Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 10:07, реферат
Цель работы состоит в том, чтобы подобрать и изучить литературу по данной теме. Задача работы – выяснить и понять суть проблем физиократов. Почему физиократы считали производительным трудом только труд. На какие классы делит представитель школы физиократов Ф. Кенэ, с точки зрения экономики, граждан.
Введение.
Школа Физиократов.
Предшественники физиократов.
Экономическое учение Ф Кенэ.
Теория воспроизводства. “Экономическая таблица”.
Принцип методологии.
Учение о “ чистом продукте”.
Теория капитала.
Отношение к торговле.
Экономическое учение А. Тюрго.
Предмет и метод изучения.
Теория денег.
Теория классов.
Теория доходов.
Теория стоимости.
5. Предпосылки возникновения и распада физиократической школы.
6. Заключение.
7. Список литературы.
Содержание:
5. Предпосылки
возникновения и распада
6. Заключение.
7. Список литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Цель работы состоит в том, чтобы подобрать и изучить литературу по данной теме. Задача работы – выяснить и понять суть проблем физиократов. Почему физиократы считали производительным трудом только труд. На какие классы делит представитель школы физиократов Ф. Кенэ, с точки зрения экономики, граждан.
Объектом исследования является сама школа физиократов. Ее предметом исследования является процесс создания “чистого продукта”. Под чистым продуктом понимается избыток производственной продукции, полученной в земледелии, над издержками производства. Также предметом исследования является процесс воспроизводства (этому посвящена “ Экономическая таблица” Ф. Кенэ); исследование методологии с помощью разработанной Кенэ концепции о естественном порядке юридической основы; изучение капитала и его структура; сущность заработной платы и налога.
Методологическая основа исследования основывается в первую очередь на “Экономическую таблицу” основоположника школы физиократов Франсуа Кенэ, которая стала первой теоретической моделью воспроизводства. Также Ф. Кенэ впервые применил термин “ классы” в отношении к общественным группам людей. Ф. Кенэ сосредоточил свое внимание на сфере производства, рассматривая его как постоянно возобновляемый процесс, т.е. как воспроизводство. Центральное место в экономической теории физиократов занимает категория “чистого продукта” (национальный доход). В первые в истории экономической мысли Ф. Кенэ обосновал учение о капитале. Сами физиократы заложи основу для анализа капиталистического производства (сфера производства ограничена лишь сельским хозяйством). Отсюда у физиократов единственно производительным трудом считался труд земледельцев. В своей знаменитой работе “Размышление о создании и распределении богатства”(1776г.), как и Ф.Кенэ, сам А.Тюрго выделяет в обществе три класса. В отличие от традиционных воззрений физиократов, Тюрго выделяет прибыль на капитал в качестве особого вида дохода, в качестве самостоятельной экономической категории.
Причина выбора данной темы является необходимость изучения предмета экономики. А чтобы подробнее узнать экономику нужно начинать с истории экономики. Так же важно, что с физиократов начинается второй этап развития экономической мысли.
Школа физиократов
Школа физиократов возникла во Франции в период перехода от феодализма к капитализму, в XVIII веке. К этому времени уже окреп промышленный и финансовый капитал, но еще 80% пахотной земли принадлежало духовным и светским феодалам. Сложились национальные рынки, и намечается появление европейского рынка, однако большинство населения по-прежнему вело натуральное хозяйство. В XVIII веке во Франции зародилось направление, знаменовавшее поворот в политической экономии; оно получило название «физиократия» (от греческих слов -»власть природы»). Основоположником и главой школы являлся Ф. Кенэ(1694 – 1774), также в нее входила большая группа экономистов: А. Тюрго(1727-1781) , В. Мирабо, В. Дюпон де Немур, Г. Летрон и др. Глава школы физиократов Ф. Кенэ оставил яркий след в науке как автор знаменитой «Экономической таблицы». Она представляет собой, по сути, первую в истории экономической науки попытку рассмотреть процесс воспроизводства общественного продукта между тремя главными секторами народного хозяйства.
В основе мироздания, по мнению физиократов, лежит внутренний порядок, определяемый действием вечных и непреложных законов, установленных Богом: физических и моральных. Физический закон - это такой ход всех физических событий, который наиболее выгоден для человеческого рода. Моральный закон есть правило для каждого человеческого поступка, согласующееся с физическим законом и наиболее выгодное для человеческого рода. Вместе эти законы образуют естественное право - неизменный и наилучший возможный порядок вещей. С этим порядком должны сообразовываться как отдельные лица, так и правительства, если они желают, чтобы их практические меры достигали поставленной цели. Несоблюдение естественных законов влечет за собой наказание нарушителя (например, смерть от голода в результате недоедания, когда человек таким образом нарушает физический закон). Задача науки заключается в изучении и научном объяснении порядка, господствующего во Вселенной. Экономика - это наука о естественном порядке человеческих обществ.
В человеческом обществе, помимо физических и моральных законов, действуют и так называемые положительные законы. Положительные законы - это принудительные правила, издаваемые верховной властью с целью установить порядок государственного управления, обеспечить соблюдение естественных законов и т.п. Управление заключается, таким образом, в установлении положительного порядка наиболее выгодного для людей, объединенных в общество под авторитетом верховной власти.
Идеал экономической деятельности - возможно большее увеличение наслаждения путем возможно большего уменьшения издержек (тягости). Таким образом, проблема оптимума была поставлена уже физиократами.
Максимальное удовлетворение потребностей всех членов общества, как считают физиократы, будет иметь место (при условии преобладания совершенной конкуренции), если каждому будет позволено свободно действовать в своих эгоистических интересах. Поэтому самым главным требованием физиократии является предоставление индивиду полной свободы действий: «laissez faire, laissez passer» (фр. «позволяйте делать, что хотят, позволяйте идти, куда хотят»). Таким образом, оптимум общественного благосостояния достигается в результате разрозненных, разнонаправленных эгоистических действий отдельных его членов.
Физиократы считали,
что истинным богатством нации выступают
не деньги, не золото, а продукт, производимый
в сельском хозяйстве. Отсюда твердое
убеждение сторонников этого учения, что
единственным производительным классом
в обществе являются крестьяне (земледельцы).
А все остальные, в лучшем случае, только
перерабатывают созданный ими продукт
(промышленность и торговля), а в худшем
этот продукт только потребляют (рантье,
дворянство, армия и. т. п.). Поэтому, по
мнению физиократов, королевская власть
должна была провести реформу, которая
освободила бы крестьян от многочисленных
пут и разнообразных разорительных налогов.
Это открыло бы возможности для развития
их трудолюбия и свободной предприимчивости,
обеспечило бы богатство и процветание
государству. Речь у физиократов шла не
о революционной ломке установившейся
системы отношений, а о видоизменении,
улучшении феодальных порядков по инициативе
королевской власти.
Предшественники физиократов
Развитие экономической науки проходило по мере того, как люди сталкивались с теми или иными экономическими проблемами и пытались их разрешить. Так, например, самой архаической и, в то же время, самой современной проблемой экономической науки является проблема обмена, товарно-денежных отношений. История развития экономической науки является одновременно историей развития отношений обмена, общественного разделения труда, самого труда, в целом рыночных отношений. Все эти проблемы неразрывно связаны, более того, одно является условием развития другого, развитие одного означает развитие других.
Вторая труднейшая проблема, которая в течение тысячелетий стояла перед экономической мыслью - это проблема производства прибавочного продукта. Когда человек не мог даже себя прокормить, у него не было ни семьи, ни собственности. Поэтому-то люди в далекие времена жили общинами, вместе охотились, вместе производили нехитрые продукты, вместе потребляли. И даже вместе, имели женщин и вместе растили детей. Как только мастерство, умение человека выросли, а главное развились средства труда настолько, что человек один мог произвести больше, чем мог потребить он сам, у него появились жена, дети, дом - собственность. А самое главное - появился излишек продукта, который и стал предметом и объектом борьбы людей. Изменился общественный строй. Первобытная община превратилась в рабовладение и т. д. По существу смена одной общественно-экономической формации другой означала смену форм производства и распределения прибавочного продукта.
Откуда берутся доходы, как прирастает богатство человека и страны - вот вопросы, которые были камнем преткновения для экономистов во все времена. С развитием производительных сил, естественно, развивалась и экономическая мысль. Она формировалась в экономические воззрения, а те, в свою очередь, сложились в последние 200-250 лет в экономические учения. Целостных экономических учений до XVIII века не было и не могло быть, так как они могли возникнуть только в результате осмысления в целом народнохозяйственных проблем, когда начали формироваться и возникать национальные рынки. Когда народ, государство могли себя ощутить как единое целое в экономическом, национальном и культурном отношениях.
Первыми достойный вклад в развитие политической экономии внесли меркантилисты (от итальянского mercante - торговец, купец), считавшие, что общественное богатство прирастает в сфере обращения, торговле.
Главной заслугой меркантилистов было то, что они осуществили первую попытку осмысления общеэкономических задач на уровне всей национальной экономики. Она не удалась, но послужила отправной точкой для следующей волны экономистов-физиократов.
Экономическое учение Ф.Кенэ
Франсуа Кенэ (1694-1774) - признанный лидер и основоположник школы физиократов - специфического тиснив в рамках классической политической экономии.
Чтобы стать медиком, Ф. Кенэ в 17 лет уехал в Париж, где одновременно практиковал в госпитале и подрабатывал на жизнь в одной, из граверных мастерских. Через шесть лет получил диплом хирурга и приступил к врачебной практике вблизи от Парижа в городке Мант.
В 1734 г. популярнейшему к этому времени врачу Ф. Кенэ предложил постоянную работу в качестве медика в своем доме в Париже герцог Виллеруа. В 1749 г. после аналогичной «просьбы» небезызвестной маркизы Помпадур Ф. Кенэ обретает еще более почетную «службу» и, наконец, с 1752 г. он удостаивается положения лейб-медика самого короля Людовика XV. Последний благоволил ему, произвел во дворянство; обращаясь к нему не иначе как «мой мыслитель», слушал советы своего доктора. Следуя одному из них, Людовик XV в качестве полезных здоровью физических упражнений собственноручно сделал на печатном станке Ф. Кенэ первые оттиски «Экономической таблицы», явившейся, как выяснилось впоследствии, первой попыткой научного анализа общественного воспроизводства.
По мере улучшения и упрочения своего материального положения (в парижский период жизни) Ф. Кенэ все более увлекается проблемами, далеко выходящими за рамки медицины. Свободное время он сначала посвящает философской науке, а затем целиком экономической теории. В 1756 г., будучи немолодым, он дает согласие участвовать в «Энциклопедии», издававшейся Дидро и д'Аламбером, в которой и были опубликованы основные его экономические произведения (статьи): «Население» (1756), «Фермеры», «Зерно», «Налоги» (1757), «Экономическая таблица» (1758) и др.
В сочинениях Ф. Кенэ решительно осуждаются взгляды меркантилистов на экономические проблемы, что по сути явилось отражением нараставшей в стране на протяжении десятилетий неудовлетворенности состоянием сельского хозяйства, к которому привел его так называемый кольбертизм времен короля Людовика XIV (это отмечал и А. Смит, характеризуя физиократию как реакцию на меркантилистскую политику Ж. Б. Кольбера). В них отражена его убежденность в необходимости перехода к фермерскому хозяйству как основе свободного (рыночного) механизма хозяйствования на принципах полной свободы ценообразования в стране и вывоза за границу сельскохозяйственной продукции.
По сравнению с Англией, где широко развивались торговля и промышленность, Франция оставалась аграрной страной, где основным производителем богатства были крестьяне-фермеры. Они были опутаны сетью атавистических феодальных зависимостей, но их положение несравнимо, скажем, с положением русских крепостных крестьян. Степень их свободы была значительно выше. Выплачивая землевладельцам денежную ренту, французские крестьяне вели вполне самостоятельное товарное хозяйство. Мануфактуры же во Франции развивались в рамках сеньориальных хозяйств и обслуживали по преимуществу знать. Эти особенности и привели к тому, что с точки зрения Ф. Кенэ главным объектом изучения экономической науки должна стать аграрная сфера.