Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 17:25, шпаргалка
1. Предмет и метод экономической теории. Структура курса.
Предмет экономической теории
"Экономика" (греч) означает "искусство ведения хозяйства". Существует несколько определений предмета экономической теории: 1. наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми; 2. наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств; 3. общественная наука, которая изучает поведение людей и групп людей в производстве, ра
Коэффициент Джини (индекс Джини) — статистический показатель, свидетельствующий о степени расслоения общества данной страны или региона по отношению к какому-либо изучаемому признаку (к примеру, по уровню годового дохода — наиболее частое применение, особенно при современных экономических расчётах).
Как и кривая Лоренца, коэффициент Джини может использоваться для выявления уровня неравенства по накопленному богатству, однако в таком случае необходимым условием становится неотрицательность чистых активов домохозяйства.
Эта статистическая модель была предложена и разработана итальянским статистиком и демографом Коррадо Джини (1884—1965) и опубликована в 1912 году в его знаменитом труде «Вариативность и изменчивость признака» («Изменчивость и непостоянство»). Таким образом, это макроэкономический показатель, характеризующий дифференциацию денежных доходов населения в виде степени отклонения фактического распределения доходов от абсолютно равного их распределения между жителями страны
14. Бедность и
ее измерение.
БЕДНОСТЬ – состояние нужды, нехватки
жизненных средств, не позволяющее удовлетворить
насущные потребности индивида или семьи.
Бедность считается одной из наиболее
острых социальных проблем современного
общества.
Как состояние голодной жизни бедность
существовала испокон веков, но считалась
вполне обычным явлением, присущим
подавляющему большинству населения.
В азиатских, античных и феодальных
обществах деление на богатых
и бедных мало зависело от личных способностей
человека: уровень потребностей и
возможности их удовлетворять зависели
от сословно-юридического статуса индивидуума.
У разных социальных групп был
разный образ жизни, поэтому невозможность
для низких сословий следовать престижному
образу жизни высших слоев воспринималась
как привычная норма жизни. В
капиталистическом же обществе впервые
возник контраст между юридическим
равенством всех граждан и фактическим
сильным экономическим
Измерение бедности.
Есть несколько методов измерения бедности.
1.
Концепция прожиточного
Первыми, кто занялся количественными расчетами уровня бедности, стали английские ученые Чарлз Бут и Сибом Раунтри, которые ввели в 1890-х понятие «порог (или черта) бедности». Порог бедности – это минимальный доход, необходимый для приобретения только жизненно необходимых продуктов питания, одежды и жилья. С развитием общества набор необходимых для жизни предметов и услуг расширялся, но суть метода оставалась та же – отнесение индивида или семьи в разряд бедных зависит от того, чем они обладали. С помощью этого метода есть возможность измерить абсолютную бедность.
2. Концепция относительной
Одним из первых ее авторов был американский ученый Питер Таунсэнд. Если первая концепция базировалась на понятии дохода, то концепция относительной бедности во главу угла ставила понятие благосостояния. Она учитывала удовлетворение не только физических, но и социальных потребностей. Ведь часто люди обеспечены жизненно необходимыми предметами и услугами, но не могут вести принятый в их обществе образ жизни. С другой стороны, доход не является определяющим показателем в тех странах, где государство проводит политику, направленную на улучшение благосостояния бедных посредством не только денежных субсидий и пособий, но и самых разнообразных натуральных льгот (бесплатный проезд в общественном транспорте, льготное жилье, бесплатное образование и т.д.). Акцент на качестве и условиях жизни позволяет определить разрыв между социальной позицией индивида (или семьи) и его уровнем жизни.
3. Концепция аккумулированной депривации.
Эта концепция впервые предложена в 1979 норвежским социологом Е.Хансеном. Существенный недостаток методики концепции относительной бедности, – это произвольность выбранных критериев. Отсутствие какого-либо критерия может быть не столько показателем бедности, сколько сознательным выбором индивида (например, для вегетарианца отсутствие мяса в рационе не является следствием невозможности его приобрести). Характерной чертой нового подхода стало не просто изучение благосостояния индивида (либо семьи), но и подсчет количества проблем, с которыми он сталкивается (материальный доход, занятость, социальные отношения, образование и т.д.).
4. Концепция бедности как самооценки.
Все описанные подходы основаны на том, что исследователь выбирает критерии бедности, в то время как изучаемые люди являются пассивным объектом. В последние десятилетия все чаще используется метод определения бедности по самооценке респондентов – считают ли они себя бедными или нет. Такой подход имеет преимущество в том, что позволяет лучше оценивать бедность как социальную проблему, требующую принятия специальных мер. Однако его недостаток – субъективность данных из-за того, что многие респонденты могут постыдиться признать себя бедными.
Уровень бедности, измеренный по критериям каждой из этих концепций, будет заметно различаться. Например, уровень бедности, рассчитанный на основе концепции аккумулированной бедности, будет ниже, чем полученный на основе концепции относительной депривации, но оба они дадут более высокий процент бедности, чем в случае с измерением прожиточного минимума.
15. Сущность, место,
роль налоговой системы в
В рыночной экономике налоги выполняют
столь важную роль, что без хорошо налаженной,
четко действующей налоговой системы,
эффективная рыночная экономика невозможна.
Функции налогов
1. формирование доходной части государственного
бюджет
2. регулирующая. Государственное регулирование
осуществляется в двух основных направлениях:
-регулирование рыночных, товарно-денежных
отношений. Оно состоит из разработки
законов, нормативных актов, определяющих
взаимоотношения действующих на рынке
лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей
и наемных рабочих. К ним относятся законы,
постановления, инструкции государственных
органов, регулирующие взаимоотношение
товаропроизводителей, продавцов и покупателей,
деятельность банков, товарных и фондовых
бирж, а также бирж труда, торговых домов,
устанавливающие порядок проведения аукционов,
ярмарок, правила обращения ценных бумаг
и т.п. Это направление государственного
регулирования рынка непосредственно
с налогами не связано;
- регулирование развития народного хозяйства,
общественного производства в условиях,
когда основным объективным экономическим
законом, действующим в обществе, является
закон стоимости. Регулируется финансово-экономическими
методами - путем применения отлаженной
системы налогообложения, маневрирования
ссудным капиталом и процентными ставками,
выделения из бюджета капитальных вложений
и дотаций, государственных закупок и
осуществления народно-хозяйственных
программ и т.п. Центральное место в этом
комплексе экономических методов занимают
налоги.
Маневрируя налоговыми ставками,
льготами и штрафами, изменяя условия
налогообложения, вводя одни и отменяя
другие налоги, государство создает
условия для ускоренного
3. стимулирующая. С помощью
налогов, льгот и санкций государство
стимулирует технический прогресс, увеличение
числа рабочих мест, капитальные вложения
в расширение производства и др. Стимулирование
технического прогресса с помощью налогов
проявляется прежде всего в том, что сумма
прибыли, направленная на техническое
перевооружение, реконструкцию, расширение
производства товаров народного потребления,
оборудование для производства продуктов
питания и ряда других освобождается от
налогообложения.
4. Перераспределительная
функция налоговой системы носит ярко
выраженный социальный характер. Соответствующим
образом построенная налоговая система
позволяет придать рыночной экономике
социальную направленность. Это достигается
путем установления прогрессивных ставок
налогообложения, направления значительной
части бюджета средств на социальные нужды
населения, полного или частичного освобождения
от налогов граждан, нуждающихся в социальной
защите.
5. фискальная, изъятие
части доходов предприятий и граждан для
содержания государственного аппарата,
обороны станы и той части непроизводственной
сферы, которая не имеет собственных источников
доходов (многие учреждения культуры -
библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны
для обеспечения должного уровня развития
- фундаментальная наука, театры, музеи
и многие учебные заведения и т.п.
Указанное разграничение функций налоговой
системы носит условный характер, так
как все они переплетаются и осуществляются
одновременно. Налогам присуща одновременно
стабильность и подвижность. Стабильность
налоговой системы не означает, что состав
налогов может быть установлен раз и навсегда.
"Застывших" систем налогообложения
нет и быть не может. Любая система налогообложения
отражает характер общественного строя,
состояние экономики страны, устойчивость
социально-политической ситуации.
По мере изменения указанных и иных условий
налоговая система перестает отвечать
предъявляемым к ней требованиям, вступает
в противоречие с объективными условиями
развития народного хозяйства. В связи
с этим в налоговую систему в целом или
отдельные ее элементы (ставки, льготы
и т.п.) вносятся необходимые изменения.
Систему налогообложения можно считать
стабильной и, соответственно, благоприятной
для предпринимательской деятельности,
если остаются неизменными основные принципы
налогообложения, состав налоговой системы,
наиболее значимые льготы и санкции. Стабильность
налогов означает относительную неизменность
в течение ряда лет основных принципов
системы налогообложения, а также наиболее
значимых налогов и ставок, определяющих
взаимоотношения предпринимателей и предприятий
с государственным бюджетом.
Налоги - это те же экономические нормативы,
но только подлинно единые и стабильные,
независящие от воли отдельных лиц. Индивидуализация
налоговых ставок, льгот и санкций запрещена,
их можно дифференцировать по отраслям,
производствам, регионам, но никак не по
отдельным предприятиям. Налоги относятся
к классу экономических нормативов, они
формируются по принципам, присущим нормативам.
Нормально функционирующая система налогов
является одним из средств борьбы с теневой
экономикой: ведь уплата налога с того
или иного дохода означает признание его
легальности, законности, в то время как
наличие дохода, укрываемого от налогообложения
ввиду его незаконности преследуется
государством.
Повышение роли налогов в нашей стране,
превращение их в основной способ изъятия
части доходов физических и юридических
лиц в государственный и местные бюджеты
- свидетельство роста финансовой культуры
общества.
15.Сущность, место,
роль налоговой системы в
Налоговая система — совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.
Понятия налоговой системы.
Основы функционирования
национальной системы
особое место в создании системы налогообложения рыночного типа занимают принципы её построения. Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в
соответствии с налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.
Для современной России особо важное значение имеет отработка принципов построения налоговой системы применительно к особенностям развития государства федеративного типа. Основные недостатки структуры
налогообложения в стране обусловлены её неприспособленности к современным условиям. Специфика перехода экономики к рынку и решение проблем взаимоотношений федерального центра и регионов определяют и особенности состава и структуры налогообложения. Но какие бы обоснования не выдвигались для расширения сферы налоговых изъятий, они не могут опровергнуть требований экономических законов.
Любой экономический закон определяет основополагающие принципы функционирования экономических отношений, следовательно, он не может приспосабливаться к сиюминутным потребностям государства и общества в целом, зависеть от политических интересов и состава законодательной и исполнительной власти. Власть может игнорировать аксиомы экономических закономерностей и тем самым направлять развитие народного хозяйства по
заведомо ложному пути. Но история доказала – этот путь тупиковый.
Экономические
законы отражают
Налоговедение, постигая эти закономерности, определяет организационно- правовые принципы функционирования налоговой системы, формирует методики исчисления отдельных налоговых платежей. Несмотря на то, что эти процедуры регламентируются объёмом совокупного дохода общества, а также расстановкой политических сил, законодателям не следует забывать об обязанности учёта при проведении налоговых реформ требований объективных рыночных законов.
Однако современное общественное развитие далеко от идеала. Все государства развиваются согласно собственным общенациональным законам хозяйствования, которые существенно различаются. Различны, следовательно, и принципы построения налоговых систем. Для промышленно развитых стран эти принципы наиболее приближены к классическому варианту. Для стран, вступающих на путь рыночных преобразований, применение классических принципов построения налоговых систем затрудненно из-за названных выше
причин.
Основой налоговой системы
являются налоги. С помощью налоговой
системы государство реализует
свои функции по управлению (регулированию,
распределению и
Налоги выполняют
Фискальная функция — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счет налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.
Распределительная (социальная)
функция налогообложения —
Регулирующая функция налогообложения — направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.