Рынок труда. Спрос на труд в условиях совершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 04:39, реферат

Краткое описание

Рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы творческого типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Речь идет о той или иной форме инициативы, производственной самостоятельности, стремлении к совершенствованию технологии и методов обслуживания населения. Исследования показывают, что активный созидательный труд в настоящее время в той или иной мере входит в содержание деятельности большей части работающего населения, прежде всего специалистов с высшим и средним специальным образованием, административно - управленческого персонала, высококвалифицированных рабочих, работников услуг.

Оглавление

Введение. 2

1. Рынок труда 4
1.1 Понятие рынка труда 4

1.2 Классификация рынка труда 7

1.3 Механизм функционирования рынка труда и теоретические подходы к его анализу 10

2. Рынок совершенной конкуренции 13

3. Спрос на труд. 15

4. Спрос на труд в условиях совершенной конкуренции. 15

Заключение 18

Список литературы 19

Файлы: 1 файл

Микро.docx

— 69.02 Кб (Скачать)

6. В зависимости от степени развития рыночных отношений рынок труда может быть фрагментарным (частичным), регулируемым, организованным и теневым (нерегулируемым).

Фрагментарный рынок труда предполагает ограниченное действие фактора спроса и предложения  рабочей силы на основе нормативного регулирования труда (трудовое законодательство, регулирующее вопросы найма и  увольнения работника, условия труда, его оплату и т.п.).

Регулируемый  рынок труда создает правовые основы поведения субъектов, выступающих  на рынке труда, и предполагает наряду с законодательным регулированием экономических, социальных и трудовых отношений широко развитую систему  коллективных договоров как источника нормативного регулирования.

Организованный  рынок труда - высшая степень развитости рынка труда - предполагает, во-первых, развитую инфраструктуру, включающую комплекс организаций и учреждений, обеспечивающих функционирование рынка  труда; а во-вторых, тесное взаимодействие политики занятости с другими  направлениями социально-экономической  и технической политики (научно-техническая  политика, политика структурных изменений  в экономике, в области образования, пенсионного обеспечения, семейная политика и др.).

Теневой (нерегулируемый) рынок труда включает в себя нерегулируемые формы занятости, проявляющиеся  в уклонении от налогов и статистического  учета, несоблюдении трудового законодательства и условий коллективных договоров  и включающие самые разнообразные  виды трудовой деятельности: нелегальный  труд на предприятиях, работа по совместительству, подряды, надомничество, кооперативы  и т.д., но только в том случае, когда они не контролируются государственными органами и профсоюзами.

    1.3 Механизм функционирования рынка труда и теоретические подходы к его анализу

 

Неоклассический подход

    В  западных  экономических   теориях  рынок  труда  –  это  рынок,   где реализуется лишь один  из  прочих  ресурсов.  Здесь  можно  выделить  четыре основных концептуальных  подхода  к анализу функционирования современного рынка  труда.  В  основе  первой  концепции  лежат  постулаты   классической политэкономии.  Ее  придерживаются  в  основном  неоклассики  (П.Самуэльсон, М.Фелдстайн, Р.Холл),  а  в  80-х  г.г.  ее  поддерживали  также  сторонники концепции экономики предложения  (Д.Гилдер,  А.Лаффер  и  др.).  Приверженцы этой концепции полагают, что рынок труда, как и все прочие рынки,  действует на основе ценового равновесия, т.е.  основным  рыночным  регулятором служит цена – в данном случае рабочей силы (заработная  плата).  Именно  с  помощью заработной платы, по их мнению, регулируется спрос и предложение рабочей силы, поддерживается их равновесие. Инвестиции в образование и  квалификацию (в человеческий капитал) – это аналоги инвестиций в машины  и  оборудование. Согласно маргинальной концепции индивид «инвестирует в квалификацию» до  тех пор, пока не понижается норма прибыли на эти вложения.  Из  неоклассической концепции следует, что цена рабочей  силы  гибко  реагирует  на  потребности рынка, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения,  а безработица невозможна, если на рынке труда существует равновесие.

    Поскольку всерьез говорить  об  изменении  заработной  платы  в  точном соответствии с колебаниями спроса и предложения,  тем  более  об  отсутствии безработицы, не приходится, сторонники этой  концепции  ссылаются  на  некие несовершенства рынка, которые  и  приводят  к  несоответствию  их  теорий  с жизнью.  К  ним  относят  влияние  профсоюзов,   установление   государством минимальных ставок заработной платы, отсутствие информации и т.п. Выдвигается также тезис о  якобы  добровольном  характере  безработицы. Однако  если  безработица  носит  добровольный  характер,  то   почему   она колеблется в зависимости от фазы экономического цикла? Выдвигается  и  тезис о «поиске» рабочего места  как  явлении,  вызывающем  нестабильность  рынка. Суть его заключается  в  том,  что  наемные  работники  очень  разборчивы  и стремятся к максимально выгодной работе. Однако и в  этом  случае  не  ясно, почему таких работников бывает то 4–5%, то все 15%? Но  главный  вопрос,  на который не могут ответить сторонники неоклассического подхода,–  почему  все наемные  работники  в  случае  превышения  их  предложения над спросом не предлагают свою рабочую силу по более низкой цене?

Кейнсианский  подход

    Иного подхода к объяснению  функционирования рынка труда  придерживаются кейнсианцы и монетаристы. В отличие от неоклассиков они рассматривают  рынок труда как явление постоянного и фундаментального неравновесия.  Кейнсианская модель (Дж.М.Кейнс, позже Р.Гордон и др.), в частности,  исходит из  того, что цена рабочей силы (заработная плата) жестко  фиксирована  и  практически не изменяется (особенно в сторону уменьшения). Этот элемент модели никак не доказывается,  он  берется  как  безусловный   факт.   Поскольку   же   цена (заработная плата) по данной концепции не  является  регулятором  рынка,  он (регулятор) должен быть привнесен извне.  Его  роль  отводится государству, которое, уменьшая  или  увеличивая  совокупный  спрос,  может  ликвидировать данное  неравновесие.  Так,  снижая  налоги, государство стимулирует рост спроса и потребления. Это, в свою очередь, приводит к росту  производства  и занятости. Таким образом, спрос на рабочую силу по этой модели  регулируется не колебаниями рыночных цен на труд, а совокупным спросом, иначе  –  объемом производства.

Монетаристская  модель

    Как   и   сторонники   кейнсианского   подхода,   представители   школы монетаристов (прежде всего, М.Фридмен) исходят из жесткой структуры  цен  на рабочую  силу  и,  более  того,   из   предпосылки   их   однонаправленного, повышательного   движения.   Монетаристами   вводится    понятие    некоего естественного уровня  безработицы,  отражающего  структурные  характеристики рынка труда, делающего цены на нем  негибкими,  препятствующими  нормальному его  функционированию,  усугубляющими  его  неравновесие  и,   стало   быть, безработицу. По мнению представителей данной  школы, для,  например,  американского рынка   труда   такими   негативными   факторами,   усиливающими    рыночное неравновесие,  являются  установление   государством   минимального   уровня заработной платы, сильные позиции профсоюзов,  отсутствие  всей  необходимой информации о наличии вакансий и резервной рабочей силы. Для  уравновешивания рынка  монетаристы  предлагают  использовать инструменты денежно-кредитной политики.  Речь,  в  частности,  идет  о  необходимости  использовать  такие рычаги,  как  учетная  ставка  Центрального  банка,   размеры   обязательных резервов коммерческих банков на счетах Центрального банка, что  позволит,  в частности,  стимулировать  инвестиционную  и деловую активность  и   таким образом увеличить занятость в стране.

Институционалисты на рынке труда

    Еще   один   распространенный   теоретический   подход   к    механизму функционирования   рынка   труда   представлен   школой   институционалистов (Дж.Данлоп, Л.Ульман и др.).  Основное  внимание  в  ней  уделяется  анализу профессиональных  и  отраслевых  различий  в структуре   рабочей   силы   и соответствующих уровней заработной  платы.  Здесь  прослеживается  отход  от макроэкономического   анализа   и   попытка  объяснить    характер    рынка особенностями динамики отдельных отраслей, профессиональных  демографических групп.

Марксизм  об особенностях рынка  труда

    В марксистской экономической  теории рынок труда определяется как  рынок особого рода. Его отличает от других рынков разница товара «рабочая сила»  и физического капитала. Если рабочая сила в процессе труда создает  стоимость, то все прочие виды  ресурсов  лишь  переносятся  на  новую  стоимость  самим трудом. Это  кардинально  отличает  рабочую  силу  от  всех  прочих   ресурсов, обеспечивает ее ключевое значение в общественном производстве.  Кроме  того, марксисты полагают,  что  рынок  рабочей  силы,  хотя  и  подчиняется  общим рыночным закономерностям, имеет  существенные  особенности,  поскольку сама рабочая сила как субъективный фактор производства, будучи товаром,  может  в то же время активно влиять на соотношение спроса и предложения.

    Ни один из перечисленных выше  подходов  не  дает  полной  и  адекватной картины механизма функционирования рынка рабочей силы, хотя они  и  отражают отдельные его элементы.

  1. Рынок совершенной конкуренции

Рынок представляет собой сложную саморегулирующуюся систему воспроизводства, все элементы и звенья которой находятся под  постоянным воздействием спроса и предложения. При этом реально существующий рынок  всегда является известным переплетением  двух полярных начал – конкуренции  и монополии, с преобладанием  одного из них.

Среди большого разнообразия рыночных структур особое место принадлежит рынку совершенной  конкуренции. В чистом виде он, как  правило, не существует. Поэтому его принято называть условной рыночной структурой в отличие от реально существующих структур.

Принято считать, что совершенная конкуренция  характеризуется следующими признаками:

  • Отрасль должна быть представлена достаточно большим количеством продавцов – фирм и индивидов, которые предлагают один и тот же продукт (услугу) множеству покупателей. Следовательно, доля каждого отдельного производителя в общем объеме производства отрасли незначительна. Поэтому любой продавец в таких условиях воспринимает рыночную цену на выпускаемую продукцию как экзогенно заданную величину и не в состоянии повлиять на нее.
  • Продавцы и покупатели независимы между собой и друг от друга, исключается возможность каких-либо соглашений между ними по контролю рынка.
  • Однородность выпускаемой продукции.
  • Отсутствие каких-либо ограничений для перелива капитала из одной отрасли в другую, а, следовательно, абсолютная мобильность факторов производства, в частности, взаимозаменяемость труда и капитала.
  • Совершенное знание рынка как покупателями, таки продавцами, что предполагает свободный доступ всех экономических агентов к информации о ценах, используемых технологиях и вероятной прибыли, полную осведомленность о происходящих на рынке событиях.
  • Отсутствие транспортных издержек или, что то же самое, их равная величина для всех производителей в расчете на единицу продукции.

Из приведенного перечня признаков, характеризующих  рынок совершенной конкуренции, видно, что ни одно из них в отдельности, а тем более в совокупность этих признаков, не может быть в полной мере реализована на практике. Между  тем вся академическая наука  со времен А. Смита и вплоть до I мировой войны основывалась на предпосылках свободной конкуренции. Считалось, что «невидимая рука» свободной конкуренции согласовывает деятельность множества индивидов, направляет действия всех экономический агентов, каждый из которых стремясь к собственной выгоде, обеспечивает благоденствие общества в целом.

Современная экономическая теория, освободившись  от метафизических иллюзий, которые  питали экономисты-классики, более  трезво и реалистично расценивает  совершенную конкуренцию как  абстрактную рыночную структуру, позволяющую  правильно понять существующий рынок.

Многовековой  опыт экономической истории человечества свидетельствует, что конкуренция  есть неотъемлемый элемент рыночных отношений, без которого рынок не может нормально функционировать.

  1. Спрос на труд.

Спрос на труд со стороны предприятия, являющийся функцией спроса на выпускаемую этим предприятием продукцию, зависит от многих факторов, важнейшими из которых  являются максимизация прибыли и  минимизация издержек, в частности, в связи с замещением труда  капиталом и наоборот.

Как известно, в условиях совершенной конкуренции  увеличение использования данного  вида ресурса происходит до тех пор, пока предельные издержки на его использование (MRC, marginal resource cost) не превысят величину предельного продукта в денежном выражении (MRP, marginal revenue product). Это значит, что в условиях совершенной конкуренции спрос на труд со стороны отдельного предприятие будет существовать до тех пор, пока предельные затраты на оплату труда вновь принятых работников (MRCL) не превысят величину предельного продукта труда в денежном выражении (MRP), создаваемого этими же работниками.

Совокупный  спрос на труд в масштабе отрасли  определяется путем суммирования спроса на труд отдельных предприятий, входящих в данную отрасль.

  1. Спрос на труд в условиях совершенной конкуренции.

В отличие  от спроса на продукты конечного потребления, спрос на факторы производства имеет  производный, вторичный характер. Производный  характер объясняется тем, что потребность  в факторах производства возникает  лишь в том случае, если с их помощью  могут быть произведены пользующиеся спросом конечные потребительские блага.

Спрос на любой  фактор производства находится в  прямой взаимосвязи со спросом на потребительские товары, изготовленные  с помощью данного фактора производства. В то же время существует обратная зависимость между спросом на ресурс и его ценой, что является следствием уменьшения предельного продукта ресурса в денежном выражении.

В связи  с тем, что все факторы производства, с одной стороны, являются взаимозаменяемыми, а с другой – взаимодополняемыми, спрос на факторы производства –  это взаимозависимый процесс, где  объем каждого привлекаемого  в производство ресурса зависит  от уровня цен не только на каждый из них, но и на все остальные, сопряженные с ними ресурсы и факторы.

Рынок труда – это сфера взаимоотношений покупателей и продавцов трудовых услуг. Как и любой рынок ресурсов, он формируется за счет взаимодействия спроса и предложения. Спрос на труд считается вторичным, производным от первичного спроса на готовые продукты, и особенно на потребительские товары. Основным фактором, формирующим спрос на труд, является потребность производства в людских ресурсах. Закон спроса на труд: чем меньше заработная плата, тем больше величина спроса на труд.

Зарплата  рассматривается как факторный  доход и предстает как цена труда. В широком смысле зарплата – это все вознаграждения, получаемые работником (все виды доходов), в  узком смысле зарплата – это ставка зарплаты, т. е. цена, выплачиваемая  за единицу труда в течение  определенного интервала времени. Номинальная заработная плата (W), реальная заработная плата (W/P) – это то, что  мы реально можем купить на эту сумму денег.

Предложение труда – количество труда, которое  может быть предложено производству (фирмам) по определенной цене – заработной плате и в определенное время. Закон предложения: чем больше заработная плата, тем больше величина предложения  труда. Субъекты спроса на рынке труда  – фирмы и государства, а субъекты предложения – домашние хозяйства.

Для рынка  труда в условиях совершенной  конкуренции характерно:

– взаимодействие на рынке стольких продавцов и  покупателей, что никто не может  повлиять на ставку зарплаты;

– наличие одинакового уровня квалификации у всех рабочих;

– мобильность  рабочих, т. е. нет преград для  перехода с одного места работы на другое.

Спрос фирмы  на производственные ресурсы в условиях совершенной конкуренции показывает кривая, которая изображает, как  изменяется объем необходимых фирме ресурсов, при изменении цен на них и неизменных заданных прочих факторах, влияющих на спрос.

Информация о работе Рынок труда. Спрос на труд в условиях совершенной конкуренции