Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:23, реферат
Понятие рынка в общих чертах известно любому человеку, осуществляющему какие-либо покупки. В тоже время понятие рынка многопланово. Происходящие здесь изменения интересуют и затрагивают огромные количества людей, в том числе и таких, кому, казалось бы, нечего искать и терять в этой сложной системе.
Введение
Глава1. Рыночный механизм и его функции
Глава 2. Системы рынков
Глава 3.
Глава 4.
Заключение
Список литературы
Первый вариант: рыночная цена возрастает,
а это ведёт, с одной стороны,
к снижению спроса и, с другой стороны,
к увеличению предложения. В результате
экономический выигрыш
Второй вариант: цена на товары снижается, что способствует, с одной стороны, расширению спроса и, с другой стороны, сокращению предложения. В итоге экономически выигрывают покупатели (на ту же сумму денег они приобретают больше благ).
Спрашивается: имеется ли третий вариант,
по которому экономические интересы
продавцов и покупателей
Равновесная цена.
Вернёмся к рассмотренным ранее зависимости от цены спроса
Всё сказанное свидетельствует о том, что равновесная цена и равновесное количество обладают следующими необыкновенными свойствами.
1.Товаров представлено на
2.В точке равновесия выражен
и наибольший социальный
Конкуренция и монополия в рыночном механизме.
Взаимодействие конкуренции и рыночного механизма.
Истории давно известны два противоположных вида взаимоотношений субъектов рынка - конкуренция и монополия.
Конкуренция - соперничество между
участниками рыночного
Чтобы лучше понять конкуренцию, её нужно сравнить с монополией. Дело в том, что как один, так и другой вид взаимоотношений участников рынка является несимметричными. Противоположность их свойств коренится в совершенно разных параметрах (показателях) состояния рынка. Конкуренция представляет собой нормальное состояние рынка. Да разве можно назвать естественным такое положение, когда все рыночное пространство захватывает один продавец, который никого не допускает к торговой деятельности и сам диктует цены на продаваемые товары?
Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям: а) по масштабам развития; б) по своему характеру и в) по методам соперничества.
По масштабам развития конкуренция может быть:
1) Индивидуальная (один участник рынка стремится занять "свое место под солнцем" - выбрать наилучшие условия купли - продажи товаров и услуг);
2) Местной (введется среди
3) Отраслевой (в одной из отраслей
рынка идёт борьба за
4) Межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);
5) Национальный (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);
6) Глобальный (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).
По характеру развития конкуренция подразделяется: 1) на свободную и 2) регулируемую.
По методам введения рыночное соперничество делится: 1) на ценовое (рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен) и 2) неценовое (победу одерживают путём повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и т.п.).
Теперь подробнее рассмотрим характер развития рыночного противоборства.
Свободная конкуренция означает, во - первых, что на рынке имеется множество независимых товаровладельцев, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах. Во - вторых, никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всех желающих. Это предполагает возможности каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. В - третьих, предприятия никак не участвуют в контроле за рыночными ценами.
Свободная конкуренция, естественно,
соответствует периоду
При первоначальном знакомстве с конкуренцией можно предположить, что свободное соперничество вносит в рыночные отношения полную неорганизованность, беспорядок. В значительной мере это соответствует стихийному развитию рынка. Между тем во всех существующих видах конкуренции в большей или меньшей мере соблюдается писаные и неписаные правила рыночного соперничества.
Правила конкурентного поведения.
Рыночное соперничество
А. Индивидуальная конкуренция.
Как известно, особенностью свободной конкуренции является то, что продавцы и покупатели являются мелкими собственниками. Никто из них, естественно, не может в одиночку захватить рыночное пространство и установить для всех свою цену. Это решающее обстоятельство предопределяет правила конкурентной "игры", ведущие к победе или поражению.
Первое правило. Товаровладельцы
должны учитывать уровень равновесной
цены (отражающей равенство спроса
предложения) как норматив рационального,
разумно обоснованного
Тогда через какое - то время придётся
снижать цену или даже распродавать
товары по ценам приемлемым для покупателей.
А это сопряжено с
Второе правило. Чтобы, как говорится,
"обхитрить" равновесную цену,
товаропроизводитель старается
затратить на единицу продукции
меньше ресурсов и создавать товары
по более низкой цене. Однако он продаёт
эти изделия по общей для всех
равновесной цене. В итоге образуется
дополнительный доход в виде разницы
между равновесной и
Смелые и дальновидные предприниматели, рискуя своим имуществом, делают открытия большого хозяйственного значения: изобретают и внедряют новинки техники и технологии, находят более эффективные формы организации труда и производства, способы экономного использования ресурсов. Тем самым для всех прокладывается дорога к научно - техническому и экономическому прогрессу. Лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек (Великобритания) сделал важное обобщение: общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей. Вот вывод, замечательно подтвержденный всей историей цивилизации. Конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи.
Третье правило. При обострении борьбы соперники прибегают к методу ценовой конкуренции. Если позволяют средства, то иногда применяется демпинг - продажа продуктов по чрезвычайно низким ценам (как их называют "бросовым") ценам. Добившись разорения соперника, победитель, как правило, восстанавливает прежнюю цену и скупает имущество неудачника.
Б. Национальная конкуренция.
Прежде всего важно уяснить, кто участвует в национальной конкуренции, которая может развертываться внутри отдельных отраслей или во всей рыночной системе.
Широк распространено представление о том, что в рыночном соперничестве принимают участие только отдельные продавцы товаров. Но на самом деле на рыночной арене часто разыгрывается "война всех против всех".
Такое всеобщее сражение ведётся на трёх фронтах. Один фронт мы обнаруживаем среди продавцов. Все они стремятся к выгоде от продажи товаров и одновременно не упускают возможности "отбить" покупателей у своих соперников. Другой фронт развертывается среди покупателей, которые заинтересованы выгодно приобрести продукты и вместе с тем готовы "потеснить" других претендентов на нужный им товар.
Наконец, главный фронт "сражения" проходит между армией продавцов и армией покупателей, стоящих на противоположных позициях в отношении уровня цены. Первая из них стремится продать свои изделия подороже, а вторая - купить вещи по меньшей цене.
Теперь стоит задумываться над вопросом: какая же армия выигрывает сражение?...
Многовековой опыт рыночного противоборства
учит следующему. Одерживает верх та армия,
которая больше сплочена и способна
навязать противнику свою цену. Кроме
того, важно следующее
Существует три основных уровня рыночной цены. Они характеризуют свойственное свободному рынку стихийное колебание спроса, предложения и цен.
Первый уровень: нормальная цена. Это равновесная цена, которая устанавливается, когда спрос и предложение уравновешиваются в точке Р.
Спрашивается: происходит ли в данном случае конкурентное сражение среди всех продавцов и покупателей? Вполне очевидно, что такого сражения нет. Ибо цены, предлагаемые всеми субъектами рынка, совпадают.
Второй уровень: выше величины равновесной цены. В этом случае предложение благ превышает спрос на них. В итоге в рыночном пространстве образуется зона избытка товаров.
Несомненно, что в данный момент
конкуренция обостряется в
Стало быть, усиление конкуренции среди продавцов способствует понижению чрезмерно высоких цен, увеличивает сбыт продукции, что приводит рыночную цену к равновесному уровню.
Третий уровень: ниже величины равновесной цены. Это означает, что спрос превышает предложение. Следствием того возникает дефицит товаров.
Тогда, несомненно, усиливается конкуренция среди покупателей. Верх среди них одерживает тот, кто станет покупать товары по более высокой цене. И в этом случае возникает "цепная реакция", но другого характера. Увеличивается приобретение продуктов всё возрастающем числом покупателей за более высокую цену. Значит, обострение конкуренции среди покупателей влечёт за собой повышение очень низких цен, устраняет товарный дефицит, что с иной стороны приводит рыночную цену к уровню равновесной цены. Сейчас можно сделать обобщающие выводы об экономической роли конкуренции.
Закон конкуренции оказывает более сильное воздействие на поведение субъектов рынка по сравнению с законами спроса и предложения. Свободная конкуренция как бы заставляет чрезмерно высокие и очень низкие цены двигаться к точке равновесия. Это центростремительное движение ведёт в конечном счёте к равенству противоборствующих сторон. Прямая причастность рыночной состязательности к образованию равновесной цены и равновесного количества товаров связана с правилами конкурентной "игры".
Конкуренция выполняет троякую роль. Во - первых, благодаря соперничеству утверждаются нормальные условия производства и обращения. Во - вторых, рыночная состязательность прокладывает дорогу всему новому, передовому. В - третьих, разрушаются и устраняются с рыночной арены все неэффективные и отсталые хозяйства. Вследствие всего этого в обществе происходит расслоение. Выделяются те, кто преуспевает, опираясь на технические, организационные и экономические достижения. Имеются и опустившиеся ниже общественно нормального уровня, разорившиеся и потерпевшие крах.