Сфера занятости в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в рассмотрении состояния занятости в РФ и выработке путей и методов её обеспечения в современных условиях.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач, определяющих логику и внутреннюю структуру работы:
• исследовать понятие занятости как экономической категории;
• провести анализ современных методов регулирования вторичной занятости, существующих в мировой и отечественной практике;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕОРЕТИКО-ПОНЯТИЙНЫХ ПОДХОДОВ И СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ 6
1.1. Основные подходы к понятию «занятость» в отечественной науке 6
1.2. Основные подходы к понятию «рынок труда» в отечественной науке 13
ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ ТРУДА В РФ 19
2.1. Региональные особенности занятости населения 19
2.2. Анализ рынков труда по экономическим районам РФ 23
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ РЕШЕНИЯ 29
3.1. Проблемы занятости в условиях мирового экономического кризиса 29
3.2. Пути решения проблем занятости в РФ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКИ 42

Файлы: 1 файл

Сфера занятости.doc

— 229.00 Кб (Скачать)

Повышенный уровень безработицы  сформировался в 7 субъектах, где проблема занятости носит затяжной характер в силу сельскохозяйственной специализации и низкой урбанизированности (Республика Адыгея и Карачаево-Черкессия), закрытия основных промышленных предприятий и резкого высвобождения работников (Магаданская и Читинская области), низкой скорости создания новых рабочих мест (Ненецкий а.о., Сахалинская обл.).

Государственной задачей является решение проблем высокой безработицы в 6 регионах, где самое большое количество безработных — республики юга России. В них хозяйство находится в депрессивном состоянии и скорость создания новых рабочих мест меньше, чем рост трудоспособного населения.

Таким образом, в России происходит усиление региональной дифференциации по уровню безработицы. Если анализировать  безработицу на основе средних показателей, то острота проблемы неизбежно сглаживается, так как ее уровень значительно  различается в зависимости от региона.

 

ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ  В РОССИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ РЕШЕНИЯ

3.1. Проблемы  занятости в условиях мирового  экономического кризиса

 

Мировой финансовый кризис, разразившийся осенью 2008 года, постепенно охватил все регионы. Финансовые проблемы затронули и реальные сектора экономик: во всем мире отмечается резкое снижение занятости, и ухудшение перспектив прироста новых рабочих мест.

В частности, МОТ утверждает, что если в 2008 году количество безработных  людей по сравнению с 2007 годом увеличилось во всем мире на 2,9 млн. и достигло почти 190 миллионов, то в 2009 году ряды безработных могут пополнить еще 5 млн. человек. Такую цифру эксперты вывели, учитывая возможность появления новых мировых экономических потрясений.

Кризис ведет в росту  безработицы и в России. В настоящее  время основные проблемные места рынка труда в России могут быть очерчены следующим образом:

Повышение уровня безработицы

Здесь цифры говорят  сами за себя: в трудоспособном возрасте в России находится 93,3 млн. человек, экономически активное население составляет 74,5 млн., занятых в экономическом производстве 69,1 млн., безработных по методике Международной организации труда насчитывается 5,1 млн., тогда как официально зарегистрированных безработных всего лишь 1,7 млн. человек. При этом за 2003-2008 годы число занятых увеличилось на 3 млн. человек, а безработица, которая еще в 2000 году составляла 10,4 млн., в 2003 году сократилась до 6,2, а за 2007 год — и вовсе до 5,1 млн. человек.

Однако разразившийся осенью 2008 года мировой финансовый кризис несколько подкорректировал эти данные.

Минздравсоцразвития России регулярно проводит мониторинг рынка  труда в разрезе субъектов  Российской Федерации, который базируется на официальной информации о планируемых увольнениях работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращении численности или штата работников, представляемой работодателями.

Получена информация о высвобождении работников 16870 организаций  из всех субъектов Российской Федерации.

По состоянию на 28 января 2009 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, составила 1 млн. 642,3 тыс. человек.

Наиболее значительный рост численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости за период с 21 по 28 января 2009 года, произошел в Костромской, Липецкой, Смоленской, Тверской, Ульяновской, Калужской, Челябинской, Вологодской, Оренбургской, Новгородской областях.

С начала октября 2008 года численность уволенных работников достигла 132161 человек, из них было трудоустроено 51089 человек, в том числе 25973 человека – в прежних организациях.

Мировой экономический кризис чрезвычайно обострил проблему занятости и в Южном Федеральном округе. Уровень безработицы в настоящее время превысил четверть активного населения, а по некоторым районам достиг 50% (например, шахтеры Ростовской области). Проблема усугубляется притоком и перемещениями беженцев и переселенцев, составляющих конкуренцию местным жителям (Ингушетия, Ставропольский и Краснодарский края, области Поволжья). По большинству социальных показателей ЮФО (особенно республики Северного Кавказа) стоит на последнем месте среди других регионов России. Среднемесячная заработная плата в них составляет треть от среднероссийской. Более 65% населения имеют денежные доходы ниже прожиточного минимума. Сравнительные данные регионов ЮФО по безработице приведены в таблице 1.

 

Таблица 1

Безработица на конец января 2009 года (по данным Территориального органа федеральной  службы государственной статистики по Ростовской области)

 

Численность официально зарегистрированных безработных

тыс. человек

в % к 
соответствующему периоду 
предыдущего года

в % к 
экономически  
активному 
населению

Республика Адыгея

7,3

86,5

3,4

Республика Дагестан

48,0

90,3

3,8

Республика Ингушетия

43,3

89,2

23,5

Кабардино-Балкарская Республика

26,9

79,6

6,3

Республика Калмыкия

5,7

100,5

3,9

Карачаево-Черкесская Республика

5,8

74,5

2,8

Республика Северная Осетия-Алания

12,0

64,2

3,4

Чеченская Республика

295,9

92,0

62,5

Краснодарский край

25,9

140,9

1,0

Ставропольский край

32,5

132,7

2,4

Астраханская область

9,2

110,5

1,7

Волгоградская область

27,1

140,4

2,1

Ростовская область

32,4

119,5

1,5


 

Следует сказать, что вышеприведенные  данные являются официальными и не вполне точно отражают действительное положение дел, но и согласно официальной статистике Республика Ингушетия лидирует по безработице среди других регионов ЮФО, отставая только от Чеченской Республики.

В соответствии с изменениями  в закон о занятости населения, которые вступили в действие с 1 января 2009 года, установлена обязанность работодателей сообщать в органы службы занятости информацию о введении режимов неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, временной приостановке работы.

3.2. Пути решения  проблем занятости в РФ

 

Сегодня официально признано, что «система социальной поддержки оказалась дестимулирующей и уравнительной (отметим, в настоящее время пособие по безработице варьируется от 720 до 2880 рублей в месяц)» [28, с.212]. Поэтому министр здравоохранения и социального развития Т.А. Голикова планирует осуществить модернизацию всей системы социального страхования, что, скорее всего, будет означать снижение государственных затрат на поддержку безработных.

Деформация структуры  занятости

За последние годы сократилось число занятых в сельском хозяйстве, ЖКХ и промышленности, и четко обозначилась тенденция роста числа вакансий на рынке строительства и недвижимости, в информационно-банковском секторе, на фармацевтическом рынке. Более всего востребованы «специалисты в области продаж и административные сотрудники, специалисты по персоналу и коммуникациям» [20, с.62].

Миграция

Число легализованных мигрантов  за последнее время значительно  выросло и на сегодняшний день составляет 1,1 млн. человек. Однако, по различным оценкам, общая численность трудовой миграции в Россию доходит до 10 млн. человек. Помимо уже описанных вопросов в сфере миграционной политики, актуален следующий: необходимо удержать квалифицированные кадры в России. Конкуренция на рынках труда обостряется, и над нашей страной нависла угроза возникновения дефицита трудовых ресурсов. Некоторые страны ЕС приняли специальные программы, нацеленные на привлечение в страну высококвалифицированных специалистов из РФ.

Трудоустройство молодежи

Для улучшения положения молодежи на рынке труда предусматриваются разнообразные мероприятия:

  • компенсация работодателям расходов, связанных с привлечением и использованием труда молодых людей, в том числе на создание специальных «ученических» рабочих мест;
  • открытие специализированных молодежных центров по трудоустройству;
  • социальная и психологическая адаптация выпускников учебных заведений;
  • широкое информирование выпускников учебных заведений о возможностях получения дополнительной профессии (специальности);
  • организация временной занятости молодых людей;
  • реализация проектов развития молодежного предпринимательства, самозанятости;
  • создание обучающих курсов и оказание финансовой поддержки по открытию собственного дела;
  • совершенствование механизма квотирования рабочих мест для выпускников учебных заведений.

16 февраля 2007 г. Правительство  РФ приняло Концепцию развития  рынка труда на 2007-2010 гг. Впрочем,  в этот день были обозначены  лишь общие направления реформирования  государственной политики на  рынке труда, а принятие плана конкретных мер было отложено до мая. Несмотря на это, представляется возможным выделить основной вектор развития, а именно: государственное вмешательство охватывает все новые сферы жизни общества, и рынок труда здесь — не исключение.

Разработанная Министерством здравоохранения и социального развития концепция развития рынка труда на ближайшие три года призвана помочь преодолеть нарастающий кризис на рынке труда и создать условия для притока квалифицированной рабочей силы в ключевые сектора экономики. Премьер-министр РФ М. Фрадков возлагает на концепцию большие надежды и утверждает, что сделан первый, хотя и запоздалый шаг в направлении стимулирования и развития рынка труда.

На ближайшие три  года план-минимум таков:

  • перераспределение работников по территории страны, корректировка объема подготавливаемых специалистов по тем или иным профессиям;
  • изменение отношения к высшему образованию;
  • исправление дисбаланса в структуре занятости за счет корректировки числа и качества подготавливаемых специалистов, в первую очередь, по заказам работодателя;
  • совершенствование трудового законодательства и законодательства о занятости;
  • повышение минимального размера оплаты труда (на начало 2007 года он составлял 4,9 тыс. рублей) до уровня прожиточного минимума для трудоспособного гражданина (однако отмечается, что «резкое» повышение нежелательно, так как это может привести к краху отдельных предприятий и даже отраслей, в частности, в сельском хозяйстве);
  • совершенствование системы мониторинга рынка труда, повышение территориальной мобильности работников, стимулирование экономической активности населения, развитие кадрового потенциала, оптимизация привлечения в Россию иностранной рабочей силы, повышение качества рабочих мест.

На наш взгляд, оценивая качество концепции, вопрос нужно поставить следующим образом: является ли этот долгожданный, но, несомненно, уже предпринятый шаг по направлению к государственному регулированию рынка труда в России продуктивным для современного российского общества?

На протяжении последних  лет сохранялось четкое ощущение того, что принимаемые Правительством меры направлены скорее на решение «в пожарном порядке» тех проблем, которые возникают здесь и сейчас, а не на реализацию четкой концепции развития рынка труда, рассчитанной на долгосрочную перспективу.

Озвученная в феврале 2007 года Концепция также не выходит  за рамки формата среднесрочной  программы. И это смущает, так  как налицо несоответствие масштаба проблем и количества времени, отведенного  на их решение (к примеру, вопрос о  чересчур большом количестве выпускников ВУЗов в России — проблема, уходящая корнями не во вчерашний день и, тем более, не решаемая за три года).

Ставя вопрос об оптимальных  моделях государственного регулирования  сферы занятости, следует обратиться к опыту развитых стран мира. В целом, активность государства в этой области там воспринимается позитивно. Государственное регулирование, по мнению Международной организации труда, объективно способствует большей занятости населения и стабильности рабочих мест, так как обеспечивает психологическую уверенность работника в гарантированном трудоустройстве (на Западе понятие «достойный труд» неотъемлемо от понятия «защита труда»). Бельгия, Дания, Ирландия и Швеция, к примеру, являются странами с хорошо развитой и структурированной политикой и инфраструктурой в сфере занятости, иными словами, эти страны лучше всего защищают своего работника. Такая позиция большинства западных стран объясняется необходимостью защитить работника от последствий глобализации, среди которых стоит выделить перетекание рабочих мест из одной страны в другую в связи с перемещением потоков иностранных инвестиций, а также постоянный страх увольнения вследствие растущей конкуренции.

Что касается принципов  работы российской службы занятости, то в теории они соответствуют международным стандартам. Так, согласно закону «О занятости населения в РФ», «государство гарантирует гражданам... бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве» (ст.12 п.1), а «служба занятости обязана... информировать обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к гражданам, желающим приобрести ту или иную профессию; оказывать помощь гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников» (ст.26 п.1). Однако фактически сложилось так, что в России на службу занятости привыкли надеяться только неквалифицированные кадры.

Вопросы профессиональной подготовки в западных странах также  находится под контролем государства. Несомненно, бизнес заинтересован в подготовке кадров, однако на Западе к этому вопросу относятся очень щепетильно, так как осознают опасность подчинения образовательных программ актуальным потребностям рынка. В России же политика часто формируется в контексте сложившейся ситуации, без элемента стратегического прогнозирования (в качестве примера можно привести «кризис перепроизводства» юристов и экономистов, возникший под влиянием тенденций 90-х гг. ХХ века).

Информация о работе Сфера занятости в России