Сфера занятости в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в рассмотрении состояния занятости в РФ и выработке путей и методов её обеспечения в современных условиях.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач, определяющих логику и внутреннюю структуру работы:
• исследовать понятие занятости как экономической категории;
• провести анализ современных методов регулирования вторичной занятости, существующих в мировой и отечественной практике;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕОРЕТИКО-ПОНЯТИЙНЫХ ПОДХОДОВ И СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ 6
1.1. Основные подходы к понятию «занятость» в отечественной науке 6
1.2. Основные подходы к понятию «рынок труда» в отечественной науке 13
ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ ТРУДА В РФ 19
2.1. Региональные особенности занятости населения 19
2.2. Анализ рынков труда по экономическим районам РФ 23
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ РЕШЕНИЯ 29
3.1. Проблемы занятости в условиях мирового экономического кризиса 29
3.2. Пути решения проблем занятости в РФ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКИ 42

Файлы: 1 файл

Сфера занятости.doc

— 229.00 Кб (Скачать)

Существующая сеть обучения и переподготовки кадров ориентирована, главным образом, на популярные профессии, а не на долгосрочные потребности рынка рабочей силы. Наконец, у государственной службы занятости все еще нет собственных квалифицированных кадров для учебно-курсовой сети, опытных инструкторов и преподавателей. При этом из-за недоверия населения к пресловутой службе занятости доступ к полной и достоверной информации фактически потерян, так как туда в полном объеме не поступают просьбы от лиц, потерявших работу.

Еще один немаловажный момент: активизация государственного регулирования рынка труда на Западе всегда однозначно связана со значительным увеличением бюджетных инвестиций в данную сферу. В России же вкладывать средства собираются «осторожно».

Как известно, любая модернизация может быть проведена двумя способами: по горизонтали и по вертикали. С одной стороны, сами работодатели могут сделать свои вакансии более привлекательными, предлагая разнообразные курсы, стажировки, предоставляя персоналу возможность переподготовки и повышения квалификации. Однако выстраивание концепции взаимодействий в рамках отрасли было и остается задачей государства.

На основании сказанного выше можно сделать следующие  выводы.

Одна из причин низкой эффективности политики на рынке  труда — это то, что такая политика представляет собой лишь набор сиюминутных мер, в то время как решаемые проблемы имеют постоянный характер и возникают регулярно, что требует постоянного внимания к ним.

Поэтому отечественная  политика в сфере занятости должна перейти от сиюминутного решения кризисных ситуаций к устойчивым системным мерам.

Печально, что российские политики до сих пор не видят необходимости  посмотреть на реформируемую область  комплексно. Именно комплексное видение  проблемы и ставка на долгосрочное планирование способны переломить ситуацию.

Если отвлечься от благих пожеланий и стратегических ориентиров, можно сделать вывод, что последствиями реализации предложенного  варианта Концепции для работодателя и соискателя вакансий может стать:

  • возрождение некой формы госзаказа на специалистов (хотя механизм ее внедрения еще не определен);
  • постепенное сокращение функционирования рыночных принципов в сфере занятости;
  • косвенное ограничение свободы выбора частных образовательных и карьерных стратегий;
  • ограничение сферы деятельности рекрутинговых агентств (вероятное сокращение их численности).

Разработанная Министерством  здравоохранения и социального  развития РФ концепция развития рынка  труда на ближайшие три года призвана помочь преодолеть нарастающий кризис на рынке труда и создать условия для притока квалифицированной рабочей силы в ключевые сектора экономики. И хотя правительство РФ возлагает на концепцию большие надежды, практика доказывает, что такая политика представляет собой лишь набор сиюминутных мер, в то время как решаемые проблемы имеют постоянный характер и возникают регулярно, что требует постоянного и комплексного внимания к ним.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Одна из причин низкой эффективности политики на рынке  труда — это то, что такая  политика представляет собой лишь набор сиюминутных мер, в то время как решаемые проблемы имеют постоянный характер и возникают регулярно, что требует постоянного внимания к ним.

Поэтому отечественная  политика в сфере занятости должна перейти от сиюминутного решения  кризисных ситуаций к устойчивым системным мерам.

Печально, что российские политики до сих пор не видят необходимости  посмотреть на реформируемую область  комплексно. Именно комплексное видение  проблемы и ставка на долгосрочное планирование способны переломить ситуацию.

Если отвлечься от благих пожеланий и стратегических ориентиров, можно сделать вывод, что последствиями реализации предложенного варианта Концепции для работодателя и соискателя вакансий может стать:

  • возрождение некой формы госзаказа на специалистов (хотя механизм ее внедрения еще не определен);
  • постепенное сокращение функционирования рыночных принципов в сфере занятости;
  • косвенное ограничение свободы выбора частных образовательных и карьерных стратегий;
  • ограничение сферы деятельности рекрутинговых агентств (вероятное сокращение их численности).

Разработанная Министерством  здравоохранения и социального  развития РФ концепция развития рынка  труда на ближайшие три года призвана помочь преодолеть нарастающий кризис на рынке труда и создать условия  для притока квалифицированной рабочей силы в ключевые сектора экономики. И хотя правительство РФ возлагает на концепцию большие надежды, практика доказывает, что такая политика представляет собой лишь набор сиюминутных мер, в то время как решаемые проблемы имеют постоянный характер и возникают регулярно, что требует постоянного и комплексного внимания к ним.

Деятельность центров занятости должна вестись по нескольким направлениям, ориентированным на различные группы общественности (сегменты рынка труда, категории безработных, слабо защищенные слои общества и т.д.), и на достижение конкретных целей (формирование имиджа центров занятости, преодоление кризиса в сфере занятости и др).

Деятельность центров занятости должна включать следующие мероприятия:

1. Совершенствование анализа, прогноза и мониторинга рынка труда в целях сбалансированности спроса и предложения рабочей силы. Включает:

- Проведение комплексных  мероприятий по повышению уровня  информированности населения о  состоянии рынка труда города  и государственных гарантиях  обеспечения занятости граждан через средства массовой информации; распространение буклетов, брошюр, памяток и других материалов.

- Осуществление мониторинга  рынка труда, сбор и анализ  информации о состоянии рынка  труда.

- Обеспечение прав  неработающего населения в сфере обязательного медицинского страхования. Ведение списка неработающих граждан, подлежащих обязательному медицинскому страхованию проживающих на данной территории.

- Оказание помощи в  трудоустройстве подростков, состоящих  на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.

- Организация и проведение  городских "ярмарок" учебных  мест, рабочих вакансий для учащейся  молодежи, безработных, выпускников  профессиональных учебных заведений  в целях широкого информирования  о возможностях и условиях получения профессиональной подготовки и работы.

- Организация летней  молодежной биржи труда в летний  период.

- Осуществление квотирования  рабочих мест для граждан, особо  нуждающихся в социальной защите  и испытывающих трудности в  поиске работы (инвалиды, молодежь).

- Создание дополнительных  рабочих мест для граждан, особо  нуждающихся в социальной защите  и испытывающих трудности в  поиске работы, за счет средств  поступивших в региональный бюджет в виде обязательной платы от работодателей, не выполнивших условия по созданию рабочих мест в 2009 году.

- Оказание содействия  в профессиональном самоопределении  учащихся общеобразовательных учреждений  с учетом потребностей рынка  труда.

2. Организации временной  занятости несовершеннолетних граждан.  Включает:

- Создание временных рабочих мест в парках и зонах отдыха города.

- Создание временных  рабочих мест для несовершеннолетних  граждан на предприятиях, учреждениях,  организациях, находящихся на территориях  районов.

- Создание временных  рабочих мест для несовершеннолетних граждан в общеобразовательных учреждениях (школьные ремонтные бригады).

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКИ

 

 

Нормативно-правовые акты

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года – М., 2009
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2002 г. N 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1. ст. 3
  3. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам финансирования мероприятий по содействию занятости населения" // Российская газета. 2003. 14 января.
  4. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 г. // Российская газета. 1999. 23 июля
  5. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции от 10 января 2003 г.) // Российская газета. 1995. 2 декабря.
  6. Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 36-ФЗ (в редакции от 10 января 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. 22 августа. N 17. ст. 1915.

 

Специальная литература

 

  1. Архангельская Н. Кто беден в России? // Эксперт. - 2005, № 16, с. 88 - 94
  2. Бреев Б.Д. Экономические последствия безработицы: оценка потерь. // Общество и экономика. - 2006. №5.
  3. Власов В.И., Крапивин О.М. Регулирование занятости граждан в Российской Федерации // Гражданин и право. 2008. NN 10-11
  4. Галат Л. Н. Занятость молодежи и её регулирование в рыночной экономике: Автореф. дис... канд. экон. наук / Л. Н. Галат; Институт молодежи. - М, 1993
  5. Гордон Л.А., Клопов Э.В. Потери и обретения России в девяностых. Т.1 – М., 2008
  6. Государственное регулирование рыночной экономики / Под ред. Кушлина В.И., Волгина Н.А. - М., 2007
  7. Государственный комитет Российской Федерации по статистике. Обследование населения по проблемам занятости. - М., 2009
  8. Григорьева И.А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. СПб., 1998.
  9. Денисова И.А., Савватеев А.В. Эффективность активных программ содействия занятости населения в России. / Препринт. - М.: ЦЭФИР, 2007
  10. Димитрова С.А. Правовые проблемы труда и занятости населения. - Алматы, 2007
  11. Ингушетия в цифрах. – М., 2008
  12. Карсетская Е., Михайлов И., Мошкович М. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников // Экономико-правовой бюллетень. - № 9. – 2006. – С. 56-63
  13. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. К.Н. Гусова. - М., 2008
  14. Коршунов Ю.Н., Коршунова Т.Ю., Кучма М.И., Шеломов Б.А. Комментарий к Трудовому Кодексу РФ. М., 2008.
  15. Котляр А. Э. Занятость населения и рынок труда России в условиях перехода к рыночной экономике: Учебное издание / А. Э. Котляр, И. Н. Кирпа. - М.: РГАТиЗ, 2008
  16. Котляр А. Э. Теоретико-методологические проблемы рынка труда и занятости / А. Э. Котляр; Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. - М: РАГС, 2006
  17. Лещинская Г. Молодежный рынок труда // Экономист. - №8. - 2007. - С. 60-70
  18. Логвинов С.А. Макроэкономическое стратегическое планирование: Учебное пособие. - М.: ИНФРА - М, 2007
  19. Логвинов С.А., Павлова Е.Г. Стратегическое планирование: Учебное пособие. М.: Финансовая академия, 2008
  20. Медведев О.М. Правовые проблемы обеспечения занятости населения. - Тверь, 2007
  21. Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 2006.
  22. Молодцов М.В., Головина С.Ю. Трудовое право России. - М., 2008
  23. Нуртдинова А.Ф., Чиканова Л.А. Практика применения законодательства о труде: Научно-практическое пособие. - М., 2006
  24. Павленков В. А. Рынок труда. – М.: Страховое общество Анкил, 2006
  25. Полякова М. Молодые кадры. Выгодно ли это предприятию? // Двойная запись. - N 6. - июнь 2007 г. – С. 102-110
  26. Пузыревский С.А. Отдельные вопросы правового регулирования занятости населения в Российской Федерации // Гражданин и право. N 7. июль 2008 г. С.16-27.
  27. Радаев В.В. Экономическая социология: учеб. пособие для вузов. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007
  28. Райзберг Б.А. Рыночная экономика. – М., 2007
  29. Ракитский Б.В. Концепция социальной политики для современной России. М.: Институт перспектив и проблем страны. 2006.
  30. Региональная экономика / Под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. – М., 2008
  31. Региональная экономика / Под ред. Н. Кузнецова. – Ростов/н-Дону, 2008
  32. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2007: статистический сборник/ Госкомстат России. - М., 2008
  33. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2008: статистический сборник/ Госкомстат России. - М., 2009
  34. Россия в цифрах. 2007: Краткий статистический сборник/Госкомстат России. - М., 2008.
  35. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда. Москва, ИНФРА-М, 2006
  36. Рывкина Р.В., Симагин Ю.А. Возрастные различия в оценках будущего России // Социологический журнал. 2006. N3-4.
  37. Рынок труда: Учебник / Под ред. В. С. Буланова и Н. А. Волгина - 4-е изд., перераб. и доп. -М.: Экзамен, 2008
  38. Серегина Л.В. Тенденции разграничения полномочий органов государственной власти в области содействия занятости населения // Журнал российского права. - № 6. – 2006. – С. 45-51.
  39. Словарь терминов, применяемых в деятельности служб занятости. - М., 2007
  40. Современный экономический словарь. - 3 - е изд.., - М.: ИНФРА - М, 2005
  41. Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы. М., 2008.
  42. <span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e_0439_0020_0442_0435_043a_0441_0442_0020_0441_0020_043e_0442_0441_0

Информация о работе Сфера занятости в России