Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 20:15, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит 20 ответов на вопросы по дисциплине "Экономика"

Файлы: 1 файл

Ответы на вопросы.docx

— 138.22 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Внешнеторговая политика  государства

 

Внешнеторговая  политика — составная часть экономической политики государства, предполагающая оказание влияния на внешнюю торговлю посредством экономических и административных рычагов (налоги, субсидии, прямые ограничения импорта и экспорта, кредитования и т. п.). В контексте внешнеторговой политики государство законодательно устанавливает определённые правила внешней торговли, которым подчиняются как резиденты (экспортёры и импортёры), так и связанные с ними партнёры-нерезиденты.

Исторически выделяется два  противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговли. В «чистом виде» их можно условно выделять в докапиталистические эпохи, при небольшом внешнеторговом обороте и развитии внешнеэкономических связей. В современных условиях внешнеторговая политика государств представляет собой сочетание обеих противоположностей, оптимизируемое в зависимости от обстоятельств.

 

Протекционизм — система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары.

Однако протекционизм  имеет оборотную сторону. Благодаря ему поддерживается завышенный уровень цен на продукты, защищенные высокими пошлинами. Ослабляются побудительные стимулы к техническому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкуренции. Усиливается нелегальный ввоз товаров без таможенного контроля. К тому же ответные меры стран — торговых партнеров могут нанести национальному хозяйству ущерб, превышающий его выигрыш от мер таможенной защиты.

Протекционизм (фр. protectionisme, от лат. protectio защита, покровительство), экономическая политика государства, направленная на поддержку национальной экономики. Осуществляется с помощью торгово-политических барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства. Для протекционизма характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспорта товаров. Протекционизм связан с определённым историческим строем общественного хозяйства, с интересами главенствующего в этом строе класса, опирающегося на поддержку правительства: «…вопрос о протекционизме и свободе торговли есть вопрос между предпринимателями (иногда между предпринимателями разных стран, иногда между различными фракциями предпринимателей данной страны)»[1].

Характер протекционизма и соответственно средства торговой политики (запрещение ввоза, ставки пошлин и структура тарифов, количественные ограничения и т. д.) изменялись в зависимости от общей экономической политики, проводимой в ту или иную эпоху. В период первоначального накопления капитала и зарождения капиталистических отношений теоретиками и практиками протекционизма стали меркантилисты, которые требовали у государственной власти защиты отечественной промышленности от иностранной конкуренции. Протекционизм был широко распространён во Франции (протекционистские тарифы 1664 и 1667 Кольбера), Австрийской монархии, многих германских государствах, в России — впервые при Петре I. Таможенная охрана сыграла большую роль в развитии мануфактурной и фабричной промышленности. Под знаком протекционизма (Континентальная блокада 1806—14 гг.) наполеоновская Франция вела экономическую борьбу с Великобританией. Для эпохи домонополистического капитализма характерен «защитный» протекционизм в большинстве стран Западной Европы и США, направленный на охрану национальной промышленности от более развитой промышленности Великобритании, проводившей (с 40-x гг. 19 в.) политику «свободы торговли» Фритредерство. Для периода перерастания капитализма в монополистическую стадию характерен «наступательный» протекционизм, который защищает от иностранной конкуренции не слабые отрасли промышленности, а наиболее развитые, высокомонополизированные. Его цель — завоевание внешних рынков. Получение монопольных прибылей внутри страны даёт возможность реализации товаров на внешних рынках по низким, демпинговым ценам.

Современный протекционизм  развитых капиталистических государств выражает в первую очередь интересы крупных национальных и международных  монополий. Захват, раздел и перераспределение рынков сбыта товаров и капиталов составляют главное его содержание. Осуществляется с помощью сложной системы государственно-монополистических мер, контролирующих и регулирующих внешнюю торговлю. Усиление интернационализации капиталистического производства и дальнейшее развитие государственно-монополистического капитализма приводят к тому, что наряду с традиционными методами пограничного регулирования растет использование в протекционистских целях внутренних экономических и административных рычагов, а также валютно-финансовых и денежно-кредитных средств, ограничивающих применение иностранных товаров. Составной частью современного протекционизма является аграрный протекционизм (возник во время мирового аграрного кризиса конца 19 в.), защищающий интересы национальных монополий.

Развитие процессов капиталистической интеграции привело к появлению своеобразного «коллективного» протекционизма, который осуществляется с помощью согласованных действий групп развитых капиталистических стран. Примером является внешнеторговая политика стран «Общего рынка» Европейское экономическое сообщество. Особенность современного протекционизма — приспособление торговой политики капиталистических государств к новой обстановке, сложившейся в мире.

Протекционизм развивающихся  стран носит принципиально иной характер. Их внешнеэкономическая политика направлена на защиту формирующихся отраслей национального хозяйства от экспансии со стороны империалистических держав. Этот протекционизм содействует достижению экономической независимости молодых суверенных государств.

Основные направления  протекционизма:

  • Селективный протекционизм — защита внутреннего рынка от конкретного вида товара, или от конкретного государства;
  • Отраслевой протекционизм — защита отрасли производства;
  • Коллективный протекционизм — взаимозащита нескольких стран, объединенных в союз;
  • Скрытый протекционизм — нетаможенные методы протекционизма.

Свобода торговли — внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не применяют какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику обычно проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и преодолевают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок.

Как правило, правительства  стремятся проводить гибкую внешнеторговую политику. Они избирательно используют методы протекционизма и сохраняют  элементы свободной торговли, стремясь при этом обеспечить благоприятные  условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются  соглашения, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Международная  экономическая интеграция

Сущность, главные предпосылки  и цели интеграционных процессов  в мировом хозяйстве.

Экономическая интеграция – это процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами.

Экономическая интеграция характеризуется  некоторыми существенными признаками, которые в совокупности отличают ее от других форм экономического взаимодействия стран:

  • взаимопроникновением и переплетением национальных производственных процессов;
  • широким развитием международной специализации и кооперации в производстве, науке и технике на основе наиболее прогрессивных и глубоких их форм;
  • глубокими структурными изменениями в экономике стран-участниц;
  • необходимостью в целенаправленном регулировании интеграционного процесса, разработке скоординированной экономической стратегии и политики;
  • региональностью пространственных масштабов интеграции, т. к. необходимые предпосылки первостепенно складываются между странами, где установились тесные хозяйственные связи.

По содержанию интеграция представляет собой переплетение, взаимопроникновение  и сращивание воспроизводственных  процессов стран региона. С 1947 г. в мире было создано более 60 интеграционных группировок, что определялось целым  рядом предпосылок.

Предпосылки интеграции:

близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран. За редким исключением (НАФТА) межгосударственная интеграция развивается либо между промышленно развитыми, либо между развивающимися странами;

географическая близость интегрирующихся  стран, наличие в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономических связей;

общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т. д. Экономическая интеграция призвана решить набор конкретных проблем, которые реально стоят перед интегрирующимися странами;

демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т. д.), что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны. Демонстрационный эффект проявился, например, в желании стран бывшего СССР как можно быстрее стать членами ЕС, даже не имея для этого макроэкономических предпосылок;

«эффект домино». После того, как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, друг на друга. Это нередко приводит даже к сокращению торговли стран, оставшихся за пределами интеграции. В результате они также вынуждены вступить в интеграционное объединение. Например, после вступления Мексики в НАФТА, многие латиноамериканские страны поспешили заключить с ней соглашения о торговле.

Опираясь на указанные  предпосылки, страны образуют интеграционные объединения, которые, несмотря на многочисленность в современной мировой экономике  и разные уровни развития, преследуют примерно одинаковые цели. Основными целями интеграции могут быть следующие.

Использование преимуществ  экономики масштабов, которое обеспечивает расширение размеров рынка, сокращение трансакционных издержек, прилив прямых иностранных инвестиций. Цели увеличения национальных масштабов особенно четко выражены у интеграционных группировок Центральной Америки и Африки.

Создание благоприятной  внешнеполитической среды. Такая цель особенно характерна для стран ЮВА  и Ближнего Востока. Здесь важно  укрепление взаимопонимания и сотрудничества в политической, военной, социальной и других неэкономических областях.

Решение задач торговой политики. Региональная интеграция рассматривается как способ укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонние переговоров в ВТО. Кроме того, региональные объединения позволяют создать более стабильную основу для взаимной торговли, о чем уже говорилось ранее.

Содействие структурной  перестройке экономики. Подключение  стран, создающих рыночную экономику  или осуществляющих глубокие экономические  реформы, к региональным торговым соглашениям  стран с более высоким уровнем  рыночного развития рассматривается  как важнейший канал передачи рыночного опыта. Более развитые страны, подключая своих соседей  к процессам интеграции, также  заинтересованы в ускорении их рыночных реформ и создании там полноценных  емких рынков.

Поддержка молодых отраслей национальной промышленности, так как  для них возникает более широкий  региональный рынок. Эта цель была ведущей  для интеграционных объединений  стран Латинской Америки и  Африки, расположенных к югу от Сахары.

Объективное содержание интеграции составляет переплетение, взаимопроникновение  и сращивание воспроизводственных  процессов, что обеспечивает более  эффективное взаимодействие между  странами. Таким образом, экономическая  интеграция имеет ряд благоприятных  условий для взаимодействующих  сторон.

Интеграционное сотрудничество дает хозяйствующим субъектам (товаропроизводителям) более широкий доступ к разного рода ресурсам: финансовым, трудовым, материальным, к новейшим технологиям, а также позволяет производить продукцию в расчете на более емкий рынок.

Экономическое сближение  стран в региональных рамках создает  привилегированные условия для  фирм стран-участниц экономической  интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны  фирм третьих стран.

Интеграционное взаимодействие позволяет решать наиболее острые проблемы социального характера.

Т.е., в результате интеграции отдельные группы стран создают  между собой более благоприятные  условия для торговли и для  межрегионального передвижения факторов производства, чем для всех других стран. Подобные региональные образования  оцениваются положительным фактором мировой экономики, но при условии, что группа интегрирующихся стран, либерализуя взаимные экономические связи, не устанавливает менее благоприятные, чем до начала интеграции, условия для торговли с третьими государствами.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"