Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 10:07, реферат
Цель работы состоит в том, чтобы подобрать и изучить литературу по данной теме. Задача работы – выяснить и понять суть проблем физиократов. Почему физиократы считали производительным трудом только труд. На какие классы делит представитель школы физиократов Ф. Кенэ, с точки зрения экономики, граждан.
Введение.
Школа Физиократов.
Предшественники физиократов.
Экономическое учение Ф Кенэ.
Теория воспроизводства. “Экономическая таблица”.
Принцип методологии.
Учение о “ чистом продукте”.
Теория капитала.
Отношение к торговле.
Экономическое учение А. Тюрго.
Предмет и метод изучения.
Теория денег.
Теория классов.
Теория доходов.
Теория стоимости.
5. Предпосылки возникновения и распада физиократической школы.
6. Заключение.
7. Список литературы.
Вместе
с тем Ф. Кенэ отнюдь не тенденциозен,
подразделяя общество на классы, поскольку,
по его словам, «трудолюбивые представители
низших классов» вправе рассчитывать
на работу с выгодой. В развитие этой мысли
ученый писал: «Зажиточность возбуждает
трудолюбие потому, что люди пользуются
благосостоянием, которое оно доставляет,
привыкают к удобствам жизни, к хорошей
пище, хорошей одежде и боятся бедности.
воспитывают своих детей в такой же привычке
к труду и благосостоянию. а удача доставляет
удовлетворение их родительским чувствам
и самолюбию».
Теория капитала.
Ф. Кенэ принадлежит первое в истории экономической мысли достаточно глубокое теоретическое обоснование положений о капитале. . По терминологии ученого, сельскохозяйственные орудия, постройки, скот и все то, что используется в земледелии в течение нескольких производственных циклов, представляют «первоначальные авансы» (по современной терминологии – основной капитал). Затраты на семена, корма, оплату труда работников и другие, осуществляемые на период одного производственного цикла (обычно до года), он относил к «ежегодным авансам» (оборотный капитал) Если меркантилисты отождествляли капитал, как правило, с деньгами, то Ф. Кенэ считал, «что деньги сами по себе представляют собой бесплодное богатство, которое ничего не производит».
Школа физиократов выступила
с резкой критикой монетаризма.
Ф.
Кенэ создал первую модель движения товарных
и денежных потоков в обществе, определил
условия реализации общественного продукта,
показал теоретическую возможность непрерывности
общественного воспроизводства товаров,
капиталов и производственных отношений.
Его модель эквивалентного обмена достаточно
абстрактна, но это научная абстракция,
позволяющая проникнуть в суть вещей.
Не зря все крупные исследователи макроэкономики,
так или иначе, обращались к трудам Ф. Кенэ.
Отношение к торговле.
Школа
физиократов выступила с резкой
критикой монетаризма. Она отвергала
ошибочные исходные положения его концепции
о том, что единственной формой богатства
является золото, а его источником - внешняя
торговля. Ф. Кенэ и его коллеги считали,
что богатство складывается из потребительных
стоимостей. Деньгам отводилась роль посредника
в обращении. Источник богатства они видели
в производстве, а не в торговле, для которой
характерен, по их мнению, только обмен
равных ценностей (эквивалентный обмен).
Заслуга физиократов в том, что они перенесли
исследование о происхождении прибавочного
продукта в сферу непосредственного производства
и тем самым заложили основу для анализа
капиталистического производства. Вместе
с тем толкование производства у них одностороннее:
сфера производства ограничена лишь сельским
хозяйством. Отсюда единственно производительным
трудом считался труд земледельцев. Физиократическая
система выступала как выражение нового
капиталистического общества, пробивающего
себе дорогу в рамках феодального. Для
объяснения процесса физиократы брали
такую отрасль труда, которая "выступает
наружу независимо от процесса обращения",
что они видели только в земледелии. С
их точки зрения, промышленность не являлась
производительной отраслью хозяйства.
Экономическое учение Ф. Тюрго
Анн Роберт Жак Тюрго, родился в 1727 году в Париже. Получил духовное образование. Но по окончании семинарии и теологического факультета Сорбонны 23-летний аббат А. Тюрго неожиданно решил отказаться от своего предназначения для церкви, не желая, по его словам, «всю жизнь носить маску на лице», и перешел на государственную службу. Уже в начале своей служебной карьеры в магистратуре Парижа А. Тюрго более всего интересовался волновавшим его экономическим положением Франции, В 25 лет он уже занимал судебную должность в парижском парламенте, а еще через год - докладчика судебной палаты, став заметной фигурой светских и философских кругов французской столицы. В эти годы А. Тюрго сблизился с одним из коллег - интендантом торговли Венсаном Гурнэ, дружба с которым, в том числе как с экономическим наставником, продолжалась вплоть до смерти В. Гурнэ в 1759 г. Вместе с ним он бывал в кругу друзей Ф. Кенэ, проживавшего, как известно, в одной из квартир на антресолях Версальского дворца.
Очередным служебным назначением А. Тюрго в 1761 г. был утвержден в должности интенданта (губернатора) в Лиможе (центр провинции Лимузен), которую занимал почти 13 лет. Представляя центральную власть в отдаленной провинции, он ведает хозяйственными вопросами, в том числе системой взимания налогов. Именно в лиможский период жизни А. Тюрго написал свое главное экономическое сочинение «Размышления о сознании и распределении богатств» (1766), незаконченную работу «Ценности и деньги» (Л769) и другие произведения. Все они, как очевидно, базировались на физиократических взглядах, а также на принципах рыночных экономических отношений и, прежде всего свободной конкуренции и свободной торговли. В 1774 г. А. Тюрго получил последнее в своей служебной карьере назначение, когда вступивший на престол Людовик XVI выделил ему пост морского министра, а через несколько недель перевел на должность генерального контролера финансов, равнозначную должности министра финансов - важнейшему в то время посту во внутренних делах королевства.
За 18 месяцев пребывания в должности генерального контролера финансов А. Тюрго хотя и не добился сокращения государственных расходов, но смог провести ряд указов и законопроектов (эдикты), открывавших возможность для всемерной либерализации экономики страны. Однако каждое его реформаторское нововведение наталкивалось на ожесточенное сопротивление парламента, находившегося под явным влиянием придворного окружения, дворянства, духовенства и некоторой части предпринимателей, стремившихся сохранить свое монопольное положение. Поэтому реализация положений эдиктов была кратковременной победой А. Тюрго и его единомышленников. В мае 1776 г. королевским посланцем ему был вручен приказ о сдаче дел в связи с отставкой, а спустя три месяца король отменил все эдикты министра-реформатора.
Главными достижениями Тюрго в качестве министра в период реформ явились: введение свободной торговли зерном и мукой внутри страны; свободный ввоз и беспошлинный вывоз зерна из королевства; замена натуральной дорожной повинности денежной поземельной податью; упразднение ремесленных цехов и гильдий, тормозивших рост предпринимательства в промышленной сфере и др.
Предмет и метод изучения.
А. Тюрго не считал себя ни учеником, ни последователем Ф. Кенэ, отрицая какую-либо свою причастность к «секте», как он выразился, физиократов. Тем не менее, творческое наследие и практические дела свидетельствуют о его приверженности основам физиократического учения и принципам экономического либерализма.
Подобно физиократам, А. Тюрго
утверждал: «Земледелец
После
смерти своего друга В. Гурнэ А. Тюрго
опубликовал сочинение «
Теория денег.
Еще в 1749 г. будучи в 22-летнем возрасте, опубликовав «Письмо аббату де Сисэ о бумажных деньгах», А. Тюрго предвосхитил идеи, «классически» изложенные спустя почти 30 лет самим Адамом Смитом. В частности, в «Письме» он вопрошал к Джону Ло: «Не позволительно ли было Ло не знать того, что золото, как и все остальное, теряет в цене, если его количество увеличивается?» А. Тюрго с пониманием сути проблемы аргументирует положение о неудобстве бумажных денег, когда их количество не соответствует количеству производимых товаров и услуг. Деньги из драгоценных металлов рассматриваются А. Тюрго по существу в качестве одного из товаров в товарном мире, подчеркивая, что «особенно золото и серебро более, чем всякий другой материал, пригодны служить монетой», ибо они «по самой природе вещей сделались монетой и притом всеобщей монетой независимо от всякого соглашения и всякого закона». По его убеждению. Деньги, т.е. «золото и серебро, изменяются в цене не только по сравнению со всеми другими товарами, но и по отношению друг к другу, смотря по большему или меньшему их изобилию».
В определении сущности и величины заработной платы рабочих А. Тюрго не расходится ни с У. Петти, ни с Ф. Кенэ, как и они считая ее результатом «от продажи своего труда другим» и полагая, что она «ограничена необходимым минимумом для его существования». тем, что ему, безусловно необходимо для поддержания жизни», Новое отличие от своих предшественников А. Тюрго относил заработную плату к числу элементов, лежащих в основе выдвинутого им понятия об «общем экономическом равновесии». Последнее, по его словам, устанавливается «между ценностью всех произведений земли, потреблением различного рода товаров, различными видами изделий, числом занятых (их производством) людей и ценой их заработной платы'.
Теория классов.
А. Тюрго, разделяя взгляды Ф. Кенэ, выделяет в обществе три класса: производительный (люди, занятые в сельскохозяйственном производстве); бесплодный (люди, занятые в промышленности и других отраслях материального производства и сферы услуг); собственников земля. Однако первые два класса он называет «работающими или занятыми классами», полагая, что каждый из них распадается на два разряда людей: на предпринимателей, или капиталистов, дающих авансы, и на простых рабочих, получающих заработную плату». Причем, как уточняет ученый, именно бесплодный класс включает в себя «членов общества, получающих заработную плату».
Теория доходов.
В определении сущности и величины заработной платы рабочих А. Тюрго не расходился ни с У. Петти, ни с Ф. Кенэ, как и они, считая ее результатом «от продажи своего труда другим» и полагая, что она «ограничена необходимым минимумом для его существования тем, что ему необходимо для поддержания жизни». Но в отличие от предшественников А. Тюрго относил зарплату к числу элементов, лежащих в основе выдвинутого им понятия об «общем экономическом равновесии». Последнее, по его словам, устанавливается «между ценостью всех произведений земли, потореблением различного рода товаров, различными видами иделий, числом занятых (их производство) людей и ценой их заработной платы».
Серьезное внимание уделил А. Тюрго исследованию природы происхождения ссудного (денежного) процента, осуждая предрассудки моралистов, прибегающих к словам из Евангелия: «Взаймы давайте, не ожидая ничего». Он утверждает, что в течение времени займа займодавец теряет доход, который мог бы получить, потому что рискует своим капиталом, а заемщик может использовать деньги для выгодных приобретений, которые могут принести ему большую прибыль. Поэтому, заключает А. Тюрго, займодавец «. не наносит никакого ущерба заемщику, ибо этот последний соглашается на его условия и не имеет никаких прав на занятую сумму. Прибыль, которую можно получить, имея, деньги, является, несомненно, одним из наиболее частых побуждений, склоняющих заемщиков брать в заем под проценты; это один из источников, который дает возможность выплачивать этот процент». Что касается текущего процента, то он, по мнению А. Тюрго, служит на рынке термометром, по которому можно судить об избытке или недостатке капиталов, уточняя, в частности, что низкий денежный процент - это и последствие, и показатель избытка капиталов.
В связи с изучением механизма формирования цен на рынке А. Тюрго выделяет цены текущие и основные. Первые устанавливаются соотношением спроса и предложения, вторые «в применении к товару есть то, чего данная вещь стоит работнику. это тот минимум, ниже которого она не может опуститься». При этом, по мнению А. Тюрго, редкость является «одним из элементов оценки при приобретении товаров».