Рынок труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 01:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях. С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы формирования рынка труда, во второй – проблемы регулирования его деятельности, в третьей –современный рынок труда и рынок труда в России.

Оглавление

Введение…………………………………………..
Часть 1
I. Рынок труда: понятие, типология и структура
1. Эволюция понятия рынка труда…………………………
2. Структура и сущность рынка труда…………………….
3. Типология рынка труда…………………………………..

II. Необходимость и формы регулирования рынка труда в современных условиях.
2.1. Механизм саморегулирования рынка труда……………
2.2. Государственное регулирование рынка труда ………...
Часть 2
Расчет дискриминации на рынке рабочей силы

Заключение………………………………………
Список литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

РЫНОК ТРУДА.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

    Из  этого следует, что регулирующей силой, повышающей или снижающей  цену труда и определяющей динамику рынка труда, является прибыль предпринимателя. Именно поэтому она становится объектом конкуренции между предпринимателями. Это тот самый экономический механизм, который регулирует движение нормы прибыли, определяющей цену труда. Последняя побуждает наемных работников переходить с одних фирм на другие, менять профессии и т.п.

    Цена  труда также колеблется в зависимости  от спроса и предложения труда  на рынке, как это уже отмечалось в Главе 1. Но здесь нужно учитывать  и то, что спрос на труд предприниматель  предъявляет когда найм работников дает ему прирост доходов после продажи произведенной продукции на рынке. Если данный прирост сокращается с насыщением рынка, то предприниматель ощущает это через снижение прироста прибыли и ослабление конкурентоспособности фирмы. Поэтому он должен сокращать производство и персонал. Глубинные причины движения спроса и предложения труда на рынке труда – в стремлении предпринимателя выжить, увольняя часть работников и увеличивая тем самым предложение труда и резервируя одновременно некоторое число вакантных рабочих мест. В этом случае предложение рабочих рук на рынке труда возрастает при сохранении потенциального спроса на них со стороны зарезервированных рабочих мест.

    Таким образом механизм саморегулирования  рынка труда приводит его к  такому состоянию, когда рост общего уровня безработицы сочетается с ростом удельного веса резерва производственных мощностей. При экономическом подъеме резервные рабочие места поглощают значительную часть безработных, но это порождает инфляцию, съедает рост доходов наемных работников за счет быстрой потери деньгами

    Рис. 5.

    покупательной способности. Все меры по сдерживанию  инфляции в конечном итоге ведут  к росту безработицы.

2.2. Государственное  регулирование рынка  труда и его  необходимость в  России. 

    Применительно к рыночной экономике идеи экономического либерализма т.е. политики невмешательства государства в экономику наиболее полно обосновал А. Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства». Согласно его трактовке, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит «невидимая рука» – личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Как уже говорилось, эта концепция не является достоянием истории: из нее исходят современные теории монетаризма и рациональных ожиданий.

    Но  в работах Дж.М. Кейнса эта теория подверглась критике и значительной модификации. Он оспаривал факт существования в условиях совершенной конкуренции применительно к рынку труда внутренних механизмов приспособления, приводящих к его равновесию в условиях полной занятости. Кейнс, выступая за активное вмешательство государства в трудовые отношения, считал, что только жесткая негибкая заработная плата обеспечивает состояние равновесия национального дохода. Хотя при этом и сохраняется вынужденная безработица, объясняемая недостаточностью совокупного спроса на труд, но ликвидируется нестабильность, присущая системе совершенной конкуренции.

    Применительно к сегодняшним российским условиям политика государства на рынке труда  не должна замыкаться на поиске оптимальной  глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения в рабочих местах и т.п.

    Достижение  оптимально высокой, структурно-рациональной, экономически эффективной и социально-обоснованной занятости – неотъемлемая составная часть процесса восстановления российской экономики. Стимулами этого процесса должны являться рыночные отношения и целенаправленные меры хозяйственной политики на всех уровнях. Если в развитых странах проблемы занятости могут зачастую решатся обособленно, без кардинальных изменений экономической стратегии, то в России для этого требуется коренное преобразование экономики. Это может быть реализовано лишь при финансовой стабилизации, возобновлении экономического роста, увеличении ресурсов для инвестиционной активности и решении социальных проблем. Необходимо эффективное взаимодействие работников, работодателей и государственных органов для согласования путей решения проблем занятости.

    Перспективы занятости определяются динамикой и уровнем экономической эффективности производства, поэтому более рациональное использование работников является приоритетным направлением по сравнению с сохранением существующих рабочих мест. Сокращение лишних работников и увеличение за счет этого числа безработных (при их достаточной материальной поддержке) во многих отношениях эффективней, чем сохранение на предприятиях скрытого резерва рабочей силы.

    Часть 2

    Расчет  дискриминации на рынке рабочей  силы 

    Дискриминация на рынке труда – различие в зарплате работников, производительность труда которых одинакова.

    Разделение  трудоспособных агентов:

    1. предпочтительная группа
    2. непредпочтительная группа (зарплата ниже на 20-30%)

     Зарплата  женщин равна: 
 

     Количество  женщин в коллективе: 
 

     Количество  мужчин: 
 

     График. Дискриминация на рынке труда 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Зарплата  коллектива: 
 
 
 
 
 
 

     MRPL коллектива включает: 

    1. Сумма налогов
    2. Зарплата
    3. Прибыль, направляемая в резервные фонды
 
 
 
 
 
 

Предельный  продукт труда превышает производительность труда, если 
 

Зарплата  меньше 

Наем  одного работника принесет фирме  прибыль = 
 

Расчет  уровня безработицы в РФ (0,8 от экономически активного населения) 
 
 
 
 
 

Данный  показатель не превышает стандартного уровня безработицы, установленный  в размере 10 %. Построение графика уровня безработицы (как следствие разрыва между ценой и предложением действий антирыночных сил – профсоюзов) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение.

    В данной работе я попыталась дать анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда. Я думаю, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.

    Итак, теперь можно уже с уверенностью говорить о том, что рынок труда  это не только отношения между  наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями  как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников перечисленными в пункте 2.1 способами, и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.

    Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном  сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда  в целом. Ведь политика государства  на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно  для каждого из его сегментов. Примером может быть необходимость коренного преобразования существующей системы подготовки и переподготовки кадров, которая, по сути, входит в состав потенциального рынка труда. Целенаправленное государственное регулирование в этой области в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной.

    В работе был также поставлен вопрос о необходимой степени вмешательства  государства в рыночную экономику, и конкретно в сферу трудовых отношений. Применительно к странам с развитой рыночной социально ориентированной экономикой этот вопрос актуален только в тот момент, когда начинается отток капитала за границу, обусловленный чрезмерным налоговым прессом на предпринимателей (основной источник финансирования социальных программ и т.п.). И тут уже ставится вопрос о предоставлении свободы рыночным саморегулирующимся процессам для стимулирования экономического роста.

    Также в этой работе я попытался выяснить, какие различные формы и системы  заработной платы существуют и используются в сфере рынка труда. Далее, я затронул вопрос о том, как та или иная ставка заработной платы влияет на процесс производства, а если говорить точнее, то, как меняется спрос и предложение рабочей силы на рынке труда. В результате этого получилось, что использование повременной и сдельной заработной платы в сочетании с участием рабочих в прибылях предприятий, а также, с учётом динамики налогов и рыночных цен, является определяющим фактором, который определяет производство прибавочной стоимости и уровень капиталистического производства.

    В нашей же экономике с присущим ей крупным государственным сектором и активным вмешательством в рыночные процессы говорить о построении эффективной  социальной экономики рано. Этому  способствует и несовершенство правовой базы, и налогового законодательства, и коррупция в руководящем составе, и сильный «теневой» сектор. Словом, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  литературы:: 
 

  1. Андрееев  Б.Ф. "Системный курс экономической  теории." С-кт Петербург 1998г.
  2. Еженедельник «Эксперт», № 10, 15, 21, 22, 26, 27, 30,  1998г.
  3. Заславский И. «К характеристике труда современной России. Очерк социально-трудовой политики.» «Вопросы экономики.», №2, 1998г.
  4. «Курс экономической теории». Под ред. Чепурина М.Н., Киров, 1994г.
  5. Лещинская Г. «Молодежный рынок труда.» «Экономист.», №8, 1998г.
  6. Маркс К. "Капитал", т.I, гл.5, 17.
  7. Е.М. Майбурд «Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров», Москва 1996г.
  8. Микульский К. «Формирование новой модели занятости.» «Экономист», №3, 1997г.
  9. Павленков В.А. «Рынок труда.» М., 1992г.
  10. С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р.Шмалензи «Экономика» Москва, 1993г.
  11. Чернина Н. «О новой модели занятости.» «Российский экономический журнал», №11-12, 1998г.
  12. Четвернина Т. «Положение безработных и государственная политика на рынке труда.» «Вопросы экономики», №2, 1997г.

Информация о работе Рынок труда