Шпаргалка по "Макроэкономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 23:47, шпаргалка

Краткое описание

1.Предмет макры. Особенности макроэкон. анализа.
2. Модель кругооборота. Основные макроэкономические тождества
3.Метод-ие основы кл-ой теории

Файлы: 1 файл

макра.doc

— 5.83 Мб (Скачать)

Необходимо  учитывать, что поведение подобной фиск. пол-ки (антициклич.) предполагает отказ от принципа сбалансированности гос. бюджета.

Проциклич-ая –  когда действия правительства не ослабевают,  а наоборот усиливают  конъюнктурные колебания эк-го цикла.

Об эк-ой мощи того или иного гос-ва можно судить исходя из удельного веса прямых и косвенных налогов в доходной части гос. бюджета.В развитых странах преобл. прямые налоги, т.к. они непосредственно зависят от дохожов и прибыли. В развивающихся – косвенные, т.к. они позволяют наполнить бюджет независимости от эффективности функционирования эк-ки.

В РБ доходная часть  до 2004 г. почти на 50% формировалась  за счет косвенных налогов. Но в рез-те включения в республиканский  бюджет ряда внебюджетных фондов (ФСЗП), зависимость от косв-ых нал. несколько  уменьшилась, хотя и осталась преобладающей (прежде всего от НДС). А прямые налоги ( нал. на прибыль и подоходный нал.) где-то дают 10% дохода респ-го бюджета.  

 

21.Дискреционная фискальная политика. Мультипликаторы фискальной политики: мультипликатор государственных  закупок, мультипликатор трансфертов, налоговые мультипликаторы.

Дискреционная БНП – сознательное манипулирование  законодательной и исполнительной властью налогообложением и гос  расходами с целью воздействия  на уровень экономической активности. В рамках кейнс.подхода такая политика предусматривает манипулирование любым из компонентов AD (C,I,G,Nx). Манипулирование повлечет за собой мультипликативный эффект, приводящий к соответствующему изменению НД. Рассмотрим крест Кейнса:

                    ВНП AD1



E AD

AD2

 

У2      Уе      У1 НД

Рост G, снижение налогов сдвигает вверх AD и ведет к росту НД до ур.У1. Снижение G и рост налогов Т приводит к снижению НД. Допустим правительство решило увеличить гос закупки на 20 млрд.$ за счет гос бюджета. MPC в обществе 0,8, тогда прирост НД: Δ У=ΔG*Кк, где Кк-коэф.Кейнса     (в данном случае 5)

Мультипликатор  гос расходов: Mg=1/1-MPC

Увеличение G финансируется не за счет налоговых поступлений, а сознательного увеличения бюджетного дефицита.

Аналогично  изменению гос закупок на объем дохода влияют изменения трансфертных платежей, которые являются составляющей гос расходов. Однако эффективность их воздействия на совокупные расходы, а значит и на объем дохода, несколько меньше. Это объясняется тем, что трансфертные выплаты населению приводят к росту его доходов, но только часть их, определяемую MPC, население использует на потребление, увеличивая на ту же величину совокупные расходы. Механизм влияния изменения трансфертных выплат на доходы и выпуск аналогичен механизму, действующему при изменении налогов.

Стабилизировать AD на уровне полной занятости можно и др.способом – с помощью налогов. Например, гос-во вводит аккордный налог – налог постоянной абсолютной величины, не зависящий от НД. Что произойдет с расходами на потребление и сбережение после введения такого налога? При снижении дохода на 20 млрд.$ сокращается и потребление и сбережение, но не на 20. Если  MPC 0,8, то потребление сократится на 16 (20*0,8), а сбережения на 4 млрд. (0,2*20). В итоге произйдет уменьшение дохода на следующую величину:  ΔУ= ΔТ*MPC*Кк

Мультипликатор  налогов: Mt=-MPC/1-MPC

Больший стимулирующий  эффект оказывают гос расходы. Причина  в том, что в случае расходов происходит непосредственное воздействие на экономику, а воздействие налогов оказывается косвенным, т.к. затрагивает величину только располагаемого дохода (У-Т), а не всего У.

Предположим правительство  увеличило и G и Т на 20 млрд.$ и опять:

- ΔУ= Δ Т*MPC*Кк   («-» значит, что доход и налоги изменяются в противоположном отношении)

Теорема мультипликатора сбалансированного бюджета: увеличение G, сопровождаемое точно таким же увеличением Т для сбалансирования бюджета вызовет прирост НД на ту же величину. Мультипликатор сбалан.бюджета всегда равен 1 вне зависимости от MPC,MPS.

С дискреционной политикой связана проблема времени, т.к. о том, что происходит с ВВП в текущем квартале мы узнаем из статистики в конце квартала, а для принятия мер для борьбы с негативными тенденциями требуются законопроекты, также принимаемые не в одночасье.

 

22.Сбалансированный бюджет. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Бюджет полной занятости. Бюджетный дефицит/излишек.

Сбалан-ность  бюджета – достижение равенства его доходной и расходной частей. Идеальное исполнение гос.бюджета – полное покрытие гос.расходовгос.доходами и образование остатка средств,т.е. превышение доходов над расходами.Обратная ситуация ведет к образ-июбюджетного дефицита(не должен превышать 5% ВВП).Бюджетный излишек – понятие обратное понятию бюджетный дефицит. Причины бюджет.дефицита – меры по осуществлению крупных гос.программ,милитаризации страны,войны,стихийныебедствия,экономич.кризисы. Во всех случаях расходы резко возрастают,превышаядоходы.Теорема мультипликатора сбалансированного бюджета:УвеличениеG,сопровождаемое точно таким же увеличениемT для сбалансирования бюджета вызовет прирост НД на туже величину.Мульти-ор сбалансированного бюджета =1, вне зависимости от mpc(mps).Методы покрытия бюджетного дефицита:1)увеличение T(возрастают гос.доходы;используется редко т.к. ее последствия – снижение деловой активности,сокращениеV выпуска). 2)денежное финан-ние(осуществляется ч/з монетизацию дефицита гос.бюджета, монетизация производится в виде:расширениекредитов,выдаваемых ЦБ-ом по льготным %,отсрочка платежа.3)долговое финанс-ние посредством выпуска и продажи гос.ценных бумаг(деньги,получ.от продажи гос.ценных бумаг направляются на погашение обязательств,т.е. происходит рефинансирование. Продажа гос.ценных бумаг ЦБанку – расширение предложения денег и инфляция. Покупка гос.ценных бумаг кредитно-финанс.институтами – сдерживает их деловую активность.4)использование средств от приватизации гос.собственности. 3 подхода регул-ния бюджетного дефицита: 1)бюджет должен балансироваться ежегодно(т.е. каждый финанас.год должен обеспечивать доходы=расходам;такое положение ораничивает возможности бюджетно-нал.регулирования.2)бюджет должен балансироваться в ходе экономич.цикла, а не ежегодно.В период спада – увеличив.расходы ---ведет к росту дефицита.В период подъема – сокращ.расходов---ведет к увелич.излишка доходов.3)концепция функциональных финансов.Цель-обеспечение макроравновесия.Следствиемакроравновесия-эк.рост, возможность повышения налогов правит-вом, выпуск доп.денег---ведет к устранению дефицита 3)бюдет.дефицит не сказывается отрицат.на развитии экономики.Бюджет полной занятости – соотношение гос.доходов и расходов(дефицит/излшек),которое сложилось бы,если бы экономика в течение года функционировала бы в условиях полной занятости.

 

23. Недискриционная  фискальная политика:»встроенные  стабилизаторы». Недискриционная (автоматическая) БНП – естественные изменения в уровне налоговых поступлений не зависимые от принятия решений правительства (парламент определяет только ставки налогов, а не конкретный размер налоговых поступлений). Такая политика-результат действия встроенных стабилизаторов, которые уменьшают реакцию реального ВВП на изменение АД. Главные из них-пособия по безработице и прогрессивное налогообложение. Рассмотрим механизм такого встроенного стабилизатора, как прогрессивное налогообложения

 

Наклон кривой Т на каждом из её участников зависит от ставки налога t. При более высоком У повышаются и налоговые ставки, следовательно кривая Т становится более крутой. Ломанный характер предопределён прогрессивностью ставки %. Наоборот, если t снижается, при снижении нац-го дахода, то Т становится пологой. В точке Е бюджет стабилизирован (T=G). Прямые налоги в развитых странах – основная часть доходов, и эти налоги обычно взимаются по прогрессивной шкале. Поэтому в период спада легче становится налоговая нагрузка и тем самым смягчается экономический спад. Кроме того, во времена спада растёт общая сумма пособий по безработице, др. соц-х выплат, т.е. происходит прирост доходов и сокращение АД оказывается не столь значительным. Таким образом, бюджетные дефициты оказывают стимулирующее значение, а профициты – сдерживающее. Дефицит помогает бороться со спадом, а профицит – с перегревом и инфляцией. Встроенные стабилизаторы не могут на 100% предотвратить колебания АД. По некоторым оценкам они уменьшают размер колебаний примерно на 1/3 , но т.к. в РБ преобладают косвенные налоги, действие встроенных стабилизаторов не столь очевидно (они сокращают колебания примерно на ¼). Главное достоинство недискриционной политики в том, что все инструменты включаются немедленно, при малейшем изменении эк-х условий. т.е. здесь практически отстутствует временной лаг (отрезок). Недостаток в том, что такая политика не способна полностью устранить колебания экон-го цикла. Понятно, что чем выше ставки налогов и трансферты, тем действеннее данная политика, но на начальной стадии экон-го роста она может служить «фискальным тормозом». Например, когда экономика после спада начинает выходить из застоя и ей требуется поддержка, встроенные стабилизаторы действуют в обратном направлении.

 

24.Виды  бюдж.деф.Фин-е бюдж.деф.

Различают первичный  и общий дефицит гос. Бюджета. Первичный-общий деф-т гос-го бюджета, уменьшенный на сумму %-ых выплат по гос-мудолгу.Принято различать:

-фактическийд-т-отрицат-ая разность м/д действительными доходами и расходами правит-ва.

-струк-рный-разность м/д доходами и расходами гос.бюджета, рассчитанная для нац-го дохода в у словиях полной занятости.

-циклический-разница м/д фактическим и стр-нымдеф-том.Такойдеф-т есть следствие колебаний эк-кого цикла.

При ан-зебюдж.деф-та также применяется подход «утечки-инъекции». Сбережение S и чистые налоги T(налоги за вычетом трансфертов)-это утечки в кругообороте доходов и расходжов на макроур-не.Анивестиции и гос.расходы-это инъекции.В условиях макроравновесия утечки должны=инъекциям: S+T=i+G.

S-i=G-T, где G-T –бюджетный деф-т.

Если G-T>0, то это возможно только за счет того, что S>i, при чем на величину S-i.Другими словами, выпуск цен-х бумаг прав-вом возможен только, если в эк-кенац-ыесбереж-я>нац-ыхинв-ций.

ЭТ рассматривает 2 осн-х способа финансиров-я б.деф-та:

1)выпуск новых денег-эмиссионный(инфл-ый) способ

2)займы внутренние и  внешние-относит-но неэмиссионный  способ.

В определ-ом смысле можно  сказать, что б.деф-т покрывается  только за счет займа, т.к. и в первом случае происходит заимствование казначейства у центр. Банка.Прибегать к необеспеч-му печатанию новых денег для правит-ва многих стран-противозаконно. Для неинфляц-го способа нужно правит-ву  занимать средства на кредитном рынке не у ЦБанка, а у коммерческих банков и у населения, Тогда гос-во, размещая свои облигации, вступает на кредитном рынке в кокуренцию с частным сектором. К спросу на кредит со стороны частного сектора добавляется спорос гос-ва и при неизменном предложении денег процентные ставки возрастут, а это приведёт к уменьшению часныхинвестиций-эффект вытеснения.

Итак,отличие 1-го способа  от 2-гов том, что есть эмиссия  денег и «льготный» залог под  ценные бумаги прав-ва, тогда как  во2-ом случае нет ни эмиссии, ни льготного  заимствования.За последние 10 лет деф-т  гос.бюджета РБ сохраняется на низком ур-не 2-3% ВВП.В 2004, 2006 и 2008 был даже профицит.

 

25.Гос.  долг,его виды и соц-эконом.последствия.Регулирование  гос.долга.

Причиной образов.гос.долга  выступает дефицит бюджета.Вся  сумма бюджетных дефицитов накопленная за определ. Период времени наз.гос.долгом.При эксперной оценке гос.долга с одной стороны сравниают общую сумму задолженности ,расходы связанные с обслужив. внешнего долга,а с др.стороны V ВВП,экспорта,расходы гос.бюждета.В итоге получают макроэконом.показатели хар-ие состояние гос.финансов любой страны.Формирование гос.долга представл.в виде след.схемы.

Бюдж.деф. –финансиров.б.д.(гос.займы облигации;кредиты нацбанку,правительству;ГКО на 3,6месяце,внешние займы)-гос.долг(обслужив. и управлен.гос.долгами,конверсия,консалидация,рефенансирование)

Дифицитн.финансиров.позваляет  профинансировюнеотложн.расходы гос-ва,но в последствии оно приводит к  след.негативн.последств.гос.долга:

1)Гос.долг-стемление страны жить за счёт буд.покалений,поэтому наращив.долга способно ухудшить эконм.перспектив.2)задолженность перед внешн.миром усилив.эконом.и полит.завис-сть,снижает её кредитный рейтинг и степень доверия в деловом мире.3)в сренесрочн.перспективе гос.долг огранич.ур-нь потребления нас-ния страны.4)обслужив.гос.долга явл.перераспределение текущих гос.доходов в пользу владельцев долговых расписок прав-ва,поэтому долг выступает как фактор соц.дифференц.5)провацир.наращивание налогового бремени,стимул.инфляц.спрос,способ.повышению нормы случайного%,что делает не привлекат.многие инвестиц.проекты.6)обслуж.внеш.долга можетподтолкнуит прав-ва к продаже иностран.всокоэффективе.гос.предприятий.

РЕГУЛИРОВ.ГОС.ДОЛГА.Погашение  гос.долга вкл %осущ.либо из запланировн.бюдженных ср-в,либо путём рефинансирования т.е. за счет доходов от выпуска новых займов.Упрвление гос.долгом выступает в виде конверсии и консалидации.Конверсия-изменение услов.доходности гос.ценных бумаг.Если %ставка по ценным бумагам выше темпов роста ВВП,то это означает что всё большая доля ВВП уходит на обслуж.гос.долгом.Консалидация-измен.прежних сроков погошения облигац.Например:перевод краткоср.обязат.в долгосрон.Гос.долг обычно состоит их внутрен.и внеш.Внутрен.-долг прав-ва перед гражданами своей страны.Внеш.-фин.долги прав-ва перед иностран.гос.банками,финансов.организ.Внешн.долг может созд.не только прав-во,но и ЦБ ,когда он заимств.фин.ср-ва с целью стабилизац.обменного курса.Внутрен.долг может транформир.во внеш.,если ценные бумаги прав-ва начинают кацироваться на международг.фин.рынках.Если прирост внеш.долга превышает дефицит платежного баланса страны-это значит,что мобилизируемые валютн.ср-ва обслужив.вывоз капитала из страны.

 IS IS1       LM1     LM2


R3                      E1          


R2                          E2                                                           

  R1                                        E3                                 

                         У2       У1

Модель IS LM при финансиров.бюджетн.дефицита.Предположим для финн-ния бюджетн.дифицита в тране увелич.налоги при этом ЦБ стремится предотвратить уменшениеV выпуска.Рост налогов приведет к снижен.совокупного спроса и сдвигу IS1влево в IS2.Чтобы не произашло сокращения выпуска с У до У2 ЦБ увелич.предложение денег с LM1  до LM2.Ур-нь выпуска остается прежним У1,но% ставка значительно снижается с R3 до R1.

Информация о работе Шпаргалка по "Макроэкономике"