Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:38, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".

Файлы: 1 файл

госы.docx

— 64.27 Кб (Скачать)

Стимулирование  предполагает использование различных  элементов вознаграждения, составляющих систему:

1) основная зарплата (издержки); 2) дополнительное стимулирование (издержки и прибыль); 3) текущее  премирование; 4) учет индивидуального  вклада в общие результаты  работы (К качества труда, коэффициент трудового вклада).

26. Финансовые ресурсы предприятий торговли - это результат функционирования финансов, выступающих в качестве денежных доходов и поступлений средств. Финансы торговли - это система экономических отношений, посредством которых осуществляются формирование, распределение и использование денежных средств. Существование и развитие финансовых ресурсов в условиях рыночных отношений обусловлено круговоротом товарно-денежных отношений в виде двух фаз: покупка товаров и их продажа в розничной торговле. Первая фаза связана с движением товаров, а вторая - с движением денежных средств. Финансовые ресурсы предприятий торговли предназначены для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат и экономического стимулирования персонала.

Роль и значение финансовых ресурсов на предприятиях торговли - организация современных  систем управления финансами и разработки финансовой политики. Основной их целью  является построение эффективной системы  управления финансами, направленной на достижение оптимальных уровней  затрат и прибыли, а также повышения  рентабельности.

Источники формирования финансовых ресурсов: 1 собственные  и приравненные к ним средства в виде прибыли от текущей финансовой деятельности, выручки от реализации выбывшего имущества; доходы от финансовых операций; амортизационные отчисления; прирост устойчивых пассивов; другие поступления; Собственные средства предприятия торговли это финансовые ресурсы, принадлежащие ему на праве  собственности и являющиеся экономической  основой торгово-хозяйственной деятельности. Они направляются на обеспечение потребности в основных и оборотных средствах предприятия. Собственные финансовые ресурсы характеризуют собственный капитал. 2 мобилизация на финансовом рынке путем получения кредитов и займов, продажи ценных бумаг. 3 перераспределение бюджетных средств, переданных на безвозвратной основе; средств внебюджетных фондов и прочих поступлений; страховых возмещений.

Финансовые ресурсы  торговых предприятий имеют целевой  характер, их используют по следующим  направлениям: 1.платежи - бюджету, банкам, налоговым органам, возврат ссуд, страховые платежи; 2. инвестирование средств - на развитие предприятия, в  ценные бумаги, в гос.займы; 3. направляются на стимулирование труда работников и решение соц.проблем коллектива, на образование поощрительных и социальных фондов предприятия, благотворительные цели, спонсорские взносы.

27 Финансовое состояние предприятия представляет собой совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование фин.ресурсов. Финансовое состояние -важнейшая характеристика экономической деятельности, представляющая собой конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает в какой степени гарантированы экономические интересы как самого предприятия, так и его партнеров. Первоначальными характеристиками финансового состояния предприятия является ликвидность (активов и предприятия), платежеспособность, финансовая устойчивость и кредитоспособность, рентабельность капитала. Ликвидность- предусматривает способность предприятия погашать свои обязательства активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность активов -- это способность активов трансформироваться в денежные средства. Она определяется как величина, обратная времени, необходимому для превращения активов в денежные средства: чем меньше время, тем выше ликвидность. Ликвидность предприятия -- это его способность своевременно исполнять обязательства по всем видам платежей. Она определяется как степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежные средства соответствует сроку погашения обязательств. Платежеспособность- способность предприятия своевременно погашать все свои платежные обязательства при наступлении сроков платежа. Финансовая устойчивость-такое состояние финансовых результатов предприятия, их распределения и использования, которое обеспечивает ему развитие на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности в условиях допустимого уровня риска. Основная цель проведения анализа состояния активов предприятия заключается в выявлении изменения за отчетный период в их составе и структуре по оборотным (текущим) и внеоборотным (основные средства и нематериальные активы-патенты, товарные знаки) активам. Основным источником информационного обеспечения оценки финансового состояния предприятия является бухгалтерский баланс и приложения к нему в виде финансовой отчетности, отчета о движении денежных средств, о движении капитала.

Этапы анализа финансового  состояния предприятия: 1 этап - определение  фактического наличия собственных  оборотных средств СО ср=ТА-ТО, СОср-собственные оборотные средства,ТА-текущие активы,ТО-текущие краткосрочные обязательства предприятия, включающие кредиты и займы, кредиторскую задолженность. Собственные оборотные средства на торговых предприятиях вкладываются в товарные запасы, денежные средства и прочие товарно-материальне ценности; 2 этап-анализ платежеспособности Кпл=(СК/СВК)*100%, Кпл-коэф. платежеспособности,%;СК-собственный капитал,руб.;СВК-совокупный капитал предприятия,руб.Чем выше этот коэф-т, тем выше доля собственного капитала в общей сумме финансовых ресурсов предпритяия.В этом случае оно способно погасить как краткосрочные,так и долгосрочные обязательства; 3этап- анализ ликвидности предприятия.Баланс предприятия считается абсолютно ликвидным,если соблюдаются следущие соотношения:А112233;А441 -абсолютно ликвидные и наиболее ликвидные активы(денеж.средства, ценные бумаги);А2 -быстрореализуемые активы(дебиторская задолженность и прочие активы);А3 -медленно реализуемые(запасы товаров и товароно-материальных ценностей);А4 труднореализуемые(основные средства и нематериальные активы); (П1- наиболее срочные обязательства-кредиторская задолженность и прочие краткосрочные обязательства;П2-краткосрочные пассивы-краткосрочные кредиты и займы;П3-долгосрочные пассивы-долгосрочные пассивы и займы;П4- постояныые пассивы-собственный капитал предпрятия с учетом убытков,доходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов и платежей);4 этап- анализ финансовой устойчивости. Суть оценки фин.устойчивости:в определении обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования. Источниками их формирования выступают: собственный оборотный капитал, краткосрочные кредиты, дебиторская задолженность.

28 Кредитование предприятий связано с привлечением внешних источников финансирования в их развитие. Эффективная торгово-производственная деятельность невозможна без привлечения заемных средств, так как их использование способствует увеличению объема реализации товаров, ускорению оборачиваемости товарных запасов, эффективному использованию собственного капитала и повышению уровня его рентабельности. В условиях развития рыночных отношений, ввиду недостаточного наличия собственного капитала у торговых предприятий, возникает потребность привлекать заемные (внешние) источники финансирования.

Основными целями привлечения заемных средств  являются: ?формирование недостающего объема производственных инвестиций для развития предприятия (приобретения торгово-технологического оборудования, реконструкции и т.п.) на долгосрочной основе, т.е. свыше одного года; ?пополнение планируемого объема оборотных средств предприятия (до одного года); ?обеспечение социально-бытовых потребностей работников предприятия. Расчет потребности в объемах кратко- и долгосрочных заемных средств основывается на целях их использования в предстоящем периоде. На долгосрочной основе заемные средства привлекаются о6ычно для расширения объема собственных основных средств и формирования недостающего объема инвестиций в различные объекты. На краткосрочный период заемные средства привлекаются для закупки товаров, пополнения оборотных средств и других целей использования.

Источники инвестирования в развитие предприятий можно  рассматривать в двух аспектах - экономическом и организационно-финансовом. Экономическими источниками инвестиций являются: амортизационный фонд, прибыль  предприятия, резервный фонд, выручка  от реализации основных средств, кредиты  и займы. В организационно-финансовом отношении источники инвестиций подразделяются на собственные (амортизационные  отчисления, выручка от реализации имущества, прибыль, привлечение внутренних источников активов предприятия) и  заемные средства, т.е. внешние источники  финансирования (кредиты банков, ссуды  финансово-инвестиционных структур, задолженность  кредиторам).

Основные принципы кредитования предприятий торговли: целевой характер кредитов; срочность  и возвратность кредита; платность  кредита (кредит предоставляется за определенную плату в процентах  от предоставляемой суммы кредита); обеспеченность кредита (кредит предоставляется  под залог, гарантию, поручительство. Обеспечением по кредитному договору может быть также страхование кредитного риска). Основными способами краткосрочного кредитования предприятий торговли являются коммерческий (товарный) кредит и финансовый (банковский) кредит. Коммерческий (товарный) кредит связан с торгово-посредническими операциями и предоставляется поставщиком или посредником. Он имеет следующие виды оформления: а) товарный кредит с отсрочкой платежа по условиям контракта; б) кредит, оформленный векселем, т.е. долговым обязательством, дающим бесспорное право его владельцу по окончании определенного срока потребовать от должника указанную в нем сумму денежных средств; в) товарный кредит по открытому счету (используется торговыми предприятия с их постоянными поставщиками при многократных поставках заранее согласованного ассортимента товаров мелкими партиями). Финансовый (банковский) кредит предоставляется исключительно в денежной форме в отличие от обычного договора займа, предметом которого могут быть не только деньги, но и иные имущественные ценности.

Для оценки эффективности  использования заемных средств  применяется показатель - эффект финансового  рычага ЭФР=(Ра-СП)*ЗК/СК, Ра-рентабельность активов предприятия, измеряемая как  отношение прибыли к сумме  активов;СП-средняя процентная ставка за кредит, предоставляемый по всем его видам;ЗК-сумма заемного капитала;СК-сумма собственного капитала. Эффект фин.рычага имеет две составляющие:1 дифференциал финансового рычага-это разница между уровнем рентабельности активов предприятия и средним уровнем ставки процента (Ра-СП);2 коэффициент финн.рычага или коэффициент финансирования (ЗК/СК), который характеризует объем заемного каптала, приходящегося на единицу собственного капитала.

29 Оборотный капитал (оборотные средства) составляют денежные средства, вложенные в оборотные активы предприятия (запасы, гот.продукция) и представляющие собой наиболее маневренную часть активов. Маневренность обусловлена составом об.капитала, отличающимся коротким периодом обращения. В состав об.капитала входят материальные оборотные средства в виде запасов сырья, материалов и товаров; средства в расчетах в форме дебиторской задолжности; денежные средства в кассе, на расчётном счете и в пути. Структура об.кап. во многом определяется видом деятельности. Финансовые ресурсы, авансированные в оборотные средства, характеризуют оборотный капитал.

Оценка эффективности  использования оборотных средств  обеспечивает устойчивое финансовое состояние, строгое соблюдение финансово-сметной  дисциплины, достижение наилучших результатов  при наименьших затратах. Уровень  эффективности использования оборотных средств в целом и отдельных их видов характеризуется системой показателей, включающей коэффициенты фондоотдачи, рентабельности, оборачиваемости оборотных средств. Коэффициент фондоотдачи характеризует величину товарооборота на 1 руб, оборотных средств. Обратный ему показатель - коэффициент фондоемкости (загрузки) средств в обороте. Он показывает размер оборотных средств в одном рубле оборота продаж. Чем меньше показатель загрузки оборотных средств, тем эффективнее они используются. Скорость оборота, т.е. время товарного обращения, - наиболее важный показатель эффективности использования оборотных средств.

Размер необходимых  предприятию оборотных средств  тесно связан с объемом товарооборота  и скоростью их оборачиваемости. Чем больше товарооборот, тем больше требуется оборотных средств. И  наоборот, чем быстрее оборачиваемость  средств, тем меньше их нужно для  осуществления того же объема товарооборота.

Время обращения  оборотных средств измеряется длительностью  одного оборота и коэффициентом  оборачиваемости. Длительность одного оборота в днях определяется по формуле:Одн = (ОА· Д) / Т, где Одн - оборачиваемость в днях; ОА - средний запас оборотных средств; Т - товарооборот; Д - количество дней в рассматриваемом периоде. Коэффициент оборачиваемости средств - это число оборотов, совершенных за конкретный период. Он определяется по формуле: Ко = Д / Одн. Ускорение оборачиваемости оборотных средств предприятия позволяет ему существенно снизить потребность в них, так как между скоростью оборота и размером этих средств сушествует обратно пропорциональная зависимость. Сумму оборотных средств, высвобождаемых в процессе ускорения их оборота, можно рассчитать по следующей формуле: Эос = Оф - Оо * Ро, где Эос - достигаемая сумма экономии оборотных средств; Оф - фактическая оборачиваемость за отчетный период, в днях; Оо - оборачиваемость в предшествующем периоде, в днях; Ро - однодневный объем реализации за рассматриваемый период.

Для того чтобы  повысить эффективность использования  оборотного капитала, необходимо использовать следующие пути ускорения оборачиваемости  оборотных средств:-совершенствование товародвижения и нормализация размещения оборотных средств; -совершенствование расчетов с поставщиками и покупателями; · ускорение оборота денежных средств за счет инкассации торговой выручки; -недопущение дебиторской задолженности.

Источниками финансирования оборотных средств могут быть как собственные, так и привлеченные источники. Среди собственных средств, направляемых на формирование оборотных  активов, используют чистую прибыль, а  также уставной капитал, первоначально  образованный за счет вкладов учредителей. Привлеченные источники: при прямом финансировании - краткосрочные банковские кредиты; при косвенном финансировании за счет кредиторской задолженности.

30 Планирование-форма деятельности, направленная на разработку и обоснование программы экономического развития предприятия и его структурных звеньев на определенный период.

Технология планирования - совокупность конкретных методов  и способов планирования.

Технология планирования предусматривает различные подходы  к планированию: консервативный, технический, адаптивный.

Консервативный  состоит в том, что при разработке планов учитываются сложившиеся  тенденции роста и развития. Плюсом является то, что это легкий метод (экономико-статистический, расчетно-аналитический). Минус в том, что закрепляется сложившиеся тенденции хорошие или плохие. Технический - заключается в использовании экономико-математических методов планирования, то есть с помощью многофакторных моделей корреляционного анализа составляются прогнозы основных показателей хозяйственной деятельности. Плюс - рассчитывается несколько вариантов и выбирается оптимальный. Минус - определяется сложившаяся взаимосвязь между фактором и результатом, и не учитываются изменения, которые могут возникнуть. Адаптивный - предусматривает изменение и корректировку планов. Он может быть пассивным и активным. Пассивный - изменения в план вносятся после того, как повлиял какой-то фактор. Активный - изменения в план вносятся до наступления планового периода.

Плюсы и минусы имеют все подходы, следовательно, при выборе надо учитывать поставленные цели, существующую информацию, технические  возможности, квалификацию персонала.

Методология планирования - система требований к формированию плана.

При планировании деятельности предприятия применяют  следующие методы: 1нормативный-для  расчета планового показателя применяются  нормы и технико-экономические  нормативы.

2расчетно-аналитический-используется, когда отсутствуют технико-экономические  нормативы, а взаимосвязь между  отдельными показателями или  экономическими явлениями может  быть установлена лишь косвенным  путем на основе анализа и  сопоставления отчетных данных.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"