Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 20:15, шпаргалка
Работа содержит 20 ответов на вопросы по дисциплине "Экономика"
6. Внешнеторговая политика государства
Внешнеторговая
политика — составная часть экономической
политики государства, предполагающая
оказание влияния на внешнюю торговлю посредством экономических
и административных рычагов (налоги, субсидии, прямые ограничения импорта и экспорта
Исторически выделяется два
противоположных вида внешнетор
Протекционизм — система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары.
Однако протекционизм имеет оборотную сторону. Благодаря ему поддерживается завышенный уровень цен на продукты, защищенные высокими пошлинами. Ослабляются побудительные стимулы к техническому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкуренции. Усиливается нелегальный ввоз товаров без таможенного контроля. К тому же ответные меры стран — торговых партнеров могут нанести национальному хозяйству ущерб, превышающий его выигрыш от мер таможенной защиты.
Протекционизм (фр. protectioni
Характер протекционизма
и соответственно средства торговой
политики (запрещение ввоза, ставки пошлин
и структура тарифов, количественные
ограничения и т. д.) изменялись в зависимости
от общей экономической политики, проводимой
в ту или иную эпоху. В период первоначального
накопления капитала и зарождения капиталистических
отношений теоретиками и практиками протекционизма
стали меркантилисты, которые требовали у государственной
власти защиты отечественной промышленности
от иностранной конкуренции. Протекционизм
был широко распространён во Франции (протекционистские
тарифы 1664 и 1667 Кольбера), Австрийской монархии, многих
германских государствах, в России — впервые
при Петре I. Таможенная охрана сыграла
большую роль в развитии мануфактурной
и фабричной промышленности. Под знаком
протекционизма (Континентальная
блокада 1806—14 гг.) наполеоновская Франция вела
экономическую борьбу с Великобританией.
Для эпохи домонополистического
капитализма характерен «защитный» протекционизм
в большинстве стран Западной Европы и
США, направленный на охрану национальной
промышленности от более развитой промышленности
Великобритании, проводившей (с 40-x гг.
19 в.) политику «свободы торговли» Фритредерство. Для периода перерастания капитализма в монополистическую стадию
характерен «наступательный» протекционизм,
который защищает от иностранной конкуренции
не слабые отрасли промышленности, а наиболее
развитые, высокомонополизирова
Современный протекционизм
развитых капиталистических государств
выражает в первую очередь интересы
крупных национальных и международных
монополий. Захват, раздел и перераспределение
рынков сбыта товаров и капиталов составляют
главное его содержание. Осуществляется
с помощью сложной системы государственно-
Развитие процессов капиталисти
Протекционизм развивающихся стран носит принципиально иной характер. Их внешнеэкономическая политика направлена на защиту формирующихся отраслей национального хозяйства от экспансии со стороны империалистических держав. Этот протекционизм содействует достижению экономической независимости молодых суверенных государств.
Основные направления протекционизма:
Свобода торговли — внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не применяют какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику обычно проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и преодолевают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок.
Как правило, правительства стремятся проводить гибкую внешнеторговую политику. Они избирательно используют методы протекционизма и сохраняют элементы свободной торговли, стремясь при этом обеспечить благоприятные условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются соглашения, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики.
7. Международная экономическая интеграция
Экономическая интеграция – это процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами.
Экономическая интеграция характеризуется некоторыми существенными признаками, которые в совокупности отличают ее от других форм экономического взаимодействия стран:
По содержанию интеграция представляет собой переплетение, взаимопроникновение и сращивание воспроизводственных процессов стран региона. С 1947 г. в мире было создано более 60 интеграционных группировок, что определялось целым рядом предпосылок.
Предпосылки интеграции:
близость уровней
географическая близость интегрирующихся стран, наличие в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономических связей;
общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т. д. Экономическая интеграция призвана решить набор конкретных проблем, которые реально стоят перед интегрирующимися странами;
демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т. д.), что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны. Демонстрационный эффект проявился, например, в желании стран бывшего СССР как можно быстрее стать членами ЕС, даже не имея для этого макроэкономических предпосылок;
«эффект домино». После того, как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, друг на друга. Это нередко приводит даже к сокращению торговли стран, оставшихся за пределами интеграции. В результате они также вынуждены вступить в интеграционное объединение. Например, после вступления Мексики в НАФТА, многие латиноамериканские страны поспешили заключить с ней соглашения о торговле.
Опираясь на указанные
предпосылки, страны образуют интеграционные
объединения, которые, несмотря на многочисленность
в современной мировой
Использование преимуществ экономики масштабов, которое обеспечивает расширение размеров рынка, сокращение трансакционных издержек, прилив прямых иностранных инвестиций. Цели увеличения национальных масштабов особенно четко выражены у интеграционных группировок Центральной Америки и Африки.
Создание благоприятной
внешнеполитической среды. Такая цель
особенно характерна для стран ЮВА
и Ближнего Востока. Здесь важно
укрепление взаимопонимания и
Решение задач торговой политики. Региональная интеграция рассматривается как способ укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонние переговоров в ВТО. Кроме того, региональные объединения позволяют создать более стабильную основу для взаимной торговли, о чем уже говорилось ранее.
Содействие структурной перестройке экономики. Подключение стран, создающих рыночную экономику или осуществляющих глубокие экономические реформы, к региональным торговым соглашениям стран с более высоким уровнем рыночного развития рассматривается как важнейший канал передачи рыночного опыта. Более развитые страны, подключая своих соседей к процессам интеграции, также заинтересованы в ускорении их рыночных реформ и создании там полноценных емких рынков.
Поддержка молодых отраслей
национальной промышленности, так как
для них возникает более
Объективное содержание интеграции составляет переплетение, взаимопроникновение и сращивание воспроизводственных процессов, что обеспечивает более эффективное взаимодействие между странами. Таким образом, экономическая интеграция имеет ряд благоприятных условий для взаимодействующих сторон.
Интеграционное сотрудничество дает хозяйствующим субъектам (товаропроизводителям) более широкий доступ к разного рода ресурсам: финансовым, трудовым, материальным, к новейшим технологиям, а также позволяет производить продукцию в расчете на более емкий рынок.
Экономическое сближение стран в региональных рамках создает привилегированные условия для фирм стран-участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран.
Интеграционное взаимодействие позволяет решать наиболее острые проблемы социального характера.
Т.е., в результате интеграции
отдельные группы стран создают
между собой более