Себестоимость как экономическая категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:35, реферат

Краткое описание

В настоящее время в Республике Беларусь развивается производство, а вместе с ним рынок и экономика страны. Если раньше в начале девяностых годов при дефиците товаров не стояла острая проблема реализации продукции, то сегодня можно сказать, что она существует. С процессом наполнения рынка товарами и услугами растет конкуренция, что заставляет каждого участника рынка бороться за свое место. В конкуренции побеждает тот, у кого выше качество и ниже цена на продукцию или услугу. Именно эти два основных фактора влияют на исход борьбы, а резерв улучшения этих факторов как раз и заключены в себестоимость.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...……….2

ГЛАВА 1. Сущность и значение себестоимости……………………………...………….3

1.1 Понятие себестоимости продукции и её виды…………………………………...…...3

1.2 Классификация затрат на выпуск и реализацию продукции………………………...6

ГЛАВА 2. Планирование себестоимости производства и реализации

Продукции………………………………………………………………………………….11

ГЛАВА 3. Финансово-экономические рычаги снижения себестоимости продукции..16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………22

Файлы: 1 файл

Себестоимость как экономическая категория.docx

— 62.44 Кб (Скачать)

Если при планировании переменных затрат предприятие должно иметь представление о будущем  выпуске продукции, то при фактическом  производстве какая-либо корректировка производственной программы не скажется при прочих равных условиях на росте или снижении переменной составляющей себестоимости, поскольку изменения не затрагивают установленных норм расходов.

В нестабильной экономической ситуации планирование затрат затруднено. В этих условиях на первый план выходит текущая оценка стоимости переменных затрат и корректировка  цены реализации в зависимости от уровня инфляции. При этом возможны противоречия между инфляционно  меняющимися ценами и другими  ценообразующими факторами. Например, состояние платежеспособного спроса потребителей или ужесточившаяся конкуренция не позволят производителю увеличить цену реализации пропорционально росту издержек.

Постоянные расходы  существенно не меняются при уменьшении или увеличении объёма выпуска продукции, изменяется лишь их относительная величина на единицу произведенной продукции.

При планировании постоянных затрат решающее значение имеет их взаимосвязь с объёмом  выпуска. Значительное изменение в  объеме выпуска могут вызвать  и большие изменения в себестоимости  продукции. Иными словами, уровень  производственной активности является важнейшим фактором, влияющим на себестоимость  единицы продукции. Даже при неизменности постоянных затрат в зависимости  от объёма выпуска предприятие может  получить совершенно разный финансовый результат.

Итак, при планировании постоянных затрат предприятие должно решать следующие задачи:

· Определение  необходимого объёма выпуска и реализации продукции, при котором достигается  окупаемость постоянных и переменных затрат.

· Расчёт необходимой  величины постоянных затрат и сопоставление  их с реальными производственными  возможностями.

Для определения  минимального объёма выпуска продукции, ниже которого производство продукции  становится нерентабельным, используют показатель порога рентабельности.

В отечественной  практике все затраты на производство и реализацию продукции по их экономическому содержанию планируются по элементам  затрат. Группировка затрат по элементам  имеет огромное значение в финансовом планировании, определении взаимоотношений  с бюджетом. В рамках внутрифирменного планирования она необходима для  целей финансового управления. С  получением выручки восстанавливаются  производственные запасы в форме  текущих активов для обеспечения  непрерывного процесса производства. Планирование затрат по элементам осуществляется с помощью сметы затрат на производство.

С планированием  затрат по товарному выпуску связано  планирование затрат на реализованную  продукцию. Плановая величина затрат на реализованную продукцию определяется по формуле:

Зр = Онп + Стп - Окп ,

где Зр - затраты на реализованную продукцию по полной плановой себестоимости;

Стп - плановая полная себестоимость товарного выпуска;

Онп - остатки готовой нереализованной продукции по фактической производственной себестоимости на начало планового периода;

Окп - остатки готовой нереализованной продукции по плановой производственной себестоимости на коней планового периода.

Состав остатков готовой продукции зависит от метода учёта выручки от реализации продукции на предприятии. Если моментом реализации считается фактическая  отгрузка продукции и выписка  платёжных документов, то остатки  нереализованной продукции на начало планового периода совпадает  с фактическими складскими запасами готовой продукции. Оценка остатков на начало планового периода осуществляется по фактической производственной себестоимости  отчётного периода.

В составе остатков продукции на конец планового  периода учитывается только плановая величина остатков готовой продукции  по плановой производственной себестоимости. При этом исходят из однодневного выпуска продукции по производственной себестоимости и нормы запаса в днях. Норма запаса в днях ориентировочно может быть рассчитана на каждом предприятии  исходя из сроков комплектации готовой  продукции, её накопления для формирования отгрузки по имеющимся заказам, а  также из динамики отчётных данных о ежедневных остатках готовой продукции.

Однако роль финансовой службы не ограничивается планированием и корректировкой себестоимости выпускаемой продукции. Большое значение имеет работа по формированию производственных запасов, необходимых для обеспечения  производства продукции заданного  объёма.

С экономической  точки зрения производственные запасы оказывают двоякое влияние на финансово-экономическое состояние  предприятия. С одной стороны, имея большие запасы сырья, предприятия  получают широкие возможности для  поиска поставщиков и осуществления  закупок. Производя закупки сырья  в больших количествах, можно  добиться существенных скидок. Запасы готовой продукции позволяют  эффективно удовлетворять потребительский  спрос, предоставляют предприятию  свободу в составлении производственного  плана и маркетинговых мероприятий. Кроме того, создание крупных запасов  готовой продукции связано с  выполнением больших запасов.

С другой стороны, при формировании крупных запасов  происходит временное омертвление  капитала. Хранение и перевозка запасов  связаны с дополнительными денежными затратами. Дополнительный ущерб возникает при угрозе устаревания продукции и потери прибыли на капитал. Поэтому важно определить объём запасов, при котором полученная экономия и выгода превышает дополнительные затраты и ущерб от их содержания.

В развитых рыночных странах для определения наиболее экономичного размера заказа на приобретение материальных запасов широко используется формула Уилсона:

З = 2РС / В ,

где З - оптимальный размер заказа;

Р - расход запаса;

С - стоимость выполнения заказа;

В - время расхода заказа.

Если необходимые  запасы могут быть заказаны и получены без задержки, то для поддержания  бесперебойного производственного  процесса предприятию необязательно  иметь запасы на весь планируемый  объём производства, достаточно, как  в нашем примере иметь запас  на 10 дней.

Однако для  размещения заказа, как правило, необходимо какое-то время. Если, например, время  доставки заказа составляет 2 дня, то предприятие  должно разместить свой заказ через 8 дней после поставки предыдущего.

На практике нельзя достоверно определить точный спрос на товарно-материальные ценности.

Особенно это  проявляется в условиях нестабильных рынков. Даже при отлаженных горизонтальных связях с поставщиками сырья и  комплектующих нет стопроцентной  гарантии в соблюдении договорных графиков поставок. Более того, возможна ситуация стойкого дефицита на материальные ресурсы, что ставит под угрозу бесперебойность  производственного процесса, а следовательно, сводит на нет все предварительные  расчеты себестоимости продукции  и отпускных цен, поскольку срывается  запланированный объём выпуска.

Предприятие должно предусмотреть дополнительные расходы  по созданию страховых запасов, определить их объём и структуру, чтобы сохранить  запланированный объём выпуска  и обеспечить стабильность финансовых показателей своей деятельности.

Определение приемлемого  объёма страхового запаса заключается  в нахождении равновесия между вероятной  нехваткой запасов и затратами  по содержанию страхового запаса. Поэтому  необходимо проанализировать все последствия  от вероятной остановки производства: увеличение себестоимости в результате роста постоянных расходов на единицу продукции, потерю определенного объёма текущих, а возможно, и будущих продаж, если потребитель установит деловые связи с конкурентами и т.п.

В зависимости  от степени негативности последствий  от остановки производства руководство  предприятия и принимает решение  о размерах страховых запасов, сознательно  идя на дополнительные расходы.

Детальный анализ затрат по видам, структуре и типам  необходим для внутрифирменного планирования, которое должно быть направлено на достижение максимальных финансовых результатов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЫЧАГИ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный  технический прогресс. Внедрение  новой техники, комплексная механизация  и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов  материалов позволяют значительно  снизить себестоимость продукции.

Серьезным резервом снижения себестоимости продукции  является расширение специализации  и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством  себестоимость продукции значительно  ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших  количествах. Развитие специализации  требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями.

Снижение себестоимости  продукции обеспечивается прежде всего за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.

Успех борьбы за снижение себестоимости решает прежде всего рост производительности труда рабочих, обеспечивающий в определенных условиях экономию на заработной плате. Рассмотрим, в каких условиях при росте производительности труда на предприятиях снижаются затраты на заработную плату рабочих. Увеличение выработки продукции на одного рабочего может быть достигнуто за счет осуществления организационно-технических мероприятий, благодаря чему изменяются, как правило, нормы выработки и соответственно им расценки за выполняемые работы. Увеличение выработки может произойти и за счет перевыполнения установленных норм выработки без проведения организационно-технических мероприятий. Нормы выработки и расценки в этих условиях, как правило, не изменяются.

В первом случае, когда изменяются нормы выработки  и расценки, предприятие получает экономию на заработной плате рабочих. Объясняется это тем, что в  связи со снижением расценок доля заработной платы в себестоимости  единицы продукции уменьшается. Однако это не приводит к снижению средней заработной платы рабочих, так как приводимые организационно-технические  мероприятия дают возможность рабочим  с теми же затратами труда выработать больше продукции. Таким образом, проведение организационно-технических мероприятий  с соответствующим пересмотром  норм выработки позволяет снижать  себестоимость продукции за счет уменьшения доли заработной платы в  единице продукции одновременно с ростом средней заработной платы  рабочих.

Во втором случае, когда установленные нормы выработки  и расценки не изменяются, величина затрат на заработную плату рабочих  в себестоимости единицы продукции  не уменьшается. Но с ростом производительности труда увеличивается объем производства, что приводит к экономии по другим статьям расходов, в частности сокращаются расходы по обслуживанию производства и управлению. Происходит это потому, что в цеховых расходах значительная часть затрат (а в общезаводских почти полностью) - условно-постоянные расходы (амортизация оборудования, содержание зданий, содержание цехового и общезаводского аппарата и другие расходы), не зависящие от степени выполнения плана производства. Это значит, что их общая сумма не изменяется или почти не изменяется в зависимости от выполнения плана производства. Отсюда следует, что, чем больше выпуск продукции, тем меньше доля цеховых и общезаводских расходов в ее себестоимости.

С ростом объема выпуска продукции прибыль предприятия  увеличивается не только за счет снижения себестоимости, но и вследствие увеличения количества выпускаемой продукции. Таким образом, чем больше объем  производства, тем при прочих равных условиях больше сумма получаемой предприятием прибыли.

Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости  продукции имеет соблюдение строжайшего  режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной  деятельности предприятия. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего  в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и  других непроизводительных расходов.

Материальные  затраты, как известно, в большинстве  отраслей промышленности занимают большой  удельный вес в структуре себестоимости  продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива  и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом  по предприятию дает крупный эффект.

Предприятие имеет  возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная с  их заготовки. Сырье и материалы  входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор  поставщиков материалов влияет на себестоимость  продукции. Важно обеспечить поступление  материалов от таких поставщиков, которые  находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом  транспорта. При заключении договоров  на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые  по своим размерам и качеству точно  соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции.

Информация о работе Себестоимость как экономическая категория