нормальной прибылью, получает эконом. прибыль. Фирма проводит политику минимизации убытков – когда цена товара ниже средних общих издержек (ATC). Фирма будет вынуждена закрыться, если цена товара будет ниже средних переменных издержек (AVC).


 

 

Краткосрочное равновесие монополистического конкурента


В коротком периоде в условиях монополистической конкуренции  фирма, максимизирующая прибыль, будет стремиться осуществлять производство при такой комбинации цены (ОР1) и объема выпуска (OQ1), которая уравнивает предельные издержки (МС) и предельный доход (MR), т.е. МС = MR. В этом случае фирма может извлечь сверхприбыль.

 

24.Равновесие фирмы монополистического конкурента в долгосрочном периоде. Монополистическая конкуренция— тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов.


 

Долгосрочное равновесие монополистического конкурента


Фирма монополистической  конкуренции опирается на величину средних общих издержек (AC), решая, оставаться ли ей в отрасли или  уйти с рынка. Таким образом, если фирма постоянно терпит убытки, это  означает, что средние общие затраты  на производство превышают установленную  цену за единицу товара, то она покинет  рынок в долгосрочном периоде. Следует  отметить, что поскольку монополистический  конкурент динамичен в принятии решений, он не способен эффективно распределить ресурсы, что ведет к неэффективности  такой фирмы в долгосрочном периоде; на рынке монополистической конкуренции  практически невозможно иметь положительную  прибыль в долгосрочной перспективе.

25.Монополистическая конкуренция и эффективность. Монополистическая конкуренция – такой тип рыночной структуры, при котором множество фирм производят дифференцированные товары. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов. Основные черты монополистической конкуренции:1. как и в условиях чистой монополии, монополистически конкурентная фирма сталкивается с убывающей кривой спроса, т.е. является «искателем» цены;2. как и в условиях совершенной конкуренции, доступ других фирм на рынок свободен, а потенциальная возможность получить прибыль привлекает новые фирмы с конкурирующими марками товаров, снижая экономические прибыли до нуля;3. отсутствует взаимная зависимость фирм, тайный сговор практически невозможен;4.экономическое соперничество влечет за собой как ценовую, так и неценовую конкуренцию (реклама, продажа в рассрочку).Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность. В отличие от цен на совершенно конкурентном рынке равновесная цена монополистической конкуренции превышает предельные издержки. Это означает, что цена, которую платят покупатели за потребление дополнительных единиц продукции, превышает издержки на их производство. Кроме того, фирмы на данном типе рынка имеют резервные мощности, следовательно, объем производства фирмы меньше, чем тот, который минимизирует средние издержки (QLR<Q(ATCmin). С другой стороны, на большинстве рынков монополистической конкуренции монопольная власть невелика, цена и объем производства не многим отличаются от тех, которые существовали бы на рынке совершенной конкуренции. Нельзя также игнорировать ценность разнообразия продуктов, свойственного монополистической конкуренции.

26.Неценовая конкуренция и ее издержки. Неценовая конкуренция – это такой вид конкуренции, при которой используют любые другие методы, кроме снижения цен. Эти методы могут включать качества самого продукта или его рекламу, информацию, надежность продукта, соответствие обещанным характеристикам, послереализационное обслуживание и т.д. Данный тип конкуренции основан на дифференциации, то есть на различиях с аналогичным товаром конкурентов. Они выражаются в:1.предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью, комфортом, безопасностью и сроком службы (конкуренция качества и технического превосходства);2.лучших условиях продажи и более продолжительном сроке гарантийного обслуживания (конкуренция сервиса);3.использовании интенсивной рекламы, различных презентаций в целях стимулирования сбыта товаров;4.предоставлении покупателям широкого выбора услуг, например продажа товаров с сюрпризом (подарком, лотереей), бесплатная доставка на дом, выбор товара по каталогу, оформление заказа по телефону;5.повышении ценности товара в глазах покупателя с помощью привлекательного дизайна, упаковки, необычайного вкуса, оригинального названия, отсутствия холестерина, сахара и кофеина.Издержки неценовой конкуренции. В добавление к издержкам, связанным с избыточной мощностью, существуют также издержки, которые несут фирмы на рынках с монополистической конкуренцией тогда, когда фирма стремиться убедить потребителя в том, что ее товары отличаются от товаров конкурентов. Монопольно конкурентные рынки характеризуются наличием товарных знаков и непрерывной разработкой новых товаров и улучшением старых. Многих потребителей убедили, что качество товаров с известными марками превосходит качество конкурентной продукции Вероятно, что фирмы на рынках с монополистической конкуренцией для увеличения продаж будут скорее конкурировать с помощью улучшения товаров или разработки новых, чем при помощи понижения цен. Улучшение товара отдельной фирмой позволит ей извлекать прибыли пока остальные фирмы не скопируют эти улучшения. Часто эти улучшения бывают поверхностными и несущественными. Но как только товар улучшен, фирма обычно начинает рекламу, чтобы проинформировать потребителей об этих изменениях.

27.Основные признаки олигополии. Понятие олигополия означает тип рынка несовершенной конкуренции, для которого характерен контроль со стороны нескольких крупных фирм-продавцов над основным выпуском отрасли. Близкими понятиями являются олигопсония, для которой характерен контроль со стороны нескольких крупных потребителей над основным объемом рыночного спроса, а также дуополия, для которой характерен контроль только двух крупных продавцов над объемом выпуска отрасли. Олигополию отличают следующие признаки: 1) ограниченное количество крупных взаимозависимых продавцов и множество мелких покупателей в отрасли, в результате чего покупатели не влияют на цену товара, а контроль продавцов ограничен из-за взаимозависимости участников рынка, т.к. при принятии решения относительно уровня цены или выпуска олигополист учитывает ответную реакцию соперника; 2) наличие возможности регулировать вход в отрасль и устанавливать барьеры для вступления новых фирм в отрасль; 3) преимущественное использование неценовой конкуренции.

 

31.Использование  теории игр в моделировании  поведения олигополиста. Теория игр анализирует поведение лиц и организаций с противоположными интересами. Результаты решения управления фирм зависят не только от самих этих решений, но и от решений конкурентов. Теорию игр можно применить к ценовой стратегии олигополистических фирм. Теория игр, применительно к анализу рыночных структур, была разработана американскими экономистами Дж. фон Нейманом и О. Моргенстерном в их книге «Теория игр и экономическое поведение». Основную идею теории можно выразить следующим образом: игроки стремятся максимизировать свой выигрыш; таким выигрышем у олигополии является прибыль; в большинстве случаев наилучшая стратегия каждого игрока зависит от стратегии, избранной другими игроками; равновесие возникает, когда каждый игрок выбирает такую стратегию» которая принимает во внимание наилучшие стратегии других игроков. Такое равновесие называется «равновесием Нэша». В некоторых случаях наилучшая стратегия игрока разрабатывается независимо от стратегий, выбранных другими. В этом случае она называется «доминантной стратегией >. Остальные участники вынуждены в силу тех или иных причин приспосабливать свое поведение к доминантной стратегии. Для характеристики последствий выбора того или иного варианта стратегии составляется матрица. В ней задействованы два игрока, например фирмы Джона и Питера. Каждый вход в матрицу показывает получение прибыли одной из фирм в связи с той или другой парой стратегических выборов. Чтобы определить наилучшую стратегию» Джон и Питер рассматривают каждую строчку матрицы с целью найти оптимальный вариант при выборе стратегии» связанной с этой строчкой. Теория игр показывает, что поведение фирм на рынке взаимозависимо. Каждая должна учитывать реакцию соперника на те или иные действия.

32. Показатели монопольной власти и антимонопольное законодательство. Монопольная власть – это способность фирмы воздействовать на цену своего товара, изменяя продаваемое на рынке количество этого товара.Степень монопольной власти может быть различна. Чистый монополист обладает полной монопольной властью, т.к. является единственным поставщиком уникальной продукции.Но чистая монополия редка, т.к. большинство товаров имеет близкие заменители. В то же время большинство фирм в той или иной степени управляют ценой, т.е. имеют некоторую монопольную власть. Если на рынке действует одна монопольная фирма, говорят об относительной монопольной власти.Большинство показателей монопольной власти явно или неявно оценивают или величину экономической прибыли, или разницу между ценой и предельными издержками. Для оценки поведения фирмы на рынке и вида рыночной структуры используют следующие показатели:• норму экономической прибыли (коэффициент Бэйна),• коэффициент Лернера,• коэффициент Тобина (q Тобина),• коэффициент ПапандреуКоэффициент Бейна показывает экономическую прибыль на один доллар собственного инвестированного капитала.  - бухгалтерская прибыль - нормальная прибыль. Индекс Лернера показатель степени конкурентности рынка позволяет избежать трудностей, связанных с подсчетом нормы доходности. 

.ьКоэффициент Тобина связывает рыночную стоимость фирмы (измеряемой рыночной ценой ее акций) с восстановительной стоимостью ее активов: P- рыночная стоимость активов фирмы (обычно определяется по курсу акций)  С - восстановительная стоимость активов фирмы, равная сумме расходов, необходимых для приобретения активов фирмы по текущим ценам.  Коэффициент монопольной власти Папандреу основывается на концепции перекрестной эластичности остаточного спроса на товар фирмы. Необходимым условием осуществления монопольной власти служит низкое влияние на объем продаж фирмы цены продавцов на взаимосвязанных рынках или сегментах одного и того же рынка.

Qdi - объем спроса на товар фирмы, обладающей монопольной властью, Pj - цена конкурента,  - коэффициент ограниченности мощности конкурентов, измеряемый как отношение потенциального увеличения выпуска к росту объема спроса на их товар, вызванного понижением цены. Он изменяется от нуля до единицы.Антимонопольное зак-во – совок. правовых норм, законов, призванных защищать и усилить конкуренцию, снизить возможности долгосрочного извлечения экономической прибыли, препятствовать агрессивной монополистической политике в отношении произ-лей-конкурентов и потребителей. Основные направления деят-ти монопольных органов: а) препятствие слияниям фирм и их поглощению, носящим монопольный хар-р; б) противодействие монополистической фиксации цен в рез-те тайных соглашений фирм; в) уменьшение возм-ти монополистической ценовой дискриминации. Это прежде всего проблемы оценки монопольной власти и издержек монополизма. В этом случае под монополией понимают не только единств. продавца, но и все другие возм-ти влияния на рынок. Единого показателя концентрации отрасли или монопольной власти нет, поэтому исп-ют ряд показателей:В бел.эк-ке доминируют по содержанию монополия гос. собств-ти, а по форме – чистая монополия и олигополия. Совершенно конкурентных рынков в республике нет. Развитие отечественной эк-ки и общесоюзной специализации привело к широкому распр-нию монополии основных пр-лей на рынке РБ, а иногда и на бывшем общесоюзном рынке. Инвестиционная пол-ка приводила к созданию и укрупнению монополистов, появлению крупных произв-нных объединений. Сейчас в бел. эк-ке сложился особый тип монопольного хоз-ва, не имеющий аналогов в мире. В стране монополизированы не только пр-во, но и среда обитания хоз.субъектов. Все республ. п/п-монополии являются гос-ными. Гос-во одновременно выступает и как монопольный пр-ль, и как монопольное управляющее начало. Монополизм явился рез-том огосударствления собств-ти, эк. пол-ки. Пр-ли в РБ лишены возм-ти широкого выбора поставщиков, потребителей, кредиторов и торговых посредников.

Информация о работе Шпаргалка по "Микроэкономике"