Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 23:47, шпаргалка
1.Предмет макры. Особенности макроэкон. анализа.
2. Модель кругооборота. Основные макроэкономические тождества
3.Метод-ие основы кл-ой теории
Необходимо учитывать, что поведение подобной фиск. пол-ки (антициклич.) предполагает отказ от принципа сбалансированности гос. бюджета.
Проциклич-ая – когда действия правительства не ослабевают, а наоборот усиливают конъюнктурные колебания эк-го цикла.
Об эк-ой мощи того или иного гос-ва можно судить исходя из удельного веса прямых и косвенных налогов в доходной части гос. бюджета.В развитых странах преобл. прямые налоги, т.к. они непосредственно зависят от дохожов и прибыли. В развивающихся – косвенные, т.к. они позволяют наполнить бюджет независимости от эффективности функционирования эк-ки.
В РБ доходная часть до 2004 г. почти на 50% формировалась за счет косвенных налогов. Но в рез-те включения в республиканский бюджет ряда внебюджетных фондов (ФСЗП), зависимость от косв-ых нал. несколько уменьшилась, хотя и осталась преобладающей (прежде всего от НДС). А прямые налоги ( нал. на прибыль и подоходный нал.) где-то дают 10% дохода респ-го бюджета.
21.Дискреционная фискальная
Дискреционная
БНП – сознательное манипулирование
законодательной и
ВНП AD1
E AD
AD2
У2 Уе У1 НД
Рост G, снижение налогов сдвигает вверх AD и ведет к росту НД до ур.У1. Снижение G и рост налогов Т приводит к снижению НД. Допустим правительство решило увеличить гос закупки на 20 млрд.$ за счет гос бюджета. MPC в обществе 0,8, тогда прирост НД: Δ У=ΔG*Кк, где Кк-коэф.Кейнса (в данном случае 5)
Мультипликатор гос расходов: Mg=1/1-MPC
Увеличение G финансируется не за счет налоговых поступлений, а сознательного увеличения бюджетного дефицита.
Аналогично изменению гос закупок на объем дохода влияют изменения трансфертных платежей, которые являются составляющей гос расходов. Однако эффективность их воздействия на совокупные расходы, а значит и на объем дохода, несколько меньше. Это объясняется тем, что трансфертные выплаты населению приводят к росту его доходов, но только часть их, определяемую MPC, население использует на потребление, увеличивая на ту же величину совокупные расходы. Механизм влияния изменения трансфертных выплат на доходы и выпуск аналогичен механизму, действующему при изменении налогов.
Стабилизировать AD на уровне полной занятости можно и др.способом – с помощью налогов. Например, гос-во вводит аккордный налог – налог постоянной абсолютной величины, не зависящий от НД. Что произойдет с расходами на потребление и сбережение после введения такого налога? При снижении дохода на 20 млрд.$ сокращается и потребление и сбережение, но не на 20. Если MPC 0,8, то потребление сократится на 16 (20*0,8), а сбережения на 4 млрд. (0,2*20). В итоге произйдет уменьшение дохода на следующую величину: ΔУ= ΔТ*MPC*Кк
Мультипликатор налогов: Mt=-MPC/1-MPC
Больший стимулирующий
эффект оказывают гос расходы. Причина
в том, что в случае расходов происходит
непосредственное воздействие на экономику,
а воздействие налогов
Предположим правительство увеличило и G и Т на 20 млрд.$ и опять:
- ΔУ= Δ Т*MPC*Кк («-» значит, что доход и налоги изменяются в противоположном отношении)
Теорема мультипликатора сбалансированного бюджета: увеличение G, сопровождаемое точно таким же увеличением Т для сбалансирования бюджета вызовет прирост НД на ту же величину. Мультипликатор сбалан.бюджета всегда равен 1 вне зависимости от MPC,MPS.
С дискреционной политикой связана проблема времени, т.к. о том, что происходит с ВВП в текущем квартале мы узнаем из статистики в конце квартала, а для принятия мер для борьбы с негативными тенденциями требуются законопроекты, также принимаемые не в одночасье.
22.Сбалансированный бюджет. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Бюджет полной занятости. Бюджетный дефицит/излишек.
Сбалан-ность
бюджета – достижение равенства его
доходной и расходной частей. Идеальное
исполнение гос.бюджета – полное покрытие
гос.расходовгос.доходами и образование
остатка средств,т.е. превышение доходов
над расходами.Обратная ситуация ведет
к образ-июбюджетного дефицита(не
должен превышать 5% ВВП).Бюджетный излишек
– понятие обратное понятию бюджетный
дефицит. Причины бюджет.дефицита
– меры по осуществлению крупных гос.программ,милитаризации
страны,войны,
23. Недискриционная
фискальная политика:»
Наклон кривой Т на каждом из её участников зависит от ставки налога t. При более высоком У повышаются и налоговые ставки, следовательно кривая Т становится более крутой. Ломанный характер предопределён прогрессивностью ставки %. Наоборот, если t снижается, при снижении нац-го дахода, то Т становится пологой. В точке Е бюджет стабилизирован (T=G). Прямые налоги в развитых странах – основная часть доходов, и эти налоги обычно взимаются по прогрессивной шкале. Поэтому в период спада легче становится налоговая нагрузка и тем самым смягчается экономический спад. Кроме того, во времена спада растёт общая сумма пособий по безработице, др. соц-х выплат, т.е. происходит прирост доходов и сокращение АД оказывается не столь значительным. Таким образом, бюджетные дефициты оказывают стимулирующее значение, а профициты – сдерживающее. Дефицит помогает бороться со спадом, а профицит – с перегревом и инфляцией. Встроенные стабилизаторы не могут на 100% предотвратить колебания АД. По некоторым оценкам они уменьшают размер колебаний примерно на 1/3 , но т.к. в РБ преобладают косвенные налоги, действие встроенных стабилизаторов не столь очевидно (они сокращают колебания примерно на ¼). Главное достоинство недискриционной политики в том, что все инструменты включаются немедленно, при малейшем изменении эк-х условий. т.е. здесь практически отстутствует временной лаг (отрезок). Недостаток в том, что такая политика не способна полностью устранить колебания экон-го цикла. Понятно, что чем выше ставки налогов и трансферты, тем действеннее данная политика, но на начальной стадии экон-го роста она может служить «фискальным тормозом». Например, когда экономика после спада начинает выходить из застоя и ей требуется поддержка, встроенные стабилизаторы действуют в обратном направлении.
24.Виды бюдж.деф.Фин-е бюдж.деф.
Различают первичный и общий дефицит гос. Бюджета. Первичный-общий деф-т гос-го бюджета, уменьшенный на сумму %-ых выплат по гос-мудолгу.Принято различать:
-фактическийд-т-отрицат-ая разность м/д действительными доходами и расходами правит-ва.
-струк-рный-разность м/д доходами и расходами гос.бюджета, рассчитанная для нац-го дохода в у словиях полной занятости.
-циклический-разница м/д фактическим и стр-нымдеф-том.Такойдеф-т есть следствие колебаний эк-кого цикла.
При ан-зебюдж.деф-та также применяется подход «утечки-инъекции». Сбережение S и чистые налоги T(налоги за вычетом трансфертов)-это утечки в кругообороте доходов и расходжов на макроур-не.Анивестиции и гос.расходы-это инъекции.В условиях макроравновесия утечки должны=инъекциям: S+T=i+G.
S-i=G-T, где G-T –бюджетный деф-т.
Если G-T>0, то это возможно
только за счет того, что S>i, при чем на
величину S-i.Другими словами, выпуск цен-х
бумаг прав-вом возможен только, если в
эк-кенац-ыесбереж-я>нац-ыхинв-
ЭТ рассматривает 2 осн-х способа финансиров-я б.деф-та:
1)выпуск новых денег-
2)займы внутренние и
внешние-относит-но
В определ-ом смысле можно сказать, что б.деф-т покрывается только за счет займа, т.к. и в первом случае происходит заимствование казначейства у центр. Банка.Прибегать к необеспеч-му печатанию новых денег для правит-ва многих стран-противозаконно. Для неинфляц-го способа нужно правит-ву занимать средства на кредитном рынке не у ЦБанка, а у коммерческих банков и у населения, Тогда гос-во, размещая свои облигации, вступает на кредитном рынке в кокуренцию с частным сектором. К спросу на кредит со стороны частного сектора добавляется спорос гос-ва и при неизменном предложении денег процентные ставки возрастут, а это приведёт к уменьшению часныхинвестиций-эффект вытеснения.
Итак,отличие 1-го способа от 2-гов том, что есть эмиссия денег и «льготный» залог под ценные бумаги прав-ва, тогда как во2-ом случае нет ни эмиссии, ни льготного заимствования.За последние 10 лет деф-т гос.бюджета РБ сохраняется на низком ур-не 2-3% ВВП.В 2004, 2006 и 2008 был даже профицит.
25.Гос.
долг,его виды и соц-эконом.
Причиной образов.гос.долга
выступает дефицит бюджета.Вся
сумма бюджетных дефицитов
Бюдж.деф. –финансиров.б.д.(гос.займы
облигации;кредиты нацбанку,правительству;ГКО
на 3,6месяце,внешние займы)-гос.долг(обслужив.
и управлен.гос.долгами,
Дифицитн.финансиров.позваляет
профинансировюнеотложн.
1)Гос.долг-стемление страны
жить за счёт буд.покалений,поэтому наращив.долга
способно ухудшить эконм.перспектив.2)
РЕГУЛИРОВ.ГОС.ДОЛГА.Погашение
гос.долга вкл %осущ.либо из запланировн.бюдженных
ср-в,либо путём рефинансирования т.е.
за счет доходов от выпуска новых займов.Упрвление
гос.долгом выступает в виде конверсии
и консалидации.Конверсия-
IS2 IS1 LM1 LM2
R3 E1
R2
E2
R1
У2 У1
Модель IS LM при финансиров.бюджетн.дефицита.