Шпаргалка по "Макроэкономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 23:47, шпаргалка

Краткое описание

1.Предмет макры. Особенности макроэкон. анализа.
2. Модель кругооборота. Основные макроэкономические тождества
3.Метод-ие основы кл-ой теории

Файлы: 1 файл

макра.doc

— 5.83 Мб (Скачать)

Цель-создание благоприятной обстановки для для  трудовой и предпринимательской  дея-сти.

Ф-ции: 1)Стимулирующая - содействие процессу формирования рациональной структуры доходов и совершенствования отношений занятости. Это стимулирование всех видов эконом дея-сти в рамках правового поля, формирование высокой мотивации работников к высокоэффективному труду, учет доли каждого работающего в созданном продукте.

2)Стабилизирующая  – перераспределение доходов, развитие сис-мы соц защиты и социальных гарантий как для населения в целом, так и для каждого из его соц групп.Упор при этом делается на выплату пенсий и пособий нетрудоспособным, малоимущим, безработным, на обеспечение опр Ур-ня образования и медицинского обслуживания для всез слоев населения. Необходим баланс м/у этими ф-циями, т.к. ослабление стимул ф-ции ведет к снижению ресурсного обеспечения соц пол-ки, ум-нию возможностей для финансирования соц программ, а нарушение стаб обусловливает неоправданное нарастание соц дифференциации и напряженности в общ-ве.

Соц пол-ка осущ на разных Ур-нях:

  1. микроуровень- соц пол-ка фирмы в отношении ее работников
  2. макроур-нь – региональная и гос-ная соц пол-ка в отношении регоинов
  3. интерур-нь – межгос-ная соц пол-ка, связанная с решением глобальных эконом проблем, ликвидацией бедности и отсталости некоторых стран

С т зр субъектов  соц пол-ки выделяют гос-ный, региональный и муниципальный ее Ур-ни.

Гос-ная соц пол-ка х-ется единым законодательным пространством, соц инфраструктурой, кадровым и информационным обеспечением всего населения. На этом Ур-не опр-ются цели, задачи, приоритетысоц развития и способы их достижения по отношению ко всему общ-ву: утверждаются нормативно-правовые акты, регулирующие общие принципы соц пол-ки в стране; устанавливаются минимальные соц гарантии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, стипендий, мед обслуживания, образования и культуры; разрабатываются целевые соц пр-мы. Региональная учитывает особенности этнического, культурного и исторического х-ра региона, потребности его жителей. На этом Ур-не разрабатываются и реализуются регионаьные з-ны, различные соц пр-мы. Вместе с тем данный Ур-нь соц пол-ки не всегда может учитывать запросы и нужды отдельных людей, для этого нужны спе меры и технологии, кот присущи муниципальной соц пол-ке. Дея-сть ее субъектов направлена на решение конкретных проблем населения. Этот Ур-нь находится ближе к пот-лю.

Соц полка базируется на ряде принципов-основных исходных положений, на кот строится Дея-сть гос-ва в соц пол-ке. К ним относятся: 1) принцип социальной справедливости; 2) принцип индивидуальной соц ответственности, означает, что каждый дееспособный член общ-ва обязан прилагать максимум усилий для того, чтобы сам-но обеспечить удовлетворение своих пот-стей. 3) принцип соц компетенсации обеспечивает правовую и соц защищенность граждан.ю кот выражается в получении ими льгот и соц обслуживании;4) принцип соц гарантий предполагает предоставление гражданам гарантированного минимума соц услуг, пот-ние кот обеспечивает подготовку личнсти к сам-ной жизни.5) принцип всеобщности предполаг, что соц мероприятиями должны быть охвачены все члены общ-ва с учетом дифференциального подхода к ним.

Выд два осн  типа соц пол-ки: 1) Бисмарковский  в большей степени реализует распределительный тип соц справедливости, т.к. в нем делается упор на жесткую связь соц выплат с длительностью и результативностью профессиональной Дея-сти. Работники в теч трудовой жизни уплачивают страх взносы, размер кот опр-ется при закл-нии коллективных договоров с нанимателями. Страх фонды упр-ются на паритетных началах и не субсидируются из бюджета. Маообеспеченные семьи получают помощь по муниуипальной линии.

2)Бевериджский  основан на принципе национальной  справедливости. Он предполагает, что любой ч-к, независимо от степени его участия в общественном пр-ве, имеет право на минимаьную защиту от соц рисков, а ср-ва соц защиты формируются в знач степени из гос бюджета.

В рамках соц  пол-ки можно выделить ряд осн  направлений: пол-ка доходов населения; пол-ка в сфере труда и трудовых отношений; соц поддержка и защита нетрудоспобных и маообеспеченных семей и граждан; развитие отраслевой инфраструктуры; соц защита отдельных групп населения; экологическая, демографическая и миграционная пол-ка.

 

55. Уровень и качество жизни. Минимальный потребительский бюджет и бюджет прожиточного минимума. Доходы населения. Номинальные и реальные доходы. Факторы, определяющие доходы населения.

Под ур-ем жизни  подразумевают фактически сложившиеся  условия жизнедеятельности и степень удовлетворения потребностей насел-ия, обеспеченных массой товаров и услуг. При его исследовании следует использовать множество показателей, каждый из которых должен отражать лишь одну из сторон жизнедеятельности человека. Сюда включаются следующие группы показателей: демографические, санитарно-гигиенические условия жизни; потребление продуктов питания; жилищные условия; образование и культура; условия труда и занятость; доходы и расходы населения; индексы потребительских цен; наличие транспортных средств; организация отдыха; социальное обеспечение; права человека.

Показатели  могут измеряться в натуральных единицах, текущих или сопоставимых ценах, в процентах или рангах (по месту расположения в ряду однородных показателей).

По методам  измерения они делятся на статистические, основанные на отчетности; нормативные, разработанные на базе нормативных отчетов; аналитические, получаемые расчетным путем с помощью статистических и нормативных показателей.

Однако к  середине 50-х гг. XX в. на первый план выходит понятие «качество жизни», которое трактуется как уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей, обеспечивающих благополучие людей.

Качество и  уровень жизни тесно взаимосвязаны, причем первое, будучи более широким понятием, отражает больший спектр потребностей людей. Критериями его оценки выступают научно обоснованные нормативы потребления населения. Соотношение фактического удовлетворения потребностей и разработанных нормативов говорит о степени удовлетворения потребностей отдельных людей, их групп, общества в целом.

Важнейшим показателем, характеризующим уровень и качество жизни, является потребление благ и услуг. Во всем комплексе потребностей населения, характеризующих уровень его жизни, значительное место занимает потребность в жилье.

Уровень и качество жизни в значительной степени  зависят от величины доходов населения.  Доходы населения — это все  средства в натуральной и денежной форме, получаемые домохозяйствами.

Для оценки уровня доходов применяют понятии номинального, располагаемого и реального доходов.

Номинальный доход — это вся сумма денежного дохода, не зависящая от налогообложения и уровня цен. Располагаемый доход — это номинальный доход за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, непосредственно используемые населением на потребление и сбережения. Реальный доход — это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму располагаемого дохода. Величина реального дохода зависит от его номинального уровня, налогов на доходы, цен на потребительские товары. Реальные доходы населения определяются только в динамике за конкретный период времени с использованием индекса потребительских цен, который рассчитывается за каждый месяц и за год в целом:

РД = (НД - НП)1/I,

где РД — реальные доходы, р.; НД — номинальные доходы, р.; НП — налоги и обязательные платежи, р.; I — индекс потребительских цен.

Иногда реальные доходы населения определяют через  показатель покупательной способности денег, характеризующий изменение объема товаров или услуг, которые можно приобрести на одну и ту же сумму в разные периоды времени.

В зависимости  от циклов жизнедеятельности человека доходы делятся на получаемые 1) до участия в трудовой деятельности (до достижение трудоспособного возраста); 2) от участия в трудовой, предпринимательской, общественной деятельности; 3) временно неработающими (безработными, беженцами и т.д.); 4) после завершения трудовой деятельности (пенсионерами).

С  юридической точки зрения, доходы бывают законными и незаконными.

В Республике Беларусь при изучении доходов опираются  на Баланс денежных доходов и расходов населения и выборочные обследования около 6 тыс. домохозяйств. В первой половине 90-х гг. XX в. они доходы неуклонно снижались, и в 1995 г. их уровень составил только 62 % от уровня 1990 г. В 1996 г. падение доходов было приостановлено, и начался их рост, что особенно ярко проявлялось начиная с 2000 г.

Прожиточный минимум — это минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. Он ориентирован на низший (физиологический) уровень потребления, что находит отражение в ограниченном количестве товаров и услуг в каждой товарной группе.

Бюджет прожиточного минимума — стоимостная величина прожиточного минимума плюс обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам.

Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Он рассчитывается для различных социально-демографических групп населения. Минимальным потребительским бюджетом в среднем на душу населения считается среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек, состоящей из двух взрослых и двух детей.

 

56.Проблема неравенства  в распределении доходов. Проблема  бедности.  Количественное определение  неравенства.  Децильный и квинтильный коэффициенты. Кривая Лоренца. Коэффициент Джинни

Денежные доходы распределяются между людьми неравномерно, что характерно для всех стран мира. Данное явление известно как з-н Парето, согласно которому между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость: 80% созданного ВВП присваивается 20% населения, а оставшиеся 20%распределяются между 80% населения.

На величину доходов оказывают влияние социально-политические, демографические, профессиональные, статусные, социально-экономические, географические факторы. Для Беларуси можно выделить и экологический фактор, связанный с последствиями аварии на ЧАЭС и необходимостью в дополнительных средствах существования для жителей пострадавших районов.

Коэффициент дифференциации доходов, или коэф.фондов (Кg), - соотношение между средними доходами 10% наиболее богатого населения (d10) и 10% наименее обеспеченного (d1):    Кg= d10/ d1/. Чем выше Кg,тем больше неравенство в доходах и выше степень дифференциации населения. Различают также децильный и квинтильный коэффициенты, которые определяются отношением минимальных доходов соответственно10, 20% самого богатого населения к максимальным доходам 10, 20% самого бедного.


Наглядно оценить  степень неравномерности распределения  доходов между домашними хозяйствами можно построив кривую распределения доходов – кривую Лоренца. По оси абсцисс откладывают кумулятивную долю семей, располагающих определенным уровнем дохода, а по оси ординат – кумулятивную долю совокупного дохода, начиная с наименьшей, приходящейся на самую необеспеченную часть семей.

                Доходы, % 


 100 Е


 

50

А

 

 

 

 

0           50         100     Население, %

Если бы доходы у всех людей были одинаковы, то кривая Лоренца совпала бы с прямой абсолютного  равенства ОЕ. Чем больше кривая Лоренца отклоняется от прямой абсолютного равенства, тем неравномернее распределяются доходы в обществе. Отношение площади сегмента между биссектрисой ОЕ и кривой Лоренца к площади треугольника ОАЕ называется коэффициентом Джинни. Если коэф. равен 0, кривая Лоренца совпадет с прямой ОЕ и доходы в обществе распределяются абсолютно равномерно. При значении коэффициента 1кривая Лоренца будет представлена катетами треугольника ОАЕ, что свидетельствует об абсолютном неравенстве в распределении доходов. В РБ дифференциация доходов 6,9, коэф.Джинни 0,304.

С проблемой  неравномерного распределения доходов  связана проблема бедности. Бедность – недостаток денег, ограничение возможностей человека, которое вызвано отсутствием высокооплачиваемой работы, комфортабельного жилья, доступа к качественному образованию и здравоохранению. Основным инструментом определения численности бедных в стране является черта, или граница бедности – минимально допустимый критической уровень жизни , который правительства стран должны гарантировать своим гражданам. Данный показатель зависит от экономических возможностей гос-ва: состояния экономики, среднего уровня жизни населения, его менталитета. В развитых странах черта бедности выше, чем в развивающихся. В РБ в качестве границы бедности выступает бюджет прожиточного минимума – минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и его здоровья. Крайним явлением бедности является нищета. Домохозяйства признаются нищими, если их продовольственное потребление не обеспечивает 80% минимального пищевого рациона, определенного ВОЗ, или затраты на питание превышают 80% их совокупного дохода.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Макроэкономике"