Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 23:47, шпаргалка
1.Предмет макры. Особенности макроэкон. анализа.
2. Модель кругооборота. Основные макроэкономические тождества
3.Метод-ие основы кл-ой теории
26. Использование модели IS-LM для анализа последствий фискальной политики в условиях постоянных и гибких цен. Эф-сть фискальной пол-ки.
-
Предположим, первоначальное общее равновесие достигается в т.Е. Прав-во решило проводить экспансианистскую фискальную политику.(Т- ум,G- ув), но ставка % осталась неизменной. Кривая IS переместиться в положение IS1. Новое равновесие в т.Е2, а величина смещения IS=∆G*Kk, где Кк-коэф-т Кейнса. Доход ув-ется до У2. Однако ден рынок не сбалансирован(Е2 не принадлежит LM). В точках, находящихся ниже LM ЦБ недооценивает ст-сть денег и поэтому наблюдается их дефицит. Это способствует повышению % до r1 и снижению дохода до У1. Отрезок У2У1 и есть эффект вытеснения(когда AD-ув, Р-ув, %-ая ставка-ув, следовательно I-ум.). Данный эф-кт зав-т от наклона IS и LM. Рассмотрим ситуацию, где IS явл относительно крутой, а LM-пологой.
В этом случае в рез-те стимулирующей фискальной политики доход возрастет на величину У1Уе, кот больше величины «эф-та вытеснения» У1У2, таким образом эф-кт вытеснения будет незначительным, а фискальная политика эф-вной тогда, когда I малочувствительны к %-ой ставке, значение MPC (а значит и мультипликатора) невелико, а спрос на деньги малочувствителен к %-ой ставке. Другими словами надо представить ситуацию, когда эмиссия уже разбалансировала ден рынок так, что значительные номинальные колебания S и D мало влияют на динамику реальной %-ой ставки. С др стороны к этому добавляется малочувтсвительность I к изменениям реальной %-ой ставки (вероятно хорошие перспективы эконом роста не пугают инвесторов относительно повышения r(%-ой ставки). Итак, во-первых инвесторы не обращают внимания на %-ую ставку; во-вторых сама реальная %-ая ставка в силу каких-то обстоятельств на ден рынке «не склонна делать резких движений». Обратная ситуация будет относительно крутой LM и пологой IS:
Эффект вытеснения У2У1>прироста дохода У1Уе. Здесь надо представить ден рынок, где люди очень ценят св-во ликвидности и малейшая несбалансированность данного рынка вызывает знач колебания цены. К этому прилагается высокая зав-сть инвесторов от %(вероятно потому, что ожидания будущих прибылей неопределенно и сопряжено с большими рисками).
Итак, неэф-сть фискальной пол-ки продопределена: во-первых, высокой зав-стью населения т ликвидности; во-вторых, высокой зав-стью инвесторов от этой динамики вследствии или очень неблагоприятной , или ,наоборот,очень благоприятной конъюнктуры.
27.Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь.
Правовую основу формирования фиск. пол. нашей страны сост-ют закон РБ «О бюджетной системе РБ» (1993), а также законы «О бюджете РБ», принимаемые ежегодно.
Осн. источником образования доходов респ-го бюджета выступает нац. доход, а иногда и нац. богатства. (доходы от приватизации объектов гос. собственности, продажи гос имущества)
В РБ осн. доля доходов бюджета формируется за счет налоговых поступлений (более 90% объема консолидированного бюджета), главными из кот. явл-ся НДС, налог на прибыль и доходы, акции, подоходный нал.
РБ явл-ся унитарным гос-ом, и этому типу гос управления соответствует строение бюджетной системы, кот. объединяет респ-ий и местные бюджеты. Из местных финансируются объекты НСКХ, транспорт, дорожное хоз-во, благоустройство насел. пунктов, развитие рын-ой инфраструктуры.
Доходы местных бюджетов формируются за счет:
- отчислений от респ-их налогов (НДС, нал на прибыль, акциз на спирт и водку)
- налоги, закрепленные за местными бюджетами (нал на вино, пиво, подоходный нал)
- собственные доходы, налоги и сборы (налог на недвижимость, за землю, за пользование ПР, поступления от приватизации, на рекламу)
- ассигнования из респ-го бюджета.
Другой особенностью фиск. пол. РБ явл-ся чрезвычайно высокий ур-нь централизации фин-ых рес-ов в гос бюджете, кот. может быть назван уровнем налогового бремени на эк-ку.
Нал. нагрузка на эк-ку ращит-ся как отнош. дох в бюджетные и небюджетные фонды к ВВП страны. В РБ этот показатель в последние годы (с учетом отчислений в фонд соц. защ. населения) колеблется в пределах 41-42%. В то время как международный опыт свидетельствует, что изъятие налогов, превышающих 30% НД страны, ведет к замедлению эк-го роста.
По оценке всемирного банка ур-нь налогов в респ-ке в 2 раза превышает тот, кот можно было ожидать в стране, с таким как в РБ уровнем дохода на душу насел.
В эк-ой теории нет однозначного ответа об оптимальном ур-не централизации фин. рес-ов ( В США, Японии 29-30%, в Швеции 60-65%).
Кейнсианцы выступают за активное вмешат-во гос-ва в процесс регулир-ия эк-ки, тогда как монитаристы наоборот.
28.Понятие и цели денежно-кредитной политики
ДКП (монетаристская политика) является одним из основных инструментов гос регулирования экономики. ДКП – совокупность мероприятий правительства и центрального банка в сфере денежного обращения. Процесс денежно-кредитного регулирования включает 2 этапа:
Соответственно
различают промежуточные и
В качестве промежуточных целей выступают: предложение денег и регулирование процентной ставки; курс национальной валюты;разница между долгосрочными и краткосрочными ставками %; объем кредита правительству; разнообразные индексы цен.
Можно назвать проблему выбора центральным банком основного ориентира своей дея-сти: это либо регулирование ден.массы (жесткая ДКП), либо процентной ставки (гибкая ДКП). Центральному банку (ЦБ) надо выбирать между долгосрочными (тогда он воздействует на ден.массу) и краткосрочными (проц.ставка) интересами.
Перед тем, как приступить к достижению промежуточных целей ЦБ устанавливает набор тактических (операционных) целей: ден.база, ден.агрегаты, межбанковская процентная ставка, ставка % по гос.ценным бумагам. Тактич.цель определяется в соответствии с промежуточной. Например, если в качестве промежуточной цели выбрано регу-ние ден.массы, то в качестве операционной можно выбрать ден.базу либо конкретный ден.агрегат.
Критериями выбора промежуточных целей являются измеримость, управляемость, предсказуемость.
Например, измерить процентную ставку легче, чем ден.массу, т.к. последняя подвержена мультипликативному расширению и сжатию. Наоборот, управлять ден.массой ЦБ легче, чем %, т.к. последний зависит от эффективности функционирования национальной экономики.
30. Инструменты ДКП. Прямые и косвенные инструменты. В самом общем виде методы (инструменты) ДКП делятся на 2 группы: 1)общие, взимающиеся на рынке ссудного капитала: а)регулирование % ставки (учётно-дисконтная политика); б)операции на открытом рынке; 3)управление нормами обязательных резервов (НОР). 2)селективные, предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитов отдельных видов отраслей. Выделяют также прямые (административные) и косвенные (экономические) методы регулирования. Учётная политика впервые применялась в Англии в 18 веке. Метод связан с превращением Центробанка в кредитора комерч-го банка. Последние переучитывали у него свои векселя или получали кредит под собственные долговые обязательства и золото. Учётная ставка (дисконт) - %, под который Центробанк предоставляет комерч-ие кредиты для покрытия временного недостатка обязательных резервов. Если Центробанк увеличивает учётную ставку, банки обнаруживают, что в случае дефицита резервов кредит Центробанка для покрытия обойдётся дороже, чем раньше. В этой ситуации банки попытаются увеличить свои резервы, требуя достаточного возврата выданных или ссуд. Это вызовет снижение денежной массы. Сегодня данный инструмент исп-ся не часто. Центробанк насколько возможно пытается избежать кредитования банков во избежание инфляции. В основном учётная ставка изменяется вслед за движением рыночных ставок на рынке капитала => разница между ставкой рефинансирования и рыночной ставкой сохраняется на невысоком уровне. В противном случае банки попытались бы купить у Центробанка дешевые кредиты, чтобы на эти средства затем купить ценные бумаги правительства, приносящие более высокий доход. Необходимо помнить, что повышение учётной ставки помогает привлечь в страну иностранный капитал и уменьшить дефицит платёжного баланса. Снижение ставки – способствует отливу капитала из страны. Операции на открытом рынке были впервые использованы для устранения излишка наличных средств на рынке ссудных капиталов в 30-е года 19 века в Англии. Суть в покупке (продаже) Центробанком ценных бумаг по рыночному или заранее объявленному курсу. В случае покупке Центробанк переводит соответствующие суммы комерч-м банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах. Кредитный потенциал комерч-х банков увеличивается на столько, на сколько сокращаются их обязательства по резервам. Антиинфляционного эффекта можно добиться через повышение норм минимальных обязательных резервов, что ,однако, существенно удорожает кредит. Самым распространённым методом явл-ся операции на открытом рынке, затем регулирование % ставки, изменение НОР (на последнем месте).
31.Передат. Механизм ДКП. Виды ДКП.
ЦБ должен определить
для себя приоритеты:что он будет
контролировать-%-ую ставку или денежную
массу(одновременное
В монетаристской конц-иипередат-ый механизм
ДКП ещё кароче.На 1-ом этапе прирост ден-ой
массы вызывает расширение AD. 2-ой этап:
расшир-е AD приводит к росту нац.дохода.Гл.объектрегулир-я-
2 названия:пол-ка
дорогих денег(пол-ка
32.Использ.модели IS-LM для анализа последствий денежно-кредитной политики в условиях постоянных и гибких цен.Эффективность денежно-кредитной политики.
R0
А)
Допустим равновесие уст-ть в т.В.Увеличение
предложения денег сдвигает LM1
вправо до LM2
,что отражает ростом
AD1 до AD2.Сдвиг AD сопровожд.
инфляц.спроса,цены увелич. с Р0
до Р1.Это относительно сокращается
реальн.ден.предложения и кривая LM2смещается
назад до LM3.В т.А устанавлив.краткоср.
Относит.эффективн.ДКП
определ.,тем на сколько значительн.прирост
нац.дохода,вызван.увеличен.
Чем болше пологая IS и более крутая LM,тем выше
прирост НД(УЕУ1),тем больше
основания применять стимул.ДКП.Это значит
что,ЦБ легко изменит ценность денег,т.к.денежный
рынок не расбалансир.,а инвесторы со своей
стороны быстро реагируют на малейшее
измен.%ставки,т.к.имеют вероятно оптимастич.ожидания.
LM пологая IS крутая-это припятствует приросту
нац.дохода,т.к.ЦБ не может легко изменить
реальн.%ставки,из-за инфляции,а инвесторы
не доверяют эконом.коньюнктуре .Когда
LM стремится занять горизонт.положение
возникает эффект ловушки,т.е. ЦБ вследствии
чрезмерной эмиссии уже не в состоянии
снизить реальн.%.Он находится на 0 или
отриц.значении,т.е.инвистир.
33. ДКП в РБ.
В республике проводится ДКП, важнейшей целью кот явл обеспечение стабильности курса нац валюты. Выбор данного приоритета объективно обусловлен особенностями эк-ки РБ – сравнительно небольшой и тесно связанной с внегним миром (50% ВВП на экспорт). При проведении валютной политики Нацбанк учитывает след обстоятельства: выгоды экспортеров от возможной девальвации весьма сомнительны, т.к. около 70% импорта занимает промежуточная продукция. Поэтому девольвируя рубль мы сами заставляем себя покупать по более дорогой цене. С др стороны ВВП, рассчит по приоритету покупательной способности, превышает ВВП по действующему валютному курсу на 40-50%. Это свидетельствует о существ потенциале укрупления реального курса бел рубля. С 2001 года Нацбанк проводит довольно жесткую ДКП, об этом свидетельствует динамика предельного веса ден агрегата М0, она же агрегат М2, динамика кот снизилась с 40% в 2001до 25% в2005, и в 2010 до 20%. В случае возникновения проблем с ден ликвидностью у отдельных банков Нацбанк предоставляет им ломбардные кредиты (под залог цен бумаг) с %-ой ставкой на 2-3 пункта превышающей ставку рефинансирования, либо кредиты овернайт на 4-6 пунктов больше ставки рефинансирования, что сдерживает развитие инфляционных процессов в республике. Индексы потребительских цен в РБ: 2006-8, 2007-12, 2008-13,3, 2009-10,1.
34Совокупное предложение
в краткосрочном и