Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:29, курсовая работа
Цель работы состоит в рассмотрении состояния занятости в РФ и выработке путей и методов её обеспечения в современных условиях.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач, определяющих логику и внутреннюю структуру работы:
• исследовать понятие занятости как экономической категории;
• провести анализ современных методов регулирования вторичной занятости, существующих в мировой и отечественной практике;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕОРЕТИКО-ПОНЯТИЙНЫХ ПОДХОДОВ И СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ 6
1.1. Основные подходы к понятию «занятость» в отечественной науке 6
1.2. Основные подходы к понятию «рынок труда» в отечественной науке 13
ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ ТРУДА В РФ 19
2.1. Региональные особенности занятости населения 19
2.2. Анализ рынков труда по экономическим районам РФ 23
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ РЕШЕНИЯ 29
3.1. Проблемы занятости в условиях мирового экономического кризиса 29
3.2. Пути решения проблем занятости в РФ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКИ 42
Существующая сеть обучения и переподготовки кадров ориентирована, главным образом, на популярные профессии, а не на долгосрочные потребности рынка рабочей силы. Наконец, у государственной службы занятости все еще нет собственных квалифицированных кадров для учебно-курсовой сети, опытных инструкторов и преподавателей. При этом из-за недоверия населения к пресловутой службе занятости доступ к полной и достоверной информации фактически потерян, так как туда в полном объеме не поступают просьбы от лиц, потерявших работу.
Еще один немаловажный момент: активизация государственного регулирования рынка труда на Западе всегда однозначно связана со значительным увеличением бюджетных инвестиций в данную сферу. В России же вкладывать средства собираются «осторожно».
Как известно, любая модернизация может быть проведена двумя способами: по горизонтали и по вертикали. С одной стороны, сами работодатели могут сделать свои вакансии более привлекательными, предлагая разнообразные курсы, стажировки, предоставляя персоналу возможность переподготовки и повышения квалификации. Однако выстраивание концепции взаимодействий в рамках отрасли было и остается задачей государства.
На основании сказанного выше можно сделать следующие выводы.
Одна из причин низкой эффективности политики на рынке труда — это то, что такая политика представляет собой лишь набор сиюминутных мер, в то время как решаемые проблемы имеют постоянный характер и возникают регулярно, что требует постоянного внимания к ним.
Поэтому отечественная политика в сфере занятости должна перейти от сиюминутного решения кризисных ситуаций к устойчивым системным мерам.
Печально, что российские политики до сих пор не видят необходимости посмотреть на реформируемую область комплексно. Именно комплексное видение проблемы и ставка на долгосрочное планирование способны переломить ситуацию.
Если отвлечься от благих пожеланий и стратегических ориентиров, можно сделать вывод, что последствиями реализации предложенного варианта Концепции для работодателя и соискателя вакансий может стать:
Разработанная Министерством здравоохранения и социального развития РФ концепция развития рынка труда на ближайшие три года призвана помочь преодолеть нарастающий кризис на рынке труда и создать условия для притока квалифицированной рабочей силы в ключевые сектора экономики. И хотя правительство РФ возлагает на концепцию большие надежды, практика доказывает, что такая политика представляет собой лишь набор сиюминутных мер, в то время как решаемые проблемы имеют постоянный характер и возникают регулярно, что требует постоянного и комплексного внимания к ним.
Одна из причин низкой эффективности политики на рынке труда — это то, что такая политика представляет собой лишь набор сиюминутных мер, в то время как решаемые проблемы имеют постоянный характер и возникают регулярно, что требует постоянного внимания к ним.
Поэтому отечественная политика в сфере занятости должна перейти от сиюминутного решения кризисных ситуаций к устойчивым системным мерам.
Печально, что российские политики до сих пор не видят необходимости посмотреть на реформируемую область комплексно. Именно комплексное видение проблемы и ставка на долгосрочное планирование способны переломить ситуацию.
Если отвлечься от благих пожеланий и стратегических ориентиров, можно сделать вывод, что последствиями реализации предложенного варианта Концепции для работодателя и соискателя вакансий может стать:
Разработанная Министерством здравоохранения и социального развития РФ концепция развития рынка труда на ближайшие три года призвана помочь преодолеть нарастающий кризис на рынке труда и создать условия для притока квалифицированной рабочей силы в ключевые сектора экономики. И хотя правительство РФ возлагает на концепцию большие надежды, практика доказывает, что такая политика представляет собой лишь набор сиюминутных мер, в то время как решаемые проблемы имеют постоянный характер и возникают регулярно, что требует постоянного и комплексного внимания к ним.
Деятельность центров занятости должна вестись по нескольким направлениям, ориентированным на различные группы общественности (сегменты рынка труда, категории безработных, слабо защищенные слои общества и т.д.), и на достижение конкретных целей (формирование имиджа центров занятости, преодоление кризиса в сфере занятости и др).
Деятельность центров занятости должна включать следующие мероприятия:
1. Совершенствование анализа, прогноза и мониторинга рынка труда в целях сбалансированности спроса и предложения рабочей силы. Включает:
- Проведение комплексных
мероприятий по повышению
- Осуществление мониторинга рынка труда, сбор и анализ информации о состоянии рынка труда.
- Обеспечение прав неработающего населения в сфере обязательного медицинского страхования. Ведение списка неработающих граждан, подлежащих обязательному медицинскому страхованию проживающих на данной территории.
- Оказание помощи в трудоустройстве подростков, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.
- Организация и проведение
городских "ярмарок" учебных
мест, рабочих вакансий для учащейся
молодежи, безработных, выпускников
профессиональных учебных
- Организация летней
молодежной биржи труда в
- Осуществление квотирования
рабочих мест для граждан,
- Создание дополнительных
рабочих мест для граждан,
- Оказание содействия
в профессиональном
2. Организации временной
занятости несовершеннолетних
- Создание временных рабочих мест в парках и зонах отдыха города.
- Создание временных
рабочих мест для
- Создание временных
рабочих мест для несовершеннол
Нормативно-правовые акты
Специальная литература